В
2011 году во всех регионах страны стартовал масштабный
социально-ориентированный проект «Программа модернизации здравоохранения» (далее – Программа).
Всего закуплено 9 операционных, из них:
- 2 операционные для оказания экстренных хирургических вмешательств;
- хирургическая;
- урологическая;
- ортопедическая;
- травматологическая;
- нейрохирургическая;
- торакальная.
Магнитно-резонансный томограф (МРТ)
– 3 единицы.
На 01.08.2013 на МРТ провели 5 605 исследований.
С мая 2013 года выполнено 35 операций.
Аппарат рентгенотерапевтический для близкофокусной
лучевой терапии.
Основной
целью всех преобразований в Калужской области явилось начало формирования
оптимальной трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Это предполагает
в качестве фундамента развитие первичной медицинской помощи в амбулаторных
условиях, широкое внедрение дневных стационаров и стационар замещающих
технологий, а также выездных форм амбулаторной работы. В период реализации
Программы произошли изменения в законодательстве в части разграничения
полномочий в сфере здравоохранения. С 1 января 2012 года в Калужской области осуществлена
передача 42 муниципальных учреждений здравоохранения в государственную
собственность, что потребовало выстраивания партнерских отношений с
администрациями муниципалитетов в части организации механизма хозяйствования и
реализации полномочий. Преобразования в каждом муниципалитете были направлены
на организацию этапности оказания помощи и создания в целом по области трехуровневой
системы оказания помощи. Основная фигура в Программе – пациент с равными
возможностями в получении медицинской помощи независимо от места его
проживания. В каждом муниципальном учреждении был составлен план мероприятий,
согласованный с администрацией муниципального образования, по организации
работы в период проведения ремонтов, перемещению структурных подразделений и
возможному изменению режима работы без сокращения объемов и качества
медицинских услуг.
Программа включала три основных направления:
Программа включала три основных направления:
1.
Укрепление материально-технической базы в части проведения капитального ремонта
и приобретения оборудования.
2.
Внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в
том числе предоставляемой врачами-специалистами.
3.
Внедрение современных информационных
систем в здравоохранении.
В
рамках реализации Программы за прошедшие два с половиной года в здравоохранении
Калужской области произошли серьезные преобразования: фондооснащенность
увеличилась в 1,6 раза, фондовооруженность – в 1,5 раза. Проведены ремонтные
работы, закуплено современное медицинское оборудование и автотранспорт,
внедрены новые методики диагностики и лечения, продолжается обучение персонала
для работы на новом оборудовании, внедрены порядки и стандарты оказания
медицинской помощи.
В
2011-2013 годах Программой были предусмотрены мероприятия за счет всех
источников (федеральный и областной бюджеты) на общую сумму 6 654,4 млн.
рублей.
По
состоянию на 01.08.2013 исполнение составило 6 575,2 млн. рублей (98,8 %), в
том числе по задачам:
- укрепление
материально-технической базы – 2 897,2 млн. рублей (99,9 %);
- внедрение
современных информационных систем – 139,5 млн. рублей (65,1 %);
- внедрение
стандартов медицинской помощи – 3 538,5 млн. рублей (100 %).
На
начало 2011 года более 30 % медицинских учреждений, участвующих в системе обязательного
медицинского страхования (далее – ОМС), нуждались в капитальном ремонте.
Поэтому Программа в части проведения ремонта медицинских объектов была
сформирована таким образом, чтобы каждое учреждение получило возможность
привести структурные подразделения, где ремонт был необходим, в соответствие
санитарным нормам.
В
рамках Программы на капитальный ремонт медицинских учреждений предусматривалось
1 468,3 млн. рублей. Ремонт проводился на 321 объекте (с учетом новых объектов,
ремонтируемых за счет образовавшейся в результате торгов экономии) в 52
медицинских учреждениях. Отремонтировано 55 поликлиник, 67 стационаров, 68 ФАПов
и прочих объектов. В рамках Программы также стояла задача подготовки помещений
под установку высокотехнологичного медицинского оборудования. Закупка
«тяжелого» оборудования стала беспрецедентным явлением по части подготовки
помещений лечебных учреждений, которые не были рассчитаны на монтаж такого
оборудования.
Текущий
ремонт проведен в 21 лечебно-профилактическом учреждении, объем запланированных
средств по Программе составил 42,5 млн. рублей. Отремонтировано 89 объектов,
что составило 100 % от запланированного количества.
В
мероприятиях Программы было предусмотрено строительство детского отделения на
15 коек в ГБУЗ КО «Центральная районная больница Хвастовичского района». В июле
2011 года корпус был введен в эксплуатацию.
При
проведении ремонтных работ учреждения здравоохранения столкнулись с рядом
проблем. Из-за некачественно подготовленных дефектных ведомостей было допущено
множество ошибок по определению объемов и видов работ. От детальности
проработки этого документа зависит успех всей работы, т.к. на основе дефектных
ведомостей составляется сметная документация. Проблема заключается в отсутствии
специалистов в большинстве учреждений здравоохранения, которые способны
ориентироваться одновременно в действующем градостроительном и гражданском
законодательстве, законодательстве о размещении заказов, а также понимать
технологию выполнения подрядных работ. Привлечение специализированной
организации на первых этапах работы позволило бы избежать корректировки сметной
документации и, соответственно, затягивания сроков подготовки документации для
проведения торгов.
Еще
одна серьезная проблема – недобросовестные подрядчики (их было 9), из-за
деятельности которых нарушался ход ремонтных работ, срывались сроки,
требовалась переделка уже выполненных работ. Данная проблема во многом
обусловлена тем, что заранее проверить претендентов на соответствие по
квалификационному признаку (наличие необходимой техники, квалифицированного
персонала, опыта работы, отзывов заказчиков) в рамках существующего
законодательства не представляется возможным (запрет на применение к участникам
квалификационных требований). Отсутствие этих норм привело к росту числа
недобросовестных подрядчиков. Зачастую выигрывают торги подрядчики, значительно
занижающие себестоимость работ и не исполняющие свои обязательства. После
обращения министерства здравоохранения Калужской области в адрес саморегулируемой организации «Некоммерческое
партнерство «Объединение строителей Калужской области» о принятии мер к недобросовестным
подрядчикам было приостановлено действие лицензий в отношении ООО «Капиталстрой»
(24 объекта), ООО «Спецстрой», ООО «Калугамелиорация», ИП Миронова, ООО
«Строительная компания «Темп».
На
первом этапе реализации Программы учреждения здравоохранения столкнулись с
недобросовестными подрядчиками в сфере осуществления строительного надзора.
Специализированные организации, призванные осуществлять строительный контроль в
целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации,
требованиям технических регламентов, оказывались некомпетентными в этих
вопросах. В связи с этим учреждениям приходилось проводить претензионно-исковую
работу в случае нарушения условий государственных контрактов и договоров. Со
второго полугодия 2012 года проведение технического надзора за выполнением
ремонтных работ на объектах здравоохранения осуществлялось государственным
казенным учреждением Калужской области «Управление капитального строительства»
на безвозмездной основе.
Рабочая
группа под председательством Смоленского Р.В. в целях контроля исполнения
мероприятий Программы по выполнению ремонтных работ и поставки оборудования
проводила регулярные заседания с выездом на место.
В
рамках Программы заключены контракты (договоры) на поставку 4 077 единиц оборудования, из
них 3 813 – единицы медицинского оборудования и 264 – единицы оснащения
санитарного транспорта бортовой аппаратурой
ГЛОНАСС, на общую сумму 1 343,4
млн. рублей, в том числе для детства и родовспоможения закуплено 1 368 единиц
оборудования. За счет сэкономленных в ходе проведения торгов денежных средств приобретено
оборудования на 1 894 единицы больше первоначально запланированных. Поставлено
и введено в эксплуатацию 3 810 единиц медицинского оборудования (99,9 %) и 264
единицы бортовой аппаратуры ГЛОНАСС (100 %), из них 1 341 единица
– оборудование отечественного производства (35 %). Относительно 3 единиц
медицинского оборудования (иммуноферментный анализатор и аппараты аргоноплазменные
(плазменный скальпель) поданы исковые заявления в Арбитражный суд Калужской
области о взыскании неустоек и расторжении государственных контрактов.
Совместно
с министерством конкурентной политики Калужской области была создана рабочая
группа в целях реализации соглашения о взаимодействии при размещении заказа на
приобретение медицинского оборудования в рамках Программы, которую возглавил
Чериканов С.А.
Министерством
конкурентной политики области проведены торги в строгом соответствии с Федеральным
законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и постановлением
Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 881 «О порядке формирования
начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды
медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на
поставку такого оборудования». Постановление № 881 не решило всех проблем по
формированию начальных (максимальных) цен контрактов на медицинское
оборудование. Теперь заказчик выбирает не менее пяти производителей, либо всех
имеющихся производителей, если их количество менее пяти, сведения о которых
содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, и
направляет в адрес производителей запросы о цене на медицинское оборудование. В
адрес иностранных фирм-производителей направляются запросы с переводом на
иностранный язык, заверенные нотариально. Перевода также требует и получаемая
информация от производителей, что естественно увеличивает время подготовки
документации. Возникали трудности в формировании качественного технического
задания, таблиц сравнительных характеристик товаров-аналогов
на поставку медицинского оборудования. При поставке оборудования имели место
нарушения по срыву сроков поставщиками своих обязательств, трудности с
возвратом и устранением недостатков, судебные издержки.
В
период с 9 ноября 2012 года по 1 августа 2013 года в адрес поставщиков было
направлено 56 претензионных писем по 55 государственным контрактам на уплату
неустойки за недопоставку (просрочку поставки) товара. Получены денежные
средства от 9 поставщиков на сумму 2,03 млн. рублей.
Несмотря
на трудности, именно централизованное размещение заказа на поставку больших
объемов медицинского оборудования позволило заключать государственные контракты
непосредственно с производителями или их официальными представителями, выбирать
наиболее надежных поставщиков с обеспечением гарантийного обслуживания приобретенного
оборудования, исключать участие фирм-однодневок. Основная работа по данному
разделу осуществлена в 2012 году (в 2011 году закуплена 101 единица).
Закупка
социально-значимого медицинского оборудования:
Модуль базового оборудования (модуль медицинский
климатизированный (климатический) «Чистые помещения»
с дополнительными принадлежностями для операционного блока.
Предназначен
для бесперебойного оказания экстренного и планового хирургического лечения
жителей Калужской области. Данные «чистые помещения» позволят увеличить объем
проводимых операционных вмешательств, в том числе высокотехнологичных.Всего закуплено 9 операционных, из них:
- 2 операционные для оказания экстренных хирургических вмешательств;
- хирургическая;
- урологическая;
- ортопедическая;
- травматологическая;
- нейрохирургическая;
- торакальная.
Основными
преимуществами МРТ по сравнению с другими методами лучевой диагностики являются
возможность изучения анатомии и физиологии разных органов и систем, широкий
спектр протоколов обследования, возможность получения томограмм в любых
плоскостях, отсутствие ионизирующего излучения.
Список
заболеваний, которые можно обнаружить с помощью МРТ, внушителен:
воспалительные, дистрофические и опухолевые поражения сосудов и сердца, органов
грудной и брюшной полости, поражение лимфатических узлов, паразитарные процессы
и другие патологии.На 01.08.2013 на МРТ провели 5 605 исследований.
Комплект оборудования для дистанционной
ударно-волновой литотрипсии с эндоурологическим комплексом для контактной
литотрипсии и биполярной трансуретральной резекции.
Предназначен для выполнения дистанционной
высокоэффективной литотрипсии для
лечения мочекаменной болезни, а именно дробления камней в почках, мочеточнике, мочевом пузыре без
хирургического вмешательства, длительной госпитализации и осложнений. После
установки аппарата в ГБУЗ КО «Калужская областная клиническая больница» с
ноября 2012 года выполнено 340 операций по бесконтактному дроблению камней.
Также более широко применялось эндоскопическое оборудование.
Указанные мероприятия привели к тому, что с
момента установки нового оборудования открытым способом перенесли операции лишь
3,7 % пациентов, остальные 96,3 %, подверглись дистанционной литотрипсии или
малоинвазивным вмешательствам при помощи эндоскопической техники.
Ангиографический комплекс.
Специалисты кабинета ангиографии
рентгенодиагностического отделения проводят лечение широкого спектра
заболеваний методами эндоваскулярной хирургии (рентгенохирургии), в том числе
операции по эндоваскулярному протезированию аортального клапана. Малоинвазивные
(не требующие разрезов) технологии эндоваскулярной хирургии представляют собой
новую альтернативу в лечении многих заболеваний.
Суть данного метода заключается в проведении
внутрисосудистых чрескатетерных диагностических исследований и лечебных
мероприятий под рентгенологическим контролем. В перечень заболеваний, лечение
которых проводится методом рентгенохирургии, входят:
- коронарография, ангиопластика и
стентирование (восстановление проходимости) периферических артерий (включая
артерии нижних конечностей, почечные артерии);
- стентирование коронарных артерий,
эндоваскулярные вмешательства у больных с синдромом портальной гипертензии;
- диагностическая ангиография.С мая 2013 года выполнено 35 операций.
Предназначен для лечения с использованием
радиоактивного излучения, является одним из методов лечения рака, который подразумевает
использование радиации для полного разрушения раковых клеток или для уменьшения
размеров опухоли. Целью лучевой терапии является разрушение как можно большего
количества раковых клеток, с нанесением минимального вреда окружающим их
здоровым тканям. На сегодняшний день на данном аппарате проведено 3 935
процедур.
Также
приобретено:
Аппарат
рентгеновский стационарный на 3 рабочих места – 10 единиц.
Флюорограф
малодозовый цифровой без рентгенозащитной кабины – 10 единиц.
Флюорограф
малодозовый цифровой с рентгенозащитной кабиной.
Аппарат
рентгенохирургический передвижной С-дуга – 4 единицы.
Рентгенодиагностический
комплекс на 2 рабочих места – 4 единицы.
Аппарат
рентгеновский маммографический.
Аппарат
ультразвуковой диагностический – 81 единица.
Поставлены
в:
центральные
районные больницы – 35 аппаратов;
городские
больницы и поликлиники – 25 аппаратов;
областные
больницы – 21 аппарат.
автомобили
санитарные – 136 единиц.
Комплексы мобильные передвижные для проведения массовой
диспансеризации населения (2 единицы) предназначены для
проведения комплексной диспансеризации жителей населенных пунктов,
расположенных на значительном удалении от медицинской организации, имеющих
низкую транспортную доступность, а также при отсутствии в медицинских
организациях, оказывающих первичную медико-социальную помощь, необходимых для
проведения диспансеризации оборудования и врачей-специалистов.
Комплекс
имеет несколько отсеков медицинского приема с необходимым медицинским
оборудованием, в которых возможен прием следующих специалистов:
• врач-ЛОР
• терапевт
• гинеколог
• офтальмолог
• врач-лаборант
• врач ультразвуковой диагностики
• кардиолог
Закупленное
медицинское оборудование позволило упорядочить проведение диагностических
процедур, эффективно (круглосуточно) использовать диагностическое оборудование,
быстрее внедрять в практику новые методы диагностики и лечения, сократить сроки
пребывания пациентов в стационаре, использовать комплексное обследование как
новый вид услуг при оказании медицинской помощи.
На
основании приказа министерства здравоохранения Калужской области от 15.01.2013
№ 16 «Об эффективном использовании поставленного медицинского оборудования в
рамках модернизации здравоохранения» главными врачами ЛПУ представлены приказы
о возложении персональной ответственности на сотрудников за эффективное
использование медицинского оборудования в ЛПУ, полученного в рамках Программы. За
несоблюдение сроков графика реализации Программы к трём главным врачам были применены
дисциплинарные взыскания.
Важной
составляющей частью Программы явилась информатизация здравоохранения, которая
включала в себя широкий спектр задач по наиболее актуальным направлениям, успешное
решение которых предполагало совместные усилия властей и исполнительных
органов, заинтересованность исполнителей, а также налаженное отраслевое,
региональное и межрегиональное взаимодействие. Информатизация медицинской
деятельности начинается с оснащения ЛПУ средствами вычислительной техники. По
уровню оснащенности в Калужской области налицо устойчивая положительная
динамика, текущие значения показателя превышают среднероссийские. Тем не менее,
с учетом современных требований к организации лечебного процесса и лучших
образцов в отечественной и зарубежной практике, необходимо кардинальное
развитие информационной инфраструктуры регионального здравоохранения, особенно
в лечебно-профилактических учреждениях.
В
2011-2013 годах по Программе на внедрение современных информационных систем
было предусмотрено 214,3 млн. руб. По состоянию на 01.08.2013 исполнение
составило 139,5 млн. руб. (65,1 %). Причина невыполнения данной задачи –
неисполнение своих обязательств по контракту ОАО «Ростелеком». Осуществлена
поставка 2 271 единицы компьютерной техники; построены оптоволоконные каналы связи в 55
учреждениях здравоохранения; модернизированы локально-вычислительные сети в 53
учреждениях здравоохранения; осуществлена поставка 262 единиц активного
сетевого оборудования; организована защита каналов связи.
Решение
данной задачи проходит в рамках реализации государственного контракта № 643 от
24.10.2012. На текущий момент в рамках данного контракта проведены следующие
работы:
-
подведены оптоволоконные линии связи ко всем 55 медицинским организациям,
участвующим в государственном контракте;
-
в ГБУЗ КО «Станция скорой медицинской помощи» введен в промышленную
эксплуатацию модуль «Станция скорой медицинской помощи». Проведено обучение сотрудников
всех станций (отделений) скорой медицинской помощи;
-
в восьми медицинских организациях города Калуги введен в эксплуатацию модуль
«Единая электронная регистратура региона»;
-
на базе ГБУЗ КО «Городская поликлиника № 8» проходит тестовая эксплуатация
модуля «Поликлиника». Проводятся работы по приведению информации об оказанных услугах населению в
соответствие требованиям Территориального фонда обязательного медицинского
страхования Калужской области;
-
с использованием модуля «Лабораторная информационная система» (далее - ЛИС)
проведено обследование лабораторий трех пилотных медицинских организаций.
Калужский филиал «Ростелеком» предоставил во временное пользование компьютеры
ГБУЗ КО «Калужская областная клиническая больница», начаты работы по подключению
и настройке лабораторного оборудования. Развернута серверная часть модуля ЛИС.
Для полномасштабного внедрения ЛИС произведено дооснащение лабораторий
автоматизированными рабочими местами.
Проводятся
работы по подготовке к приемке ЛИС:
-
предварительная приемка модулей ЛИС экспертным советом министерства
здравоохранения Калужской области (принято с замечаниями 20 модулей из 25);
-
обозначение сроков тиражирования модулей медицинской информационной системы в
медицинские учреждения Калужской области;
-
мероприятия по интеграции и выгрузке информации в федеральные сервисы единой
информационной системы в сфере здравоохранения.
Задачи
в части внедрения и оснащения станций и центров скорой медицинской помощи
современными автоматизированными системами с использованием аппаратуры
спутниковой навигации ГЛОНАСС выполнены на 100 %:
-
автоматизированы 32 рабочих места диспетчеров станции скорой медицинской
помощи;
-
установлены 232 единицы бортового
навигационно-связного оборудования.
Основными
препятствиями для осуществления массового тиражирования информационной системы
в медицинские учреждения Калужской области являются:
-
нереализованная функция генерирования финансовой отчетности для Территориального
фонда обязательного медицинского страхования на основе введенных в систему
первичных медицинских данных;
-
низкая компьютерная грамотность медицинского персонала, приводящая к негативному восприятию
необходимости работы с электронными базами, вместо (а зачастую и параллельно)
бумажных носителей. Реализация мероприятий по модернизации информационной
инфраструктуры предполагает наличие соответствующих знаний и навыков в части
работы на персональном компьютере и основ информационных технологий. В связи с
этим, обучение медицинских работников основам информационных технологий – задача
весьма актуальная.
В
рамках реализации Программы внедрено в стационарах медицинских организаций 40
стандартов, из них 33 – федеральных.
Стоимость
онкологических стандартов в целом колеблется от 131,7 тыс. руб. до 268,5 тыс. руб.
на одного пациента, 30 % от затраченных средств расходуется на заработную плату
и 70 % – на медикаменты.
В
2012 году работники амбулаторного звена получали доплаты в рамках мероприятий
по доступности оказания медицинской помощи Программы: в среднем врачи – 7 949,6
руб., средний медперсонал – 4 583,4 руб.
За
2012 год средняя заработная плата медицинских работников составила:
-
врачи – 35 839,35 руб. или 153,1 % к средней заработной плате по региону в 2012
году (соотношение средней заработной платы к средней заработной плате по
региону, рекомендованное Правительством Российской Федерации - 125,3 % в 2012
году);
-
средний медицинский персонал – 19 757,41 руб. или 84,4 % к средней заработной
плате по региону в 2012 году (соотношение средней заработной платы к средней
заработной плате по региону, рекомендованное Правительством Российской
Федерации – 72,9 % в 2012 году);
-
младший медицинский персонал – 10 889,18 руб. или 46,5 % к средней заработной
плате по региону в 2012 году (соотношение средней заработной платы к средней
заработной плате по региону, рекомендованное Правительством Российской
Федерации – 48 % в 2012 году).
Согласно
«дорожной карте» средняя заработная плата в 2013 году должна составить:
-
врачи – 39 560,5 руб.;
-
средний медицинский персонал – 20 053,7 руб.;
-
младший медицинский персонал – 11 244,2 руб.
За
1 полугодие 2013 года средняя заработная плата медицинских работников
составила:
-
врачи – 39 540,0 руб.;
-
средний медицинский персонал – 21 974,0 руб.;
-
младший медицинский персонал – 12 256,0 руб.
Дефицит
кадров – самая насущная проблема. Необходимо отметить, что в рамках Программы
большое внимание уделено повышению квалификации специалистов. В 2011-2012 годах
в ходе реализации Программы проведено дополнительное профессиональное обучение
медицинских работников лечебно-профилактических учреждений Калужской области:
141 врач педиатр, 12 неонатологов, 66 акушеров-гинекологов. Обучено 164 врача
педиатра, 112 акушеров-гинекологов, 12 неонатологов. Кроме того, в Симуляционном
центре ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства
им. В.Н. Городкова» обучено 18 врачей,
из них акушеров-гинекологов – 9, неонатологов – 8, анестезиологов-реаниматологов
– 1.
Важное
направление Программы – углубленная диспансеризация подростков. С целью
предупреждения патологии репродуктивной системы проведена диспансеризация 14-летних
подростков. Подлежало осмотру 16 380 детей. Осмотрено 14 315
детей, что составляет 87,4 %. Не осмотрены 2 065 подростков по причинам
официальных отказов, в том числе отказов от осмотра отдельными специалистами
(уролог, гинеколог), выбытия, неявки на осмотр. Об актуальности этого мероприятия
говорят итоги, которые выявили 11 332 заболевания, из которых 3 646
(32,2 %) заболеваний выявлено впервые. Все дети получили необходимое лечение, в
том числе 31 подросток – в стационарах федерального уровня, 237 (49,6 % от
нуждающихся по медицинским показаниям) – в санаториях. Лечебно-оздоровительные
и реабилитационные мероприятия будут продолжены.
В
2012 году подлежало осмотрам 8000 детей. Осмотрено 7 547 детей (94,3 % от годового плана). К
сожалению, не осмотрены подростки по причинам официального отказа от осмотров и
выбывшие (в 2011 году осмотрено 6 768 подростков (81,5%).
25
% всех средств, предусмотренных в Программе, были направлены на обеспечение
условий для охраны здоровья детей. Решающим фактором обеспечения снижения младенческой
смертности, в том числе при рождении детей с экстремально низкой массой тела,
является надлежащая организация реанимации и интенсивной терапии для
новорожденных. В целях выхаживания детей, родившихся с экстремально низкой
массой тела (после 22-й недели беременности, 500 и более грамм), были
развернуты и оснащены дополнительные койки реанимации и интенсивной терапии в
родовспомогательных и детских учреждениях (в учреждениях родовспоможения – 15
коек, в детских учреждениях – 6 коек). А также койки патологии новорожденных –
14 коек в учреждениях родовспоможения и 26 коек в детских учреждениях.
На
этапе оказания амбулаторной медицинской помощи беременным женщинам на базе
отделения генетики ГБУЗ КО «Калужская областная детская больница» в рамках
пренатальной (дородовой) диагностики врожденных пороков развития ребенка с
15.10.2012 организован забор крови на маркеры хромосомной патологии у ребенка. Обследовано
1005 пациенток. Проведено дополнительное обследование 10 женщинам высокого
риска в федеральной клинике г. Москвы (инвазивная диагностика) и выявлена
патология у 4 плодов. Открыто новое отделение для выхаживания новорожденных
детей на базе областной детской больницы на 20 коек.
В
рамках Программы особое внимание было уделено повышению доступности и качеству
медицинской помощи в сельской местности. В целях обеспечения первичной
медико-санитарной помощью жителей сельской местности в Калужской области
функционируют 24 центральные районные больницы, 48 поликлиник самостоятельных и
входящих в состав медицинских организаций, 3 центра здоровья в составе ЦРБ, 20
врачебных амбулаторий, 13 участковых больниц, 42 офиса общей врачебной практики, 383 ФАПа.
На
территории Калужской области при реализации Программы организовано 124 домовых
хозяйства, на которые возложена функция оказания первой медицинской помощи
(само- и взаимопомощь). Все домовые хозяйства оснащены средствами связи,
перевязочными и иммобилизационными средствами для оказания первой медицинской
помощи. Работники домовых хозяйств прошли обучение на базе медицинских
учреждений по вопросам оказания первой помощи.
Данное
направление по организации оказания первичной медико-санитарной помощи
зарекомендовало себя с положительной стороны:
-
сократилось необоснованное количество вызовов скорой медицинской помощи среди
населения и более чем в 1,5 раза время доезда
бригад скорой медицинской помощи;
-
наиболее эффективно стала проводиться выездная и профилактическая работа на
селе.
В
целях доступности квалифицированной медицинской помощи сельских жителей сеть врачебных
амбулаторий, которые функционируют в 10 районах области, сохранится. В 2011
году увеличилось число врачебных амбулаторий на 2 (общее количество – 22) по
сравнению с 2010 годом (20).
На
сельские подразделения здравоохранения (совместно с органами социальной защиты)
возложены дополнительные функции по медицинскому обеспечению граждан: патронаж
маломобильных граждан, диспансеризация пациентов с хроническими заболеваниями и
выполнение назначений врача, контроль приема лекарственных препаратов больных с
туберкулезом, осуществление подворовых обходов, продажа лекарственных
препаратов в соответствии с действующим законодательством по утвержденному
перечню, проведение санитарно-гигиенической работы по формированию здорового
образа жизни.
В
соответствии с пунктом 5 статьи 55 ФЗ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
на территории Калужской области в целях приближения лекарственной помощи к
населению удаленных сельских территорий организовано обеспечение лекарственными
препаратами и изделиями медицинского назначения в сельских поселениях, где
отсутствуют аптечные учреждения. С ноября 2010 года 367 ФАПов получили лицензии
на фармацевтическую деятельность. Таким образом, жителям отдаленных сельских
населенных пунктов организована выписка и доставка льготных лекарственных
средств медицинскими работниками ФАПов.
На
12.08.2013 в Федеральных специализированных медицинских учреждениях 2 431
человек получили высокотехнологичную медицинскую помощь, в областных учреждениях
высокотехнологичная медицинская помощь оказана 936 пациентам (в 2012 году – 1 615
и 668 соответственно)
По
состоянию на 12.08.2013 в листе ожидания на оказание высокотехнологичной
медицинской помощи по квотам региона в федеральных клиниках состояло 452
человека, из них 44 ребенка. Средний срок ожидания на оказание плановой
высокотехнологичной медицинской помощи – до 2 месяцев. Удовлетворенность
населения в оказании высокотехнологичной медицинской помощи составила 88 %.
На
12.08.2013 госпитализировано в сосудистые центры с острым коронарным синдромом
(далее – ОКС) 1 935 человек (за аналогичный период 2012 года – 2 095 человек),
с острым нарушением мозгового кровообращения (далее – ОНМК) – 2 631 человек (за
аналогичный период 2012 года – 2 694 человек).
Увеличивается
количество оперативных вмешательств при сосудистых патологиях: за 7 месяцев
2013 года проведено 549 коронарографий (за аналогичный период 2012 года – 327),
127 балонных ангиопластик со стентированием (за аналогичный период 2012 года -
77), что оказывает свое положительное влияние на выживаемость пациентов с
инсультами и инфарктами.
Число
умерших больных с ОКС в январе-июле 2013 года составило 224 человека (за
аналогичный период 2012 года – 246), в том числе от острого инфаркта миокарда –
185 человек (за аналогичный период 2012 года – 191 человек, снижение на 2,5 %).
Число
умерших больных с ОНМК в январе-июне 2013 года составило 746 человек (за
аналогичный период 2012 года – 802 человека, снижение на 23,6%).
По
данным мониторинга за 6 месяцев 2013 года обновление парка санитарного транспорта
позволило увеличить число выездов бригад скорой медицинской помощи на место ДТП
и составило 1 185 выездов, что на 8,4 % больше по сравнению с аналогичным
периодом 2012 года (1 093 выезда).
Число
пострадавших при ДТП, которым медицинская помощь оказана бригадами скорой
медицинской помощи, составило 1 729 человек, что на 418 человек больше, чем за
аналогичный период 2012 года. Число погибших при ДТП за 7 месяцев 2013 года
составило 126 человек (за аналогичный период 2012 года – 187 человек).
Смертность при транспортировке снизилась в 12 раз (2 человека – 2013 год, 24
человека – 2012 год). о
В
рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации
онкологической помощи населению Калужской области функционируют первичные и
межрайонные кабинеты и отделения.
За
отчетный период 17 323 человека прошли через первичный кабинет (в январе-июне
2012 года – 17 482 человека).
В
структуре онкологической заболеваемости взрослого населения ведущее место
занимают заболевания молочной железы, легких, кожных покровов. Увеличилось число впервые зарегистрированных больных
злокачественными новообразованиями: за отчетный период – 1 734 человека (в 2012
году за аналогичный период – 1 704 человека). Из них I-II стадии – 702
человека (за аналогичный период 2012
года – 680), что больше на 3,2% , III
стадии – 364 человека (за аналогичный период 2012 года – 344) что больше на
5,8 %, IV стадии – 443 человека (за
аналогичный период 2012 года – 440).
Выявляемость
злокачественных новообразований на I-II стадии за январь-июнь в 2013 году составила
– 40,5 % (за аналогичный период 2012 года – 39,9 %).
С
целью материального стимулирования медицинских работников первичного звена по
раннему выявлению онкологических заболеваний в соответствии с постановлением
Правительства Калужской области от 04.05.2010 № 169 (в ред. от
23.04.2014) установлены единовременные денежные выплаты работникам,
установившим предварительный диагноз на ранних стадиях онкологического
заболевания. Сумма выплаты составляет 3 тыс. рублей. С начала
года на данные цели израсходовано 73 2724,8 руб. Выплаты получили 261
медицинский работник.
Завершена
модернизация материально-технической базы ГБУЗ КО «Калужская областная станция
переливания крови». Создана единая информационная база данных по сбору,
переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее
компонентов.
В
соответствии с приказом Минздрава России от 26.04.2013 № 265н «О случаях возможности замены
бесплатного питания донора крови и (или) ее компонентов денежной компенсацией и
порядке установления ее размера» и Законом Калужской области от 26.12.2012 №
382-ОЗ «О внесении изменений в Закон Калужской области «О дополнительных мерах
социальной поддержки доноров крови и ее компонентов в Калужской области» в
Калужской области доноры получают денежную компенсацию в сумме 646 руб. за одну
кровосдачу. Одновременно проводится большая работа по пропаганде массового
донорства крови и ее компонентов. За отчетный период проведено 89 дней донора в
районах области и г. Калуге.
Благодаря
этим мерам в Калужской области не произошло снижение количества доноров, а
количество заготовленной крови увеличилось по сравнению с прошлым годом. Донорами
за этот период стали 4 179 человек (в 2012 году – 4 200 человек).
Заготовлено цельной донорской крови 5 352 л, что на 149 л больше, чем за
аналогичный период прошлого года.
Удовлетворенность
населения качеством медицинской помощи оценивалась по таким показателям как:
длительность ожидания в регистратуре, приема
врача, записи на лабораторные и инструментальные исследования,
недоступность некоторых врачей-специалистов, удовлетворенность работой врачей,
уровень технического оснащения медицинских учреждений, длительность ожидания госпитализации.
На
конец 2010 года удовлетворенность населения оказанием медицинской помощи
составляла 31,5 % (опрос независимых специалистов). При реализации Программы
планировалось достигнуть показателя 37 %. По итогам 2012 года показатель
составил 48 % (рост на 16,5 %, что выше запланированных 11 %).
Оценивая
итоги Программы модернизации здравоохранения Калужской области, можно сказать,
что достигнуты целевые индикаторы. В целом показатели здоровья населения и
демографии улучшились.
В
2012 году коэффициент смертности стабилизировался на уровне 2011 года и
составил 15,7 на 1000 человек. Продолжительность жизни к 2012 году увеличилась
на 1,5 года и составила 69,5 лет. Эти данные свидетельствуют о повышении
качества жизни населения.
В
2013 году будет продолжена работа, направленная на формирование здорового образа
жизни населения, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни,
сохранение трудового потенциала, снижение уровня заболеваемости.
Министр
Е.В. Разумеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий