ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Калужской области
«О миграционной политики Калужской области
на период до 2025 года»
Министр труда,
занятости и кадровой политики Калужской области И.А.
Подковинская
к проекту постановления Правительства Калужской области
«О миграционной политики Калужской области
на период до 2025 года»
Концепция разработана в соответствии с положениями
Концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 13.06.2012.
Для разработки Концепции создана межведомственная
рабочая группа (распоряжение Губернатора Калужской области от 25.04.2013
№ 44-р).
Проект Концепции обсужден и одобрен
28 июня т. г. на заседании межведомственной рабочей группы
по разработке проекта концепции миграционной политики Калужской области на
период до 2025 года.
Концепция
представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных
направлений деятельности исполнительных органов государственной власти
Калужской области по регулированию миграционных процессов на территории Калужской
области.
Основной
целью регулирования миграционных процессов Калужской области является
обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития региона,
удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное
размещение населения на территории Калужской области, использование интеллектуального
и трудового потенциала мигрантов.
Основные задачи миграционной политики в Калужской
области:
- создание условий и стимулов для переселения в
Калужскую область на постоянное место жительства соотечественников,
проживающих за рубежом, эмигрантов;
- содействие адаптации и интеграции мигрантов;
- противодействие незаконной миграции;
- содействие развитию внутренней миграции;
- содействие в создании эффективно действующей
системы иммиграционного контроля и преодоление возможных негативных последствий
миграции.
Министр труда,
занятости и кадровой политики Калужской области И.А.
Подковинская
миграционной политики Калужской области на период до
2025 года
Концепция миграционной политики Калужской области на
период до 2025 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с
положениями Концепции Государственной миграционной политики Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской
Федерации 13.06.2012, Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012
№ 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом» (в ред. Указа Президента Российской Федерации
от 14.06.2013 № 565), Стратегией социально-экономического развития
Калужской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской
области от 29.06.2009 № 250 (в ред. постановления Правительства
Калужской области от 13.07.2012 № 353), Стратегией развития трудовых
ресурсов Калужской области до 2020 года, утвержденной постановлением
Правительства Калужской области от 15.12.2008 № 487 (в ред. постановления
Правительства Калужской области от 06.03.2013 № 118).
Концепция представляет собой систему принципов,
целей, задач и приоритетных направлений деятельности исполнительных органов
государственной власти Калужской области по регулированию миграционных
процессов на территории Калужской области.
I. Современное состояние и
перспективы развития
миграционных процессов Калужской области
Калужская область имеет выгодное географическое
положение, благоприятные экологические и климатические условия. Она расположена
в центре европейской части России к юго-западу от Москвы. Через территорию
Калужской области проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные
магистрали, по которым осуществляются местные и транзитные связи не только с
регионами России, но и странами
ближнего зарубежья. Калужская область имеет развитую промышленность и
транспортную инфраструктуру.
В
Калужской области проживает более 1 млн. жителей. Трудовые ресурсы составляют 60,6
процента от общей численности населения. С 2001 года по 2012 год в Калужской
области наблюдалась тенденция сокращения населения (с 1060,3 до 1008,2
тыс. человек).
С
2006 года в регионе отмечаются положительные тенденции в процессах
воспроизводства населения (рост рождаемости, снижение смертности, сокращение
естественной убыли), ожидаемая продолжительность жизни возросла с 66 до 69,5.
Специфика миграционных процессов в Калужской области
состоит в том, что сальдо миграции, являясь положительным, не
обеспечивает заметной компенсации убыли населения. В 2012 году оно составило
1399 человек и лишь на 34,6 процента компенсировало
естественную убыль населения. Данные об абсолютной убыли населения
Калужской области приведены в Таблице 1.
Таблица 1
(человек)
Годы
|
Естественная убыль
населения |
Миграционный прирост
населения |
Абсолютная убыль
населения |
2011
|
-
4513
|
3551
|
- 962
|
2012
|
-
4043
|
1399
|
-
2644
|
На фоне продолжающегося процесса урбанизации
регионов Центрального федерального округа в 2012 году в области имел место
механический прирост городского населения. Сальдо миграции в города
составило 725 человек. Данная тенденция сохраняется и в 2013 году. В
межрегиональном потоке в связи с близостью Москвы отмечается ежегодная
миграционная убыль в размере 1,5-3 тыс. человек.
Международный миграционный прирост, в основном из ближнего
зарубежья, составляет 3-6 тыс. человек в
год. Данные о миграционном приросте за 2011-2012 годы указаны в Таблице 2.
Таблица 2
(человек)
|
2011 год
|
2012 год
|
||||
Миграцион- ные
потоки
|
Прибыв-шие
|
Выбыв-шие
|
Миграци-онный прирост
|
Прибыв-шие
|
Выбыв-шие
|
Миграци-онный прирост
|
Всего
|
22842
|
19291
|
3551
|
27782
|
26383
|
1399
|
Внутри-региональные
|
7123
|
7123
|
-
|
8970
|
8970
|
-
|
Межрегио-нальные
|
9099
|
11713
|
-
2614
|
11816
|
14731
|
-
2915
|
Международ-ные
|
6620
|
455
|
6165
|
6996
|
2682
|
4314
|
Со
странами СНГ
|
6262
|
369
|
5893
|
6689
|
2531
|
4158
|
Другие
зарубежные
страны
|
358
|
86
|
272
|
307
|
151
|
156
|
Рост положительного сальдо миграции в 2011-2012
годах свидетельствует о том, что рынок труда Калужской области становится
все более привлекательным для иностранцев.
В 2012 году на территории Калужской области в
соответствии с законодательством поставлены на миграционный учет 153963 (в
2011 году – 136752) иностранных гражданина, что является
третьим показателем в Центральном федеральном округе. На основании разрешения
на временное проживание проживало 12482 (в 2011 году – 11697) иностранных граждан. Квота на
выдачу разрешений на временное проживание на 2013 год составила 1500 разрешений
и реализована по состоянию на 27 сентября 2013 года на 97 процентов.
С каждым годом увеличивается количество иностранных граждан
и лиц без гражданства, имеющих вид на
жительство. По сравнению с 2012 годом число иностранных граждан, постоянно
проживающих в Калужской области, увеличилось на 1328 человек и составило 6567
человек.
В 2012 году было выдано 10442 патента на
осуществление трудовой деятельности.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на
работу в 2012 году составила 26386
человек и реализована на 100 процентов.
Соотношение числа выданных иностранным гражданам
разрешений на работу и полученных от работодателей уведомлений о
заключении с ними трудового договора (гражданско-правового договора)
увеличивается с каждым годом. Количество незаконно занятых в производстве
иностранных граждан колеблется в пределах 5 процентов от общей численности
иностранных граждан, получивших разрешение на работу.
Иностранные граждане и лица без гражданства,
пребывающие сегодня в регион, по сравнению с их предшественниками, обладают
более низким уровнем образования, знания русского языка и
профессионально-квалификационной подготовки.
Переселение мигрантов на постоянное место жительства
в Калужскую область становится одним из источников увеличения численности населения
региона, а привлечение востребованных экономикой
высококвалифицированных и квалифицированных кадров является
необходимостью для ее поступательного развития.
Одной из мер восполнения численности населения Калужской
области являлась региональная программа по оказанию содействия добровольному
переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом,
на 2007‑2012 годы, утвержденная Законом Калужской области «О региональной
программе по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую
область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы» (в ред. законов
Калужской области от 01.12.2008 №
490-ОЗ, от 11.01.2011 №
97-ОЗ, от 24.02.2012 № 257-ОЗ,
от 04.06.2012 №
291-ОЗ) (далее – Региональная программа).
Реализация Региональной
программы фактически началась с ноября 2007 года. Особенность Региональной программы
в том, что территорией вселения является вся Калужская область. За период
2007-2012 годы планировалось переселить 13822 соотечественника, в
т. ч. 7960 участников Региональной программы
и 5862 члена их семей. Из 19810
рассмотренных анкет соотечественников, поступивших из Управления Федеральной
миграционной службы по Калужской области, было согласовано 13206 анкет. Переехало
в Калужскую область 9168 участников Региональной программы (с
учетом членов семей - 16589 соотечественников).
Региональная программа способствовала достижению
положительного миграционного баланса в Калужской области, позволила частично
компенсировать естественную убыль населения на территории Калужской области и
частично компенсировать дефицит квалифицированных кадров, особенно в бюджетной
сфере.
Региональная программа
по оказанию содействия добровольному переселению
в Калужскую область соотечественников, проживающих
за рубежом, на 2013‑2015 годы согласована распоряжением Правительства
Российской Федерации от 20.07.2013 № 1266-р и утверждена постановлением
Правительства Калужской области от 26.07.2013 № 380.
Прогноз демографического развития миграционных
процессов Калужской области на период до 2025 года показывает, что, несмотря на
снижение темпов сокращения численности населения, темпы снижения численности
трудовых ресурсов остаются постоянными, что связано с процессом старения
населения и увеличением его среднего возраста.
В данной ситуации остается значимым сохранение и
некоторое увеличение существующего миграционного прироста. Данные о
коэффициенте миграционного прироста указаны в Таблице 3.
Таблица 3
Демографический
показатель
|
Годы
|
||
2012
|
2015
|
2025
|
|
Коэффициент миграционного прироста
на 10 тыс. человек населения Калужской области
|
14
|
20
|
20
|
II. Цель, принципы, задачи и
приоритеты
миграционной политики Калужской области
1. Основной целью регулирования миграционных
процессов Калужской области является обеспечение устойчивого
социально-экономического и демографического развития региона, удовлетворение
потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения
на территории Калужской области, использование интеллектуального и трудового
потенциала мигрантов.
Индикаторами достижения цели являются показатели численности
населения, дефицита трудовых ресурсов, доля нелегальной миграции.
2. Основные принципы миграционной политики в Калужской
области:
а) исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов и
международных обязательств в области миграции;
б) защита прав и свобод человека на основе
законности и неуклонного соблюдения норм международного права;
в) защита рынка труда Калужской области;
г) обеспечение общественной безопасности на
территории Калужской области;
д) соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость
их дискриминации по признаку расы, языка, происхождения,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям;
е) дифференцированный подход к решению проблем
различных категорий мигрантов, приоритетное оказание государственной помощи
наиболее нуждающимся категориям – вынужденным
переселенцам и соотечественникам, прибывшим в Калужскую область; содействие
и стимулирование добровольного переселения соотечественников, проживающих за
рубежом; создание оптимальных условий для самообеспечения мигрантов;
ж) взаимодействие органов государственной власти и
органов местного самоуправления Калужской области с различными институтами
гражданского общества, национальными объединениями. Открытость и доступность
информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в рамках
реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;
з) развитие сотрудничества Калужской области с
республиками бывшего СССР по регулированию миграционных процессов.
3. Основные задачи миграционной политики в Калужской
области:
а) миграционное замещение естественной убыли
коренного населения за счет привлечения на постоянное место жительства соотечественников,
проживающих за рубежом;
б) создание условий и стимулов для переселения в Калужскую
область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за
рубежом, эмигрантов;
в) содействие адаптации и интеграции мигрантов с
участием национальных объединений, формированию конструктивного взаимодействия
между мигрантами и принимающим сообществом;
г) противодействие незаконной миграции;
д) содействие развитию внутренней миграции;
е) содействие в создании эффективно действующей
системы иммиграционного контроля и преодоление возможных негативных последствий
миграции.
4. Приоритетные направления миграционной политики Калужской
области:
а) в сфере улучшения демографической ситуации в Калужской
области:
- создание оптимальных условий для привлечения и
закрепления соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место
жительства в Калужскую область;
- обеспечение гарантий государственной поддержки
вынужденным переселенцам и соотечественникам, прибывшим в Калужскую область;
- сокращение оттока населения в репродуктивном
возрасте из села в город, в другие субъекты Российской Федерации и за
рубеж на основе улучшения уровня жизни населения и совершенствования механизма
социального партнерства в Калужской области;
- развитие системы государственной поддержки
отдельных категорий граждан (в том числе молодых семей, молодых ученых и
специалистов, сельского населения) в обеспечении жильем и
улучшении жилищных условий путем формирования соответствующих правовых,
организационных и финансово-кредитных условий;
- необходимость учета демографической и миграционной
ситуаций, конъюнктуры рынка труда трудонедостаточных районов при формировании
областного и местного бюджета, межбюджетных отношений;
- активизация целевого жилищного строительства на
территории Калужской области на основе расширения источников финансирования и
увеличения доли внебюджетных средств и кредитных ресурсов, в том числе с
возможностью участия в действующих федеральных и областных
жилищных программах, а также с использованием механизмов ипотечного
жилищного кредитования;
- внедрение механизмов субсидирования частичной или
полной оплаты первоначального взноса по договорам о приобретении жилья отдельным
категориям жителей области, нуждающимся в улучшении жилищных условий или строительстве
жилья;
б) в сфере обеспечения социально-экономического
комплекса Калужской области квалифицированными кадрами:
- развитие рынка труда, обеспечивающего
территориальную мобильность рабочей силы и прогрессивные сдвиги в структуре
занятости (молодежь, женщины, инвалиды), на основе создания новых и повышения
эффективности существующих рабочих мест, улучшения условий и оплаты труда,
развития малого предпринимательства;
- повышение эффективности регулирования объемов внешней
трудовой миграции и качества ее структуры в соответствии с потребностями
социально-экономического комплекса Калужской области в квалифицированных кадрах
и возможностями их обеспечения на основе подготовки
предложений по совершенствованию механизма квотирования, привлечения
и использования иностранной рабочей силы. Осуществление мониторинга рынка труда
иностранной рабочей силы;
- разработка механизмов привлечения мигрантов,
учитывая страны их происхождения, профессиональные, квалификационные и
иные характеристики отбора специалистов;
- сотрудничество исполнительных органов власти Калужской
области и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными
организациями, в том числе по осуществлению совместных проектов по
созданию рабочих мест и строительству жилья;
- обеспечение взаимодействия заинтересованных
органов исполнительной власти Калужской области с федеральными органами исполнительной
власти в решении проблем трудовой миграции в целях усиления контроля
за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защиты
отечественного рынка труда, обеспечения
приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих
мест;
- заключение и соблюдение работодателями условий
трудовых договоров иностранных работников;
- содействие в проведении территориальным органом Федеральной
миграционной службы в пределах своей компетенции комплексных проверок
законности трудовой деятельности иностранных граждан;
- совершенствование информационно-аналитического
обеспечения управления миграционными потоками за счет формирования единого
банка данных, в котором отражается информация о каждом иностранном гражданине;
- содействие развитию внутренней трудовой миграции,
в том числе повышение информированности населения о возможностях трудоустройства
при переезде и переселении в другую местность, определение
приоритетных профессий (специальностей), востребованных на областном рынке
труда, с целью повышения эффективности организации профессионального обучения и
переподготовки безработных граждан и совершенствование регионального банка
вакансий, в том числе с размещением информации о работодателях, предоставляющих
жилье;
- развитие межрегионального взаимодействия в целях
повышения трудовой мобильности граждан Российской Федерации, в том числе заключение
соглашений о сотрудничестве в сфере занятости населения, а также
совершенствование системы обмена информацией о возможностях трудоустройства
граждан Российской Федерации в другой местности;
в) в сфере содействия адаптации и интеграции
мигрантов:
- содействие развитию в обществе культуры
межнациональных и межрелигиозных отношений, формированию у мигрантов
и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия
ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
- противодействие социальной исключенности мигрантов
и формированию этнических анклавов;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие
адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки
мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
- разработка, внедрение и реализация комплексных
мероприятий по адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей на
основе взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного
самоуправления Калужской области, институтов гражданского общества, национальных
объединений и бизнеса;
- совершенствование взаимодействия органов
государственной власти и местного самоуправления с социально
ориентированными некоммерческими организациями Калужской области,
содействующими адаптации и интеграции мигрантов;
- учебно-методическое обеспечение реализации
государственной миграционной политики на территории Калужской области;
г) в сфере обеспечения контроля за миграционными
процессами в Калужской области и преодоления возможных негативных последствий
миграции:
- обеспечение мер по определению квот на привлечение
и использование иностранных работников, а также повышение ответственности органов
исполнительной власти Калужской области в рамках своих полномочий;
- оказание содействия в совершенствовании
деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих иммиграционный контроль на территории Калужской области;
- оказание содействия в усилении контроля за
соблюдением иностранными работниками и лицами без гражданства установленного
порядка въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации и принятие в рамках
своей компетенции мер в отношении нарушителей, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
- подготовка предложений по совершенствованию
системы выдворения (депортации) иностранных работников и лиц без гражданства,
нарушивших правила пребывания на территории Российской Федерации, обеспечение
деятельности центра временного содержания иностранных работников, подлежащих
административному выдворению за пределы Российской Федерации;
- расширение обмена информацией правоохранительных
органов с заинтересованными органами исполнительной власти Калужской
области по проблемам, связанным с незаконной миграцией.
III. Информационно-аналитическое
обеспечение
реализации миграционной политики
Калужской области
Информационно-аналитическое обеспечение реализации
миграционной политики Калужской области предусматривает:
а) расширение использования информационных
технологий для анализа миграционной ситуации;
б) выступление в средствах массовой информации
руководителей исполнительных органов государственной власти Калужской области, органов
местного самоуправления Калужской области, институтов гражданского общества,
общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам,
связанным с реализацией миграционной политики Калужской области;
в) осуществление исполнительными органами
государственной власти Калужской области и органами местного самоуправления Калужской
области с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга
публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам
реализации миграционной политики Калужской области;
г) проведение научно-исследовательских разработок
для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки
эффективности различных миграционных программ.
IV. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации Концепции предусматривает:
а) объединение действий органов законодательной и
исполнительной власти всех уровней, государственных, муниципальных и общественных
организаций, направленных на совершенствование управления
миграционными процессами и улучшение миграционной ситуации;
б) подготовку предложений по совершенствованию нормативных
правовых актов по вопросам миграции;
в) содействие включению задач и мероприятий по
реализации миграционной политики Калужской области в государственные программы
Российской Федерации и государственные программы Калужской области;
г) реализацию Государственной программы по оказанию
содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом;
д) поддержку исполнительными органами
государственной власти Калужской области совместно с органами местного
самоуправления Калужской области деятельности хозяйствующих субъектов
малонаселенных районов региона.
V. Оценка эффективности
реализации Концепции
Реализация приоритетных направлений Концепции
позволит к 2025 году:
1. Увеличить коэффициент миграционного прироста населения
до 20.
2. Привлечь на постоянное место жительства не менее 70 тыс.
соотечественников, проживающих за рубежом.
3. Не допустить долю нелегальной миграции выше 5
процентов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий