В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был ретивый начальник. А случилось это очень давно, в ту пору,
когда промежду начальства два главных правила в руководство приняты были.
Первое правило: чем больше начальник вреда делает, тем больше отечеству пользы
принесет. Науки упразднит —
польза; город спалит — польза; население испугает
— еще того больше пользы. Предполагалось, что
отечество завсегда в расстроенном виде от прежнего начальства к новому доходит,
так пускай оно сначала, через вред, остепенится, от бунтов отвыкнет, а потом
отдышится и настоящим манером процветет. А второе правило: как можно больше
мерзавцев в распоряжении иметь, потому что обыватели своим делом заняты, а
мерзавцы — люди досужие и ко вреду способные.
Все это ретивый начальник на носу у
себя зарубил, и так как ретивость его всем была ведома, то вскорости дали ему в
управление вверенный край. Хорошо. Помчался он туда и уже дорогой все сны наяву
видит. Как он сначала один город спалит, потом за другой примется, камня на
камне в них не оставит — все затем, чтоб как можно больше вверенному краю
пользы принести. И всякий раз при
этом будет слезы лить и приговаривать: видит бог, как мне тяжко!
Годик, другой таким манером попалит — смотришь, ан вверенный-то край и
взаправду помаленьку остепеняться стал. Остепенялся да остепенялся — и вдруг
каторга! Да не такая, как в Сибири, каторга, а веселая, ликующая, где люди
добровольно под сению изданных на сей предмет узаконений блаженствуют. В будни
работу работают, в праздник песни поют и за начальников бога молят
. Наук нет — а обыватели все до одного хоть час на экзамен готовы; вина не пьют, а питейный доход возрастает да возрастает; товаров из-за границы не получают, а пошлины на таможнях поступают да поступают. А он только смотрит да радуется; бабам по платку дарит, мужикам — по красному кушаку. «Вот какова моя каторга! — говорит он ликующим обывателям, — вот зачем я города огнем палил, народ пугал, науки истреблял. Теперь понимаете?»
. Наук нет — а обыватели все до одного хоть час на экзамен готовы; вина не пьют, а питейный доход возрастает да возрастает; товаров из-за границы не получают, а пошлины на таможнях поступают да поступают. А он только смотрит да радуется; бабам по платку дарит, мужикам — по красному кушаку. «Вот какова моя каторга! — говорит он ликующим обывателям, — вот зачем я города огнем палил, народ пугал, науки истреблял. Теперь понимаете?»
— Как не понимать — понимаем.
Приехал он в свое место и начал
вредить. Вредит год, вредит другой. Народное продовольствие — прекратил,
народное здравие — уничтожил, науки — сжег и пепел по ветру развеял. Только на
третий год стал он себя поверять: надо бы, по-настоящему, вверенному краю уж
процвести, а он словно и остепеняться еще не начинал...
Задумался ретивый начальник,
принялся разыскивать: какая тому причина?
Думал-думал, и вдруг его словно свет
озарил. «Рассуждение» — вот причина! Начал он припоминать разные случаи, и чем
больше припоминал, тем больше убеждался, что хоть и много он навредил, но до настоящего
вреда, до такого, который бы всех сразу прищемил, все-таки дойти не мог. А
не мог потому, что этому препятствовало «рассуждение». Сколько раз бывало:
разбежится он, размахнется, закричит «разнесу!» — ан вдруг «рассуждение»: какой
же ты, братец, осел! Он и спасует. А кабы не было у него «рассуждения», он
бы...
— Давно бы вы у меня отдышались! —
крикнул он не своим голосом, сделавши это открытие, — посмотрел бы я, как бы вы
у меня...
И погрозил кулаком в пространство,
думая хоть этим пользу вверенному краю принести.
На его счастье, жила в том городе
волшебница, которая на кофейной гуще будущее отгадывала, а между прочим умела и
«рассуждение» отнимать. Побежал он к ней: отымай! Та видит, что дело к спеху,
живым манером отыскала у него в голове дырку и подняла клапанчик. Вдруг что-то
оттуда свистнуло — и шабаш! Остался наш парень без рассуждения.
Разумеется, очень рад. Хохочет.
Прежде всего побежал в присутственное
место. Встал посреди комнаты и хочет вред сделать. Только хотеть-то хочет, а
какой именно вред и как к нему приступить — не понимает. Таращит глаза, шевелит
губами — больше ничего. Однако ж так он этим одним всех испугал, что от одного
его вида нерассудительного разом все разбежались. Тогда он ударил кулаком по
столу, разбил его и сам убежал.
Прибежал в поле. Видит — люди пашут,
боронят, косят,
сено гребут. Знает, что необходимо
сих людей в рудники заточить, а за что и каким манером — не понимает. Вытаращил
глаза, отнял у одного пахаря косулю и разбил вдребезги, но только что бросился
к другому, чтоб борону у него разнести, как все испугались, и в одну минуту
поле опустело. Тогда он разметал только что сметанный стог сена и убежал.
Воротился в город. Знает, что
надобно его с четырех концов запалить, а почему и каким манером — не понимает.
Вынул из кармана коробку спичек, чиркает, да только все не тем концом. Взбежал
на колокольню и стал бить в набат. Звонит час, звонит другой, а для чего — не
понимает. А народ между тем сбежался, спрашивает: где, батюшко, где? Наконец
устал звонить, сбежал вниз, вынул коробку со спичками, зажег их все разом, и
только что было ринулся в толпу, как все мгновенно брызнули в разные стороны, и
он остался один. Тогда, делать нечего, побежал домой и заперся на ключ.
Сидит день, сидит другой. За это
время опять у него «рассуждение» прикапливаться стало, да только вместо того,
чтоб крадучись да с ласкою к нему подойти, а оно все старую песню поет: какой
же ты, братец, осел! Ну, он и осердится. Отыщет в голове дырку (благо узнал,
где она спрятана), приподнимет клапанчик, оттуда свистнет — опять он без
рассуждения сидит.
Казалось, тут-то бы и отдышаться
обывателям, а они вместо того испугались. Не поняли, значит. До тех пор все
вред с рассуждением был, и все от него пользы с часу на час ждали. И только что
польза наклевываться стала, как пошел вред без рассуждения, а чего от него
ждать — неизвестно. Вот и забоялись все. Бросили работы, попрятались в норы,
азбуку позабыли, сидят и ждут.
А он хоть и лишился рассуждения,
однако понял, что один его нерассудительный вид отлично свою ролю сыграл. Уж и
то важно, что обыватели в норы попрятались: стало быть, остепеняться хотят. Да
и прочие все дела под стать сложились: поля заскорбли, реки обмелели, на стада
сибирская язва напала. Все, значит, именно так подстроилось, чтоб обывателя в
чувство привести... Самый бы теперь раз к устройству каторги приступить. Только
с кем? Обыватели попрятались, одни ябедники да мерзавцы, словно комары на
солнышке, стадами играют. Так ведь с одними мерзавцами и каторгу устроить
нельзя. И для каторги не ябедник праздный нужен, а обыватель коренной,
работящий, смирный.
Стал он в обывательские норы
залезать и поодиночке их оттоле вытаскивать. Вытащит одного — приведет в
изумление; вытащит другого — тоже в изумление приведет. Но не успеет до крайней
норы дойти — смотрит, ан прежние опять в норы
уползли... Нет, стало быть, до настоящего
вреда он еще не дошел!
Тогда он собрал «мерзавцев» и сказал
им:
— Пишите, мерзавцы, доносы!
Обрадовались мерзавцы. Кому горе, а
им радость. Кружатся, суетятся, играют, с утра до вечера у них пир горой. Пишут
доносы, вредные проекты сочиняют, ходатайствуют об оздоровлении... И все это,
полуграмотное и вонючее, в кабинет к ретивому начальнику ползет. А он читает и
ничего не понимает. «Необходимо поначалу в барабаны бить и от сна обывателей
внезапно пробуждать» — но почему? «Необходимо обывателей от излишней пищи
воздерживать» — но на какой предмет? «Необходимо Америку снова закрыть» — но,
кажется, сие от меня не зависит? Словом сказать, начитался он по горло, а ни
одной резолюции положить не мог.
