11 февр. 2014 г.

Мусорный коллапс и социальный взрыв

Проблема утилизации ТБО в Калужской области назрела не сегодня и не вчера, а много лет назад. Еще в далеком 2007 году, во время предвыборной встречи власти с народом, в Малоярославце, министр природных ресурсов О. Разумовский сказал, что в области существует более 30 полигонов ТБО, и из них только 2 соответствует требованиям законодательства в области экологии. Что же сделано с тех пор, для решения проблемы утилизации отходов? Да практически нечего. Такая ситуация, как в Малоярославецком районе сложилась в 80%, а может и больше, районов области. Многие полигоны уже исчерпали свой ресурс или близки к этому. В некоторых районах, так же как у нас, суды закрывают полигоны, но потом идут навстречу муниципалитетам и продлевают срок действия лицензии. Для решения проблемы необходим целый комплекс мероприятий, который нужно было проводить уже давно, и не волевым решением, которое спровоцировало огромное социальное напряжение. http://schans.ru/news/3733-2014-02-11-14-15-09

Кто отвечает за утилизацию и переработку отходов
Начнем с Ерденевской свалки. Почему так получилось, что во всех районах свалки муниципальные, а в Малоярославецком она оказалась в частных руках? Наверно потому что это очень прибыльный бизнес, и кто-то очень хорошо "погрел на этом руки". Если бы муниципалитет контролировал полигон и не допустил складирования на нем московского мусора, его бы нам хватило еще на много лет. До 2008 года полигон был городским, потом его закрывают и район, забрав его себе, быстро передает в частные руки ООО "Ново-Гранду", где директором значился А. Чернов, сын в то время главы администрации района, причем за очень символическую плату. Сразу после этого на полигон пошел московский мусор по 1,5-2 тысячи кубометров в день, что в несколько раз больше, чем возили со всего района. Ни город, ни район повлиять на это уже не могли, а может и не хотели (чем больше мусора, тем больше денег). В это же время в министерстве экологии и благоустройства рассматривался проект переработки и обезвреживания уже существующих отходов с одновременным приемом новых. Данный проект был одобрен, прошел все необходимые экспертизы и был включен в долгосрочную целевую программу развития Калужской области. Почему он не был реализован по отношению к Ерденевской свалке? Даже при условии приема московского мусора это позволило бы значительно продлить срок службы полигона. Но тогда, никто не думал, что придет время и возить мусор будет некуда. Или может ден. знаки, которыми "пах мусор", не давали думать.
Несколько лет назад было Решение суда о признании договора аренды между администрацией района и ООО "Ново-Гранд" недействительным, но, почему то, Решение выполнено не было, администрация района земельный участок не вернула и полигон ТБО как работал, так и продолжал работать. А 20 января 2013 года суд принимает Решение о закрытии Ерденевской свалки и "вдруг" оказалось, что везти мусор некуда. Было озвучено, что допустимые нормы утилизированных ТБО превышены в 5 раз! А где же вы господа из администрации и депутатский корпус раньше были? Данный вопрос из года в год поднимался на отчетах глав администраций города и района, но постоянно звучали отговорки, что полигон частный и мы ничего сделать не можем. Можете! Никто с вас обязанностей, в соответствии с законом о местном самоуправлении, по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов не снимал! Если бы администрация исполняла свои обязанности, то сейчас никаких проблем не возникло бы. Почему из-за чьих-то просчетов, а возможно и умысла (чтобы заработать) должны страдать люди? По сути, сейчас жителям начинают "выкручивать руки": или вы соглашаетесь на строительство мусоросортировочного завода, или поднимем плату в 6-10 раз.

Мы строили, строили, но так и не построили…
Первоначально, еще в начале 2000-х, рассматривалась возможность строительства мусоросортировочного завода недалеко от д. Афанасово, но из-за протестов жителей выбрали другой участок, в р-не д. Локонское. Был проект, который прошел все необходимые экспертизы, в том числе экологические, было закуплено оборудование на сумму более 20 млн. руб. Начались подготовительные работы: проложили дорогу, на которую потратили около 11 млн. руб., вырыли котлован под будущую стройку, а дальше все "заглохло". Почему? В результате "закопали в землю" десятки миллионов рублей, шведское оборудование, купленное на федеральные деньги, пришло в негодность, а о проблеме утилизации забыли на много лет.
Следующий этап 2010 год - д. Радищево. Это странным образом совпало с решением об изъятии земельного участка у ООО "Ново-Гранда" (Ерденевская свалка), где директором, как было сказано выше, был А. Чернов, сын главы администрации района. Почему-то вопрос строительства муниципального полигона не рассматривался вообще, а появляется некое ООО "Капля". Власть, как и сейчас, уверяла, что все нормы соблюдены, все соответствует действующему законодательству и никакого вреда экологии данный проект не принесет. Тогда речь шла о суперсовременном мусороперерабатывающем заводе по новейшим шведским технологиям мощностью 1 млн. тонн отходов в год. Такого количества мусора не наберется со всей области. Да и земельный участок тогда был "всего" 26 Га. Сейчас же, под те же цели и с меньшим годовым объемом уже стало необходимо 68 Га и нам объясняют эту необходимость со страниц районной газеты "Маяк". Не смотря ни на что, власть упорно проталкивала данный проект, как панацею от мусорного коллапса района. Но когда люди вышли на митинг и сказали "нет" свалке, вдруг оказалось, что некоторые документы подделаны, и даже кого-то привлекли к ответственности (совсем не того, кого было нужно), земельный участок не соответствует санитарным нормам, и проект свернули. Рай. депутаты заявили, что они с народом и их просто одурачили, а свалку они не допустят, хотя до этого дружно за нее проголосовали. Некоторые даже заявляли о готовности сдать свои мандаты, в случае, если строительство завода не удастся остановить.
Далее, очередным "подходящим" местом рассматривался участок вблизи д. Березовка, но там оказалось, что подземные воды залегают близко к поверхности.
Детчино - как "ком в горле", или как власть сама себе роет яму

И, наконец, Детчино. Первое, что бросается в глаза, возможное лоббирование интересов определенной компании по строительству завода. Судите сами, 6 июня 2013 года, еще до того, как было озвучено о вероятном строительстве, земельные участки передаются в аренду на 49 лет компании ООО "Экостратегия Калуга". В то время единственным собственником было ОАО "Корпорация развития Калужской области". 17 июня 2013 года, на инвестиционном совете при губернаторе озвучивается решение о строительстве в данном месте экотехнопарка, а уже 10 июля Корпорация развития выходит из состава учредителей, а ими становится ЗАО "Бобровников кэпитал" и физическое лицо В. Бобровников. Похоже на скрытую схему продажи. Утверждать не буду, но возникает вопрос, чем Бобровников заслужил право заниматься переработкой мусора из 11 районов и двух округов области, а это гораздо больше половины всех отходов региона, и, судя по заявленной мощности, не только области. Каким образом компания с уставным капиталом в 300 тысяч рублей будет реализовывать проект на сотни миллионов?
Дальше - больше. Пошли сплошные нарушения в процедуре выделения земельного участка под данный объект. Вначале поселковые депутаты утверждают ген. план Детчино, где уже значится экотехнопарк, потом, после народных волнений, они "вдруг" увидели, что данный объект не включен в схему территориального планирования района. А ведь составление и утверждение ген. плана это очень сложный процесс, в котором задействованы очень многие органы, тем более данный объект имеет региональное значение. Описывать процедуру нет смысла, но "не заметить" подлога документов невозможно. Значит, кому-то было очень нужно как можно быстрее "протащить" нужное решение. В данном случае показательными были слова экс-главы администрации г. Калуги В. Черникова, произнесенные на встрече в районной администрации, посвященной утилизации ТБО, организованной председателем комиссии по ЖКХ областного Законодательного Собрания В. Горбатиным. Он сказал, что, глава администрации поселения подтасовал результаты публичных слушаний, но что ему было делать, ему поставили задачу и он её выполнял. Присутствовавший на совещании И. Семаненков возражать по этому поводу не стал.
Власть хочет представить ситуацию в Детчино в следующем виде: небольшая кучка политиканов, возглавляемая депутатом Зак. Собрания "мутит" воду, будоражит население, толкает чуть ли не на баррикады, а на самом деле все прекрасно. Людей, принимающих участие в митингах, организованных против строительства, собирается больше, чем ходят на выборы и считать, что у всех у них нет своей головы на плечах - это плевать в своих же избирателей, которые наделили вас властью. Жители оказались в информационном вакууме. Сейчас говорят, что к людям не с чем идти. Пока не будет изменен вид разрешенного использования земельного участка, никаких экологических заключений получить невозможно. Но до этого, используя все подконтрольные СМИ, утверждали, что все необходимые заключения и экспертизы получены, всё соответствует экологическим нормам и требованиям. Где же правда?
Встреча в верхах


Совещание по проблеме утилизации отходов состоялось 8 февраля в администрации района. Сама встреча, как мне показалось, не удалась и диалога не получилось. Ни одна из сторон не слышала и не хотела слышать другую. Все, кто предлагал здравые пути решения возникшей проблемы, районным депутатским корпусом принимались "в штыки". У присутствовавшего на встрече специалиста в области экологии потребовали лицензии, другие документы, подтверждающие его полномочия, а заместитель председателя районного собрания В. Сенцов даже попросил предъявить паспорт. Присутствовавшая на встрече Г. Зацепина, специалист министерства экологии и благоустройства, подтвердила его полномочия. На представителя компании, который предложил заниматься переработкой существующих отходов с одновременным приемом новых, на действующих полигонах, глава администрации "спустил всех собак", заявив, что он его хорошо знает, и тот все врет. Как потом оказалось, Олег Васильевич перепутал его с другим человеком. Представитель инициативной группы В. Рысиков заявил, что власти сами спровоцировали социальное напряжение в Детчино. С тех пор, как жители узнали о предстоящем строительстве, в августе прошлого года, они приглашали всех, кто может предоставить хоть какую-то информацию по этому поводу, но за полгода к ним никто не приехал. За это время они написали более 40 писем в различные инстанции, провели 2 митинга, собрание граждан, подали исковое заявление в суд, зарегистрировали инициативную группу по проведению референдума против строительства, но власть так и не снизошла, чтобы приехать, собрать жителей и все объяснить. Первая встреча инициативной группы с главой администрации района состоялась только 3 февраля, на которой О. Малашин сходу предложил 15% акций данного предприятия, только чтобы жители не выступали против, а это уже "попахивает" подкупом. В это же время пошло очень сильное давление на всех, кто так или иначе выступал против строительства. Виктор Рысиков также заявил, что площадка под предполагаемое строительство не соответствует санитарным нормам. Санитарно-защитная зона "налезает" на д. Букрино и д. Богрово. В ней оказалось более 20 участков. Почвы в данном месте песчаные, имеется водяная линза и в советское время в данном месте даже хотели построить водозабор для Калуги. Уклон участков направлен к р. Сетунь, протекающей неподалеку. На его заявления, опять же В. Сенцов, потребовал предъявить документы, подтверждающие его слова. Но разве жители-пенсионеры должны собирать документы, проводить исследования, что-то доказывать? Хотя именно этим они в последнее время и занимаются! Нашей редакции были предоставлены заключения кадастрового инженера, из которых следует, что в санитарно-защитную зону действительно попадают земельные участки вышеназванных деревень, а власть нас уверяла, что до ближайшей деревни 1200 метров. Именно вы, власть держащие, должны провести целый комплекс исследований и предъявить документы всем заинтересованным. Пока власть будет обманывать население, и не будет идти с ним на контакт, протесты так и будут возникать, не по этому, так по другому поводу.

Строить нельзя запретить. Где будет запятая?
Проблеме утилизации ТБО в Калужской области уже много лет, но столько внимания как сейчас, провластные СМИ, не уделяли ей за все последние годы вместе взятые. Заявление о том, что с точки зрения экологии, данный участок соответствует всем требованиям, не соответствует действительности. Ни ОВОЗ (оценка воздействия на окружающую среду), ни экологических экспертиз не проводилось, о чем и было заявлено на встрече. Так как земельный участок сельхозназначения, то провести все необходимые мероприятия по линии экологии просто невозможно. Заявление о том, что Жуковский район согласен принимать наш мусор при условии того, что когда будет построен мусоросортировочный завод под Детчино, они будут возить свой мусор к нам малоубедителен. А что если проект не пройдет государственную экологическую экспертизу? Потратим месяцы и вернемся к исходной точке, а проблема только усугубится. Создалось впечатление, что власть абсолютно не интересует сама проблема утилизации отходов, а главное - правдами и неправдами протолкнуть строительство. Судите сами, все рай.депутаты и глава администрации заверяют, что речь о строительстве вообще не ведется, нужно только изменить вид разрешенного использования, чтобы можно было провести все экологические мероприятия и если экологи скажут нет, значит никакой стройки не будет. И далее Олег Васильевич озвучивает, что принимать мусор согласен только Спас-Деменский район, а это значит, что услуга удорожает в 8-10 раз. Жуковский район согласился, но только если мы будем принимать его мусор, когда ПОСТРОИМ предприятие вблизи Детчино. Так все-таки речь идет о строительстве или нет? Утверждение о том, что предприятие будет государственным и частника к нему не допустят, не соответствует действительности. Компания Экостратегия Калуга на 100% частное предприятие. То, что о застройщике речь вообще не ведется, опять лукавство. Земельный участок уже передан в аренду, причем без всяких конкурсов и аукционов вышеназванной компании. Предложение о переработке уже существующих отходов на Ерденевской свалке отмелись сразу. О. Малашин сказал, что: во-первых есть множество обращений от граждан о закрытии полигона, во-вторых - это не наша забота, пусть "Ново-гранд" проводит рекультивацию. Даже слова Г. Зацепиной слушать никто не стал. А она сказала, что данный проект наиболее предпочтителен. Ново-гранд скорее всего ограничится простым засыпанием. Это разновидность рекультивации, но рекультивацией данный метод назвать сложно, скорее консервация. Свалка будет продолжать вонять, возможны самопроизвольные возгорания, продукты разложения будут просачиваться в почву и она будет о себе давать знать еще много лет. Наиболее предпочтителен вариант полной рекультивации с выгребанием и обезвреживанием того, что там накопилось. А если нас уверяют, что суперсовременные технологии способны переработать практически все отходы и технологии производства практически безопасны с точки зрения экологии, то вот вам, пожалуйста, работы непочатый край. И отходов на полигоне станет меньше и экология улучшится.
Извечно русский вопрос: "Кто виноват и что делать?"
Власть очень не хочет сейчас разбираться кто виноват в сложившейся ситуации. Мне кажется, пока чиновники будут уверены, что никто ни за что не отвечает, такое будет продолжаться и дальше. Губернатор заявил, что снял Чернова из-за Ерденевской свалки, а что изменилось? Как она работала при Чернове, так и дальше продолжила работу при Малашине. От перестановки слагаемых сумма не изменилась. Более того, после того, как Чернов ушел с должности главы администрации района его, видно в качестве наказания, поставили на должность министра экологии и благоустройства Калужской области. По всей видимости, задумка была такова, раз в районе "завалил" работу полигона, пусть теперь в области "завалит".
А что же все-таки делать? Тут я бы разделил вопрос на 3 части.
Первая, и как мне кажется, самая главная для администрации на сегодняшний день - что делать с мусором. Само строительство, даже если оно будет здесь или в другом месте сейчас не так актуально. В лучшем случае предприятие заработает через 2 года, а мусор куда-то нужно возить уже сейчас. По данному вопросу прозвучало конструктивное предложение, которое почему то власть не хочет услышать. Поставить на действующих площадках оборудование по переработке существующих отходов. Нельзя в Ерденево, давайте установим в Обнинске, Жуковском, других районах. Это позволит значительно продлить срок службы существующих полигонов и снизить вредное воздействие на экологию. Данная программа, как я уже писал, была одобрена и включена в долгосрочную целевую программу развития Калужской области. Почему с 2007 года она не работает? Реализация данной программы могла бы существенно снизить остроту вопроса в области и желающие участвовать в ней есть, только они два года бьются во все инстанции, но их не пускают. В этом случае не инвесторы должны биться, а область может объявить конкурс, пусть в нем принимают участие все желающие, а победит тот, кто предложит лучший проект и технологии с точки зрения воздействия на окружающую среду. В соглашении можно прописать, сколько и откуда принимать отходы. Почему этого не делается?
Вторая часть вопроса - как снять социальное напряжение в Детчино, вызванное предполагаемым строительством. Тут изобретать нечего, нужно встречаться с людьми, объяснять, разъяснять. А получается, что власть боится жителей. О. Малашин так и сказал на совещании: встретиться, конечно, можно, но смысла нет. Люди взвинчены до предела и слушать ничего не хотят. Тут вы сами виноваты, что довели жителей до точки кипения. Это нужно было сделать давно. По сути, Малашин наступил на те же грабли, что и Чернов в 2010 году. Возникла проблема - нужно её решать сразу, не доводя до социального взрыва.
Третья часть вопроса: Строительство мусоросортировочного комплекса. Раз его планируют для 11 муниципальных районов и 2 округов, то можно встретиться главам администраций всех этих районов, выбрать с точки зрения логистики 3-4 района и на территории каждого из них выбрать 1-2 земельных участка которые могут подойти под будущее строительство. Потом провести все необходимые экологические процедуры и выбрать из этих участков наиболее подходящий. И конечно все это нужно делать открыто и гласно. Потом объявить инвестиционный конкурс и выбрать ту компанию, которая предложит наиболее подходящий проект.
Проблема есть и её надо решать, но выбранный властью путь решения, ни к чему хорошему не приведет. Надо научится слушать и слышать людей, ведь все таки народ, а не чиновники, является единственным источником власти в Российской Федерации.
Владимир Заболотский
Заключение кадастрового Инженера
Настоящее заключение изготовлено на основании договора подряда между Коровичем Н.М. и ООО «ЦЗКиН «Планета» №793 от 31.01.2014г. с целью установить, на основании сведений государственного кадастра недвижимости минимальное расстояние между земельным участком с кадастровым номером 40:13:161006:173 и земельными участками с кадастровыми номерами 40:13:161007:13 40:13:131007:14 и 40:13:161007:29.
Для изготовления заключения использованы общедоступные сведения государственного кадастра недвижимости о территории кадастровых кварталов 40:13:161007, 40:13:161006, 40:13:160903 в виде кадастровых планов территории №40/14-21222 от 03.02.2014г., №40/14-21253 от 03.02.2014г., №40/14-21272 от 03.02.2014г.
Вывод: минимальное расстояние между земельным участком с кадастровым номером 40:13:161006:173 и земельными участками с кадастровыми номерами 40:13:161007:13 и 40:13:131007:14 и 40:13:161007:29 в соответствии с сведениями государственного кадастра недвижимости составляет:
40:13:161007:13 - 800 метров
40:13:131007:14 -1049 метров
40:13:161007:29 -1864 метров
Схема расположения земельных участков прилагается.

Кадастровый инженер Коновалов Г.А.
04 февраля 2014г.

kollaps_1
kollaps_2
kollaps_3
kollaps_4
kollaps_5

kollaps_6

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...