миграционной политики Калужской области на период до2025 года
Концепция миграционной политики Калужской области на период до 2025 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 13.06.2012, Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012№ 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,проживающих за рубежом» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 14.06.2013 № 565), Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года,утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 13.07.2012№ 353), Стратегией развития трудовых ресурсов Калужской области до 2020года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 15.12.2008№ 487 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 06.03.2013№ 118).
Министр труда, занятости и
кадровой политики Калужской области И.А.Подковинская
Концепция представляет собой систему принципов,целей, задач и приоритетных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Калужской области по регулированию миграционных процессов на территории Калужской области.
I. Современное состояние и перспективы развития
миграционных процессов Калужской области
Калужская область имеет выгодное географическое положение, благоприятные экологические и климатические условия. Она расположена в центре европейской части России к юго-западу от Москвы. Через территорию Калужской области проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, по которым осуществляются местные и транзитные связи не только с регионами России,но и странами ближнего зарубежья.Калужская область имеет развитую промышленность и транспортную инфраструктуру.
В Калужской области проживает более 1 млн. жителей. Трудовые ресурсы составляют 60,6процента от общей численности населения. С 2001 года по 2012 год в Калужской области наблюдалась тенденция сокращения населения (с 1060,3 до 1008,2тыс. человек).
С2006 года в регионе отмечаются положительные тенденции в процессах воспроизводства населения (рост рождаемости, снижение смертности, сокращение естественной убыли), ожидаемая продолжительность жизни возросла с 66 до 69,5.
Специфика миграционных процессов в Калужской области состоит в том, что сальдо миграции, являясь положительным, не обеспечивает заметной компенсации убыли населения. В 2012 году оно составило 1399 человек и лишь на 34,6 процента компенсировало естественную убыль населения.Данные об абсолютной убыли населения Калужской области приведены в Таблице1.
Таблица1
(человек)
Годы
|
Естественная убыль
населения |
Миграционный прирост
населения |
Абсолютная убыль
населения |
2011
|
- 4513
|
3551
|
- 962
|
2012
|
- 4043
|
1399
|
- 2644
|
На фоне продолжающегося процесса урбанизации регионов Центрального федерального округа в 2012 году в области имел место механический прирост городского населения. Сальдо миграции в города составило 725 человек. Данная тенденция сохраняется и в 2013 году. В межрегиональном потоке в связи с близостью Москвы отмечается ежегодная миграционная убыль в размере 1,5-3 тыс. человек. Международный миграционный прирост, в основном из ближнего зарубежья, составляет 3-6 тыс. человек в год. Данные о миграционном приросте за 2011-2012 годы указаны в Таблице 2.
Таблица 2
(человек)
2011 год
|
2012 год
| |||||
Миграцион- ные потоки
|
Прибыв-шие
|
Выбыв-шие
|
Миграци-онный прирост
|
Прибыв-шие
|
Выбыв-шие
|
Миграци-онный прирост
|
Всего
|
22842
|
19291
|
3551
|
27782
|
26383
|
1399
|
Внутри-региональные
|
7123
|
7123
|
-
|
8970
|
8970
|
-
|
Межрегио-нальные
|
9099
|
11713
|
- 2614
|
11816
|
14731
|
- 2915
|
Международ-ные
|
6620
|
455
|
6165
|
6996
|
2682
|
4314
|
Со странами СНГ
|
6262
|
369
|
5893
|
6689
|
2531
|
4158
|
Другие зарубежные
страны
|
358
|
86
|
272
|
307
|
151
|
156
|
Рост положительного сальдо миграции в 2011-2012 годах свидетельствует о том,что рынок труда Калужской области становится все более привлекательным для иностранцев.
В2012 году на территории Калужской области в соответствии с законодательством поставлены на миграционный учет 153963 (в 2011 году – 136752) иностранных гражданина, что является третьим показателем в Центральном федеральном округе. На основании разрешения на временное проживание проживало 12482 (в 2011 году –11697) иностранных граждан. Квота на выдачу разрешений на временное проживание на 2013 год составила 1500 разрешений и реализована по состоянию на 27 сентября 2013 года на 97 процентов.
С каждым годом увеличивается количество иностранных граждан и лиц без гражданства,имеющих вид на жительство. По сравнению с2012 годом число иностранных граждан, постоянно проживающих в Калужской области,увеличилось на 1328 человек и составило 6567 человек.
В2012 году было выдано 10442 патента на осуществление трудовой деятельности.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2012 году составила 26386 человек и реализована на 100 процентов.
Соотношение числа выданных иностранным гражданам разрешений на работу и полученных от работодателей уведомлений о заключении с ними трудового договора(гражданско-правового договора) увеличивается с каждым годом. Количество незаконно занятых в производстве иностранных граждан колеблется в пределах 5 процентов от общей численности иностранных граждан, получивших разрешение на работу.
Иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие сегодня в регион, по сравнению с их предшественниками, обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.
Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Калужскую область становится одним из источников увеличения численности населения региона,а привлечение востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных кадров является необходимостью для ее поступательного развития.
Одной из мер восполнения численности населения Калужской области являлась региональная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007‑2012 годы,утвержденная Законом Калужской области «О региональной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы» (в ред. законов Калужской области от 01.12.2008 291-ОЗ) (далее – Региональная программа).
Реализация программы фактически началась с ноября2007 года. Особенность Региональной программы в том, что территорией вселения является вся Калужская область. За период 2007-2012 годы планировалось переселить 13822 соотечественника, в т. ч. 7960 участников Региональной программы и 5862 члена их семей. Из19810 рассмотренных анкет соотечественников, поступивших из Управления Федеральной миграционной службы по Калужской области, было согласовано 13206анкет. Переехало в Калужскую область 9168 участников Региональной программы (с учетом членов семей - 16589 соотечественников).
Региональная программа способствовала достижению положительного миграционного баланса в Калужской области, позволила частично компенсировать естественную убыль населения на территории Калужской области и частично компенсировать дефицит квалифицированных кадров, особенно в бюджетной сфере.
Региональная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013‑2015 годы согласована распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 1266-р и утверждена постановлением Правительства Калужской области от 26.07.2013 № 380.
Прогноз демографического развития миграционных процессов Калужской области на период до2025 года показывает, что, несмотря на снижение темпов сокращения численности населения, темпы снижения численности трудовых ресурсов остаются постоянными,что связано с процессом старения населения и увеличением его среднего возраста.
В данной ситуации остается значимым сохранение и некоторое увеличение существующего миграционного прироста. Данные о коэффициенте миграционного прироста указаны в Таблице 3.
Таблица 3
Демографический показатель
|
Годы
| ||
2012
|
2015
|
2025
| |
Коэффициент миграционного прироста на 10 тыс. человек населения Калужской области
|
14
|
20
|
20
|
II. Цель, принципы, задачи и приоритеты
миграционной политики Калужской области
1.Основной целью регулирования миграционных процессов Калужской области является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития региона,удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Калужской области, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.
Индикаторами достижения цели являются показатели численности населения, дефицита трудовых ресурсов, доля нелегальной миграции.
2.Основные принципы миграционной политики в Калужской области:
а)исполнение Российской Федерации,федеральных законов, иных нормативных правовых актов и международных обязательств в области миграции;
б)защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;
в)защита рынка труда Калужской области;
г)обеспечение общественной безопасности на территории Калужской области;
д)соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их дискриминации по признаку расы, языка, происхождения, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным организациям;
е)дифференцированный подход к решению проблем различных категорий мигрантов,приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям –вынужденным переселенцам и соотечественникам, прибывшим в Калужскую область; содействие и стимулирование добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом; создание оптимальных условий для самообеспечения мигрантов;
ж)взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области с различными институтами гражданского общества, национальными объединениями. Открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в рамках реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;
з)развитие сотрудничества Калужской области с республиками бывшего СССР по регулированию миграционных процессов.
3.Основные задачи миграционной политики в Калужской области:
а)миграционное замещение естественной убыли коренного населения за счет привлечения на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом;
б)создание условий и стимулов для переселения в Калужскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов;
в)содействие адаптации и интеграции мигрантов с участием национальных объединений, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
г)противодействие незаконной миграции;
д)содействие развитию внутренней миграции;
е)содействие в создании эффективно действующей системы иммиграционного контроля и преодоление возможных негативных последствий миграции.
4.Приоритетные направления миграционной политики Калужской области:
а)в сфере улучшения демографической ситуации в Калужской области:
-создание оптимальных условий для привлечения и закрепления соотечественников,проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Калужскую область;
-обеспечение гарантий государственной поддержки вынужденным переселенцам и соотечественникам, прибывшим в Калужскую область;
-сокращение оттока населения в репродуктивном возрасте из села в город, в другие субъекты Российской Федерации и за рубеж на основе улучшения уровня жизни населения и совершенствования механизма социального партнерства в Калужской области;
-развитие системы государственной поддержки отдельных категорий граждан (в том числе молодых семей, молодых ученых и специалистов, сельского населения)в обеспечении жильем и улучшении жилищных условий путем формирования соответствующих правовых, организационных и финансово-кредитных условий;
-необходимость учета демографической и миграционной ситуаций, конъюнктуры рынка труда трудонедостаточных районов при формировании областного и местного бюджета, межбюджетных отношений;
-активизация целевого жилищного строительства на территории Калужской области на основе расширения источников финансирования и увеличения доли внебюджетных средств и кредитных ресурсов, в том числе с возможностью участия в действующих федеральных и областных жилищных программах, а также с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования;
-внедрение механизмов субсидирования частичной или полной оплаты первоначального взноса по договорам о приобретении жилья отдельным категориям жителей области,нуждающимся в улучшении жилищных условий или строительстве жилья;
б)в сфере обеспечения социально-экономического комплекса Калужской области квалифицированными кадрами:
-развитие рынка труда, обеспечивающего территориальную мобильность рабочей силы и прогрессивные сдвиги в структуре занятости (молодежь, женщины, инвалиды), на основе создания новых и повышения эффективности существующих рабочих мест,улучшения условий и оплаты труда, развития малого предпринимательства;
-повышение эффективности регулирования объемов внешней трудовой миграции и качества ее структуры в соответствии с потребностями социально-экономического комплекса Калужской области в квалифицированных кадрах и возможностями их обеспечения на основе подготовки предложений по совершенствованию механизма квотирования, привлечения и использования иностранной рабочей силы.Осуществление мониторинга рынка труда иностранной рабочей силы;
-разработка механизмов привлечения мигрантов, учитывая страны их происхождения,профессиональные, квалификационные и иные характеристики отбора специалистов;
-сотрудничество исполнительных органов власти Калужской области и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными организациями,в том числе по осуществлению совместных проектов по созданию рабочих мест и строительству жилья;
-обеспечение взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти Калужской области с федеральными органами исполнительной власти в решении проблем трудовой миграции в целях усиления контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защиты отечественного рынка труда, обеспечения приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;
-заключение и соблюдение работодателями условий трудовых договоров иностранных работников;
-содействие в проведении территориальным органом Федеральной миграционной службы в пределах своей компетенции комплексных проверок законности трудовой деятельности иностранных граждан;
-совершенствование информационно-аналитического обеспечения управления миграционными потоками за счет формирования единого банка данных, в котором отражается информация о каждом иностранном гражданине;
-содействие развитию внутренней трудовой миграции, в том числе повышение информированности населения о возможностях трудоустройства при переезде и переселении в другую местность, определение приоритетных профессий (специальностей), востребованных на областном рынке труда, с целью повышения эффективности организации профессионального обучения и переподготовки безработных граждан и совершенствование регионального банка вакансий, в том числе с размещением информации о работодателях, предоставляющих жилье;
-развитие межрегионального взаимодействия в целях повышения трудовой мобильности граждан Российской Федерации, в том числе заключение соглашений о сотрудничестве в сфере занятости населения, а также совершенствование системы обмена информацией о возможностях трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности;
в)в сфере содействия адаптации и интеграции мигрантов:
-содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формированию у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
-противодействие социальной исключенности мигрантов и формированию этнических анклавов;
-создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции,включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
-разработка, внедрение и реализация комплексных мероприятий по адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей на основе взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Калужской области, институтов гражданского общества, национальных объединений и бизнеса;
-совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с социально ориентированными некоммерческими организациями Калужской области, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;
-учебно-методическое обеспечение реализации государственной миграционной политики на территории Калужской области;
г)в сфере обеспечения контроля за миграционными процессами в Калужской области и преодоления возможных негативных последствий миграции:
-обеспечение мер по определению квот на привлечение и использование иностранных работников, а также повышение ответственности органов исполнительной власти Калужской области в рамках своих полномочий;
-оказание содействия в совершенствовании деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Калужской области;
-оказание содействия в усилении контроля за соблюдением иностранными работниками и лицами без гражданства установленного порядка въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации и принятие в рамках своей компетенции мер в отношении нарушителей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
-подготовка предложений по совершенствованию системы выдворения (депортации)иностранных работников и лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания на территории Российской Федерации, обеспечение деятельности центра временного содержания иностранных работников, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации;
-расширение обмена информацией правоохранительных органов с заинтересованными органами исполнительной власти Калужской области по проблемам, связанным с незаконной миграцией.
III. Информационно-аналитическое обеспечение
реализации миграционной политики
Калужской области
Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики Калужской области предусматривает:
а)расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации;
б)выступление в средствах массовой информации руководителей исполнительных органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления Калужской области, институтов гражданского общества,общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам,связанным с реализацией миграционной политики Калужской области;
в)осуществление исполнительными органами государственной власти Калужской области и органами местного самоуправления Калужской области с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации миграционной политики Калужской области;
г)проведение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности различных миграционных программ.
IV. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации Концепции предусматривает:
а)объединение действий органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на совершенствование управления миграционными процессами и улучшение миграционной ситуации;
б)подготовку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов по вопросам миграции;
в)содействие включению задач и мероприятий по реализации миграционной политики Калужской области в государственные программы Российской Федерации и государственные программы Калужской области;
г)реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
д)поддержку исполнительными органами государственной власти Калужской области совместно с органами местного самоуправления Калужской области деятельности хозяйствующих субъектов малонаселенных районов региона.
V. Оценка эффективности реализации Концепции
Реализация приоритетных направлений Концепции позволит к 2025 году:
1.Увеличить коэффициент миграционного прироста населения до 20.
2.Привлечь на постоянное место жительства не менее 70 тыс.соотечественников, проживающих за рубежом.
3.Обеспечить долю нелегальной миграции до 5 процентов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Калужской области
«О Концепции миграционной политики Калужской области
на период до 2025 года»
Концепция разработана в соответствии с положениями Концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 13.06.2012.
Для разработки Концепции создана межведомственная рабочая группа (распоряжение Губернатора Калужской области от 25.04.2013№ 44-р).
Проект Концепции обсужден и одобрен 28 июня т. г.на заседании межведомственной рабочей группы по разработке проекта концепции миграционной политики Калужской области на период до 2025 года.
Концепция представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Калужской области по регулированию миграционных процессов на территории Калужской области.
Основной целью регулирования миграционных процессов Калужской области является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития региона,удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Калужской области, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.
Основные задачи миграционной политики в Калужской области:
-создание условий и стимулов для переселения в Калужскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов;
-содействие адаптации и интеграции мигрантов;
-противодействие незаконной миграции;
-содействие развитию внутренней миграции;
-содействие в создании эффективно действующей системы иммиграционного контроля и преодоление возможных негативных последствий миграции.
Министр труда, занятости и
кадровой политики Калужской области И.А.Подковинская
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий