Страницы

12 янв. 2014 г.

О профилактике несчастных случаев на производстве

В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации и Законом Калужской области «Об охране труда в Калужской области» на министерство труда, занятости и кадровой политики области возложена задача государственного управления охраной труда на территории области, которое включает:

обеспечение реализации на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разработку и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и обеспечение контроля за их выполнением;

организацию проведения на территории субъекта Российской Федерации
в установленном порядке обучения по охране труда работников, проверки знания ими требований охраны труда;

осуществление на территории субъекта Российской Федерации
в установленном порядке государственной экспертизы условий труда, организацию проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
организацию сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполнение иных полномочий в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти,
в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Министерство в пределах своих полномочий основное внимание уделяет развитию системы предупредительных мероприятий по снижению профессиональных рисков, связанных с вероятностью причинения вреда здоровью работникам в процессе трудовой деятельности.

В настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Калужской области» (2012 - 2015 годы)».

За последние пять лет уровень смертельного производственного травматизма в расчете на 1000 работающих снизился на 67 % (2008 год – 0,085
(32 погибших), 2012 год – 0,04 (12 погибших). У нас наименьшее количество погибших среди регионов, входящих в Центральный федеральный округ. При этом общее количество пострадавших на производстве снизилось на 24 % (2008 год – 549 чел., 2012 год – 415 чел.).

В течение 2013 года общий уровень производственного травматизма снизился на 16 %  (с 459 пострадавших в 2012 году до 384 пострадавших на 19 декабря 2013 года).

Наибольшее число работников пострадало в результате неожиданного падения на ровном месте (пол, тротуар) либо на лестничных маршах (в 2012 г. 8 чел.,                               в 2013 г. 14 чел.,), а также в результате падения с высоты – с крыш зданий, приставных лестниц, строительных подмостей (в 2012 г.    6 чел., в 2013 г. – 16 чел.).

Наиболее травмоопасными отраслями по-прежнему остаются предприятия промышленного комплекса, строительные организации и организации ЖКХ.

 Как показывает анализ актов расследования произошедших в текущем году несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, травмирование  работников чаще всего происходит по их же неосторожности:

- применение неправильных, запрещенных приемов работы, противоречащих требованиям охраны труда, хотя пострадавший знал о запрещении и возможных последствиях;

- неправильное хранение заготовок, деталей (изделий), инструмента, приспособлений и т. п. на рабочем месте;

- невнимательность и неосторожность работника, последствием которых стало случайное включение станка (машины, приборов), неосторожное касание токоведущих частей электроустановок, нагретых тел, агрессивных жидкостей и т. п.;

- падение  работника на ровном месте, а также при движении по лестничному маршу в быстром темпе или вдали от перил;

- работа на станках (машинах, оборудовании или с приборами, инструментом
и т. п.) без разрешения мастера, бригадира или другого руководителя работ;

- неиспользование рабочим спецодежды и других средств защиты (оградительных и предохранительных).

Все это происходит в результате отсутствия должного внимания
к
надлежащей организации работ и обеспечению безопасных условий труда
со стороны руководства организаций.

Производственный травматизм в большинстве случаев напрямую связан
с неудовлетворительными условиями труда. По данным Калугастата количество работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, составляет порядка 24 %, причем статистика год из года ухудшается. Но это свидетельствует лишь о том, что улучшается качество выявляемости рабочих мест с неблагоприятными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В Калужской области каждое 4 рабочее место аттестовано.

Министерство осуществляет государственную экспертизу качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и экспертизу правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. В 2012 году экспертизу прошло почти 8 тысяч рабочих мест, за 11 месяцев 2013 года – около 6,5 тысяч, что позволило улучшить условия труда полутора тысячам работников.

За последние пять лет в 2,3 раза увеличилось число обращений работодателей в министерство за осуществлением  государственной экспертизы условий труда со 102 в 2008 году до 238 в 2012 году. За 11 месяцев 2013 года было 182 таких обращения.

В рамках системы государственного управления охраной труда работает Межведомственная комиссия по охране труда Калужской области. За 2012-2013 годы, например, комиссией рассмотрены такие вопросы как:

- о состоянии производственного травматизма в организациях Калужской области и принимаемых мерах по его снижению; заслушаны ООО «Фольксваген Груп Рус», Управление Федеральной почтовой связи Калужской области-филиал ФГУП «Почта России» и  ОАО «Калужский двигатель»;

- о состоянии профессиональной заболеваемости в организациях Калужской области и принимаемых мерах по ее профилактике; заслушаны  Калужский филиал ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа» и ОАО «Калужский электромеханический завод»;

 

- о смертности на производстве в связи с общими заболеваниями
в организациях Калужской области и принимаемых мерах по ее профилактике;

-  об анализе причин роста числа несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями в организациях Калужской области; заслушаны ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» и ОАО «Обнинское научно-производственное предприятие «Технология»;

- о реализации в организациях Калужской области требований законодательства о труде и охране труда работников в возрасте до 18 лет.

На заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда Калужской области заслушиваются работодатели, допустившие наибольшее число несчастных случаев на производстве.

В Калужской области действуют постановление Правительства Калужской области «Об организации проведения регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в Калужской области», постановления Губернатора Калужской области «Об областном конкурсе на присвоение работодателям звания высокой социальной ответственности»,
«Об областном смотре-конкурсе на лучшую организацию по созданию безопасных условий труда», «О проведении месячника безопасности труда в организациях Калужской области», «О проведении в Калужской области Праздника труда». Месячник безопасности труда в организациях Калужской области проводится ежегодно с 1 по 30 апреля, начиная с 2010 года, и посвящен Всемирному дню охраны труда.

В целях государственного управления охраной труда министерство осуществляет методическое руководство процессами обучения охране труда.
В 2011 году обучение и проверку знаний требований охраны труда прошли 4405 работников (руководителей и специалистов), в 2012 году – 6548, в 2013 эта цифра планируется не ниже предыдущего года.

По вопросам  предоставления компенсаций за работу во вредных
и (или) опасных условиях труда, включая дополнительный оплачиваемый отпуск, бесплатную выдачу молока, доплату к тарифной ставке, льготного  пенсионного обеспечения и т.п. в текущем году в министерство обратилось за консультацией более 70 человек. Обращения граждан поступают в министерство непосредственно
от заявителей (лично в устной и письменной формах) либо через интернет-портал органов исполнительной власти Калужской области и интернет-приемную министерства, а также по организованному в министерстве телефону «горячей линии». Проводится информационная работа по этим направлениям.

 

В условиях острой демографической ситуации в России медленно снижается уровень производственного травматизма, особенно со смертельным исходом. Конституционные гарантии прав человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, не соответствуют реальным возможностям граждан по их реализации.

Это связано с тем, что большинство работодателей, особенно предприятий среднего и малого бизнеса все еще занимают пассивную позицию, допускают нарушения законодательства в сфере охраны труда, зачастую объясняя
это следствием сложного экономического положения данных предприятий.

С другой стороны, в результате административной реформы резко сокращена численность   отделов   по    труду   в   органах  исполнительной  власти  субъектов

 Российской Федерации. Произошли существенные изменения в полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда. Обеспечение безопасных условий и охраны труда целиком возложено на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

В то же время ни Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Трудовой кодекс Российской Федерации не содержат положений, предусматривающих непосредственное участие органов местного самоуправления  в управлении охраной труда на подведомственных территориях.

 

Предлагаем:

 

1. Обратиться в Правительство Российской Федерации с законопредложением:

- по введению понятия «Муниципальное управление охраной труда» (перечень полномочий органов местного самоуправления по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний) в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- по отнесению в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ 
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «м
униципального управления охраной труда» к вопросам местного значения; 

- по закреплению в Трудовом кодексе Российской Федерации за работодателем обязанности по обеспечению беспрепятственного допуска должностных лиц органов местного самоуправления в области охраны труда в целях проведения изучения условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;

2. Министерству труда, занятости и кадровой политики Калужской области разработать показатели деятельности администраций городских округов
и муниципальных районов по вопросам профилактики производственного травматизма и методику их расчета для ежеквартальной оценки работы
по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда. Рейтинг муниципальных районов и городских округов Калужской области
по выведенной оценке публиковать в средствах массовой информации, на интернет-сайте министерства.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий