Страницы

9 нояб. 2013 г.

Предварительное заключение на проект схемы теплоснабжения города Калуги

    Согласно представленной информации Министерством тарифного регулирования, всеми централизованными теплоисточниками г.Калуги ,в виде товарной продукции по регулируемым тарифам,  генерируется 2688 тыс.Гкал. Из них производственно-отопительными котельными генерируется 1408 тыс.Гкал - 52%, МУП «Калугатеплосеть» -1280 тыс. Гкал. - 48% .  Средневзвешенный тариф в системе теплоснабжения  составляет 1499 руб./Гкал. Самый высокий тариф МУП «Калугатеплосеть» -1730 руб./Гкал.(по всем признакам завышенный как минимум на 30%, тариф на транспортировку-311,50 руб./Гкал завышен как минимум в два раза) и самый низкий тариф у ОАО «Калужский турбинный завод» 882 руб.Гкал. Средневзвешенный тариф по производственно-отопительным котельным составляет 1289 руб/Гкал. То есть можно сделать вывод, что при применении технологий когенерации и оптимизации эксплуатационных расходов,  схема теплоснабжения г.Калуги  содержит  двукратный   потенциал снижения тарифа. Кроме того как минимум,  на 20 крупных  заводах имеющих произодственно-отопительные котельные   с присоединенной устойчивой тепловой нагрузкой не менее 15 Гкал/час и потребляемой  электрической мощностью не менее 3 МВт.час. ,  на собственные нужды можно эффективно выработать и самое главное потребить около 100 МВт электрической мощности или 500 млн.квт. /год. Себестоимость этой электроэнергии составит,   при не более 200 г/кВт.час УРУТ на выработку  и при цене на газ 4,5 руб./куб.м.,  не более 1 руб./кВт.. При сравнении  со средневзвешенной  ценой с внешнего рынка 3,5 -1,0 руб./кВт. ,  это даст 2,5 рубля эффекта или 1250 млн.руб./год. консолидированного эффекта. Это эффект и должен стать механизмом окупаемости  модернизации этих котельных. В этом инвестиционном процессе обязательно должен участвовать бюджет, как  один из основных выгодоприобретателей по налогооблагаемой базе и увеличению ВРП. Кроме того власть, своими тарифно-балансовыми решениями,  должна  обеспечить регулируемую цену по обьему газа для выработки этой электроэнергии и понудить  всех участников схемы, к достижению показателей энергоэффективности через Гостехнадзор.
Итого эффект от участия   производственно-отопительных котельных  в схеме теплоснабжения оценивается в базовом балансе   в размере 2,5 млрд.руб.

Что же мы видим в предложенных  вариантах  схемы теплоснабжения.

Во-первых- сама форма подачи материала разработчиком (не в полном объеме, без обосновывающих расчетов),   носит провакационно-разведовательный характер,  в отношение общественного и экспертного мнения,  с надеждой получить обратную связь  и бесплатные  консультационные услуги от экспертов.

Во-вторых-    полное игнорирование в перспективной схеме теплоснабжения производственно-отопительных котельных и наличие признаков  вытеснения их с монопольного рынка, говорит или о недопонимании предмета разработки,  или о заказном характере этого документа. По словам промышленников ни одна производственно-отопительная котельная не была разработчиком должным образом обследована.

Согласно положений законов 190-ФЗ «О теплоснабжении» и  261-ФЗ «Об энергоэффективности», на основании исходных данных полученных от всех участников схемы и сложившейся базовой  инфраструктуры и условий,   разработчик обязан разработать оптимальную схему теплоснабжения на перспективу, абстрагируясь от каких-либо ведомственных интересов.

Основополагающие перспективные целевые показатели  по расходам топлива, коэффициентам  использования мощности и т.д. не укладываются,  даже в базовые уже достигнутые показатели.

Так средневзвешенное КПД котлов при комбинированной выработке исходя из расхода топлива назначается на уровне 78%, а при теплофикационной выработке 88%. Где логика? Достигнутый уровень, закладываемый в регулируемый тариф, не может быть менее 90-92 %. Есть уже котлы отечественного производства с газоплотной топкой 96% КПД.

 Расход топлива на выработку электрической энергии -496,4 г/кВт.ч , в 2,5 раза выше предельного обоснованного –

энергосберегающей технологией в закрытом цикле.  Электрический КПД назначается 24% . Такой уровень КПД был достигнут технологиями в начале прошлого века. Предлагаемый  уровень  расхода  топлива может быть только в  открытом цикле, который должен быть максимально исключен в схеме теплоснабжения г.Калуге, так как основным  энергоресурсом в этом случае является теплоэнергии  и сопутствующий энергоресурс электроэнергия должна вырабатываться в этом случае только в закрытом цикле с точки зрения экономической выгоды.  Кстати,   Советский союз по КПД использования топлива был всегда лидером в мировой энергетике. В среднем по федеральной энергосистеме это показатель  на тепловых станциях составляет 300 гут/кВт.ч., где уровень открытого цикла составляет по обьективным причинам до 50%, потому –что приоритетом для энергосистемы является выработка электроэнергии не всегда сбалансированная с теплоэнергией.

  Из предложенного расхода топлива  на выработку электроэнергии , себестоимость  только по топливной эксплуатационной   статье составит при цене газа 4,5 руб./м.куб. -2,24 руб./кВт.ч + амортизация  0,6 руб /кВт.ч. +  0,6 руб/кВт.ч. кредитные и лизинговые платежи за оборудование исходя из жизненного цикла  + транспорт и услуги сбыта 2,5 руб./кВт .ч.  Итого себестоимость электроэнергии составит под 6 руб./кВт.ч. При средневзвешенной цене с внешнего рынка для крупных предприятий не более 3,5 руб./кВт.ч. 

То есть порядка 130 МВт неэффективной,  излишней  и неконкурентоспособной  электрической мощности предлагается создать и перенести  эти инвестиционные издержки в сумме около 7 млрд.руб. в тариф на потребителя. При коэффициенте использования мощностей ниже 30%, проектируется  создание новых. Этот документ направлен на   деградацию системы теплоснабжения г.Калуги,  в противоречие  основной цели разработки  схемы теплоснабжения –повышения энергоэффективности и экономичности функционирования схемы теплоснабжения.

 Судя по присутствию ,в качестве субподрядчика  у разработчика,  ООО «Далькия Восток»-структуры,   которая представляет интересы всем нам  известной финансово-промышленной группы  и которую  уже около 3 лет пытается навязать городу областная власть в качестве арендатора МУП «Калугатеплосеть» можно сделать вывод, что схема теплоснабжения разрабатывается  под их интересы.  А интерес простой -вытеснить с рынка муниципальные котельные и других собственников, построить свои -иностранные и передать их в аренду городу. Схема неоднократно нами обсуждаемая на примере Людиново, Обнинска и т.д.. Это уже выглядит как планомерное, системное вредительство всем жителям Калужской области ,  нарушением  общей энергобезопасности и продажей наших интересов..

 Переключение нагрузки на ГТУ-ТЭЦ ОАО «Квадра»  должно сопровождаться условием по уровню тарифа не выше чем у ОАО «КТЗ». Это тоже один из основных принципов конкурентного отбора мощности при вхождении на   рынок теплоэнергии  г.Калуги.

Выводы и предложения для «Заказчика»:

1.       На основании предварительного заключения «Общественного Совета по тарифам» по проекту схемы теплоснабжения г.Калуги ,с участием представителей производственно-отопительных котельных и профильных органов власти- поставить под сомнение квалификацию разработчика и начать процедуру по расторжению муниципального контракта с данным разработчиком. Провести дополнительную  конкурсную процедуру по этой работе, с предквалификационным отбором участников.  

2.       Создать рабочую группу по   разработке схемы теплоснабжения с привлечением экспертов, органов власти и общественности г.Калуги, в целях исключения повторения подобной ситуации в последующем.

3.       Основным условием  перспективной  схемы теплоснабжения  в техзадании прописать –исключение возможности  вытеснения и замещения муниципальной собственности (как общественной собственности)   с рынка теплоснабжения г.Калуги и других  уже созданных мощностей.  Коэффициент загрузки тепловых мощностей довести до не менее 60%, путем ликвидации малых неэффективных котельных.. Исключить условия  для передачи в аренду  и концессию  муниципальных объектов теплоснабжения.

4.       В качестве источников финансирования для модернизации схемы теплоснабжения использовать только бюджетные ассигнования с коэффициентом эффективности  вложения средств  не менее 20% в год. Такими проектами могут быть только проекты по когенерации на производственно-отопительных котельных.

5.       Интегрированный тариф перспективной схемы теплоснабжения на выработку тепловой энергии в сопоставимых условиях базового года  не должен быть более 1100 руб./Гкал

Тариф на передачу не более 100 руб./Гкал

 В.И.Житов                                                                                                                                        

Таблица №1

Показатели
Един.
Изм.
МУП «Калугатеплосеть»
Производственно-отопительные кот.
Всего г.Калуга
Установленная мощность
Гкал/час
852
1018
1870
Присоединенная
среднегодовая  нагрузка.
Гкал/час
255
281
536
Коэффициент использования установленной мощности
%
29,9
27,6
28,6
Полезный отпуск
Тыс.Гкал
1280
1408
2688
Обьем НВВ
млн .руб
2214
1815
4029
Средневзвешенный тариф
Руб./Гкал
1730
1289
1499
Передача теплоэн.
Млн.руб
85
-
85
Тариф по передаче
Руб.Гкал
311,50
-
311,50
Обьем субсидирования между ПОК и МУП в общем балансе г.Калуги
Млн.руб./год
(1730-1289)х2688 = 1185
Минимальный установленный тариф в схеме теплоснабжении ОАО «КТЗ»
Руб.Гкал
882
Максимальный установленный тариф в схеме теплоснабжения МУП «Калугатеплосеть»
Руб.Гкал
1730
Потенциал энергоэффективности между ТЭЦ ОАО «КТЗ» и МУП «Калугатеплосеть»
Млн.руб./год
(1730-882)х2688=2279
Потребление электрической энергии
20 основными крупными заводами  где возможна эффективная когенерация на ПОК с замещением части электроэнергии с внешнего рынка и параллельной работой с энергосистемой.
МВт.час
100МВт.ч  х5000 часов = 500 000 тыс. кВт .

 

 

 

 

                                     

Комментариев нет:

Отправить комментарий