Страницы

5 нояб. 2013 г.

Несет ли опасность для детей наспех построенная международная школа?

Сегодня в сферу нашего внимания попала школа. Школа непростая. С одной стороны, это обычное общеобразовательное учреждение. 
С другой – международное учебное заведение, имеющее серьезный европейский статус. Здесь обучаются дети иностранных специалистов,  работающих в Калужской области, а также российские дети, имеющие, как правило, высокопоставленных родителей. 


По окончании школы ее выпускники имеют право на поступление в любой престижный европейский ВУЗ.  Хороший старт для детей областных начальников и близких им бизнесменов. Видимо, не  случайно в День знаний 2 сентября школу посетил лично губернатор области Анатолий Артамонов. Ввиду особой значимости школы руководитель региона даже выучил несколько фраз на английском. И сама школа и контингент обучающихся в ней российских детей заслуживают отдельного разговора. Однако сегодня речь пойдет о другом. В сфере нашего внимания оказался конфликт двух хозяйствующих субъектов, имеющих отношение к строительству школьного здания. Партнеры, отвечавшие за разные сектора строительства, столкнулись лбами в арбитражном суде. И, наверное, не имело бы смысла внедряться в этот, на первый взгляд, хозяйственный спор, если бы, повторюсь, не особый статус объекта, ставшего причиной конфликта. Но, пойдем по порядку и познакомимся с основными действующими лицамиФирма Алюком. 
Мамлясов Юрий Николаевич, Представляет тип современного динамичного руководителя. Возглавляет компанию, которая  производит отделочные материалы для, так называемых, вентилируемых фасадов. Штаб-квартира компании находится в Москве, основное производство в Малоярославце. Еще в семи городах России Алюком имеет собственные представительства. Фирма является пионером в разработке целого ряда технических решений, применяемых при монтаже фасадной отделки. В Калужской области на предприятих Алюкома работает около 300 человек.Фирма имеет массу наград, полученных на престижных строительных выставках. Владеет патентами на уникальные изобретения. Занималась отделкой значимых объектов, таких, как аэропорты Внуково и Шереметьево, станций московского метро, административных зданий в Калуге, Москве, Новосибирске, имеет высокую репутацию у заказчиков.    
Фирма Комфорт-Строй. Высоколян Василий Петрович. Личность в Калужской области, безусловно, известная еще с советских времен. Мастадонт строительного цеха. В разное время управлял несколькими крупными строительными организациями, работал руководителем строительной отрасли области в начале нулевых. Имеет множество почетных званий и наград. Сегодня по общественной линии возглавляет СРО строителей Калужской области, по бизнесу является единственным владельцем строительной компании ООО «Комфорт-Строй»,  фирмы-участника конфликта. Учредитель и соучредитель еще, как минимум трех коммерческих организаций, занимающихмся строительством, производством и продажей стройматериалов. Находится в деловых или дружеских отношениях практически со всеми высшими должностными лицами области и города. В отличие от самого Высоколяна о Фирме Комфорт-Строй известно только то, что она возводит самые различные здания и сооружения. Официального сайта компании нам найти не удалось, как и более детальной информации о построенных ею объектах. Судя по всему, реклама, как таковая, фирме не нужна и она успешно пользуется авторитетом и связями своего руководителя.
Сама школа построена в живописном месте в селе Воскресенское Ферзиковского района в 12 километрах от центра Калуги и расположена в новом микрорайоне, состоящем из одно и двух этажных  жилых домов, возводимых инвестиционной компанией одного с селом наименования. Микрорайон строится по проекту ирландской компании на средства федерального и областного бюджетов, а также на деньги будущих собственников жилья. Школьное здание состоит из двух разделенных между собой и внутри и снаружи  частей – муниципальной и международной.  Его строительство обошлось областному бюджету более чем в 120 миллионов рублей, которые по окончании строительства и подписания всех необходимых актов получила уже упомянутая выше фирма-генеральный подрядчик «Комфорт-Строй».  Вот, собственно из-за этих денег , точнее их части, и разгорелся спор между Комфорт-Строем и Алюкомом.
Суть претензий генерального подрядчика такова. Школа строилась ударными темпами, многое делалось, что называется, с колес и поэтому те или иные недоделки доводились до ума без излишней документальной волокиты путем устных договоренностей между партнерами. И вот эти устные договоренности Алюком, якобы, не выполнил.  Что и явилось поводом для невыплаты Комфорт-Строем Алюкому четырех миллионов рублей. Вот, что говорит об этом заместитель Василия Высоколяна Борис Савин. 
Кроме того, Комфорт-Строй утверждает, что Алюком должен был в течение двух лет осуществлять гарантийное обслуживание фасадов, а он этого не делал. Чем еще больше виноват. 
В свою очередь, Алюком настаивает на том, что все работы выполнил в полном объеме, о чем свидетельствуют все необходимые акты, подписанные всеми уполномоченными организациями. Алюком полагает, что "Комфорт-Строй» два года незаконно пользуется полученными из областного бюджета и принадлежащими Алюкому средствами. В связи с чем сумма претензий Алюкома выросла до пяти миллионов.  (сюжет)
К исполнению обязательств по гарантийному обслуживанию, считает Юрий Мамлясов, Алюком не мог официально приступить именно из-за неоплаты выполненных и принятых заказчиком работ. Поэтому часть фасадной отделки имеет те или иные дефекты, возникшие в ходе двухлетней эксплуатации здания. В частности, по причине просадок фундамента. А это уже вина генподрядчика. Кроме того, Алюком полагает, что нижние панели, или на техническом языке, кассеты, приведены Комфорт-строем в негодное состояние преднамеренно, чтобы доказать низкое, якобы, качество работ, выполненных Алюкомом.
Чтобы составить свое собственное мнение о происходящем, мы решили побывать на месте событий. И вот, что мы увидели. Внешне здание выглядит вполне завершенным. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что в некоторых местах те самые фасадные кассеты закреплены недостаточно прочно. Особенно это касается нижнего ряда кассет, что вызывает вполне правомерный вопрос, в чем причина такого явления? Ведь нижние кассеты монтировать значительно проще, чем верхние. Да и проверить, закреплены ли они просто – достаточно пошатать их рукой. Почему Алюком этого не сделал и подставил себя под удар – непонятно. 
Тем более, что верхняя часть фасадов практически лишена подобных недостатков. На крыше вообще не удалось обнаружить ни одного сомнительного участка отделки. Отделка каменной плиткой фундаментной части здания в целом ряде мест имеет сколы и даже выпадения кусков плитки. 
Борис Савин, представиель Комфорт-Строя, утверждает, что это вина Алюкома. Некачественный монтаж. 
Юрий Мамлясов ссылается на нарушение именно Комфорт-Строем технологии укладки отмостки и тротуарной плитки. С точки технологии, говорит директор Алюкома, и отмостка и плитка не должны контактировать с фасадной отделкой. В противном случае за счет усадки бетона происходит деформация и разрушение отделочного камня. Косвенно слова Мамлясова подтверждает тот факт, что основные разрушения отделочной плитки находятся как раз в местах контакта ее с отмосткой и тротуарным камнем. С большим трудом мы попадаем в подвал, где, по утверждению Алюкома, долго стояла вода, что, по мнению Мамлясова, говорит о плохой гидроизоляции и непрочности фундамента. Воды нет, хотя влажность существенно повышена. На полу и по нижнему краю стен видно, что еще недавно вода все-таки была. Сам подвал на подвал и не очень похож. На мой взгляд, он может служить образцом устройства школьных подвалов. Высокие потолки, оштукатуренные и окрашенные стены, аккуратная разводка коммуникаций – все говорит о старательном отношении строителей. Однако в нескольких местах по штукатурке проходят вертикальные трещины, иногда даже очень настораживающие. 
Представитель Комфорт-Строя утверждает, что это свойство штукатурки. 
Алюком настаивает, что это очевидный брак фундамента, который привел к общей усадке здания и нарушению геометрии отделки. Проще говоря, перекосу ряда кассет и нарушению размера швов.
Одним словом, нормальному человеку здесь, как говорится, без бутылки не разобраться. Алюком решил обойтись без бутылки и чуть меньше года назад подал на Комфорт Строй исковое заявление в арбитражный суд. 
Мы попали в школу как раз в тот момент, когда туда приехали назначенные судом московские эксперты. К слову сказать, это уже вторая экспертиза. Результаты первой не устроили Комфорт-Строй и он настоял на повторной экспертизе, естественно, оплатив ее проведение, как того требует закон. Столичные специалисты были неприступны. Они всячески демонстрируют свою неангажированность и крайне неохотно идут с нами на контакт. Но по поводу съемки их работы никаких возражений не высказывают и мы работаем без каких-либо препятствий. Задача экспертов – оценить достоверность утверждений сторон, определить техническое состояние и самого здания и фасадной отделки. Эксперты ведут себя показательно жестко, то и дело обрывают представителя Комфорт-Строя, пытающегося руководить процессом экспертизы, как если бы эксперты находились в его подчинении.  Для оценки кассет верхнего уровня приезжает вышка, заказанная Комфорт-Строем. Номера на машине почему-то московские. Эксперты демонтируют несколько плит в разных местах фасада, фиксируют на камеру отдельные недочеты в отделке, фотографируют трещины в подвале, исследуют ситуацию на крыше здания. Определить по их поведению или репликам, в какую сторону склонится чаша весов практически невозможно.  Хотелось бы верить, что ни на одну чашу ни одним из участников до начала экспертизы ничего не положено. Все вышесказанное не отличалось бы ничем от множества других подобных споров, если бы не ряд обстоятельств, заставляющих нас выделить это дело из общего ряда.
Судите сами. В 2011 году в рекордные для подобных объектов сроки вводится в строй новая трехэтажная школа в селе Воскресенское. Семь месяцев от фундамента до крыши, включая внутреннюю и внешнюю отделку, а также оснащение уникальным оборудованием. Школу принимает официальная комиссия, о ее открытии торжественно сообщают все областные СМИ. Область рассчитывается с генеральным подрядчиком до копейки.
В декабре 2011 на открытие школы прибывает губернатор Артамонов, разрезаются ленточки, произносятся речи, звучат аплодисменты.
В 2012 году фирма субподрядчик Алюком, не дождавшись окончательного расчета за свою работу, уже, как мы выяснили выше, принятую комиссиями, обращается в арбитражный суд.
Генеральный подрядчик Комфорт-Строй, узнав о претензиях Алюкома, предъявляет к нему встречный иск по фактам, якобы, некачественно проведенных работ. Кстати, па примерно ту же сумму, которую требует с Комфорт-Строя Алюком. В иске отсутствуют точные параметры и места недоделок, речь идет о недоделках вообще. По запросу Алюкома суд назначает экспертизу, которая подтверждает правоту Алюкома. Комфорт-Строй не соглашается и требует проведения повторной экспертизы.  Суд отказывает Комфорт-Строю, затем без обоснований неожиданно для Алюкома соглашается с ходатайством ответчика и повторную экспертизу назначает. Возможно, так живут друг с другом все строители. Не знаю. Но в данном случае речь идкт об объекте, напомню, находящемся в сфере личного внимания губернатора области. И имеющего международную известность. Для стороннего наблюдателя все это выглядит несколько странно, согласитесь. Объект сдан, деньги заплачены. Следовательно, у заказчика никаких претензий к объекту нет. Или они есть, но очень надо было объект принять? Но ведь это не просто гараж или магазин. Это детское образовательное учреждение. И любые оставленные недоделки могут быть опасны для находящихся там детей. И отвечать за эти недоделки, если они есть, должен, конечно же, генеральный подрядчик, с которым область рассчиталась за объект, как сданный без недоделок. И еще должна отвечать комиссия, которая принимала объект, но недостатков не нашла. Ведь она же их не нашла, если подписала акт приемки? А комфорт-Строй сегодня утверждает, что недоделки есть и существенные. На шесть миллионов рублей недоделки.
Возникает несколько вопросов.
1. Почему Комфорт-Строй отказался выплачивать Алюкому деньги за выполненную и принятую работу?
2. Почему в течение первого года эксплуатации школы Комфорт-Строй не предъявил официальных претензий Алюкому?
3. Почему претензии у Комфорт-Строя возникли только после того, как Алюком потребовал вернуть свои деньги?
4. Почему Комфорт-Строй не вернул в областной бюджет деньги, которые, по его мнению не заслужил Алюком? Ведь в этом случае их не заслужил и Комфорт-Строй?
Безусловно, хотелось бы получить ответы на эти вопросы у участников конфликта.
Но есть более важный факт, который выплыл в ходе подготовки этой программы. Сейчас мы проверяем его достоверность, и в случае ее подтверждения наш следующий выпуск будет вновь посвящен Воскресенской школе. 
И, вполне возможно, это будет сенсация. 

Источник: reporter40.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий