Страницы

30 дек. 2014 г.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Общественных слушаний по теме:
 «Развитие жилищного самоуправления граждан в России:
проблемы создания и деятельности ТСЖ, ЖК,ЖСК»
Общественная палата Российской Федерации
24 декабря 2014 года, Москва

         Участники общественных слушаний: члены Общественной палаты РФ, научной общественности, деловых кругов, общественных организаций, представители жилищных объединений и их региональных и городских ассоциаций из различных, краев, республик и областей России в своих выступлениях констатировали следующее:

         Сфера ЖКХ, являясь важнейшим измерителем эффективности всей экономической и социальной политики государства,  несмотря на неоднократные попытки на протяжении последних двух десятилетий ее реформирования и модернизации с целью сохранения существующего жилищного фонда и повышения качества предоставляемых гражданам жилищных и коммунальных услуг, уже не первый год занимает первую строчку среди наиболее важных проблем, которые тревожат россиян.

            Эта тревога существенно возрастает при ухудшении экономической ситуации, которая наблюдается сегодня в стране, когда снижаются реальные доходы граждан, их платежеспособность и эффективность деятельности предприятий и организаций сферы ЖКХ.        Периоды экономического и социального неблагополучия не раз были в истории нашей страны и каждый раз для выхода из них органами власти запускались механизмы развития инициативы и активности граждан для наведения порядка в домах путем развития жилищного самоуправления и одновременно ослаблялись административные меры, что приводило к улучшению условий проживания, ослабляло финансовую нагрузку на государственные бюджеты разных уровней и давало возможность гражданам экономить свои средства на оплату жилищных и коммунальных услуг.

         Президент России Владимир Путин в своем последнем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации справедливо отметил:

 « Главное сейчас – дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития  в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах – это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, тем более они самостоятельны как экономически, так и политически, тем выше потенциал России», и призвал максимально снять ограничения, в том числе с социальных некоммерческих организаций, избавив их от навязчивого надзора и контроля.

         Эти слова главы государства участники слушаний воспринимают как прямое указание на необходимость развития жилищного самоуправления граждан, поддержку созданию и деятельности жилищных объединений (ТСЖ, ЖК и ЖСК) в многоквартирных домах как управляющих ими самостоятельно, так и по договору с профессиональными управляющими компаниями.

Основная задача сейчас – превратить эти слова в реальность, а не заболтать важнейшую проблему, как это уже неоднократно было ранее.

         Свою дееспособность и эффективность деятельности ТСЖ, ЖК и ЖСК доказали на протяжении нескольких десятилетий, выживая порой в условиях длительного и жесткого административного прессинга со стороны местных органов власти и органов местного самоуправления, постоянно меняющихся, обычно в худшую сторону, законодательства и нормативных актов и нередко откровенной травли из средств массовой информации, фактически потворствующих иждивенческим настроениям многих граждан, правовому нигилизму и безответственности за состояние своих домов.

         В период начала экономического кризиса в 2008-2009 годы при реализации государственной программы капитального ремонта жилых домов и переселения граждан из аварийного жилья в целях привлечения части средств домовладельцев на ремонт своих домов жилищному самоуправления граждан в форме товариществ собственников жилья органами власти и органами местного самоуправления путем реализации административных установок и формальному подходу к делу был нанесен существенный ущерб; ТСЖ были фактически дискредитированы и законодатели пошли на неоправданные меры по усложнению процедуры их создания и ужесточение контроля за их деятельностью, что в конечном счете фактически приостановило создание новых ТСЖ и резко увеличило ликвидацию действующих.

          Как неоднократно указывал президент страны, неэффективность принимаемых в сфере ЖКХ мер связана прежде всего с отсутствием комплексного, системного подхода к решению существующих здесь проблем. Тем не менее, практика «латания дыр»со стороны властных структур , расчет на удачу одной меры продолжается. Ничего значимо полезного не дало ни принятие стандарта раскрытия информации о своей деятельности управляющими организациями, ни введение муниципального, общественного контроля, ни принятие закона о  жилищном надзоре, ни попытки введения отдельной платы за общее имущество многоквартирного дома, а также социальных норм потребления воды и электричества. Уже очевидно, что не даст должного результата и лицензирование деятельности по управлению жилищным фондом, водимое  в 2015 году, фактически доказывает свою порочность и принятое законодательство по накопитальной системе проведения капитального ремонта особенно в домах, которые не управляются ТСЖ, ЖК, ЖСК.

         Ошибочность принимаемых государственные органами решений и практических мер в области ЖКХ заключается в упорном ориентировании на активизацию преимущественно одного из трех основных субъектов сферы ЖКХ  - органов власти , которые выпускают все новые и новые мало связанные между собой законодательные актов и распорядительные документы, при том что исполнительская дисциплина остается на низком уровне, а уровень коррупции сохраняется крайне высоким. При этом права и законные интересы двух других и по сути главных субъектов этой сферы (с одной стороны, совладельцев многоквартирных домов как заказчиков и потребителей услуг, и с другой стороны,  управляющих и подрядных жилищных организаций как исполнителей услуг) или полностью игнорируются, или значительно ограничиваются, в том числе репрессивными мерами.

         Для принятия действенных мер по коренному изменению положения в жилищной сфере необходимо четко представлять, что из трех основных субъектов сферы ЖКХ важнейшим являются граждане, одновременно это самый сложный для раскрытия его потенциала элемент, организационно, профессионально на сегодня наиболее слабый. Поэтому основная задача  состоит в пробуждении у граждан чувства хозяина, ответственности за свой дом, а это, в свою очередь, возможно только путем принятия стимулирующих активность граждан мер, расширения их прав по принятию решений, связанных с их условиями проживания в доме, и одновременно по увеличению их обязанностей, путем существенного снижения вмешательства надзорных и контрольных органов в их деятельность.

            Участники слушаний считают необходимым:

1.               При Министерстве строительства и ЖКХ создать рабочую группу из наиболее авторитетных представителей региональных и городских ассоциаций ТСЖ, ЖК, ЖСК, профильных ВУЗов, исследовательских учреждений для разработки до конца 2015 года проекта долгосрочной федеральной целевой программы развития жилищного самоуправления граждан в России.

2.               Выделить средства из федерального бюджета и провести конкурс на проведение углубленных исследований состояния жилищного самоуправления в стране и разработку предложений по его широкому развитию.

3.               В программе (п.1) предусмотреть следующие меры:

- инвентаризация, всех многоквартирных домов в ограниченные сроки, формирование домовладений как единых имуще ственно-земельных комплексов, оценка их технического состояния и рыночной стоимости, а также стоимости недоремонта, государственная регистрация домовладений;

- упрощение как процедуры создания жилищных объединений в МКД (а после переходного периода сделать такое создание товариществ обязательным), так и проведения общих собраний домовладельцев, в том числе: снижение кворумы для принятия решения; упрощение процедуры голосования по принципу «один собственник - один голос» и подсчета голосов;

- расширение прав домовладельцев по вопросам перевода жилых помещений в нежилые, использованию в жилом доме нежилых помещений, проведению капитального ремонта домов и их реконструкции, использованию придомовых земельных участков;

- передача в оперативное управление жилищным объединениям нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности без изменения направления использования для социально значимых организаций;

- в срок не более 2-3 лет передать на основании распорядительных документов (т.е. внесудебно) в долевую собственность домовладельцев дома все нежилые помещений, в силу закона относящиеся  к общему имуществу;

- в регионах, городах создать сервисные центры по оказанию юридической, организационной, методической, учебной и информационно-разъяснительной работы как отдельным домовладельцам, так и их жилищным объединениям;

- рабочей группе (п.1) провести инвентаризацию действующего законодательства, нормативно-правовой базы по вопросам ЖКХ в целях подготовки предложений по их оптимизации, уточнению и унификации используемых в официальных документах понятий;

- в полномочия органов власти и органов местного самоуправления  вменить обязанность по организации и проведению жилищного просвещения,

- подконтрольным органам власти и органам местного самоуправления средствам массовой информации основное внимание уделять пропаганде положительного опыта работы жилищных объединений, внимательно разбираться с фактами нарушений закона;

- возродить кооперативное строительство жилых домов, используя в этом вопросе весь положительный опыт советского периода;

- другие предложения…

4. Для консолидации усилий жилищных объединений в целях расширения и защиты своих прав провести весной 2015 года Всероссийский съезд жилищных объединений страны.

5. Считать целесообразным продолжение работы по созданию региональных и городских жилищных объединений граждан, а также по налаживанию взаимовыгодных отношений с саморегулируемыми организациями добросовестных управляющих и жилищных обслуживающих организаций в целях совместной защиты прав и законных интересов своих членов, повышения качества жилищных услуг.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий