Страницы

12 окт. 2013 г.

Не допустить долю нелегальной миграции выше 5 процентов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Калужской области
«О  миграционной политики Калужской области
на период до 2025 года»

Концепция разработана в соответствии с положениями Концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 13.06.2012.

Для разработки Концепции создана межведомственная рабочая группа (распоряжение Губернатора Калужской области от 25.04.2013 № 44-р).

Проект Концепции обсужден и одобрен 28  июня т. г. на заседании межведомственной рабочей группы по разработке проекта концепции миграционной политики Калужской области на период до 2025 года.

Концепция представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Калужской области по регулированию миграционных процессов на территории Калужской области.

Основной целью регулирования миграционных процессов Калужской области является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития региона, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Калужской области, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.

Основные задачи миграционной политики в Калужской области:

- создание условий и стимулов для переселения в Калужскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов;

- содействие адаптации и интеграции мигрантов;

- противодействие незаконной миграции;

- содействие развитию внутренней миграции;

- содействие в создании эффективно действующей системы иммиграционного контроля и преодоление возможных негативных последствий миграции.

 


Министр труда, занятости и кадровой политики Калужской области                                       И.А. Подковинская


 


 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

миграционной политики Калужской области на период до 2025 года

 

Концепция миграционной политики Калужской области на период до 2025 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 13.06.2012, Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 14.06.2013 № 565), Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 13.07.2012 № 353), Стратегией развития трудовых ресурсов Калужской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 15.12.2008 № 487 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 06.03.2013 № 118).

Концепция представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Калужской области по регулированию миграционных процессов на территории Калужской области.

 

I. Современное состояние и перспективы развития

миграционных процессов Калужской области

 

Калужская область имеет выгодное географическое положение, благоприятные экологические и климатические условия. Она расположена в центре европейской части России к юго-западу от Москвы. Через территорию Калужской области проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, по которым осуществляются местные и транзитные связи не только с регионами России, но   и     странами ближнего зарубежья. Калужская область имеет развитую промышленность и транспортную инфраструктуру.

В Калужской области проживает более 1 млн. жителей. Трудовые ресурсы составляют 60,6 процента от общей численности населения. С 2001 года по 2012 год в Калужской области наблюдалась тенденция сокращения населения (с 1060,3 до 1008,2 тыс. человек).

С 2006 года в регионе отмечаются положительные тенденции в процессах воспроизводства населения (рост рождаемости, снижение смертности, сокращение естественной убыли), ожидаемая продолжительность жизни возросла с 66 до 69,5.

 

 

Специфика миграционных процессов в Калужской области состоит в том, что  сальдо миграции, являясь положительным, не обеспечивает заметной компенсации убыли населения. В 2012 году оно  составило 1399 человек и лишь на   34,6 процента компенсировало естественную убыль населения. Данные об абсолютной убыли населения Калужской области приведены в Таблице 1.

 

Таблица 1

(человек)

 

Годы
Естественная убыль
    населения
Миграционный прирост
      населения
Абсолютная убыль
   населения
2011
- 4513
3551
- 962
2012
- 4043
1399
- 2644

 

На фоне продолжающегося процесса урбанизации регионов Центрального федерального округа в 2012 году в области имел место механический прирост городского населения. Сальдо миграции в города составило 725 человек. Данная тенденция сохраняется и в 2013 году. В межрегиональном потоке в связи с близостью Москвы отмечается ежегодная миграционная убыль в размере  1,5-3 тыс. человек. Международный миграционный прирост, в  основном из ближнего зарубежья, составляет  3-6 тыс. человек в год. Данные о миграционном приросте за 2011-2012 годы указаны в Таблице 2.

Таблица 2

 (человек)

 

 
2011 год
2012 год
Миграцион-   ные  потоки
Прибыв-шие
Выбыв-шие
Миграци-онный  прирост
Прибыв-шие
Выбыв-шие
Миграци-онный прирост
Всего
22842
19291
3551
27782
26383
1399
Внутри-региональные
7123
7123
-
8970
8970
-
Межрегио-нальные
9099
11713
- 2614
11816
14731
- 2915
Международ-ные
6620
455
6165
6996
2682
4314
Со странами СНГ
6262
369
5893
6689
2531
4158
Другие зарубежные
страны
358
86
272
307
151
156

 

Рост положительного сальдо миграции в 2011-2012 годах свидетельствует о  том, что рынок труда Калужской области становится все более привлекательным для иностранцев.

 

В 2012 году на территории Калужской области в соответствии с законодательством поставлены на миграционный учет 153963                                                       (в  2011 году 136752) иностранных гражданина, что является третьим показателем в Центральном федеральном округе. На основании разрешения на временное проживание проживало 12482 (в 2011 году 11697) иностранных граждан. Квота на выдачу разрешений на  временное проживание на 2013 год составила 1500 разрешений и реализована по состоянию на 27 сентября 2013 года на 97 процентов.

С каждым годом увеличивается количество иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство. По сравнению с 2012 годом число иностранных граждан, постоянно проживающих в Калужской области, увеличилось на 1328 человек и составило 6567 человек.

В 2012 году было выдано 10442 патента на осуществление трудовой деятельности.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2012 году составила   26386 человек и реализована на 100 процентов.

Соотношение числа выданных иностранным гражданам разрешений на работу и  полученных от работодателей уведомлений о заключении с ними трудового договора (гражданско-правового договора) увеличивается с каждым годом. Количество незаконно занятых в производстве иностранных граждан колеблется в пределах 5 процентов от общей численности иностранных граждан, получивших разрешение на работу.

Иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие сегодня в регион, по сравнению с их предшественниками, обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.

Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Калужскую область становится одним из источников увеличения численности населения региона, а     привлечение востребованных экономикой высококвалифицированных и  квалифицированных кадров является необходимостью для ее поступательного развития.

Одной из мер восполнения численности населения Калужской области являлась региональная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007‑2012 годы, утвержденная Законом Калужской области «О региональной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы» (в ред. законов Калужской области от 01.12.2008 490-ОЗ, от 11.01.2011 97-ОЗ, от 24.02.2012  257-ОЗ, от 04.06.2012 291-ОЗ) (далее Региональная программа).

Реализация Региональной программы фактически началась с ноября 2007 года. Особенность Региональной программы в том, что территорией вселения является вся Калужская область. За период 2007-2012 годы планировалось переселить 13822 соотечественника, в т. ч. 7960 участников Региональной программы и    5862   члена их семей. Из 19810 рассмотренных анкет соотечественников, поступивших из Управления Федеральной миграционной службы по Калужской области, было согласовано 13206 анкет. Переехало в Калужскую область 9168   участников Региональной программы (с учетом членов семей - 16589 соотечественников).

 

Региональная программа способствовала достижению положительного миграционного баланса в  Калужской области, позволила частично компенсировать естественную убыль населения на территории Калужской области и частично компенсировать дефицит квалифицированных кадров, особенно в бюджетной сфере.

Региональная программа по    оказанию содействия добровольному переселению в      Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013‑2015 годы согласована распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 1266-р и утверждена постановлением Правительства Калужской области от 26.07.2013 № 380.

Прогноз демографического развития миграционных процессов Калужской области на период до 2025 года показывает, что, несмотря на снижение темпов сокращения численности населения, темпы снижения численности трудовых ресурсов остаются постоянными, что связано с процессом старения населения и увеличением его среднего возраста.

В данной ситуации остается значимым сохранение и некоторое увеличение существующего миграционного прироста. Данные о коэффициенте миграционного прироста указаны в Таблице 3. 

Таблица 3

 

Демографический показатель
Годы
2012
2015
2025
Коэффициент миграционного  прироста  на                                   10 тыс.  человек  населения Калужской области
14
20
20

 

 

II. Цель, принципы, задачи и приоритеты

миграционной политики Калужской области

 

1. Основной целью регулирования миграционных процессов Калужской области является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития региона, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Калужской области, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.

Индикаторами достижения цели являются показатели численности населения, дефицита трудовых ресурсов, доля нелегальной миграции.

2. Основные принципы миграционной политики в Калужской области:

а) исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов и международных обязательств в области миграции;

б) защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;

в) защита рынка труда Калужской области;

г) обеспечение общественной безопасности на территории Калужской области;

д) соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их дискриминации по   признаку расы, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям;

 

 

 

 

е) дифференцированный подход к решению проблем различных категорий мигрантов, приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденным переселенцам и соотечественникам, прибывшим в Калужскую область; содействие и стимулирование добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом; создание оптимальных условий для самообеспечения мигрантов;

ж) взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области с различными институтами гражданского общества, национальными объединениями. Открытость и доступность информации о  миграционных процессах и принимаемых решениях в рамках реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;

з) развитие сотрудничества Калужской области с республиками бывшего СССР по регулированию миграционных процессов.

3. Основные задачи миграционной политики в Калужской области:

а) миграционное замещение естественной убыли коренного населения за счет привлечения на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом;

б) создание условий и стимулов для переселения в Калужскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов;

в) содействие адаптации и интеграции мигрантов с участием национальных объединений,  формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

г) противодействие незаконной миграции;

д) содействие развитию внутренней миграции;

е) содействие в создании эффективно действующей системы иммиграционного контроля и преодоление возможных негативных последствий миграции.

4. Приоритетные направления миграционной политики Калужской области:

а) в сфере улучшения демографической ситуации в Калужской области:

- создание оптимальных условий для привлечения и закрепления соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Калужскую область;

- обеспечение гарантий государственной поддержки вынужденным переселенцам и соотечественникам, прибывшим в Калужскую область;

- сокращение оттока населения в репродуктивном возрасте из села в город, в другие субъекты Российской Федерации и за рубеж на основе улучшения уровня жизни населения и совершенствования механизма социального партнерства в Калужской области;

- развитие системы государственной поддержки отдельных категорий граждан (в том числе молодых семей, молодых ученых и специалистов, сельского населения) в   обеспечении жильем и улучшении жилищных условий путем формирования соответствующих правовых, организационных и финансово-кредитных условий;

- необходимость учета демографической и миграционной ситуаций, конъюнктуры рынка труда трудонедостаточных районов при формировании областного и местного бюджета, межбюджетных отношений;

 

 

 

- активизация целевого жилищного строительства на территории Калужской области на основе расширения источников финансирования и увеличения доли внебюджетных средств и кредитных ресурсов, в том числе с возможностью участия в   действующих федеральных и областных жилищных программах, а также с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования;

- внедрение механизмов субсидирования частичной или полной оплаты первоначального взноса по договорам о приобретении жилья отдельным категориям жителей области, нуждающимся в улучшении жилищных условий или строительстве жилья;

б) в сфере обеспечения социально-экономического комплекса Калужской области квалифицированными кадрами:

- развитие рынка труда, обеспечивающего территориальную мобильность рабочей силы и прогрессивные сдвиги в структуре занятости (молодежь, женщины, инвалиды), на основе создания новых и повышения эффективности существующих рабочих мест, улучшения условий и оплаты труда, развития малого предпринимательства;

- повышение эффективности регулирования объемов внешней трудовой миграции и качества ее структуры в соответствии с потребностями социально-экономического комплекса Калужской области в квалифицированных кадрах и   возможностями их обеспечения на основе подготовки предложений по  совершенствованию механизма квотирования, привлечения и использования иностранной рабочей силы. Осуществление мониторинга рынка труда иностранной рабочей силы;

- разработка механизмов привлечения мигрантов, учитывая страны их происхождения, профессиональные, квалификационные и иные характеристики отбора специалистов;

- сотрудничество исполнительных органов власти Калужской области и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными организациями, в том числе по осуществлению совместных проектов по созданию рабочих мест и строительству жилья;

- обеспечение взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти Калужской области с федеральными органами исполнительной власти в решении проблем трудовой миграции в целях усиления контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защиты отечественного рынка труда, обеспечения приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;

- заключение и соблюдение работодателями условий трудовых договоров иностранных работников;

- содействие в проведении территориальным органом Федеральной миграционной службы в пределах своей компетенции комплексных проверок законности трудовой деятельности иностранных граждан;

- совершенствование информационно-аналитического обеспечения управления миграционными потоками за счет формирования единого банка данных, в котором отражается информация о каждом иностранном гражданине;

- содействие развитию внутренней трудовой миграции, в том числе повышение информированности населения о возможностях трудоустройства при переезде и   переселении в другую местность, определение приоритетных профессий (специальностей), востребованных на областном рынке труда, с целью повышения эффективности организации профессионального обучения и переподготовки безработных граждан и совершенствование регионального банка вакансий, в том числе с размещением информации о работодателях, предоставляющих жилье;

- развитие межрегионального взаимодействия в целях повышения трудовой мобильности граждан Российской Федерации, в том числе заключение соглашений о сотрудничестве в сфере занятости населения, а также совершенствование системы обмена информацией о возможностях трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности;

в) в сфере содействия адаптации и интеграции мигрантов:

- содействие развитию в обществе культуры межнациональных и  межрелигиозных отношений, формированию у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

- противодействие социальной исключенности мигрантов и формированию этнических анклавов;

- создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;

- разработка, внедрение и реализация комплексных мероприятий по адаптации и  интеграции мигрантов и членов их семей на основе взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Калужской области, институтов гражданского общества, национальных объединений и бизнеса;

- совершенствование взаимодействия органов государственной власти и  местного самоуправления с социально ориентированными некоммерческими организациями Калужской области, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;

- учебно-методическое обеспечение реализации государственной миграционной политики на территории Калужской области;

г) в сфере обеспечения контроля за миграционными процессами в Калужской области и преодоления возможных негативных последствий миграции:

- обеспечение мер по определению квот на привлечение и использование иностранных работников, а также повышение ответственности органов исполнительной власти Калужской области в рамках своих полномочий;

- оказание содействия в совершенствовании деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Калужской области;

- оказание содействия в усилении контроля за соблюдением иностранными работниками и лицами без гражданства установленного порядка въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации и принятие в рамках своей компетенции мер в  отношении нарушителей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- подготовка предложений по совершенствованию системы выдворения (депортации) иностранных работников и лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания на территории Российской Федерации, обеспечение деятельности центра временного содержания иностранных работников, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации;

- расширение обмена информацией правоохранительных органов с  заинтересованными органами исполнительной власти Калужской области по проблемам, связанным с незаконной миграцией.

III. Информационно-аналитическое обеспечение

реализации миграционной политики

Калужской области

 

Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики Калужской области предусматривает:

а) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации;

б) выступление в средствах массовой информации руководителей исполнительных органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления Калужской области, институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией миграционной политики Калужской области;

в) осуществление исполнительными органами государственной власти Калужской области и органами местного самоуправления Калужской области с  участием институтов гражданского общества  и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации миграционной политики Калужской области;

г) проведение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности различных миграционных программ.

 

IV. Механизм реализации Концепции

 

Механизм реализации Концепции предусматривает:

а) объединение действий органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на  совершенствование управления миграционными процессами и улучшение миграционной ситуации;

б) подготовку  предложений по совершенствованию нормативных правовых актов по вопросам миграции;

в) содействие включению задач и мероприятий по реализации миграционной политики Калужской области в государственные программы Российской Федерации и государственные программы Калужской области;

г) реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

д) поддержку исполнительными органами государственной власти Калужской области совместно с органами местного самоуправления Калужской области деятельности хозяйствующих субъектов малонаселенных районов региона.

 

V. Оценка эффективности реализации Концепции

 

Реализация приоритетных направлений Концепции позволит к 2025 году:

1. Увеличить коэффициент миграционного прироста населения до 20.

2. Привлечь на постоянное место жительства не менее 70   тыс. соотечественников, проживающих за рубежом.

3. Не допустить долю нелегальной миграции выше 5 процентов.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий