Страницы

18 янв. 2015 г.

Оптимизация с вредными последствиями



Оптимизация, активно проводящаяся сейчас в региональном образовании, приводит к тому, что малые города перестают быть образовательными центрами, готовящими специалистов для местной экономики.
Еще несколько лет назад профессионально-технические училища или другие учреждения системы среднего профессионального образования были практически в каждом районном центре. В них поступали те выпускники, которые по каким-то причинам не могли претендовать на места в вузах, и училища и техникумы для многих становились первой ступенькой в получении дальнейшего образования. Более того, они готовили востребованных специалистов не только для сельского хозяйства или промышленности, но и для средних школ и детских садов, которые  пополнялись за счет выпускников таких училищ и техникумов воспитателями, учителями начальных классов, музыки и труда.
К сожалению, сейчас во многих местах картина наблюдается совсем другая. Один из ярких примеров – успешно работавший долгие годы Мещовский педагогический колледж, ставшее несколько лет назад в результате слияния с местным ПТУ индустриально-педагогическим, а теперь превратившимся  в подразделение индустриально-педагогического колледжа в Кирове.
- Как педагогическое учебное заведение колледж  существовать перестал. Сначала в нем пытались готовить механизаторов, поваров, другие специальности, но потом и этого не стало, - говорит бывший многолетний директор учебного заведения Иван Голыжбин. –  На протяжении многих лет мы готовили учителей начальных классах с различными дополнительными специализациями: учитель математики, учитель русского языка и литературы, учитель музыки, трудового обучения. Это снимало кадровый напряг в школах.  Такая подготовка с дополнительными специальностями решала многие  существовавшие проблемы и ликвидировала кадровый дефицит в образовательных предметах, которые немногочисленны по часам. Вторым нашим направлением, очень серьезным, была специальность учителя физической культуры тоже с дополнительными профессиями – учитель трудового обучения и учитель ОБЖ. Мы хорошо с этим справлялись.
В прежние годы контингент студентов у нас был от 400 до 600 человек, потому что в 1990-м году правительство приняло серьезную программу – «Кадры-90», направленную на совершенствование профессионального образования и подготовку специалистов. Тогда не было такого, что если учебное заведение набирало студентов сверх плана – за это его ругали. Я например, принимал  на специальность не 30 человек, а 36, потому что кто-то из обучающихся понимал, что это не его, и переводился или уходил. Это естественный в образовательных учреждениях процесс. У нас проводилась и большая спортивно-воспитательная работа, существовала собственная школа верховой езды, работали секции по силовым видам спорта…
Сейчас про существовавшую программу забыли, а проведенная реорганизация довела до того, что мы просто доучили поваров, которых перевели к нам из СПТУ, и трактористов. И больше набора на них не было. Преподаватели бывшего СПТУ были сокращены, потому что в них исчезла необходимость. Учительские специальности как бы провозглашались, но набор на них уменьшился, а учебный контингент сократился практически до 100 человек.
По мнению Ивана Голыжбина, оптимизация в данном случае была проведена неправильно.
- Оптимизировать можно, если существует целесообразность с точки зрения совместимости по профессиям. Но совмещать технические профессии с педагогическими просто нельзя, потому что нет никакой логической связи между учителем и трактористом, разве только та, что это просто ребята приблизительно одного возраста, - считает педагог.
Кстати, такая же ситуация сейчас, по мнению экспертов, наблюдается и в основном – Кировском индустриально-педагогическом колледже, где тоже пытаются готовить и учителей, и электриков, и слесарей. Говорят, хотели еще и токарей, но получили заявление на эту специальность всего от одного человека.
- Я полагаю, что минобразования и правительство Калужской области пошли по пути оптимизации учебных заведений для экономии бюджетных средств. Но в итоге экономия получилась сомнительная, потому что, перейдя на подушевое финансирование упал контингент учащихся, - считает Голыжбин.

В то же время такая оптимизация не решила проблему дефицита кадров в школах области. Известно, что для выпускников областного университета даже педагогических специальностей работа в них не считается престижной, и они туда идут неохотно.  Но если раньше такой дефицит удавалось отчасти пополнять кадрами из Мещовска, где  ежегодно готовили от 120 до 140 учителей начальных классов,  то теперь это количество уменьшилось  практически в 10 раз. Вряд ли от этого стало лучше тому же образованию.
- Вот региональное министерство образование говорит, что пенсионеров надо заменять в школах, а ведь получается, что некем. Раньше существовал вариант, что Кондрово готовило воспитателей и преподавателей музыки для детского сада, а мы для школы физкультурников и учителей начальных классов. Эта ниша закрывалась полностью. Кондрово года два назад село на строительные специальности. Их снова попытались заставить набрать педагогов, но этого не получилось, потому что поезд ушел. Раз это однажды похерили, теперь очень тяжело возродить. Это как в сельском хозяйстве - племенное стадо можно уничтожить за год, а восстанавливать придется 50 лет. А учитель – товар штучный. Его надо не просто обучить, а подготовить, чтобы он пришел в школу и знал, что и как делать. Мы этим как раз занимались, - рассказывает Иван Голыжбин. – Говорят, что существует распоряжение о присоединении последний оставшихся ПТУ в России к существующим техникумам. Но тогда и технических полноценных технических кадров не будет, и гуманитарные специальности проиграют тоже.
Кстати, по наблюдениям из разных мест, сегодня начинает возникать еще одна серьезная проблема – наступает серьезный провал в подготовке специалистов технических профессий для регионального агропрома. Дефицитными становятся даже трактористы, молодежь из деревень и райцентров предпочитает работе на селе конвейер на калужском «фольксвагене». Так и зарплата больше, и условия труда привлекательнее. Но хотя в создающиеся сельхозпредприятия и приходит новая техника, работать на ней становится некому.  Квалифицированного механизатора становится отыскать сложно, а отсталая материально-техническая база местной системы профтехобразования уже не в силах готовить специалистов нового уровня для сельскохозяйственной отрасли.

Конечно, можно возразить, что такое большое количество учителей сегодня нам и не нужно, потому что вместе с оптимизацией системы профтехобразовании она продолжается и с общеобразовательными учреждениями – количество школ на местах продолжает уменьшаться. Вместо того, чтобы оставлять их в небольших селах и деревнях теперь выгоднее возить детей в школьных автобусах за десятки километров в райцентры. Однако когда закрывается местная школа, из такого населенного пункта начинают уезжать имеющие такую возможность семьи с маленькими детьми, родители в которых озабочены тем, чтобы дать своим детям хорошее образование.  Села продолжают безлюдеть. Но это уже другая история.

                                                         




Комментариев нет:

Отправить комментарий