Анализ представленных материалов на заседание общественного Совета от 17.09.2013 г..
Сами формы представляемых материалов, свидетельствует о том, что в министерстве совершенно нет понимания, что такое аналитический обосновывающий документ к тарифному регулированию, на основании которого можно оценивать и принимать решение . То что нам представляется по всем отраслям регулирования- это набор абстрактных цифр.
Аналитика -это прежде всего сравнение и соотнесение предлагаемых параметров с нормативами, в динамике по периодам, структуры себестоимости и балансов , инфляционными процессами , с регионами и т.д. и т.п. Анализ это совокупность показателей и индикаторов на основании которых формируются выводы.
Есть такое понятие как необходимость и достаточность аналитического материала для принятия любого управленческого решения.
Формат документов готовится для каждой конкретной аудитории исходя из задач и целей этой аудитории. Общественный совет призван дать общественную и экспертную оценку уровню тарифов и их социально-экономических последствий. На основании представленных материалов это делать невозможно.
Те материалы которые выносятся, в том числе и на комиссию министерства, сводятся к коэффициентам дефляторам и не имеют под собой совершенно никакого обоснования.
Если говорить о методологии регулирования тарифов, то процесс регулирования тарифов прежде всего начинается с оценки и анализа себестоимости и финансовых результатов предшествующего периода субьекта регулирования, на основании бухгалтерского баланса субьекта регулирования и других аналитических материалов. На основании этого анализа делается вывод о выполнении производственной программы и о достаточности недостаточности средств от выручки на установленные тарифы. На основании этих выводов определяются выпадающие доходы или необоснованно полученная выручка, на сумму которых корректируются последующий тариф и НВВ. Констатируем, что эти материалы отсутствуют.
Затем проводится технико-экономический анализ изменения в динамике основополагающих индикаторов, для принятия тарифных решений (чем больше период тем представительней анализ).
Для электросетевого хозяйства ,это изменение количества условных единиц- основного показателя трудоемкости обслуживания. Нам до сих пор не могут ответить как этот показатель выглядел в 1998 году( на дату начало реформы электроэнергетики), хотя все тарифные дела должны хранится бессрочно, согласно ФЗ-125 «Об архивном деле РФ». Как можно принимать тарифные решения не имея представительной внутренней статистики для аналитики? Кроме того, в министерстве должен быть свой формат статистики по тарифам, оформленный отдельным заказом в органах государственной статистики. Это все как раз и свидетельствует о нежелании работать прозрачно, в нарушении главного принципа регулирования тарифов. Вывод простой -значит есть что скрывать.
Можно с уверенностью сказать, что такие основополагающие технические параметры как энергоемкость региональной сети, на основании которых определяются совокупные потери, мощность региональной электросети и ее пропускная способность , показатели активной и реактивной энергии никогда не оценивались. Отсутствует расчет потерь электроэнергии для анализа , которые у нас увеличились с 12% в 1999 г.до 16% в плане в 2013 г.(а по факту достигают до 25%), а ведь есть в России регионы которые имеют совокупные потери в сети не более 4%. Эффективная сеть это не более 6% потерь, в Германии 8% потерь. Средний процент по России 11%.
Все выше перечисленные технические показатели (которые совершенно не анализируются) как раз и определяют потери, начиная от коэффициента загрузки трансформаторов и потерь холостого хода, кончая неэффективными собственными нуждами сетевых компаний. Это все достигается на уровне проектных решений по развитию электроэнергетики. А те бессистемные проектные инвестиционные решения в угоду определенным интересам, только усугубляют все эти показатели и утяжеляют тарифы. Оценок этим процессам и показателям эффективности электросетевого комплекса при тарифном регулировании мы не видим, а в методиках это все записано. Не говоря уже об энергоемкости ВРП и показателей энергоэффективности, которые должны быть повышены на 40% до 2020года. Количество отключений ,особенно в сельских районах в области возросло в разы. На наш взгляд это обьясняется в основном, утратой резервных линий . В балансе они существуют для расчета трудоемкости и установления тарифов , а на самом деле их по факту никто не обслуживает. Исходя из выводов стратегии развития Электросетевого комплекса РФ до 2017 г., в региональных сетевых компаниях 90 % потребителей не имеют альтернативных линий подключения. Независимая ревизия этих линий у нас в области не проводилась, ни разу за время существования регулятора. Какой процент региональных сетей у нас имеет телеуправляемость и теленаблюдаемость? Вряд ли знает это регулятор. В среднем по России это 20%. А ведь это показатель развития «умных сетей».
Показатели
Ед.
Изм.
2000
план
2013
план
Коэффициент
Изменения
2013г./1999г.
Обьем электроэнергии в сеть
млн.
квт.
час.
3006
4868
1,62
Потери
-
360
780
2,1
Полезный отпуск
-
2646
4081
1,54
Сумма НВВ сет. ком. в руб.с ФСК+сбыт+пот.
Млн.
Руб.
220
7075
32,15
Сумма выручки рег. сет .компании.
-
3515
В.т.ч Потери рег.сет. компании
-
1387
Сбыт в регионе ГП.
-
435
Итого региональная составляющая
-
5337
ФСК с потерями
-
1737
В т.ч. потери ФСК
-
277
Покупка электроэнергии за минусом
потерь
-
7166
Всего
14241
Количество условных единиц
Тыс.
118,5
111,6
0,94
НВВ на 1 у.е. .
Соот.
1,85
63,37
34,25
Обьем электроэнергии на 1 у.е.
Соот.
25,36
43,60
1,72
Доля в общей НВВ региональной составляющей сопоставимых параметрах
%
20%
64%
3,2
Перекрестное субсидирование
Млн.
Руб.
1839
Индекс инфляции 2000-2013 год.
К-т
3,21
Согласно аналитической таблице приведенной выше индекс роста НВВ с 2000 по 2013 год по региональной составляющей превышает 32 раза . Это в 10 раз больше среднего индекса инфляции. При сопоставлении НВВ с количеством условных единиц (основной показатель трудоемкости обслуживания энергосистемы) этот коэффициент увеличивается до 34 раз. При том что региональный регулятор и власти, ежегодно заявляли, что увеличение региональной составляющей не превышает средний индекс инфляции, а рост тарифов происходит только по вине федеральной составляющей .
При сопоставлении доходной определяющей (обьем электроэнергии) по годам(2000,2013) и расходной (количество условных единиц) коээфициент роста НВВ на единицу энергоресурса то есть тариф, без учета инфляции должен был снизиться в 1,72 раза .
Потери в кВт. с 2000 г. по 2013 г.увеличены в 2 с лишним раза. Доля потерь в региональной сетевой составляющей в рублях превышает 28%.(1387/4902). В структуре НВВ доля региональной составляющей по итогам 2012 года составила 64% или выросла по сравнению с 2000 годом в 3,2 раза.
Прогноз по покупке на 2013 строится в балансе из расчета цены 1,75руб/кВт.час., хотя фактическая цена покупки за 2012 составила чуть более 1 рубля, прогноз Минэнерго для Калужской области на 2013 год 1,17руб./кВт.час. и фактические цены за 9 мес.текущего года это подтверждают. Это делается для того чтобы завуалировать по факту, выгоды от энерготрейдинга ОАО «КСК» , часть которых должны транслироваться на потребителя.
Все эти индикаторы говорят о беспрецендентном росте экономически необоснованной НВВ в структуре тарифа по региональной составляющей и чудовищно неэффективной работе региональной энергосистемы, по итогам ее реформирования. И главным выгодоприобретателями от всех этих тарифных решений является ОАО «Калугаэнерго» и ОАО «Калужская сбытовая компания» Обьяснить это можно только коррупционной составляющей и отсутствием должного финансового контроля со стороны регионального регулятора. Только за период так называемого RAB регулирования с 2010г. потребителями Калужской области оплачено порядка 6 млрд.руб. инвестиционной составляющей. Однако при этом количество условных единиц падает, за счет опережающего темпа выбытия основных средств. Увеличивая капитализацию Акционерного общества, а фактически создавая долю в уставном капитале этого общества, потребители Калужской области взамен не имеют, ни акций, ни дивидендов, на вложенный капитал. Это фактически, согласно закона об инвестиционной деятельности, нормам ГК РФ, о природе возникновения собственности, о порядке ее отчуждения и т.д., является незаконным присвоением и отчуждением чужого имущества. Более того, чужие активы Акционерное общество, за символические суммы, раздает частным компаниям. Так в начале этого года 45 МВт мощности, созданной за счет инвестиций калужан на сумму около 1 млрд.руб. ОАО «Калугаэнерго» было «подарено» за символическую сумму частной компании обслуживающей Технопарк «Ворсино». Если это совершается в соответствии с каким то нормативным актом , то это юридический и экономический абсурд, противоречащий Конституции и ГК РФ.
ОАО «КСК» как основному расчетно-кассовому центру всех финансовых потоков в этой схеме , 25 февраля 2013 года министерством КП и Т(с 1 марта 2013 г. Министерство КП и Т ликвидируется), без всякого экономического обоснования и при голосовании против представителей ФАС и НП «Совет рынка», увеличивается плановое НВВ на 65% по сравнению с ранее установленным на 2013 г. И устанавливается сбытовая надбавка вместо 6 коп./кВт.час. 9,9коп./кВт.час., при том, что Президент РФ заявил о недопустимости роста тарифов не более чем на 6% по всем переделам. Оптимальная цена услуг этого оператора в Калужской области (100-120 млн.руб.год) или 3 коп./кВт.час. это среднероссийская сбытовая надбавка. При том, что этот субьект имеет возможность зарабатывать дополнительные средства (сопоставимые с установленным НВВ регулятором , что доказывает его фактическая финансовая отчетность по годам) на эффективном энерготрейдинге, на балансирующем рынке, отклонений от ЧЧИМ и т.д. В отдельные годы его фактическая рентабельность составляла 200-300%.При установленном НВВ 200 млн.руб. получали по факту по 600 млн.руб. При этом текущий бухгалтерский баланс имеет все признаки финансовой не состоятельности, а коэффициент текущей ликвидности ниже 1,0 и составляет 0,74. Сумма кредитных ресурсов составляет 1,5 млрд.руб. и превышает его собственную выручку в 3 раза. Причиной этому является совершенно непрофильная деятельность по строительству ГТУ-ТЭЦ в г.Обнинске. По нашим оценкам, учитывая затянувшиеся сроки строительства с 2006 г, на этот проект отвлечено не менее 3,0 млрд.руб., которые оплатили ему потребители области. Только на заключительный этап в 2012 году на этот обьект отвлечено 1 млрд.руб. Рыночная же стоимость строительства такого обьекта составляет 800-900 млн.руб. Построив без всякого обоснования этот обьект (без утвержденной схемы теплоэнергоснабжения г.Обнинска) , это субьект создал тарифные проблемы всему региону. В эксплуатационном плане этот обьект глубоко убыточен. Предполагаем, чтобы не нести эксплуатационные риски и убытки, заработав свою маржу на строительстве(не менее 1,5 млрд.руб), будут предприниматься попытки сдать его а аренду МП «Теплоснабжение» в г.Обнинске и зарабатывать далее уже как арендодатель. Схема отработана (котельная п.Северный в Калуге и котельная в п.Товарково)
IV. Целевые показатели реализации Стратегии Электросетевого комплекса РФ 2013-2017 год
Настоящая Стратегия устанавливает следующие целевые показатели на 2017 год:
сокращение операционных издержек на потребителя на 40 % по всей
цепочке передачи и распределения электроэнергии по сравнению с
уровнем 2012 года (без учета инфляции);
снижение уровня потерь электроэнергии при ее передаче до 7,5 % в
среднем по распределительным сетевым компаниям и до 3,5 % при ее
передаче по Единой национальной (общероссийской) электрической сети;
повышение инвестиционной эффективности в электросетевом
комплексе в среднем на 30 %;
консолидация электросетевого комплекса, снижение доли
территориальных сетевых организаций с 31 % до 24 % от выручки
конечных потребителей .
У нас в регионе это 42 % в 2013 г .вместо 20% в 1998г.
Как все это будет достигаться? Есть ли для этого программа и резервы?
А самое главное способность менеджмента эффективно работать? Думается что нет, потому что при достижении этих параметров существующие тарифы необходимо будет снизить в 2 раза. Для того и задумана очередная акция по ликвидации МРСК и т. д., чтобы уйти от ответственности. И везде «торчат уши» Чубайса и еще знаете кого. Посмотрите составы Совета директоров и распределения пакета акций ОАО «Калужская городская энергетическая компания» ОАО «КСК» и ОАО «Калугаэнерго» . По первым двум контроль полностью в оффшорах, а кто там прячется можно только догадываться по тому, кто их сильно лоббирует.
По транспортировке ГРО и сбытовой надбавке по газу я Вам ранее аналитику направлял.
Темпы роста по региональной составляющей даже выше чем в энергетике сбытовая надбавка ООО «Калугарегионгаза» только с 2010 года возросла практически в 2 раза со 100 руб./тыс.м3 до 194 руб./тыс.м3. В Туле она составляет не более 60 руб. .
Все это не может иметь под собой никаких экономических обоснований. Надбавка ГРО по ОАО «Калугаоблгаз» увеличилась с 2000 г по 2013 год. в 31 раз(1095/36 млн.руб) при этом доходная определяющая- обьем газа рос быстрее чем затратная определяющая количество обслуживаемых газопроводов на балансе. И в основном к этим результатам привела реализация Программы газификации не в интересах жителей области, а в интересах ОАО «Газпром».
Необходимо дать правовую и экономическую оценку тем действиям людей, которые проводили эту реформу и кто устанавливал эти тарифы.
Это может сделать только прокуратура через суд или счетная палата России.
В.И.Житов
iv dir="ltr" style="text-align: left;" trbidi="on">
Комментариев нет:
Отправить комментарий