Страницы

24 дек. 2014 г.

Мне кажется, это правильно

Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект, изменяющий схему управления рынком твердых бытовых отходов. Согласно схеме, рынок будет замкнут на региональных операторов-монополистов, их тарифы будут регулировать власти регионов. Частные компании и ГК "Ростех", планировавшая получать госсубсидии на строительство мусороперерабатывающих мощностей, разочарованы — впрочем, шансы на то, что закон будет остановлен в Совете федерации, оцениваются как минимальные.

В одобренных Госдумой поправках к закону "Об отходах производства и потребления" и смежному законодательству "Ростех" больше не обнаруживается в качестве единого оператора и получателя субсидий на строительство инфраструктуры для управления твердыми бытовыми отходами (ТБО). Таким образом депутаты удовлетворили требованиям помощника президента Андрея Белоусова, который выступал против монополизации этого рынка ГК на федеральном уровне (см. "Ъ" от 28 ноября, 9 и 22 декабря). Возможности для "Ростеха" в законе остались: субсидии могут использоваться на оплату инженерных изысканий, подготовку проектной документации для объектов инфраструктуры, их строительство и оснащение в соответствии со ст. 93 закона о госзакупках, которая определяет возможности привлечения единственного поставщика.
Помимо этого представители частных компаний и импортеров убеждены: сроки запуска и конструкция принятого документа лишают их реальной возможности построения конкурентной модели рынка в рамках самостоятельной реализации ответственности за созданные отходы. Формально исходя из лучшей мировой практики, законопроект обеспечивает предприятиям выбор — платить сбор либо самоорганизовываться, заключая договоры с независимыми операторами рынка и строя собственную инфраструктуру. Но закон, как и обязанность компаний платить сбор, должен вступить в силу с 1 января 2015 года без переходного периода. "Никто не будет платить сбор и одновременно вкладываться в создание инфраструктуры",— говорит Любовь Меланевская из ассоциации "РусПЭК".
Неожиданная метаморфоза произошла с законопроектом после его выхода из правительства. Согласно принятому Госдумой законопроекту, частные операторы, собственники домов и ТСЖ стали обязаны заключать договоры с региональным оператором (на этом прежде настаивал Минстрой). "Независимые операторы перестали быть таковыми. Нас лишили доступа к потоку отходов. Все завязано на региональную монопольную компанию, которая работает в рамках регулируемых тарифов. Даже ТСЖ теперь не смогут самостоятельно выбирать компании и снижать издержки, например разделяя отходы",— говорит она. С коллегами соглашаются и в ассоциации "Русбренд". "Статья, касающаяся самостоятельной реализации ответственности производителя, оказалась декларативной — потоки сырья и контракты замкнуты на региональном операторе. В реальности воспользоваться ею мы не сможем",— заявила "Ъ" представитель ассоциации, Екатерина Астафьева. "Мы по-прежнему уверены, что при существующем подходе и управлении исключительно региональными операторами мы вернемся к ситуации со свалками, бюджетные средства будут уходить на сбор и перевозку отходов. Полноценная перерабатывающая инфраструктура создана не будет",— настаивают, в свою очередь, в "Ростехе".
Как заявляли в Минэкономики (см. "Ъ" от 22 декабря), весь смысл законопроекта в нынешнем виде сведен к пополнению бюджета. "В президентском послании и поручении сказано про сохранение условий налогообложения,— поясняет Вадим Зарипов из "Пепеляев Групп".— Но предусмотренный ст. 24.5 экологический взнос отвечает всем признакам налога — это обязательный индивидуально безвозмездный платеж на публичные нужды".
Уже 25 декабря документ поступит на рассмотрение в Совет федерации. Шанс того, что сенаторы его отклонят, минимальный: президент Владимир Путин ранее требовал (см. "Ъ" от 30 октября) обеспечить принятие законопроекта в 2014 году.
Алексей Шаповалов http://www.kommersant.ru/doc/2639998

Комментариев нет:

Отправить комментарий