Главы из книги моего друга, Юрия Фадеева из Тарусы.
РУССКИЕ В ТУРКЕСТАНЕ.
ГЛАВА I Российская империя и Туркестан.
История взаимоотношений
В 1873 году против Кокандского хана Худояра выступили Южные киргизы и взяли Узген, Уч-Коргон, Ош, Сузак, и Булак-Баши. К восставшим присоединились оседлые узбекские народности и около 3000 кокандских сарбазов (воинов). Осенью 1873 года восставшие приняли решение стать подданными России, но, российские власти, связанные торговым договором с Кокандским ханством, поддержали не повстанцев, а Худояр – хана, и тогда, гнев восставших обернулся против русских.
Для подавления главных очагов восстания царским правительством была организована карательная экспедиция в междуречье Нарына и Карадарьи. Экспедиционным корпусом командовал генерал-майор Скобелев. Восставшие, оказавшие вначале упорное сопротивление, вскоре стали быстро отступать к городу Ош, затем Кара-Су и Узгену. 10 сентября 1875 года Ош был занят русскими войсками. Последовал разгром отрядов Пулат-хана, Абдылдабека, муллы Ашира и других киргизских и узбекских крупных феодалов.
РУССКИЕ В ТУРКЕСТАНЕ.
ГЛАВА I Российская империя и Туркестан.
История взаимоотношений
(05. 12. 2013. Продолжение )
В
1854 году генерал – губернатор Западной Сибири Г. Гасфорд, «во исполнение
высочайшего повеления», предложил киргизским
манапам Иссык – Куля прислать в Омск своих представителей «для принятия
присяги на верноподданство России». Бугунские манапы избрали своим
представителем Кычибека Шералина, близкого родственника верховного
бугунского манапа Бурунбая. Кычибек
не раз уже бывал в качестве посла в Омске, имел чин капитана русской
армии и был награждён золотой медалью. От других приглашенных родоправителей –
солто и сарыбагыш – послы не прибыли.
Процедуру
присяги обставили пышно, в сибирском духе с восточными традициями. 17 января
1855 года под сводами губернского омского дворца Кычибек Шералин, с Кораном в
руках, принёс присягу на верность России. Таким образом, к сожалению, чисто
формально, было положено начало принятию
киргизов в Российское подданство.
Верховному правителю племени Бугу Боронбаю присваивают звание полковника
русской армии и посылают богатые подарки.
В
течение 12 лет – с 1855 по 1867 годы – все киргизские племена Северного
Киргизстана, измотанные внутренними междоусобицами и подчинённые Кокандскому
ханству, формально принимают российское подданство.
3В 1873 году против Кокандского хана Худояра выступили Южные киргизы и взяли Узген, Уч-Коргон, Ош, Сузак, и Булак-Баши. К восставшим присоединились оседлые узбекские народности и около 3000 кокандских сарбазов (воинов). Осенью 1873 года восставшие приняли решение стать подданными России, но, российские власти, связанные торговым договором с Кокандским ханством, поддержали не повстанцев, а Худояр – хана, и тогда, гнев восставших обернулся против русских.
Для подавления главных очагов восстания царским правительством была организована карательная экспедиция в междуречье Нарына и Карадарьи. Экспедиционным корпусом командовал генерал-майор Скобелев. Восставшие, оказавшие вначале упорное сопротивление, вскоре стали быстро отступать к городу Ош, затем Кара-Су и Узгену. 10 сентября 1875 года Ош был занят русскими войсками. Последовал разгром отрядов Пулат-хана, Абдылдабека, муллы Ашира и других киргизских и узбекских крупных феодалов.
Опасаясь
нового народного восстания, царское правительство приняло решение ликвидировать
Кокандское ханство. 19 февраля 1876 года был издан официальный указ царя о
присоединении Кокандского ханства
(следовательно, и подвластных ему южных киргизов) к России, и об
образовании в составе Туркестанского генерал-губернаторства Ферганской области.
В результате этого административного преобразования южная часть Киргизии вошла
в состав России. Первым военным губернатором области стал М. Скобелев.
Однако
горные районы южной Киргизии, в частности Алай, оставались непокорёнными. Абдулла-бек, Оморбек, Маматбек, Асанбек –
сыновья погибшего в Коканде Алымбека-датхи
и «Алайской царицы» начали борьбу против вступивших в их владения
войск. Скобелев, заняв выходы с гор в
Ферганскую долину, летучими отрядами двинулся из города Ош по направлению к
Гульче, к Алайскому хребту, где
сосредоточились киргизы. В обход были направлены две колонны — майора Ионова и
полковника Витгенштейна. Восставших
начали теснить, но сопротивление киргизов
продолжалось до тех пор, пока 29 июля 1876 года Витгенштейн с помощью Шабдан-батыра4
не взял в плен Курманджан-датху5 – Царицу алайских киргизов.
Зная
большое влияние царицы на своих соплеменников,
князь Витгенштейн проводил Курманжан в штаб Скобелева в Маргелан не как пленницу, а с почётом. Здесь её так же ожидала встреча,
соответствовавшая её положению. Скобелев попросил её передать сыновьям его
предложение о мире – пусть возвращается
в аилы со своими джигитами – наступает пора мирной жизни.
Курманжан-датха обещала, но в ответ потребовала не преследовать восставших и
освободить пленных. Обе стороны –
Скобелев и Курманжан сдержала слово и на десятилетия, вплоть до восстания
киргизов на севере Киргизии в1916 году, на территории Киргизстана воцарился
мир.
4
На
данном историческом этапе время
выдвинуло две ярких киргизских исторических личности: Курманжан[1] и Шабдана
Джантаева или Шабдан-батыра как его
зовут в народе. В сложный исторический период правления Кокандского ханства и
России, они взяли на себя ответственность и с присущей им мудростью и
дипломатическими способностями спасли народ от ассимиляции и гибели.
Курманжан
Маматбай кызы родилась в аиле Оро в Алайских горах, в семье киргизов –
кочевников из клана Монгуш. В 1832 году
стала женой богатого алайского феодала Алимбека. Родила шесть сыновей. После
гибели мужа в Коканде, в 1862 году правление перешло к пятидесятилетней
Курманжан. Она не только пользовалась уважением алайцев, но и опиралась на
преданное ей войско в составе 10 тысяч джигитов. Волевая женщина воспротивилась
кокандскому хану Худояру обложить налогом алайских киргизов и заставила
признать её в качестве нового правителя Алая с присвоением ей почётного титула
«датха». Хан, известный своей надменностью, был вынужден встречать Курманжан
Датха как самого знатного бека. Впервые
в Средней Азии и на всём мусульманском Востоке в честь женщины был
устроен официальный приём. Признал алайскую правительницу и эмир Бухары
Муззафар.
После
соглашения с М. Скобелевым Курманжан Датха официально объявила о присоединении
земель алайских киргизов к Российской империи. За это российское правительство
присвоило её чин полковника. После присоединения к России на территории Алая
было образовано пять волостей, четыре из которых: Кичи-Алайская, Гульчинская, Наукатская и
Узгенская – согласно условию перешли под управление её сыновей.
В
дальнейшем Курманжан Датха взяла курс на
установление дружественных отношений с российскими властями. Российские
политические и военные деятели, лично знавшие Курманжан: Лев Костенко, Михаил
Ионов, Константин Кауфман – отмечали её житейскую мудрость и необычайное
уважение среди соотечественников. С полковником Михаилом Ефремовичем Ионовым –
первым начальником Ошского уезда, Курманжан Датха на протяжении многих лет
сохраняла дружеские отношения, вела длительную переписку, обменивалась
подарками и фотографиями.
Во
время памирских походов русской армии в войне с Афганистаном, она отдала приказ
своим людям доставлять провиант в отряд полковника Михаила Ионова. Предусмотрительно вела себя во время
восстаний на территории бывшего кокандского ханства, предпочитая занимать пророссийскую
или же нейтральную позицию.
С
1881 года Курманжан Датха стала получать правительственную пенсию, а Император
Николай II
пожаловал ей специальный царский подарок – золотые дамские часы с изображением
государственного герба империи с цепочкой и брошью, украшенные бриллиантами и
розами.
В
июне-июле 1906 года, за полгода до смерти Курманжан Датхи, в ходе
Азиатско-китайской экспедиции, через Алайскую долину проезжал русский
путешественник и будущий маршал Финляндии Карл Густав Эмиль Маннергейм[2]. В своих
походных дневниках Маннергейм оставил воспоминания об алайских киргизах и,
конечно, о встрече с самой «Алайской царицей». Маннергейм был поражен тем, как
просто 96-летняя мусульманка согласилась сфотографироваться, да ещё и верхом на
лошади.
В
2004 году на проспекте Эркендик (проспект Дзержинского) в дубовом сквере в
Бишкеке Курманжае Датхе воздвигнут памятник. Её именем названы улицы
в Бишкеке и Оше.
Второй
исторической личностью того времени является
Шабдан батыр, сын Джантая, внук Карабека
– крупный сарыбагишский манап, один из потомков знаменитого Атаке -
батыра. С ранних лет отец готовил
Шабдана на роль своего преемника, воспитывая его в согласии с моральными
принципами степных кочевника, к коим относились преданность людям, усердие,
честь, военная храбрость. В 1850 году Пишпекский бек Атабек отправил его в
качестве заложника ко двору Кокандского хана
Маллябека. Одновременно с ним в ханской орде служили, ставшими, в
последствии, известными фигурами в киргизском обществе, баргинец Алымбек,
солтинец Байсеит, бугинец Кадыр и другие. Таким путём правители хана пытались
решить двоякую задачу: держать в повиновении киргизских кочевников и
подготовить на будущее верных и послушных себе родоначальников.
В
1860 Шабдан в составе войска Канаат-хана участвовал в Узун – Агачском сражении
против русской армии - в этом бою
кокандцы потерпели поражение, Шабдан впервые увидел превосходство русской
армии. Эта битва практически положила конец правлению кокандских феодалов в
северной части Киргизии. Оставаясь при ханском дворе, весной 1862 года Шабдан
принял участие в обороне Ташкента от мятежников. Его храбрость, смелость и
решительность при боевых действиях были замечены, и Кокандский хан назначил
Шабдана комендантом г. Азрети-Султан (г. Туркестан). Но после того, как отец
Жантай Карабеков встал на сторону русских, Шабдан принял российское подданство и стал
добросовестно служить русским властям.
Со
своими джигитами он помогал начальнику токмакского уезда Г. С. Загряжскому утверждать русское
административное управление в Центральном Тянь – Шане. В 1877 году принимал
участие в военных действиях против Коканда – в операции против Пулат - хана он
командовал «летучим отрядом» в корпусе М. Скобелева
В
1878 году в составе отряда
Семиречинского казачьего войска под командованием барона Штакельберга, Шабдан
со своими джигитами участвовал в
экспедиции против Кокандского ханства со стороны Нарынского укрепления в
направлении Намангана.
За
храбрость, проявленную в этом деле, был награждён знаком военного ордена 4 й
степени, а впоследствии серебряной медалью в память покорения Кокандского
ханства. В том же 1878 году Шабдан со своими джигитами нёс разведочную службу в
отряде войскового старшины Гринвальда. За этот поход Шабдан был награждён
большой золотой медалью на Анненской ленте. В 1883 году Шабдан был
представителем от киргизского населения на короновании Александра III, где ему было
присвоено звание войскового старшины, аналогичный чину полковника, пожалована
серебряная медаль в память о скончавшимся Александре II и золотые часы.
Он
занимался благотворительной деятельностью, так обратившись с письмом к генералу
М. Скобелеву, Шабдан – батыр обеспечил свободу более ста киргизам и казахам,
приговорённым к смерти за протест против переселения русских в Среднюю Азию и
Семиречье. Занимался и социальными проблемами - открыл и полностью финансировал
частное медресе в Кемине, отправлял киргизских детей учиться русской грамматике
в г. Верный. За заслуги в мирное время Шабдан был награждён памятной медалью
походов в Средней Азии, а за благотворительность был отмечен знаком общества
Красного креста. Как войсковому старшине,
на похоронах Шабдану-батыру были оказаны
воинские почести Пишпекским военным оркестром и ружейным залпом отряда казаков.
Шабдан-батыру
возведены памятники на его родине в Кеминской долине и в столице Киргизии
городе Бишкеке.
5
Оценивая
исторический процесс присоединения Киргизстана к России, длившийся два
десятилетия (с 1855 по 1876 гг.), можно сказать, что он был не только
продолжительным, но и трудным, противоречивым – как мирным, так и военным –
насильственным. Безусловно, все эти события имели решающее значение для судеб
киргизского народа. Прекратились разорительные междоусобные феодальные войны,
разжигаемые феодальной верхушкой — манапами было уничтожено рабство.
Для
России новые земли должны были стать дополнительным источником дешевого сырья и
рынком сбыта продукции набиравшей обороты промышленности. К тому же туда
предполагалось переселить малоземельных крестьян России. Переселение русских
хлебопашцев в Киргизию началось в конце XIX века.
В
Приферганье, Чуйской и Таласской долинах, Иссык-Кульской котловине Киргизии
лежали целинные, плодородные земли, но без орошения они были бесплодны. Для
строительства оросительных каналов требовались инженерные знания и огромный
труд. В 1910 году Царское правительство выделило средства на создание
оросительной системы в долине реки Чу.
Коренное
население Киргизии не знало земледелия. Киргизы - горные кочевники. Они
использовали «вертикальный» способ
кочевания и традиционно селились в предгорных зонах юга Киргизии, Таласской и
Чуйской долинах, высокогорных долинах — Алайской, Сусамырской, Нарынской,
Ат-Башинской. В основном разводили
лошадей и овец, меньше — крупный скот: на равнинах — верблюдов, в высокогорье —
яков. Каждый аил кочевал на определённой территории: «жаздоо» - весенней,
летом, навьючив лошадей, люди со стадами овец откочевывали на горные пастбища —
«жайлоо», и «кыштао» - зимние пастбища. Лишь небольшая часть земель
возделывалась ими в Ферганской, Чуйской, Таласской долине и Иссык – Кульской
котловине. Сеяли преимущественно просо и ячмень и меньше – пшеницу.
Специально
созданное Переселенческое управление разработало систему льгот: прощение
переселенцам всех недоимок, низкие цены на железнодорожный
билет,
освобождение от налогов на пять лет, беспроцентные ссуды от 100 до 400 рублей
на крестьянский двор и т.д. Крестьяне с детьми, скотом, с домашним скарбом на
телегах месяцами в зной и холод двигались на восток.
Чтобы
избежать недовольства местного населения, правительство действовало весьма
осмотрительно. Как правило, для переселенцев подыскивали неосвоенные, неорошаемые
земли — пустующие либо лежащие на окраинах скотоводческих кочевий. С крупными
землевладельцами власти заключали договоры и покупали у них землю. Платили, в
числе прочего, и за так называемые неиспользуемые участки. Перекосы в земельных
отношениях, конечно были. Это происходило,
прежде всего, из – за алчности бесконтрольных манапов, которые сдавали в аренду, а иногда и
продавали богатым переселенцам родо - племенные земли.
Русские
переселенцы первой волны освобождались не только от податей, но и от воинской
повинности. Кроме того, им выдавали материальную помощь для обзаведения
хозяйством — бесплатный инвентарь, рабочий скот и прочее. Например, в селе
Покровское (ныне Куршаб Ошской области) каждому хозяйству причитались две
лошади, бричка, корова, 100 пудов хлеба, плуг и борона. Выходцы из России
обосновывались на новых землях селами. Строили дома, прокладывали вдоль улиц
поливные арыки, высаживали деревья — тополь, карагач, акацию или плодовые. В
центре села обычно располагалась площадь, на которой в первую очередь возводили
каменную церковь. Затем — школу, а в некоторых крупных поселениях и женские
приходские училища. Открывались амбулаторные фельдшерские пункты, персонал
которых состоял из врача и одного-двух помощников. Там обслуживались и коренные
жители. В переселенческих селах имелись базары или торговые ряды, различные
магазины, лавки, мельницы, пекарни, кузницы, ремесленные мастерские. Были свои
портные, сапожники, печники, бондари. Некоторая продукция была популярна и у
местного населения.
На
распаханной целине русские выращивали хлопчатник, пшеницу, кукурузу, кормовые
культуры. В личном хозяйстве преобладали огородничество и садоводство: сажали
картофель, морковь, свеклу, капусту, лук, огурцы, помидоры и прочие овощи.
Помимо привычных для жителей Центральной России яблонь, вишен, слив и ягодных
кустарников, на юге Киргизии и в Чуйской долине в садах новоселов росли
абрикосы, персики, груши, черешня, виноград. Крестьяне занимались
пчеловодством, держали коров и свиней, разводили птицу.
В
каждом переселенческом селе выбирались староста и его заместитель, их
деятельность контролировалась русской администрацией и участковым приставом.
Несколько сельских обществ объединялись в волость. На волостных съездах
избиралось волостное управление, которое утверждалось военным губернатором. В
судебно-административном отношении поселки подчинялись начальникам уездов,
однако за небольшие проступки виновных мог наказать выборный староста.
С
установлением первых контактов, земледельцы местных национальностей стали
присматриваться к новым для них сельскохозяйственным орудиям — железному плугу,
сенокосилке, бороне. Настоящий переворот в заготовке кормов произвела коса. Под
влиянием русских у коренного населения происходили изменения не только в
хозяйственной деятельности, но и в самом образе жизни — распространялись ранее
малоизвестные знания в области строительства, медицины, агрономии, ветеринарии.
В
1870 году в Токмаке открылась первая в Киргизии приходская школа, 1879 году в
Пишпеке (центр одноименного уезда) — приходское училище, в 1887 году приняла
учеников первая в Киргизии Ошская русско-туземная школа, в 1888-м —
Пржевальская сельскохозяйственная школа, в 1894-м — сельскохозяйственная школа
в Пишпеке.
В
1912 году открылась Пишпекская мужская гимназия — первое среднее учебное
заведение в Киргизии. В 1913 году работали уже четыре городские больницы (в
Пишпеке, Токмаке, Пржевальске и Оше).
В
1908–1911 годах были проложены узкоколейные железные дороги между станциями
Скобелево (Фергана) и Кызыл-Кия, Драгомирово и Сулюкта. В 1908 году построена
железнодорожная ветка Андижан — Джалал-Абад, а в 1915-м Джалал-Абад соединили
рельсами с Гурунчмазаром.
Одновременно,
жизнь среди киргизов в немалой степени повлияла и на «русских азиатов». Даже
те, кто так и не научился говорить по-киргизски, незаметно для себя
пропитались, если можно так выразиться, «киргизским духом», переняли немало
местных традиций. Так постепенно закладывались основы мирного сосуществования
двух, таких разных, народов.
Важную
роль в судьбе киргизского народа сыграла Октябрьская революция. Чтобы упрочить
советскую власть в Средней Азии, большевики решили создать первое советское
государственное образование — Туркестанскую АССР, которая и была провозглашена
на 5-м Всетуркестанском съезде Советов 30 апреля 1918 года. Тогда же в ее
состав вошла и Киргизия.
В
марте 1921 года X
съезд РКП(б) записал в резолюции по национальному вопросу: «Задача партии
состоит в том, чтобы помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать
ушедшую вперед Россию…».
Движимые
интернациональным долгом и коммунистической идеологией, в ущерб социально-экономическому
состоянию России, эта задача была
выполнена.
Передовые
представители русской интеллигенции несли в Среднюю Азию развитую культуру
русского народа. Взять хотя бы открытие Туркестанского народного университета,
которое состоялось 21 апреля 1918 года в Доме свободы — бывшем особняке
хлопкозаводчика Вадьянова. И уже через два года в Ташкент прибыл знаменитый
«профессорский эшелон» — военно-санитарный поезд № 159, на котором около
полутора месяцев добирались от Москвы до Туркестана ученые и педагоги с
семьями. В тот год в Ташкент пришли еще пять эшелонов с лабораторным
оборудованием, пятьюдесятью тысячами книг, гербариями редких растений. Но
главное, появились новые преподаватели — сорок три профессора. Со временем
университет стал не просто вузом, а крупнейшим научным центром. Трудно даже
представить тот огромный вклад, который коллектив университета внес в
социальное, культурное и экономическое развитие народов Центральной Азии.
(продолжение следует)
5 Курманжан датха (1811-1907 – Мать нации. Царица
Алайских киргизов, военная, государственная и общественная деятельница из
племени Монгуш.
Комментариев нет:
Отправить комментарий