В Калужской области сложилась
неблагоприятная обстановка в сфере обращения с отходами производства и
потребления. Большинство городских и районных свалок и полигонов твердых
бытовых отходов (далее - ТБО) находится в неудовлетворительном состоянии.
В связи с неэффективными
способами захоронения ТБО на большинстве свалок происходит их быстрое
заполнение, несмотря на небольшие объемы поступающих ТБО и значительные
площади, выделенные под их захоронение.
Неудовлетворительная организация
сбора и вывоза отходов приводит к росту количества несанкционированных свалок и
захламлению территории бесхозяйными отходами, что является мощным источником
вторичного загрязнения окружающей среды. Размещаемые, как правило, в оврагах,
несанкционированные свалки имеют прямую связь с водоемами, загрязняют
атмосферный воздух, почву.
В
районах размещения отходов происходит загрязнение всех компонентов природной
среды: загрязняются и захламляются земли, поверхностные и подземные воды,
атмосферный воздух. Образующийся в результате биохимических процессов гниения в
теле полигона (свалки) биогаз загрязняет приземную атмосферу и часто является
причиной возникновения взрыво- и пожароопасных ситуаций. Помимо отчуждения
больших количеств земель сельскохозяйственного назначения, свалки являются
источниками загрязнения окружающей среды весьма токсичными элементами. Многие
токсичные вещества в составе отходов обладают кумулятивным действием, поэтому
вредное воздействие размещаемых отходов на окружающую среду и, как следствие,
на здоровье населения с каждым годом усиливается.
В настоящее время не менее
существенный вред окружающей среде наносится выхлопными газами от автомобилей.
В особенности это относится к самортизированным транспортным средствам,
работающим на изношенных двигателях.
(абзац введен Постановлением
Правительства Калужской области от 09.07.2013 N 351)
Средний амортизационный износ
автобусов, работающих на регулярных маршрутах, проходящих по территории
Калужской области, на 1 января 2013 года составляет 65,8%. Обновление
автобусного парка составляет приблизительно 8% от существующего, причем 90%
всех новых автобусов принадлежит частным лицам. Автопредприятиями обновляется
автобусный парк в очень ограниченном количестве. Данная проблема требует
скорейшего решения, поскольку географическое положение области, нахождение ее
на транзитных направлениях европейской части России (север-юго-запад и
север-юг), а также непосредственное примыкание к Московскому региону
сформировали высокий транспортный потенциал территории. Область обладает
развитой транспортной системой. Транспортная политика Калужской области
направлена на реализацию мероприятий, предусматривающих согласованное развитие
всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой
транспортной системы. В условиях реформирования экономики усиливается
взаимосвязь комплексного развития транспорта с другими отраслями хозяйства и
социальной сферы, которая определяет требования к транспорту в отношении
направлений, объемов и качества перевозок, возможные пути развития.
(абзац введен Постановлением
Правительства Калужской области от 09.07.2013 N 351)
В этой связи развитие и
модернизация пассажирского транспорта являются факторами, стимулирующими
социально-экономическое развитие Калужской области. Стратегией
социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной
постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 "О
Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030
года" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 13.07.2012
N 353), предусмотрено развитие сети общественного транспорта, в том числе
развитие автобусного сообщения.
(абзац введен Постановлением
Правительства Калужской области от 09.07.2013 N 351)
Таким образом, с целью
недопущения пагубного влияния на окружающую среду, а также сокращения выброса в
нее вредных веществ Программой предусматривается замена самортизированных
транспортных средств, работающих на изношенных двигателях, новыми транспортными
средствами.
(абзац введен Постановлением
Правительства Калужской области от 09.07.2013 N 351)
Исходные показатели:
- площадь территории Калужской
области - 2977731 гектар;
- численность населения Калужской
области по состоянию на 1 января 2011 года составила 1011,6 тыс. человек, из
них городского населения - 772,3 тыс. человек, сельского - 239,3 тыс. человек;
- административное деление - 316
муниципальных образований: 2 городских округа, 24 муниципальных района, 28
городских поселений, 264 сельских поселения.
По состоянию на 1 октября 2011
года в государственный реестр объектов размещения отходов производства и
потребления в Калужской области включены 34 объекта, в том числе:
- 6 специализированных полигонов
(хранилищ) промышленных отходов (в том числе 1-2 класса опасности);
- 28 объектов по захоронению ТБО
(полигонов, свалок);
- площадь, занятая полигонами и
свалками ТБО, - 140 гектаров;
- годовой объем размещения ТБО на
полигонах и свалках составил: в 2007 году - 1,996 млн. куб. метров; в 2008 году
- 2,16 млн. куб. метров; в 2009 году - 2,214 млн. куб. метров; в 2010 году -
2,39 млн. куб. метров.
Прогнозируемый к 2016 году объем
ТБО составит более 3,5 млн. куб. метров в год.
По состоянию на 1 января 2011
года накоплено на полигонах (свалках) ТБО 8,6 млн. тонн.
Ключевыми проблемами в обращении
с ТБО в Калужской области, требующими программного решения, являются:
- отсутствие в муниципальных
районах Калужской области современно оборудованных полигонов;
- окончание расчетного срока
эксплуатации большинства полигонов и свалок в ближайшие 3-5 лет;
- значительный объем направляемых
на захоронение бытовых отходов при низком уровне извлечения из них вторичных
ресурсов;
- слабое развитие системы
предприятий для переработки отходов производства и потребления при
недостаточном участии в этой сфере субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, сложившуюся в
настоящее время практику обращения с ТБО в муниципальных образованиях Калужской
области следует охарактеризовать как несовершенную, требующую программных
плановых методов ее решения.
Прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации без использования программно-целевого метода.
На текущий момент из 28 полигонов
(свалок), включенных в государственный реестр объектов размещения отходов
производства и потребления:
- для планируемой сертификации
аэродрома "Грабцево" требуется закрытие и рекультивация Ждамировского
полигона ТБО г. Калуги;
- требуется закрытие и
рекультивация по решению суда одного объекта;
- исчерпали свой ресурс, но
продолжают эксплуатацию два объекта;
- исчерпают свой ресурс в
2012-2016 годах еще 16 свалок ТБО (из них два полигона ТБО - в Юхновском и
Дзержинском (пос. Товарково) районах - расположены в крайне неблагоприятном с
точки зрения гидрогеологии месте).
К 2016 году с учетом имеющейся
тенденции роста объемов образования ТБО ввиду предполагаемого проектами схем
территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов
муниципальных образований Калужской области роста численности населения объем
образования ТБО увеличится в 1,5-2 раза.
Введение в эксплуатацию основных
промышленных объектов в созданных индустриальных парках Калужской области
значительно увеличит нагрузку на полигоны ТБО от отходов производства,
приравненных к бытовым.
Без экстренных мер по изменению
ситуации с переработкой и захоронением отходов после 2016 года сможет работать
не более 10 мелких районных свалок ТБО, которые не в состоянии принять растущие
объемы бытовых отходов.
Значимость проблемы и ее
соответствие приоритетам и целям социально-экономического развития Калужской
области.
Несмотря на незначительную долю
Калужской области в суммарном объеме образования отходов производства и
потребления субъектов Центрального федерального округа и развитую нормативную
методическую базу, отходоперерабатывающая отрасль в Калужской области
существенно отстает в развитии и не имеет положительной динамики, несмотря на
активную инвестиционную деятельность в регионе.
Сложившаяся в Калужской области
система работы с ТБО, включающая в себя деятельность по их сбору,
транспортировке, обезвреживанию, использованию и размещению, не соответствует
современным требованиям. Кроме того, в Калужской области отсутствуют предприятия
по переработке ТБО, слабо развита отрасль по рециклингу вторичных материальных
ресурсов и производству из них конкурентоспособной товарной продукции.
Изучение проблемы в масштабах
области показало, что для ее комплексного решения необходима Программа.
Основными факторами,
обусловливающими программно-целевой подход в решении ключевых проблем,
являются:
- необходимость координации
действий органов государственной власти области, органов местного
самоуправления и организаций, привлекаемых к участию в реализации Программы;
- соответствие задач, намеченных
к решению в Программе, полномочиям и сферам деятельности исполнительных органов
государственной власти Калужской области;
- необходимость привлечения
внебюджетных источников (средств частных инвесторов и др.) для финансирования
проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры по обращению с ТБО,
проектов строительства объектов по утилизации и переработке отходов
производства, потребления и вторичных материальных ресурсов.
Полномочия субъектов Российской
Федерации в области обращения с отходами определены в статье 6
Федерального закона "Об отходах производства и потребления". В
частности, это:
- разработка и реализация
региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и
выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
- участие в проведении
государственной политики в области обращения с отходами на территории
соответствующего субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышесказанное,
ликвидация накопленных и эффективная утилизация вновь образующихся бытовых
отходов являются значимой экологической проблемой Калужской области в целом. Ее
решение соответствует приоритетам и целям социально-экономического развития
региона и относится к полномочиям государственных органов исполнительной власти
Калужской области.
Действие Программы
распространяется на все субъекты, чья хозяйственная деятельность связана с
обращением с отходами и вторичными материальными ресурсами на территории
области, на все объекты обращения с отходами и вторичными материальными
ресурсами, а также на органы местного самоуправления в части их полномочий в
области обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации и Калужской области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий