Страницы

10 янв. 2014 г.

А кто-то говорил о маратории

24 декабря 2013г.
Губернатору Калужской области А.Д.Артамонову
 
Уважаемый Анатолий Дмитриевич!
 Комиссия общественного совета при губернаторе Калужской области по вопросу перспектив мусоропереработки (обращения с ТБО) в Калужской области и, в частности, по ситуации с мусороперерабатывающим комплексом в окрестностях поселения Детчино рассмотрела данный вопрос. Выводы и рекомендации представлены в отчете. Отчет прилагается.
Д.б.н. И.Н.Лыков

    Председатель комиссии

Отчет о работе комиссии общественного совета при губернаторе Калужской области по вопросу перспектив мусоропереработки (обращения с ТБО) в Калужской области и, в частности, по ситуации с мусороперерабатывающим комплексом в окрестностях поселения Детчино.
Состав комиссии:
 Лыков Игорь Николаевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой ботаники, микробиологии и экологии КГУ им. К.Э. Циолковского - председатель комиссии;
Гришенков Виктор Анатольевич, кандидат сельскохозяйственных наук, директор национального парка «Угра»- член комиссии;
Коржавый Алексей Пантелеевич, доктор технических наук, профессор КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, лауреат государственных премий СССР и РФ в области науки и техники, заслуженный деятель науки РФ - член комиссии;
Стрельцов Алексей Борисович доктор биологических наук, профессор КГУ им. К.Э. Циолковского, заслуженный эколог РФ, член общественной палаты Калужской области - член комиссии;
Сюняев Николай Константинович, кандидат биологических наук, профессор КФ РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева - член комиссии.
 
Комиссия рассмотрела следующую информацию:
Долгосрочная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Калужской области на 2012-2016 годы».
Научно-технический отчет Института урбанистики «Единая областная схема межмуниципального размещения природоохранных объектов в области обращения с твердыми бытовыми отходами в Калужской области».
Технический отчет производственного кооператива «ГЕО» «Об инженерных изысканиях на земельном участке с кадастровым номером 40:13:161007:Иплощадью 393079 кв.м. в Малоярославецком районе Калужской области» (территория под планируемый мусороперерабатывающий комплекс).
Презентационные материалы ООО «Экостратегия Калуга» о планируемом создании экотехнопарка по переработке ТБО в районе поселения Детчино.
Протокол заседания инвестиционного совета при губернаторе Калужской области от 17 июня 2013 г.
Схема территориального планирования Малоярославецкого района (обновление 10.12.2013).
Материалы VI Невского международного экологического конгресса.
Материалы IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды.
Резолюция митинга против строительства индустриального центра по переработке и захоронению твердых бытовых и промышленных отходов на территории сельского поселения «поселок Детчино».


Отдельные публикации в СМИ и интернете.
 
Рассмотрев имеющиеся материалы, учитывая личное участие отдельных членов комиссии в работе крупнейших экологических форумов 2013 года в России и непосредственное знакомство с территорией планируемого мусороперерабатывающего комплекса, комиссия констатирует следующее:
 
1. Перспективы деятельности в области обращения с отходами производства и потребления (ТБО).
 
Актуальность и возрастающая значимость проблемы обращения с отходами рассматривается в России как одна из важнейших экологических проблем. Экологическая ситуация в связи с постоянным ростом производства отходов ухудшается в первую очередь вокруг населенных пунктов. И на Невском международном экологическом конгрессе и на Всероссийском съезде по охране природы рассматривались вопросы нормативного, организационного и экономического обеспечения решения проблемы отходов. В России есть определенный положительный опыт развития технологий в этом направлении.
В резолюции IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды, в разделе «Обращение с отходами производства и потребления и ликвидация накопленного экологического ущерба» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов:
Утвердить и регулярно обновлять:
-    схемы территориального планирования в области обращения с отходами;
-    генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов, включающие в том числе региональные и муниципальные схемы размещения пунктов приема, сортировки, переработки отходов;
-     целевые программы в области обращения с отходами производства и потребления, предусматривающие мероприятия по созданию соответствующих объектов, имея в виду приоритет сортировки, обезвреживания, утилизации перед захоронением отходов (в т. ч. бытовых отходов), а также инвентаризацию мест размещения отходов, строительство отвечающих природоохранным требованиям полигонов для размещения отходов, объектов утилизации.
Практически все это уже реализуется на территории Калужской области.
В соответствии со «схемой межмуниципального размещения природоохранных объектов в области обращения с твердыми бытовыми отходами в Калужской области» разработанной Институтом урбанистики еще в 2010 году в нашей области планировалось размещение (строительство) 6 мусороперерабатывающих комплексов и ряда мусоросортировок и мусороперегрузок объединенных в единую функциональную сеть. Общее прогнозное образование ТБО на территории всей области по этому документу составит ежегодно 2802614 куб.м. (или 504,47 тыс.т.) к 2015г и 3768708 куб.м (или 678,37тыс.т.) к 2030г. Эти цифры согласуются с данными целевой программы по которой прогнозируемый к 2016 году объем ТБО составит более 3,5 млн. куб. метров в год (примерно 630 тыс.т.). По данным министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства в 2012 году только на


санкционированные свалки и полигоны Калужской области поступило 2444, 780 тыс куб.м. ТБО.
Такой рост образования . ТБО делает приоритетным и срочным направление деятельности администрации Калужской области по обращению с отходами.
 
2. Ситуация с планируемым мусороперерабатывающим комплексом в окрестностях поселения Детчино.
 
Комиссия считает необходимым выделить три аспекта этой проблемы:
1)     вопросы собственно экологической безопасности планируемого к
строительству объекта по переработке ТБО;
2)      вопросы недоверия местного населения к экологической деятельности властей всех уровней;
3)      политические аспекты протестного движения местного населения, независимых от повода.
Третий аспект комиссией не рассматривается как не относящийся к компетенции экологической комиссии. Второй аспект затронут частично в виде рекомендаций будущей деятельности власти и местного населения.
Комиссия отмечает:
1.     Проекта планируемого мусороперерабатывающего комплекса еще не существует (по объективным причинам). Соответственно нет и заключения экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), последняя процедура проводится на предпроектной стадии.
2.     Материалы ПК «ГЕО» дают возможность оценить геоэкологическую и гидроэкологическую ситуацию на участке. С гидрогеологической точки зрения территория                                    не                                                    полностью   соответствует                       размещению мусороперерабатывающего комплекса, т.к. почвообразующие породы обладают хорошей водопроницаемостью, что создает условия для проникновения в толщи этих пород инфильтрованных вод. В выводах ПК «ГЕО» содержатся рекомендации по дополнительной искусственной защите этих участков. Современные технологии строительства позволяют решить эту проблему, что и должно быть предусмотрено в проектной документации комплекса.
Отсутствие в материалах оценки воздействия планируемого объекта на животный и растительный мир должно быть учтено при проведении ОВОС на предпроектной стадии.
3.   Санитарно защитные нормы пространственного расположения объекта
выдержаны. При соблюдении современных технологий переработки ТБО
непосредственного негативного воздействия объекта на здоровье населения
близрасположенных деревень и самого Детчино оказываться не будет.
На территории России существуют и успешно работают аналогичные производства. Так в Санкт Петербурге построен и работает Высокоавтоматизированный мусоросортировочный комплекс (ВМСК) который возвращает в хозяйственный оборот около 80% массы отходов. Захороненные отходы (хвосты) составляют около 20% общей массы.
Мусоросортировочный завод, представленный на Всероссийском съезде по охране природы, расположен в Тамбовской области (ООО КомЭк) и


является аналогом планируемого в окрестностях Детчино. Он работает с 2008г и на нем перерабатывается 150 тыс.тонн ТБО ежегодно. В настоящее время на базе мусоросортировочного комплекса формируется экотехнопарк.
4.        По информации ООО «Экостратегия Калуга», министерства
природных ресурсов, экологии и благоустройства, компании «Лафарж» около
40% переработанных ТБО будут образовывать твердое топливо, которое в
соответствии со стратегией «Лафарж» и договоренностью по созданию
«Государственно Частного Партнерства» будет использоваться в цементных
печах завода «Лафарж», расположенного в Ферзиковском районе Ккалужской
области. В соответствии с технологией получения цемента на заводах
«Лафарж» твердое топливо, полученное на мусороперерабатывающем
комплексе не просто сжигается, а входит в состав «клинкера», необходимого
для получения цемента высокого качества.
Таким образом, создается единая структурно-функциональная цепочка, направленная на повышение экологической безопасности Калужской области.
5.   Существующая скандальная ситуация с протестом местного населения
против размещения мусороперерабатывающего комплекса на рассматриваемом
нами участке объясняется недоверием жителей к властям и активным
распространением искаженной, а частично фальсифицированной информации о
планируемом объекте - мусороперерабатывающем комплексе.
Так и в средствах массовой информации и в резолюции митинга говорится о переработке и захоронении «...и промышленных отходов...», что является дезинформацией. Для промышленных, токсичных отходов предназначаются совершенно другие, специальные условия хранения и переработки. На планируемом объекте их размещение не будет производиться, что найдет свое отражение в проекте комплекса.
Из резолюции митинга: «Всего будет свозиться до 750 тыс.т. в год из 11 северных районов области...». По прогнозу (Единая областная схема...» на всей территории области к 2015 году БУДЕТ образовываться 504,47 тыс.т.
Фальсифицированной является и информация в резолюции о планировавшемся захоронении в районе д. Березовка токсичных отходов 1 класса опасности, там также планировалась переработка твердых бытовых отходов, которые имеют IV (малоопасные) - V (практически неопасные) классы опасности и т.д.
Вызывает большую настороженность и сомнение в экологической причине массовых выступлений то, что подобной реакции на уже существующие (реальные, а не возможные в будущем) экологические нарушения, например со стороны «Русского продукта», Ерденевской свалки (полигона) - нет.
 
Выводы и рекомендации.
Перспективы деятельности в области обращения с отходами производства и потребления (ТБО).


 
1. Комиссия считает своевременными (даже несколько запоздалыми) и правильными действия администрации по формированию системы обращения с отходами на территории региона. Поддерживаем реализацию разработок Института урбанистики.
Мы можем рекомендовать только ускорить процесс и готовы принять активное участи в реализации этой программы.
Необходимо резко усилить информационно пропагандистскую работу с населением, с целью формирования адекватной оценки экологической ситуации с обращением с ТБО. Широко открыто обсудить с населением области необходимость и своевременность создания сети мусоропереработки, материалы Института экоурбанистики и их корректировку. Показать что мусоропереработка - современная природоохранная технология и создание мусороперерабатывающих комплексов - это именно природоохранная деятельность. А противодействие - антиэкологично.
Несмотря на отмеченный министерством негативный результат попыток раздельного сбора мусора в некоторых крупных городах и субъектах РФ, рекомендуем пропагандировать этот подход в нашем регионе. Предложить крупным бизнес сообществам (в первую очередь инвесторам) организовать раздельный сбор ТБО на их предприятиях и разработать формы поощрения таких организаций.
 
Ситуация с планируемым мусороперерабатывающим комплексом в окрестностях поселения Детчино.
 
1.      На основании имеющихся документальных материалов считаем
правильным решение о строительстве мусороперерабатывающего комплекса на
участке в окрестностях поселения Детчино.
2.     Считаем экологически приемлемым размещение площадки комплекса, при условии соответствия проекта требованиям экологической экспертизы.
3.     Осуждаем деятельность по экологической дезинформации местного населения и возбуждению антиэкологического поведения.
4.        Считаем неверным и неэффективным организацию поездки
инициативной группы местных жителей в Европу для ознакомления с
деятельностью аналогичных комплексов. Возражение о разном менталитете
русских и иностранцев присутствует даже в резолюции митинга местного
населения. Рекомендуем организовать (если это очень нужно) поезду на
мусороперерабатывающий комплекс в России (Тамбов, Санкт Петербург).
Тогда нельзя будет сослаться на то, что у нас «все равно плохо сделают».
5.   Рекомендуем организовать встречу с инициативной группой местного
населения, не на митинге или общем собрании, а для делового и
аргументированного обсуждения с авторитетными представителями. Для
участия во встрече предлагаем кандидатуру члена комиссии Стрельцова А.Б.
6.      Рекомендуем администрации области (министерство внутренней
политики и массовых коммуникаций) организовать серию интервью,
публикаций, передач на ТВ как по конкретной теме отходов, так и по
экологическому развитию региона.


7.      Местной власти и местным жителям рекомендуем организовать
проведение общественной экологической экспертизы проекта по мере его
готовности. Кроме того, учитывая недоверие к деятельности властей по
реализации планируемого комплекса, опасение экологических нарушений,
поступления ТБО из Московской области и т.п. можно рекомендовать создание
постоянно действующей общественной комиссии по контролю за соблюдением
экологических требований и экологической безопасности объекта.
8.    Заказчикам (владельцам) комплекса рекомендуем как можно быстрее
провести ОВОС и обсудить его результаты с местными жителями. Члены
комиссии готовы принять участие в подобных обсуждениях на любом уровне.
 
18 декабря 2013 г.
 
Подписи:
Лыков И.Н.





 
 
Гришенков В. А.
 
 
 
Коржавый А.П.
 
 
 
Стрельцов А.Б.



 




Сюняев Н.К.




 

Комментариев нет:

Отправить комментарий