19 нояб. 2013 г.

О национализации школьного питания в городе Калуге

о совершенствовании организации питания
обучающихся общеобразовательных учреждений Калужской области
    
 Вопросы улучшения качества школьного питания в общеобразовательных учреждениях области  решаются в рамках исполнения долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации питания, медицинского обеспечения и формирование здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2011-2013 годы», утверждённой постановлением Правительства Калужской области от 22 июня 2010 года № 239.
          Главными направлениями данной программы являются: повышение  качества и доступности школьного питания, увеличение адресной помощи детям из многодетных и малообеспеченных семей, выделение средств из областного и муниципальных бюджетов на компенсацию стоимости рационов школьного питания всем учащимся, обеспечение обучающихся 1-11 классов молоком и (или) молочными продуктами.
Финансирование  школьного питания  осуществляется из разных источников: областной бюджет, бюджеты муниципальных образований  Калужской области (муниципальных районов и городских округов) и внебюджетные средства (родительская плата).   Общая сумма средств, выделяемых из консолидированного бюджета области на организацию питания обучающихся общеобразовательных учреждений области,  ежегодно составляет около 242 млн. рублей, в т.ч. средства областного бюджета –  около 62 млн. рублей, средства местных  бюджетов – около  180  млн. рублей.
Обеспеченность горячим питанием  в общеобразовательных учреждениях области составляет  в основном 100 %   (за исключением детей, обучающихся на дому и по медицинским показаниям).

Во всех районах Калужской области выделяется компенсация на удешевление школьного питания ежедневно на каждого ученика,  в большинстве районов по 5 рублей,  в  Юхновском районе – 6 руб., в Медынском – 6,5 руб., в                     г. Обнинске – 16 руб., в Ульяновском районе – 18 руб.               

          Во всех школах области в соответствии с Санитарными правилами и нормами  суточные рационы питания формируются  на основе согласованного с территориальными отделами Роспотребнадзора цикличного меню, в котором учитывается необходимый для школьника набор продуктов.

           Средняя стоимость школьного   завтрака  составляет  от  9 руб. до  29  руб., школьного обеда -  от 11 до 46 руб. в день.

           За счет средств муниципальных бюджетов  обучающиеся 1-11 классов обеспечиваются молочными продуктами из расчета от 10 руб. до 24  руб.  2 раза в неделю, за исключением Жуковского, Малоярославецкого, Сухиничского, Перемышльского, Ульяновского  районов, г. Обнинска.

            Бесплатное питание в настоящее время получают более 12 тысяч  обучающихся из многодетных и малообеспеченных  семей, детей-инвалидов и других категорий.  На эти цели в муниципальных районах ежедневно на каждого ребенка   выделяется от  6  до 40   руб.

           Кроме того, в ряде районов  органами местного самоуправления выделяется адресная помощь на питание  для  отдельных категорий обучающихся.

            В городе Калуге все обучающиеся 1-4 классов получают бесплатные завтраки  из средств местного бюджета.

           В городе Обнинске, Ульяновском районе   -  все обучающиеся 1-11 классов получают бесплатные завтраки (соответственно 20 и 22 руб.).

          В Кировском районе   в  категорию «бесплатников» включены дети-инвалиды и  дети участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

            В области реализуется система конкурсных мероприятий  с обучающимися и  их  родителями по формированию и популяризации культуры питания и  здорового  образа жизни.

           

Организация питания в муниципальных образовательных учреждениях   осуществляется   в  рамках  требований  Федерального  закона  от  21.07.2005                       № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В крупных муниципальных образованиях  организация школьного питания осуществляется на конкурсной основе и рассматривается как муниципальный заказ. Такая система организации школьного питания существует в городах Калуге и Обнинске, в больших (по количеству учащихся) школах Людиновского,  Малоярославецкого районов.

          В остальных (в основном в сельских районах) - организация питания возложена на руководителей образовательных учреждений.

           Питание в малокомплектных школах  ввиду небольших сумм не выставляется на торги, а осуществляется по договорам с поставщиками отдельных продуктов (мясо, хлебобулочные изделия, крупы, и др.). Как правило,  в этих школах повара и работники школьных пищеблоков получают заработную плату из бюджета (входят в штаты школ), школы имеют хозяйственные участки в виде земельных наделов, на которых выращивается сельскохозяйственная продукция для школьной столовой, и обе этих составляющих  способствуют реальному удешевлению стоимости школьных завтраков и обедов.

 

           В начале сентября этого учебного года в городе Калуге в организации школьного питания сложилась  следующая ситуация.

Во всех общеобразовательных учреждениях города Калуги со 2 сентября 2013/2014 учебного года  было  организовано горячее питание детей на бесплатной основе: ежедневные горячие завтраки для обучающихся начальной школы (12 680 детей),  два раза в неделю   для обучающихся 5-11 классов (более 15000 человек), бесплатные обеды - 17,5%  обучающихся, посещающих группы продленного дня, бесплатное питание детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида.

             3 сентября т.г. руководители  общеобразовательных учреждений города Калуги уведомили управление образования города Калуги о том, что представители питающих организаций проинформировали их об установлении разной стоимости бесплатного и платного питания (средняя стоимость бесплатного завтрака – 20 руб., обеда – 26 руб., платных – 30 и 40 руб. соответственно) при одинаковом меню. Таким образом, школы были поставлены перед фактом увеличения стоимости  платного питания после начала учебного года, т.е. после проведения традиционных организационных мероприятий по обеспечению горячим питанием школьников.

            Управление образования обратилось за разъяснениями в правовой комитет Городской Управы города Калуги, прокуратуру города Калуги, Управление Роспотребнадзора по Калужской области. В результате были получены рекомендации организовать платное горячее питание на двусторонней договорной основе (организация, осуществляющая питание – родитель (законный представитель) по договорной цене).

            Руководством  ООО «Калужская продовольственная компания» при посредстве администрации  общеобразовательных учреждений города Калуги были организованы  встречи с родителями (законными представителями) с целью разъяснения необходимости повышения цен на питание на платной основе и организации процесса заключения договоров.

            Руководителям общеобразовательных учреждений рекомендовано усилить контроль качества предоставляемых услуг по организации питания школьников и качества самого питания.

          Во всех общеобразовательных учреждениях работают бракеражные комиссии (ежедневное снятие пробы готовой пищи, оценка качества блюд по органолептическим показателям), комиссии по административно-общественному контролю за организацией питания.

В настоящее время горячее питание за счет средств родителей   организовано в 100 % общеобразовательных учреждениях города Калуги.

          

          Данная ситуация вновь обозначила уже не раз обсуждаемую возможность создания комбината школьного питания, который будет государственным учреждением и,  впоследствии,  возьмет на себя функции комбината социального питания (обслуживание учреждений всей социальной сферы).

           Проблема  внедрения централизованной логистической схемы организации питания  со стороны компаний-операторов, их слабая производственная мощность и недостаточная  материальная база, проблемы с кадровым обеспечением сложности транспортировки готовой продукции питания и полуфабрикатов; отсутствие должного производственного контроля со стороны питающих организаций; невыполнение в полном объёме условий муниципальных контрактов в части обеспечения качества и безопасности продуктов питания, соблюдения соответствующих санитарных правил и санитарных правил и нормативов, отсутствие заинтересованности в постоянном техническом обслуживании оборудования пищеблоков заказчика – всё это приводит к риску несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к качеству и безопасности продукции питания, её приготовлению и транспортировке пищи со стороны данных организаций.

Поэтому на территории муниципального образования «Город Калуга» целесообразно создание государственного учреждения «Комбинат социального питания».

Создание ГУ «Комбинат социального питания» будет малозатратным, т.к. производственные площади планируется закрепить на условиях договора безвозмездного пользования, но  необходимы  затраты на приобретение транспорта, средства на заработную плату, складские помещения.

Основная цель создания ГУ «Комбинат социального питания» – организация системы социального питания отдельных категорий граждан, направленной на сохранение и укрепление их здоровья.     

Основными задачами  ГУ «Комбинат социального  питания» являются:

1.      Повышение качества предоставления услуги по организации  социального питания, в том числе обеспечение его безопасности, качества и доступности.

2.      Повышение качества предоставления услуги по организации  закупки продовольственного сырья, улучшению деятельности по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, снабжению ими пищеблоков социальной сферы в соответствии с типом пищеблока.

3.      Оптимизация предоставления услуги по техническому обслуживанию и надзору за состоянием технологического, холодильного и нейтрального оборудования и инженерных систем пищеблоков   учреждений социальной сферы.

4.      Организация оплаты  социального питания  по безналичному расчёту через специализированные системы оплаты, учёта и контроля (мониторинга) денежных средств с применением пластиковых карт.

5.      Повышение качества предоставления услуги по организации   транспортных, экспедиторских услуг в рамках осуществления основного вида деятельности учреждения.

Создание   подобного учреждения позволит:

- оптимизировать предоставление услуги по данному направлению работы;

- упорядочить   организацию   и   предоставление социального   питания   для отдельных категорий граждан;

- создать   на   территории   области    индустриальную,   высокотехнологичную, основанную на современных методах менеджмента систему организации питания учреждений социальной сферы;

 - обеспечить полный входящий и исходящий контроль сырья и продукции  (одинаково высокое качество продукции);

- обеспечить санитарно-гигиенический контроль, как на производстве, так и на местах;

- осуществить  максимальный  производственный  и  финансовый  контроль производства;

- централизовать утилизацию отходов, способствующую улучшению экологической ситуации;

- уменьшить номинальную стоимость готовой продукции.

           

             

 

 

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...