Можно ли говорить о том, что власть реагирует на острое недовольство граждан РФ миграционной ситуацией в стране или же речь идет лишь о привычных всем и не решающих проблему предвыборных спектаклях для электората?
Зачистка торговых рынков и защита рынка труда
Новый этап борьбы с нелегальной миграцией (или ее демонстрации?) начался, как мы хорошо помним, с инцидента на Матвеевском рынке Москвы, куда 27 июля приехали полицейские, чтобы задержать подозреваемого в сексуальных домогательствах к несовершеннолетней 25-летнего уроженца Дагестана Магомеда Магомедова. Родственники Магомедова напали на полицейских (!) – один оперативник получил тяжелую черепно-мозговую травму. Примечательно, что помимо насильника Магомедова и его защитников, напавших на оперативников, под следствием находятся и двое сотрудников ППС, видевшие драку, но не вмешавшиеся в нее. Сам Президент Владимир Путин лично обвинил полицейских в «крышевании» торговцев - по его словам, они «своим бездействием отрабатывали тридцать сребреников, которые получают от торговцев».
К счастью, отчетливая видеозапись происшествия, сделанная посторонним зевакой, попала в Сеть, и только благодаря этому страна узнала, насколько все плохо. Впрочем, опросы и эксперты говорят, что страна и так все знает, но теперь власть должна была отреагировать. И она отреагировала…
Надо сказать, что в действиях власти в этот предвыборный период было много из того, что было запланировано еще до инцидента 27 июля.
Так, еще накануне было решено ужесточить миграционное законодательство. С 9 августа в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях - самых популярных у мигрантов регионах - был увеличен штраф за нарушение правил въезда или пребывания в России, правил миграционного учета или заявленных целей пребывания: до 5-7 тысяч рублей (ранее он составлял 2-5 тысяч). Но главное: за повторное нарушение закона теперь предусмотрена депортация. За неоднократное привлечение к административной ответственности на территории России въезд в нашу страну иностранцу должен быть закрыт в течение трех лет.
Но вот с началом предвыборной кампании в августе решения о выдворении стали приниматься гораздо чаще: до августа из России выселяли в среднем около 750 нелегалов каждую неделю, в августе 2013-го цифра увеличилась до 2,5 тысяч человек.
В августе же значительно увеличилось число массовых проверок на больших объектах (стройках, рынках и общежитиях). Возросло количество задержанных и число наложенных ФМС штрафов. За 8 месяцев только в Москве наложено штрафов на нелегалов и их работодателей на 982 миллиона рублей.
Теперь ФМС собирается открыть новый центр по оформлению разрешений на работу и запустить call-центр, который будет принимать сообщения от рядовых граждан. В Москве построят еще один центр содержания иностранных граждан в дополнение к тому, что работает в поселке Северный.
По примеру Москвы стали действовать и в некоторых других регионах.
Долгожданную инициативу проявило и Правительство в лице вице-премьера Ольги Голодец. По ее словам, предполагается реализация федеральной программы «Новая занятость», суть которой в предоставлении льгот работодателям, обеспечивающим рабочими местами жителей депрессивных муниципалитетов России. Таким образом в правительстве рассчитывают заменить россиянами четверть миллиона иностранных работников. На все это планируется потратить 45 миллиардов рублей.
Кроме того, мигрантам могут запретить работать на государственных стройках. В рамках комплекса мероприятий по защите рынка труда в условиях снижения темпов экономического роста возможно введение запрета на наем иностранной рабочей силы для госзаказчиков строительных объектов, уточнила Ольга Голодец.
Таким образом, кое-что как будто бы происходит: власть с запозданием, но по некоторым направлениям реагирует (см. также о новом положении о квотах на иностранных работников). Делает это весьма неуклюже, часто напоказ, иногда напротив, без должного информирования озабоченных миграционными проблемами граждан.
Как оценивает действие властей население?
«Русский марш» на подходе…
Как многократно отмечали критично настроенные наблюдатели и комментаторы, рейды против нелегальных мигрантов плюс жесткая риторика из уст провластных кандидатов накануне выборов в Москве и области особого доверия не вызвали. Действительно, шумная летняя кампания против нелегалов обернулась выдворением нескольких десятков вьетнамцев – пожалуй, наиболее безобидных представителей из всех групп мигрантов в РФ. Возможно, на некоторых избирателей ежедневные репортажи СМИ с сюжетами о бессмысленных и неловких маневрах власти (создание лагерей для временного размещения тех самых вьетнамцев, суматоха с заменой им овсянки на рис и т.д.) и произвели впечатление, да, видать, не на всех.
27 сентября в сообщения СМИ ворвалась очередная горячая новость, связанная с миграцией: в Капотне произошла массовая драка. К общежитию, где проживают рабочие различных подрядных организаций, вечером прибыла группа примерно из 30-ти молодых людей (представители движения «Щит Москвы»), чтобы выявить тех, кто проживает в Москве без регистрации. В результате конфликтная ситуация переросла в драку, один из граждан, проживающий в Москве без регистрации, произвел несколько выстрелов из травматического оружия, ранение получила случайно оказавшаяся рядом девушка.
Подобное развитие событий закономерно: если власть по-настоящему не решает проблему, которая стоит у россиян на первом месте (так говорят опросы), граждане начинают предпринимать попытки решить эту проблему самостоятельно. Как могут. Так, аналогичное «Щиту Москвы» движение «Русская зачистка» проводит антимигрантские акции в Санкт-Петербурге. Они также неизбежно сопровождаются конфликтами.
Разумеется, в любом деле самоуправство – это плохо. Однако в абсурдной ситуации, когда государство в лице соответствующих уполномоченных органов (участковый, ФМС, управа и т.д.) самоустранилось или просто-напросто «в доле», заставить его реагировать приходится подчас лишь экстремальными способами.
И вот по итогам реального, а не на показ, гражданского рейда против нелегалов депортации подвергнутся 20 мигрантов. Нормальна ли такая ситуация, когда граждане должны совершить что-то криминальное и резонансное, чтобы потом власть, наконец, сделала что-то правомерное и рутинное? Конечно, нет.
Однако пока можно предположить, что акции недовольных ситуацией с миграцией будут происходить и далее, ведь причин для таких акций пока еще очень много. Вот и 4 ноября по традиции будет организован так называемый «Русский марш», подготовка к нему у националистов и сочувствующих им идет полным ходом.
На чьей стороне бизнес?
Как мы писали ранее, относительно ситуации с миграцией в треугольнике «власть – бизнес – общество» первые две инстанции оказались заодно: бизнесу нужны согласные работать за бесценок бесправные мигранты-полурабы, а власть не очень-то рвется эту дикость радикально искоренить, так как нередко «в доле» с бизнесом. Простые граждане вынуждены терпеть связанные с засильем мигрантов издержки. «Бизнес, ничего личного».
За доказательством довольно шкурной позиции бизнеса ходить далеко не надо: уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов предлагает провести в России миграционную амнистию. То есть узаконить всех нелегалов, их факт пребывания в РФ. Ведь нужна дешевая рабсила…
Зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор милиции Татьяна Москальковасправедливо считает, что миграционная амнистия приведет к взрыву социальной напряженности. Почему? Потому что, продолжает она, амнистия ляжет огромным бременем на наши медицинские учреждения, образовательную систему, всю социальную инфраструктуру.
- …Сегодня многие наши предприниматели поняли вот эту халяву, когда за копейки можно получить рабочую силу. Но мы не должны это поддерживать, а должны соблюдать баланс сил в обществе. Мы не против миграции в целом, но мы за ее цивилизованные формы. Миграция должна быть в определенных рамках, - резюмирует депутат.
Кому выгодно и Что делать?
Что ж, нужно называть вещи своими именами:
Главные виновники и выгодополучатели сегодняшней ситуации с миграцией – коррумпированное чиновничество и нечистоплотный и социально безответственный бизнес. Цель гражданского общества – заставить и государство, и бизнес работать эффективно и честно.
Но общественные инициативы не должны быть направлены против простых людей, не должны превращаться в облавы на тех, кто и без того загнан обстоятельствами, порочной системой в нечеловеческие условия существования. Хоть мигранты и нарушают миграционное законодательство, главный объект гражданского контроля – госслужбы и бизнес.
И судя по той инерции, с которой - несмотря на некоторые позитивные сдвиги в действиях властей – нарастает негативная антимигрантская мобилизация в российском обществе, власти предстоит сделать еще очень много, чтобы исправить ситуацию, ввести миграцию в цивилизованные рамки. То же относится и к бизнесу. Таково требование российского общества.