1 сент. 2014 г.

Прокуратура о коррупционных рисках

Надзор за соблюдением требований федерального законодательства при размещении заказов и неукоснительном исполнении условий заключенных государственных и муниципальных контрактов, целевого и эффективного расходования бюджетных средств является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры.

Анализ выявленных нарушений свидетельствует о том, что несмотря на формирование контрактной системы закупок сфера размещения заказов остается одной из наиболее коруппционноемких.

В текущем году в указанной сфере выявлено свыше 300 нарушений (АППГ – 172), опротестовано более 30 незаконных правовых актов (АППГ – 3), внесено 189 представлений (АППГ – 62), по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 126 лиц (АППГ – 34), к административной ответственности – 12 лиц (АППГ – 12).

Подверженными коррупционным рискам являются любые сферы правоотношений на всех стадиях размещения заказа.   Так, проведенной прокуратурой области проверкой Федерального государственного унитарного предприятия «Калужское» Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФГУП) установлено, что для производства товарной продукции ФГУП осуществляло закупку сырья и материалов по значительно завышенной цене, что необоснованно увеличивало себестоимость выпускаемой продукции. Анализ договорной работы показал, что рынок сырья для производства продукции должным образом руководством предприятия не изучался, мониторинг цен на закупаемую продукцию не проводился, правовая и экономическая экспертиза договоров на контрактацию сельскохозяйственной продукции и поставки не осуществлялась. Решения о заключении сделок принимались единолично бывшим директором предприятия. Значительная доля поставок сырья осуществлялась фирмами-посредниками, а не производителями, без необходимой коммерческой репутации.
Цены на выпускаемую предприятием продукцию по ряду товарных позиций превышали средние цены производителей аналогичной продукции по Центральному федеральному округу, что в конечном итоге привело к неэффективным расходам средств федерального бюджета территориальными органами ФСИН России, осуществляющими закупку продовольственных товаров для обеспечения внутрисистемных потребностей учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на общую сумму 310,9 млн. рублей.
По результатам проверки СУ СК России по Калужской области возбуждено уголовное дело по факту халатности со стороны должностных лиц федерального государственного унитарного предприятия «Калужское» Федеральной службы исполнения наказаний России, а также злоупотреблений должностными полномочиями со стороны бывшего начальника указанного предприятия. В настоящее время проводится расследование.
   Калужским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в ходе проверки ОАО «ОНПП «Технология» выявлено отсутствие в плане закупок необходимых сведений – о конкретном предмете закупки, требований к закупаемым товарам, сроков исполнения обязательств. По данному факту генеральному директору ОАО «ОНПП «Технология» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Прокуратурой города Калуги с привлечением специалистов Контрольно-счетной палаты города Калуги проведена проверка расходования бюджетных средств, выделенных на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома. В ходе проверки выявлены факты несоответствия объемов, указанных в акте выполненных работ, фактическим. Завышение стоимости работ превысило 350 тыс. рублей.

По факту мошеннических действий возбуждено уголовное дело, ведется следствие.

Аналогичные нарушения выявлены при расходовании бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт здания муниципального бюджетного учреждения культуры «Калужский дом музыки».

Общее завышение стоимости работ составило более 1 млн. рублей. УМВД России по городу Калуге возбуждено и расследуется уголовное дело.

По факту не размещения заказов у субъектов малого предпринимательства прокурором Думиничского района в отношении руководителей муниципального казенного учреждения «Управление строительства, дорожного и коммунального хозяйства» и отдела культуры администрации муниципальный район «Думиничский район» возбуждены административные производства по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ. По итогам их рассмотрения виновные лица привлечены к штрафам в размере 50 тыс. рублей каждый.

В текущем году органами прокуратуры выявлялись нарушения требований закона об обязательном использовании заказчиками конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или мотивированном осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Так, городской Управой городского поселения «Город Кондрово» заключен муниципальный контракт на поставку пластин для теплообменников котельной на основании ошибочного отнесения ситуации к аварийным.

Прокурором Медынского района при проверке договоров, заключенных ГБУ Калужской области «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Двуречье» на поставку товаров выявлено отсутствие в них  цены и документального обоснования невозможности использования иных способов определения поставщиков. Аналогичные нарушения выявлены в государственном бюджетном учреждении Калужской области «Центральная районная больница Медынского района».

Руководителям данных учреждений внесены представления, которые рассмотрены, приняты меры к устранению нарушений закона, 2 виновных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. 

Нередкими являются нарушения при размещении заказов и исполнении государственных договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины.

            К примеру, по постановлению Людиновского городского прокурора мэр города Людиново привлечен к административной ответственности за непроведение торгов и заключение незаконного договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины. Кроме этого, прокуратурой области в арбитражный суд направлено исковое заявление об оспаривании данного договора. Заявление рассмотрено, договор признан недействительным.

Прокуратурой Малоярославецкого района установлено, что и.о. директора государственного предприятия Калужской области «Малоярославецкий лесхоз» являлся учредителем ООО «Бонус» с долей участия в уставном капитале 100%, в марте и августе 2013 года заключал от лица лесхоза договоры с собой на выполнение лесохозяйственных работ по государственным контрактам.

            По указанному факту учредителю – министру экономического развития Калужской области прокуратурой области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

            Изложенное свидетельствует о том, что работа по профилактике и пресечению нарушений в сфере закупок, установлению и устранению коррупционных рисков проводится, но нуждается в дальнейшем совершенствовании.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ:

 

1. Руководителям правоохранительных органов, органов исполнительной власти Калужской области и местного самоуправления  рекомендовать:

 

- принять дополнительные меры, направленные на снижение коррупционных рисков в сфере закупок.

 

2. Руководителям органов исполнительной власти Калужской области рекомендовать:

 

- рассмотреть вопрос о создании уполномоченного органа для проведения экспертной оценки коррупционных рисков конкурсной (аукционной) документации при закупке товаров, работ и услуг, разработки и применения единых стандартов формирования цен по видам товаров, работ и услуг.

 

3. Руководителям органов исполнительной власти Калужской и местного самоуправления рекомендовать:

 

- при выявлении признаков сговора участников закупок незамедлительно направлять информацию об этом в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Калужской области,

 

- при установлении фактов заинтересованности членов конкурсной, аукционной, котировочных комиссий в принятии решений в рамках размещения заказа информировать УМВД России по Калужской области. 

   

4. Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Калужской области рекомендовать:

 

- провести анализ состояния конкурентной среды и  мониторинг наиболее социально значимых и подверженных коррупционным рискам товарных рынков;

 

- принять меры к совершенствованию сотрудничества в сфере закупок в рамках Соглашения, заключенного с прокуратурой области.

 

                                                                      

 

Прокурор области

 

старший советник юстиции                                                                       А.Ю. Гулягин

 

 

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...