Горе тому граду, в котором начальник
без расчету резолюциями сыплет, но еще того больше горе, когда начальник совсем
никакой резолюции положить не может!
Снова он собрал «мерзавцев» и говорит
им:
— Сказывайте, мерзавцы, в чем, по
вашему мнению, настоящий вред состоит?
И ответили ему «мерзавцы»
единогласно:
— Дотоле, по нашему мнению, настоящего
вреда не получится, доколе наша программа вся, во всех частях, выполнена не
будет. А программа наша вот какова. Чтобы мы, мерзавцы, говорили, а прочие
чтобы молчали. Чтобы наши, мерзавцев, затеи и предложения принимались
немедленно, а прочих желания чтобы оставлялись без рассмотрения. Чтоб нам,
мерзавцам, жить было повадно, а прочим всем чтоб ни дна, ни покрышки не было.
Чтобы нас, мерзавцев, содержали в холеи в неженье, а прочих всех — в кандалах.
Чтобы нами, мерзавцами, сделанный вред за пользу считался, а прочими всеми,
если бы и польза была принесена, то таковая за вред бы считалась. Чтобы об нас,
об мерзавцах, никто слова сказать не смел, а мы, мерзавцы, о ком вздумаем, что
хотим, то и лаем! Вот коли все это неукоснительно выполнится, тогда и вред
настоящий получится.
Выслушал он эти мерзавцевы речи, и
хоть очень наглость ихняя ему не по нраву пришлась, однако видит, что люди на
правой стезе стоят, — делать нечего, согласился.
— Ладно, — говорит, — принимаю вашу
программу, господа мерзавцы. Думаю, что вред от нее будет изрядный, но
достаточный ли, чтоб вверенный край от него процвел, — это еще бабушка надвое
сказала!
Распорядился мерзавцевы речи на
досках написать и всеобщему сведению на площадях вывесить, а сам встал у окошка
и ждет, что будет. Ждет месяц, ждет другой; видит: рыскают мерзавцы,
сквернословят, грабят, друг дружку за горло рвут, а вверенный край никак-таки
процвести не может! Мало того: обыватели до того в норы уползли, что и достать
их оттуда нет средств. Живы ли, нет ли — голосу не подают...
Тогда он решился. Вышел из ворот и
пошел прямиком. Шел, шел и наконец пришел в большой город, в котором главное
начальство резиденцию имело. Смотрит — и глазам не верит! Давно ли в этом самом
городе «мерзавцы» на всех перекрестках программы выкрикивали, а «людишки» в
норах хоронились — и вдруг теперь все наоборот сделалось! Людишки свободно по
улицам ходят, а «мерзавцы» спрятались... Что за причина такая?
Начал он присматриваться и
прислушиваться. Зайдет в трактир — никогда так бойко не торговали! Пойдет в
калашную — никогда столько калачей не пекли! Заглянет в бакалейную лавку —
верите ли, икры наготовиться не можем! Сколько привезут, столько сейчас и
расхватают.
— Да отчего же? — спрашивает, —
какой такой настоящий вред вам был нанесен, от которого вы так ходко
пошли?
— Не от вреда это, — отвечают ему, —
а напротив, оттого, что новое начальство все старые вреды отменило!
Не верит. Отправился по начальству.
Видит, дом, где начальник живет, новой краской выкрашен. Швейцар — новый,
курьеры — новые. А наконец, и сам начальник — с иголочки. От прежнего
начальника вредом пахло, а от нового — пользою. Прежний хоть и угрюмо смотрел,
а ничего не видел, этот — улыбается, а все видит.
Начал ретивый начальник докладывать.
Так и так; сколько ни делал вреда, чтобы пользу принести, а вверенный край и о
сю пору отдышаться не может.
— Повторите! — не понял новый
начальник.
— Так и так, никаким манером до настоящего
вреда дойти не могу!
— Что такое вы говорите?
Оба разом встали и смотрят друг на
друга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий