Страницы

16 июл. 2013 г.

о результатах мониторинга отдельных показателей

Государственные учреждения Калужской области осуществляют оказание государственных услуг населению в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, занятости населения, спорта, туризма и молодежной политики, иных  сферах деятельности.

В 2012 году количество государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти Калужской области, сохранилось на уровне 2011 года, и составило – 303 ед. в том числе, 182 бюджетных (60 % от общего количества учреждений), 92 казенных (30 %) и 29 автономных (10 %). Более половины из них – 169 учреждений функционируют в сферах здравоохранения, образования и социальной защиты населения.

Ведомственная структура государственных учреждений отличается от отраслевой структуры. Например, министерство здравоохранения области, министерство сельского хозяйства области, министерство культуры области  курируют работу непрофильных для данных министерств учреждений среднего профессионального образования:

- государственное казенное образовательное учреждение Калужской области среднего профессионального образования «Медицинский техникум» (министерство здравоохранения области);

- государственное автономное образовательное учреждение (ГАОУ) Калужской области среднего профессионального образования «Калужский базовый медицинский колледж» (министерство здравоохранения области);

- государственное бюджетное образовательное учреждение (ГБОУ) среднего профессионального образования (СПО) Калужской области «Калужский областной колледж культуры и искусств» (министерство культуры области).

- ГБОУ СПО Калужской области «Калужский областной музыкальный колледж     им. С.И. Танеева».

Необходимо сказать, что в последнее время органами исполнительной власти области предпринимались определенные шаги по повышению эффективности деятельности сети подведомственных учреждений.

В 2011-2012 годах мероприятия по оптимизации ведомственной сети проводили: министерство образования и науки, министерством культуры, министерство спорта, туризма и молодежной политики, министерство здравоохранения, министерство по делам семьи, демографической и социальной политике области, Комитет ветеринарии при Правительстве области и другие министерства. При этом были соблюдены права граждан на обеспечение доступности получения государственных услуг в полном объеме и соответствующего качества

В 2012 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011     № 2413-р в ведение министерства образования и науки Калужской области передано          7 государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования Калужской области, которые ранее находились в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации:

- «Калужский торгово-экономический колледж»;

- «Калужский механико-технологический колледж молочной промышленности»;

- «Калужский техникум электронных приборов»;

- «Калужский технологический колледж»;

- «Калужский государственный машиностроительный колледж»;

- «Сосенский радиотехнический техникум»;

- «Калужский гидромелиоративный техникум».

Министерством образования и науки области в 2012 году проведена  реорганизация учреждений профессионального образования:

- ГБОУ начального профессионального образования (НПО) «Профессиональное училище № 15» (г. Думиничи) присоединено к ГБОУ СПО «Колледж транспорта и сервиса» (г. Сухиничи);

- ГБОУ СПО «Калужский гидромелиоративный техникум» присоединено к ГБОУ СПО «Коммунально-строительный техникум»; 

- ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 28» присоединено к ГБОУ СПО «Сосенский радиотехнический техникум»;

- ГБОУ дополнительного образования детей (ДОД) «Калужский областной дворец творчества юных им. Ю.А. Гагарина» присоединен к ГБОУ ДОД «Областной центр научно-технического творчества учащихся» с переименованием в ГБОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей им. Ю.А. Гагарина».

В связи с малочисленностью контингента обучающихся, ликвидировано ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 20» (пос. Мятлево). Низкая наполняемость государственное казенное (специальное) коррекционное образовательное учреждение «Березичская школа-интернат VIII вида», не соответствие корпусов школы санитарным нормам явилось причиной ликвидации учреждения. Обучающиеся дети распределены в Ульяновскую  и Сосенскую специальные (коррекционные) школы-интернаты.

С целью оптимизации бюджетных расходов ликвидировано государственное образовательное учреждение (ГОУ) дополнительного профессионального образования «Калужский областной институт повышения квалификации работников образования». Функции института были переданы государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Калужской области «Калужский государственный институт модернизации образования».

В 2012 году министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области проведена реорганизация стационарных учреждений. В целях оптимизации бюджетных расходов, связанных с содержанием административно-управленческого персонала, ГБУ Калужской области «Павлиновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» реорганизован в филиал ГБУ Калужской области «Спас-Деменский дом-интернат для престарелых и инвалидов»; ГБУ Калужской области «Людковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» реорганизован в филиал ГБУ Калужской области «Мосальский дом-интернат для престарелых и инвалидов»; ГБУ Калужской области «Медынский дом-интернат для престарелых и инвалидов» реорганизован в филиал ГБУ Калужской области «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Двуречье».

Для обеспечения социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственное казенное образовательное учреждение (ГКОУ) «Детский дом № 1 «Солнышко» г. Калуги» реорганизован в ГОУ Калужской области «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей» с новым месторасположением. Проведена оптимизация штатной численности работников Центра.

Решая задачу совершенствования инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе семейного отдыха, в структуре ГАУ Калужской области «Центр организации детского и семейного отдыха «Развитие» создан филиал «Загородный оздоровительный лагерь «Галактика».

ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кировский детский дом» в 2012 году находилось в стадии реорганизации. Постановлением Правительства Калужской области от 12.11.2012 № 562 с 1 января       2013 года утверждено создание ГБУ Калужской области «Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды» путем изменения типа.

Ликвидировано ГАУ Калужской области «Институт качества жизни» (постановление Правительства Калужской области от 19.06.2012 № 302).

В целях совершенствования форм и методов работы лечебных учреждений,  постановлением Правительства Калужской области от 26.12.2011 № 700 из муниципальной собственности в собственность Калужской области передано 42 муниципальных учреждения здравоохранения. Количество государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении министерства здравоохранения области составило 67 ед.. В целях обеспечения населения многопрофильными медицинскими услугами, возможности доступа к современным методам диагностики государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области «Сосенская городская больница» присоединено к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калужской области «Центральная районная больница «Козельского района».

Для дальнейшего развития физической культуры и спорта постановлением Правительства Калужской области от 14.12.2011 № 667 утверждено создание ГБОУ ДОД Калужской области «Обнинская детско-юношеская спортивная школа», создано          ГБОУ ДОД Калужской области «Детско-юношеская спортивная школа «Многоборец» (постановление Правительства Калужской области от 01.10.2012 № 497).

В результате объединения ГАОУ ДОД Калужской области «Детско-юношеская спортивная школа «Анненки» и ГБУ Калужской области «Центр подготовки спортивных сборных команд Калужской области и проведения физкультурных мероприятий» было создано ГАОУ ДОД Калужской области «Детско-юношеская спортивная школа «Анненки» – областной центр подготовки спортивных сборных команд»                     (приказ министерства спорта, туризма и молодежной политики Калужской области            от 16.01.2012 № 28).

Приказом министерства спорта, туризма и молодежной политики Калужской области от 09.10.2012 № 691 принято решение о ликвидации ГБОУ ДОД Калужской области «Медынская комплексная детско-юношеская спортивная школа № 2». Тренерский состав школы и обучающиеся перераспределены в другие спортивные учреждения.

Бюджет Калужской области имеет социальную направленность. Ежегодно на содержание государственных учреждений тратятся значительные бюджетные средства в связи с чем, основной задачей является оптимизация бюджетных расходов.

Министерством здравоохранения Калужской области внедрен современный метод организации отдельных видов работ по обеспечению деятельности учреждений, не связанных непосредственно с предоставлением государственных услуг. Создание государственного бюджетного учреждения здравоохранения (ГБУЗ) Калужской области «Калужский областной медицинский центр», позволило передать непрофильные для ГБУЗ Калужской области «Калужская областная больница», ГБУЗ Калужской области «Калужская областная детская больница», ГБУЗ Калужской области «Калужский областной онкологический диспансер» работы по уборке помещений и территории больниц, по стирке белья, по обслуживанию зданий (сантехнические, электротехнические работы) и прочие хозяйственные работы.

Кроме того, ГБУЗ Калужской области «Калужская областная больница», ГБУЗ Калужской области «Калужский областной наркологический диспансер», районные лечебные учреждения передали на аутсорсинг питание больных.

 

Количество государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти Калужской области, среднесписочная численность работников

 

N
п/п
 
Наименование министерства (ведомства)
Количество государственных
учреждений в 2011 году
Количество государственных
учреждений в 2012 году
Среднесписочная численность работников
ВСЕГО
ГБУ
ГКУ
ГАУ
ВСЕГО
ГБУ
ГКУ
ГАУ
2011 год
2012
год
 
 
1.
 Министерство труда, занятости и кадровой политики области
 
 
26
0
26
0
 
 
26
0
26
0
366,7
361,9
2.
Министерство образования и науки области
 
 
54
26
20
8
 
 
57
30
19
8
4309,8
4392,4
 
 
 
3.
Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике  области
 
 
 
49
38
8
3
45
35
8
2
2999
3071
4.
Министерство культуры области
 
16
13
2
1
16
13
2
1
1177,5
1124,0
5.
Министерство здравоохранения области
 
67
54
5
8
67
54
5
8
16916
16624
6.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики области
 
 
17
12
0
5
18
13
0
5
1092
1117
7.
Министерство экономического развития области
 
 
4
2
1
1
4
2
1
1
101
101
8.
Министерство развития информационного общества и инноваций области
 
 
 
3
1
2
0
3
1
2
0
117,5
125,0
9.
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства области
 
 
1
1
0
0
1
1
0
0
13
13
10.
Министерство лесного хозяйства области
 
19
0
18
1
19
0
18
1
597
690,5
11.
Министерство сельского хозяйства области
 
3
2
0
1
3
2
0
1
70
60,5
12.
Министерство дорожного хозяйства области
 
1
0
1
0
1
0
1
0
83
108
13.
Министерство строительства и ЖКХ области
 
 
5
2
2
1
5
2
2
1
142
184
14.
Министерство конкурентной политики
 
1
1
0
0
1
1
0
0
54
55
15.
Комитет ветеринарии при Правительстве области
 
27
27
0
0
27
27
0
0
1014
1012
16.
Администрация Губернатора области
 
5
1
3
1
5
1
3
1
366
369
17.
Управление по делам архивов области
 
3
0
3
0
3
0
3
0
108
109
18.
ГУ  МЧС по Калужской области
 
2
0
2
0
2
0
2
0
451
421
 
Итого
303
180
93
30
303
182
92
29
29977,5
29938,4

                                                                                      

Типы учреждений:  ГБУ – государственное бюджетное учреждение;

                                   ГАУ – государственное автономное учреждение; 

                                   ГКУ – государственное казенное учреждение

 

 

 

 

 

I.   Динамика трудовых ресурсов государственных учреждений Калужской

области

 


 

Эффективное использование трудовых ресурсов государственных учреждений непосредственно влияет на результаты их деятельности. Численность работников учреждений напрямую зависит от уставной деятельности и количества оказываемых государственных услуг.

Показатели мониторинга свидетельствуют о том, что за анализируемый период среднесписочная численность работников государственных учреждений Калужской области снизилась на 39 чел. с 29977 (2011 г.) до 29938 чел. (2012 г.).

В 2012 году численность работников государственных учреждений: здравоохранения, образования, социального обслуживания населения составила           24087 чел. или 80 % от среднесписочной численности работников всех государственных учреждений области.

Давая оценку динамики среднесписочной численности в разрезе сфер деятельности можно сказать, что в 2012 году абсолютное сокращение среднесписочной численности работников государственных учреждений здравоохранения области  по сравнению с      2011 годом составило 292 ед., в том числе:

- 168 ед. численность работников, обеспечивающих функционирование государственного учреждения (обеспечивающие работники);

-     105 ед. численность хозяйственного персонала;

-     19 ед. административно-управленческого персонала (АУП).

Процесс сокращения медицинских кадров наблюдался в стационарных государственных учреждениях здравоохранения:

-    «Центральная районная больница «Жуковского района» (- 26 ед.);

-    «Центральная районная больница «Козельского района» (- 35 ед.);

-    «Центральная районная больница «Тарусского района» (- 20 ед.);

-    «Центральная районная больница «Людиновского района» (- 22 ед.);

-     «Станция скорой медицинской помощи» (- 50 ед.);

-  «Калужская областная детская больница» (- 39 ед.), что отражается на организации лечебного процесса.

В целях сокращения дефицита медицинских кадров, и повышения уровня квалификации врачей и медицинских работников со среднем медицинским образованием,  постановлением Правительства Калужской области от 22.04.2013 № 206 утверждена долгосрочная целевая программа «Кадровые ресурсы здравоохранения Калужской области на 2013-2020 годы».

В 2012 году среднесписочная численность работников государственных учреждений культуры Калужской области сократилась по сравнению с 2011 годом, на 54 ед. в том числе:

- в государственном бюджетном учреждений культуры Калужской области «Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского» на 11 ед.;

- в государственном бюджетном учреждений культуры Калужской области «Калужский областной краеведческий музей» на 23 ед.;

- в ГБОУ СПО Калужской области «Калужский областной колледж культуры и искусств» на 16 ед. Одной из причин сокращения среднесписочной численности является низкий уровень оплаты труда.

Правительством Калужской области внесены изменения в отраслевую систему оплаты труда работников учреждений культуры, что будет способствовать закреплению кадров в учреждениях культуры.

Увеличение среднесписочной численности в анализируемом периоде отмечено:

- в государственных образовательных учреждениях (+ 82 ед.);

- в учреждениях социальной сферы (+72 ед.);

- в учреждениях спортивной сферы (+25 ед.), что обусловлено проведением мероприятий по оптимизации и реорганизации государственных учреждений, функционирующих в указанных сферах деятельности, а также увеличение объема оказываемых государственных услуг.

Среднесписочная численность работников учреждений лесного хозяйства в          2012 году увеличилась, по сравнению с 2011 годом, на 93 ед. в том числе, на 87 ед. за счет укомплектования специализированного государственного автономного учреждения Калужской области «Лесопожарная служба Калужской области». Лесопожарная служба создана в  целях оперативного обнаружения и своевременного тушения лесных пожаров (постановление Правительства области от 31.05.2011 № 302).

Общую картину состояния и тенденций развития трудовых ресурсов государственных учреждений дает анализ изменения среднесписочной численности работников в разрезе категорий персонала, что позволяет оценить состав и структуру трудовых ресурсов.

Эффективность работы государственных учреждений во многом зависит от структуры персонала государственных учреждений. Необходимо поддерживать оптимальное соотношение между категориями работающих, обеспечивающих  функционирование государственного учреждения, что отражается на качестве предоставления государственных услуг (выполнении работ).

Анализ структуры среднесписочной численности работников государственных учреждений Калужской области проведен в разрезе категорий работающих:

- АУП;

- обеспечивающие работники;

- хозяйственный  персонал.

 


 

В 2012 году среднесписочная численность АУП всех государственных учреждений области составляла 1315,7 ед. (4,4 % от среднесписочной численности), обеспечивающих работников – 23191,3 ед. (77,6 %) и хозяйственного персонала 5393,4 ед. (18 %).  Наибольшее количество обеспечивающего персонала занято в государственных учреждениях здравоохранения – 13 774 ед., что составило 82,8 % от численности работающих. Это обусловлено спецификой оказания услуг здравоохранения. Среди учреждений здравоохранения наибольшее количество обеспечивающих работников сосредоточено в крупных государственных учреждениях здравоохранения области:

- «Калужская областная больница» – 1207 чел. (8,7 % от численности обеспечивающего персонала всех учреждений здравоохранения области);

- «Калужская областная психиатрическая больница» – 872 чел. (6,3 % от численности обеспечивающего персонала всех учреждений здравоохранения области);

- «Калужская городская больница скорой медицинской помощи им. Шевченко Клеопатры Николаевны» – 621 чел. (4,6 % от численности обеспечивающего персонала учреждений здравоохранения области).

В других обследуемых сферах деятельности среднесписочная численность  обеспечивающего персонала в 2012 году составляла:

- в государственных образовательных учреждениях – 2995 чел.;

- в государственных учреждениях культуры – 780 чел.;

- в государственных учреждениях социальной сферы – 2307 чел.

В 2012 году доля хозяйственного персонала в государственных учреждениях области занимала от 14,9 % до 29,5 %  от среднесписочной численности работников государственных учреждений, в том числе:

- в государственных учреждениях здравоохранения – 2479 чел.;

- в государственных образовательных учреждениях – 1050 чел.;

- в государственных учреждениях социальной сферы – 601 чел.;

- в государственных учреждениях спортивной сферы – 330 чел.

Высокая доля хозяйственного персонала в учреждениях обусловлена большой площадью объектов, требующих обслуживания, а также спецификой предоставления государственных услуг.

 


По состоянию на 1 января 2013 года штатная численность работников государственных учреждений Калужской области составляла 46977 ед., что на 17038,7 ед. больше среднесписочной численности. При этом практически все вакансии в обследуемых государственных учреждениях заняты, что свидетельствует о высоком коэффициенте совместительства персонала учреждений.

В 2012 году значительное отклонение штатной численности от среднесписочной отмечено в государственных учреждениях здравоохранения. Наличие вакансий в штатных расписаниях учреждений здравоохранения позволяет персоналу работать более, чем на    1,5 ставки. В 2012 году минимальное значение коэффициента совместительства в учреждениях здравоохранения составляло – 1,22; среднее – 1,72; максимальное – 2,73.

Выше среднего значения коэффициент совместительства в государственных учреждениях здравоохранения Калужской области:

- «Станция скорой медицинской помощи» – 1,91;

- «Центральная районная больница Жуковского района» – 1,95;

- «Калужская областная больница» – 1,99;

- «Калужская областная детская больница» – 2,07;

- «Городская поликлиника №8» – 2,18;

- «Калужская городская больница № 4 имени Хлюстина Антона Семеновича» – 2,33;

- « Городская поликлиника № 7» – 2,56;

- «Городской родильный дом» – 2,73;

Высокий коэффициент совместительства в отдельных государственных учреждениях здравоохранения области обусловлен дефицитом медицинских кадров. Министерством здравоохранения Калужской области проводится работа по оптимизации штатных расписаний муниципальных учреждений здравоохранения, переданных в 2012 году в областную собственность.

В государственных образовательных учреждениях за счет отклонений штатной от среднесписочной численности среднее значение коэффициента совместительства           2012 году составило – 1,4; а его максимальное значение – 2,79.

Выше среднего значения, коэффициент совместительства в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования:

-  «Калужский технологический колледж» – 1,96;

-  «Кировский индустриально-педагогический колледж» им. А.П. Чурилина – 2,28;

-  «Обнинский колледж технологий и услуг» – 2,02;

-  «Калужский политехнический колледж» – 2,05;

а также в государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей Калужской области «Областной центр дополнительного образования детей им. Ю.А. Гагарина» – 2,79.

Порядок регулирования работы по совместительству осуществляется в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации      от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». Указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству – выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Более чем на 1000 ед. штатная численность превысила среднесписочную в государственных учреждениях социальной сферы. Среднее значение коэффициента совместительства в этих учреждениях составило – 1,24, а максимальное значение коэффициента – 1,88.

Выше среднего значение коэффициент совместительства в ГБУ Калужской области:

-  «Боровский дом-интернат для престарелых и инвалидов» – 1,42;

-  «Тарусский дом-интернат для престарелых и инвалидов» – 1,65;

-  «Калужский дом-интернат для престарелых и инвалидов» – 1,82;

-  «Жиздринский психоневрологический интернат» – 1,88.   

В государственных учреждениях ДОД (учреждениях спортивной сферы) среднее значение коэффициента совместительства в 2012 году составило – 1,54; максимальное его значение отмечено:

-  в «Обнинской детско-юношеской спортивной школе» – 4,29;

-  в «Детско-юношеской спортивной школе «Труд» –1,85;

-  в  «Детско-юношеской спортивной школе «Губерния» – 1,78.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Средняя заработная плата работников государственных учреждений

 


Внедрение новой системы оплаты труда в государственных учреждениях Калужской области позволяет более эффективно использовать кадровые ресурсы и избежать субъективных оценок работы персонала у руководителей.

Зарплата руководителя напрямую связана с зарплатой основного персонала, а не отдельных работников. Теперь установлены показатели эффективности работы учреждения в целом. Таким образом, руководитель заинтересован в качественной работе персонала. И для него будет важно стимулировать именно тех работников, которые увеличивают эффективность работы учреждения, ответственно и качественно выполняя свои должностные обязанности.

По показателям мониторинга средняя заработная плата в государственных учреждениях области в 2012 году составила 17284  рубля или 130 % к уровню 2011 года.

Выше среднего значения темп роста средней заработной платы к уровню 2011 года в государственных учреждениях:

- спортивной сферы – 20135 руб. (темп роста 161,4 %);

- сферы культуры – 18519 руб. (153,4 %);

- сферы образования – 17460 руб. (152,4 %);

- сферы здравоохранения – 20749 руб. (136,9 %).

Увеличение средней заработной платы в учреждениях спортивной сферы обусловлено вступлением в силу с 01.01.2012 года Закона Калужской области                     от 28.12.2011 года № 245-ОЗ «Об установлении системы оплаты труда в государственных учреждениях сферы физической культуры и спорта, туризма и молодежной политики Калужской области» и наличием доходов, полученных от оказания платных услуг. Кроме того, наличие свободных ставок в штатных расписаниях  позволило сотрудникам учреждений работать в среднем на 1,54 ставки.

В 2012 году наиболее высокий темп роста средней заработной платы наблюдался в ГОУ ДОД:

- «Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва по конному спорту» – 188 % (средняя заработная плата в учреждении                    18 578 руб.);

- «Детско-юношеской спортивной школе по борьбе» – 194,7 % (средняя заработная плата 15 680 руб.);

- «Детско-юношеской спортивной школе «Губерния» – 210 % (24 263 руб.), также в ГБУ «Областной молодежный центр» – 195 % (средняя заработная плата 18 273 руб.).

Изменение отраслевой системы оплаты труда и внесение изменений в Закон Калужской области от 09.04.2009 № 537-ОЗ «Об отраслевой системе оплаты труда работников учреждений культуры» (в ред. Законов Калужской области от 26.04.2012        № 269-ОЗ, от 29.06.2012 № 306-ОЗ) позволило провести повышение оплаты труда в учреждениях культуры. Выше среднего значения темп роста в государственных учреждениях культуры:

- «Областная специальная библиотека для слепых им. Н. Островского» – 234,2 % (средняя заработная плата – 28 648 руб.);

- «Калужский областной художественный музей» – 176,3 % (средняя заработная плата – 13 752 руб.);

- «Государственный музей Г.К. Жукова» – 166,7 % (средняя заработная плата – 16 446 руб.).

На новую систему оплаты труда переведены ГОУ. Принят Закон Калужской области от 06.07.2011  № 163-ОЗ «Об установлении системы оплаты труда работников ГОУ, работников государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере перевозки детей». Введение новой системы оплаты труда позволило увеличить фонды оплаты труда учреждений и  повысить уровень заработной платы работников ГОУ, в первую очередь – педагогического персонала. Среди образовательных учреждений наиболее высокий темп роста средней заработной платы к уровню 2011 года наблюдался в государственных учреждениях СПО:

- «Обнинский колледж технологий и услуг» – 243 % (средняя заработная плата – 21 733 руб.);

- «Калужский индустриально-технологический колледж» – 180,2 % (средняя заработная плата – 21 939 руб.);

- «Обнинский индустриальный техникум» – 177,8 % (средняя заработная плата –    20 125 руб.).

С введением новой системы оплаты труда проведено повышение средней заработной платы работникам государственных учреждений здравоохранения. С 1 сентября 2011 года вступил в силу Закона Калужской области от 28.10.2011 № 196-ОЗ (в ред. от 24.02.2012) «Об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных органу исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения». 

Темп роста средней заработной платы работников государственных учреждений здравоохранения к уровню 2011 года составил – 136,9 %. Более высокими темпами росла средняя заработная плата у работников учреждений здравоохранения:

- «Центральной районной больницы Кировского района» – 162,9 % (средняя заработная плата по учреждению – 19274 руб.);

-   «Городской поликлиники № 10» – 153,5 % (средняя заработная плата – 28449 руб.);

-   «Городской больницы № 2 «Сосновая роща» – 165,9 % (средняя заработная плата – 25355 руб.);

-   «Городской поликлиники № 7» – 175,8 % (средняя заработная плата – 22545 руб.).

В 2012 году средняя заработная плата врача-специалиста учреждений здравоохранения составила  34297,8 рублей, что на 37,3 % больше, чем в 2011 году (24986,6 рублей). Увеличение средней заработной платы основному персоналу произошло за счет начисления стимулирующих выплат, которые были проведены в рамках реализации мероприятий программы модернизации здравоохранения Калужской области на 2011-2012 годы по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и внедрению областных и федеральных стандартов.       

          В государственных учреждениях здравоохранения, участвовавших в данной программе в рамках повышения доступности амбулаторной медицинской помощи к     2013 году денежные выплаты получил 831 врач, 1575 средних медицинских работника. Размер денежной выплаты у врача составил 9767,1 рублей, у среднего медицинского персонала – 5984,8 рублей.

Вступление в силу Закона Калужской области от 25.10.2012 № 344-ОЗ «О внесении изменений в Закон Калужской области от 05.02.2010 № 631-ОЗ «Об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений  (лесничеств)  Калужской области» позволило увеличить с 80 % до 110 % выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Средняя заработная плата работников государственных учреждений лесного хозяйства в 2012 году возросла на 15,4 %, и составила – 15595 рублей.

С 1 января 2012 года на новую систему оплаты труда переведены работники, занимающие должности, относящиеся к общеотраслевым должностям служащих и специалистов, а также общеотраслевым профессиям рабочих. Данные мероприятия позволили повысить заработную плату работников учреждений социальной сферы в среднем на 20 % в том числе, за счет выплат стимулирующего характера                            (за интенсивность, качество, результативность, квалификацию работника).

Реализация Закона Калужской области от 26.04.2013 № 416-ОЗ «О внесении изменений в Закон Калужской области «Об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений службы занятости (Центров занятости населения Калужской области)» позволит увеличить на 40 % среднюю заработную плату работников центров занятости населения. По оценке министерства труда, занятости и кадровой политики области средняя заработная плата работников центров занятости будет составлять 19,1 тыс. руб. против 16,6 тыс. руб. в 2012 году.  

 


 

 

По показателям мониторинга средняя заработная плата работников государственных учреждений сложилась как среднее значение по отрасли. В 2012 году наиболее низкое значение минимальной средней заработной платы – 7481 руб. в учреждениях ветеринарии. Максимальное значение средней заработной платы выше  минимального в 2,9 раза. Среди учреждений ветеринарии, самое низкое значение средней заработной платы в государственном учреждении «Барятинская районная станция по борьбе с болезнями животных» – 7481 руб., а самое высокое в «Боровской районной станции по борьбе с болезнями животных» – 21766 руб. Высокий уровень средней заработной  платы обусловлен значительными доходами, полученными боровской станцией, от оказания платных услуг. В 2012 году отношение доходов, полученных учреждением от внебюджетный деятельности, к сумме финансирования из областного бюджета,  составило 75 %. В каждом рубле, направленном на заработную плату, 70 коп. составили доходы, полученные учреждением от оказания платных услуг.  

В сфере здравоохранения самое высокое значение средней заработной платы в ГАУ «Калужская областная стоматологическая поликлиника» – 34213 руб. В 2012 году автономным учреждением было оказано платных услуг на сумму 108 млн. руб., что составило 82 % к сумме финансирования из средств областного бюджета. 

В ГАУ Калужской области по туризму «Туристско-информационный центр «Калужский край» максимальное  значение средней заработной платы – 34 574 руб., а отношение доходов, полученных от оказания платных услуг и иной деятельности, к сумме финансирования из областного бюджета составило 26 %.

Дополнительным источником повышения заработной платы явились доходы, полученные учреждениями от ведения предпринимательской деятельности, часть из которых была направлена учреждениями на заработную плату. Таким образом, развитие платных услуг должно являться стимулом к повышению оплаты труда работников бюджетных и автономных учреждений.

 

 


 

Минимальное значение средней заработной платы хозяйственного персонала в   2012 году отмечено в ветеринарных учреждениях области:

- «Юхновская станция по борьбе с болезнями животных» – 5378 руб.;

- «Барятинская районная станция по борьбе с болезнями животных» – 5512 руб.;

- «Износковская районная станция по борьбе с болезнями животных» – 5416 руб.;

- «Козельской районной станции по борьбе с болезнями животных» – 5564 руб. Причиной этого является недостаточная загруженность хозяйственного персонала ветеринарных учреждений. Особенностью предоставления ветеринарных услуг является то, что их оказание осуществляется с выездом специалистов на место оказания услуг. С целью повышения оплаты труда работников ветеринарных учреждений Комитетом ветеринарии при Правительстве Калужской области в текущем году разработан проект закона об отраслевой системе оплаты труда. При разработке ставок ветеринарных специалистов учтены предложения министерства труда, занятости и кадровой политики Калужской области. В целях передачи непрофильных для учреждений ветеринарии работ специализированным компаниям Комитетом ветеринарии проводится изучение рынка услуг по выполнению хозяйственных работ (охрана, уборка помещений и территории и др.).

Постановлением Правительства Калужской области от 11.11.2011 № 438 утвержден размер минимального заработка – не ниже 10 тыс. руб. в месяц. Размер минимальной средней заработной платы ниже 10 тыс. руб. говорит о том, что работа выполняется не на полную ставку. Руководителям государственных учреждений дано право, привлекать на должности хозяйственного персонала, работающих в учреждении на постоянной основе.

Максимальное значение средней заработной платы АУП в 2012 году отмечено:

В  государственных учреждениях здравоохранения:

- «Городская поликлиника № 10» – 93378 руб.;

- «Калужская областная больница» – 91048 руб.

Значительные доходы этой категории работников обусловлены наличием значительных доходов учреждения от оказания населению платных услуг.

В 2012 году максимальное значение средней заработной платы АУП отмечено в ГОУ ДОД:

- «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Юность» – 57528 руб.;

-    «Детско-юношеская спортивная школа по борьбе» – 42175 руб.

В государственных учреждениях СПО самая высокая средняя заработная плата у АУП:

- «Кировского индустриально-педагогического колледжа» им. А.П. Чурилина – 58798 руб.;

-   «Колледжа механизации и сервиса» г. Жуков – 45891 рублей.

Высокий уровень средней заработной платы АУП в 2012 году отмечен в  государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении Калужской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Обнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вид» – 44925 руб.;

Среди учреждений социальной сферы высокая средняя заработная плата у сотрудников АУП:

- «Полотняно-Заводского детского дома-интерната для умственно отсталых детей» – 51876 руб.;

- «Обнинского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие» – 51650 руб.;

- «Калужского дома-интерната для престарелых и инвалидов» – 45000 руб.

 


 

В 2012 году в обследуемых государственных учреждениях максимальное превышение заработной платы АУП к средней заработной плате обеспечивающего персонала составляло от 2,2 до 5,2 раза. Максимальное превышение составило 5,2 раза в государственных учреждениях здравоохранения, где средняя заработная плата обеспечивающего персонала включает: среднюю заработную плату врачей, среднего медицинского персонала, иных работников, обеспечивающих предоставление медицинских услуг и функционирование учреждений здравоохранения.   

В соответствии Законом Калужской области от 28.10.2011 № 196-ОЗ                            (в ред. от 24.02.2012) «Об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных органу исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения» размеры окладов руководителей государственных учреждений устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения не более чем в двукратном размере по отношению к средней заработной плате основного персонала (для государственных учреждений здравоохранения – по должности – врачи-специалисты, для прочих государственных учреждений – работники учреждения), возглавляемого им государственного учреждения. По информации министерства здравоохранения области средняя заработная плата врача-специалиста в 2012 году составляла – 34297,8 руб., или 137,3 % к уровню 2011 года (24986,6 руб.).

 

III.   Расходы на содержание государственных учреждений

 


 

 

Как показала динамика показателей двух лет, значительный объем бюджетных средств выделяется на содержание государственных учреждений. В 2012 году объем бюджетных ассигнований на содержание всех государственных учреждений области увеличился, по сравнению с 2011 годом на 3081 млн. руб. и составил – 14756,9 млн. руб. или 126,3 % к уровню 2011 года. В структуре расходов на содержание всех учреждений области средства, полученные учреждениями от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, составили 1304,9 млн. руб. или 8,8 % от общей суммы  расходов на содержание учреждений. Темп роста доходов, полученных в 2012 году от внебюджетной деятельности, к уровню 2011 года – 118,2 %.

Расходы на оплату труда сложились в сумме 7026,1 млн. руб., и возросли к уровню 2011 года на 36,4 %. Расходы на оплату коммунальных услуг в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизились на 15,2 млн. руб. и составили 609,4 млн. руб.

Увеличение расходов на заработную плату обусловлено переходом государственных учреждений на отраслевую систему оплаты труда и повышением заработной платы работникам государственных учреждений. Кроме того, расходы на заработную плату включают часть средств, которые были получены государственными учреждениями от внебюджетной деятельности, и частично направлены на выплату заработной платы.           В 2012 году часть средств, полученных государственными учреждениями от предпринимательской деятельности, и направленных на выплату заработной платы  составила – 530 485 тыс. руб., что составило 40 % от суммы доходов, полученной  государственными учреждениями от предпринимательской деятельности.

Наибольшая доля доходов от предпринимательской деятельности 49 % или   375882,9 тыс. руб. была направлена на выплату заработной платы работникам государственных учреждений здравоохранения. Выше среднего значения доля расходов на заработную плату из средств, полученных от предпринимательской деятельности, отмечена в государственных учреждениях здравоохранения:

- «Центральная районная больница Боровского района» – 65 % (13722,5 тыс. руб.);

- «Городская поликлиника ГП «Город Кременки» – 87,3 % (1382,4 тыс. руб.);

- «Калужская городская больница № 5» – 62,7 % (6605,3 тыс. руб.);

- «Калужская областная детская больница» – 71 % (749,6 тыс. руб.).

В 2012 году учреждения ветеринарии от оказания платных услуг получили средства, в объеме 98431,5 тыс. руб. из которых 42247,4 тыс. руб. (43 %) было направлено на выплату заработной платы.

Наибольший объем средств, полученных в 2012 году  учреждениями ветеринарии от ведения предпринимательской деятельности, и направленных на выплату заработной платы, был  отмечен:

- в «Калужской городской станция по борьбе с болезнями животных» –              7014,1 тыс. руб., что составило 47,5 %  доходов от предпринимательской деятельности;

- в «Дзержинской районной станция по борьбе с болезнями животных –            6472,7 тыс. руб. (53,9 %); 

- в «Боровской районной станции по борьбе с болезнями животных» – 5942 тыс. руб. (50 %).

В 2012 году по некоторых сферам деятельности темп роста расходов на содержание государственных учреждений к уровню 2011 года сложился выше средне областного значения. По результатам мониторинга объем средств бюджета на содержание государственных учреждений здравоохранения в 2012 году составил 9155,2 млн. руб. или  133 % к уровню 2011 года, что на 6,7 % выше средне областного значения. Повышение расходов на содержание учреждений в 2012 году, в сравнении с 2011 годом, обусловлено выделением дополнительных ассигнований областного бюджета, бюджетов федерального и территориального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию задач программы модернизации здравоохранения (укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение, внедрение стандартов оказания медицинской помощи).

Расходы бюджета на содержание учреждений спортивной сферы в 2012 году сложились в сумме 512900 тыс. руб., что составило 160 % к уровню 2011 года. Увеличение расходов в 2012 году произошло за счет увеличения расходов на заработную плату, а также в связи с созданием двух государственных учреждений: ГБОУ ДОД Калужской области «Обнинская детско-юношеская спортивная школа», ГБОУ ДОД Калужской области «Детско-юношеская спортивная школа «Многоборец».

Внедрение новой системы оплаты труда в государственных учреждениях Калужской области позволило более эффективно использовать кадровые ресурсы. Гарантированные расходы на оплату труда в бюджетной сфере – это расходы, запланированные и предусмотренные областным бюджетом для каждого бюджетного учреждения.

 


 

Расходы фонда оплаты труда на одно рабочее место в год определены, как отношение фонда оплаты труда к среднесписочной численности работников государственных учреждений обследуемой сферы деятельности.

Среднее значение расходов фонда оплаты труда к среднесписочной численности работников всех государственных учреждений в 2012 году за счет всех источников финансирования составило – 234 тыс. руб. или 132 % к уровню 2011 года. На уровне среднего значения темп роста расходов фонда оплаты труда на одно рабочее место к уровню 2011 года сложился в государственных учреждениях здравоохранения – 132 %. Ниже среднего значения в учреждениях ветеринарии – 108 % и центрах занятости – 110 %. Выше среднего значения в государственных образовательных учреждениях – 141,4 % и в учреждениях спортивной сферы – 160,6 %.


 

В целях повышения социальной защищенности, сглаживания дисбаланса в оплате труда работников государственных учреждений органами исполнительной власти Калужской области проводится работа по внедрению отраслевой системы оплаты труда.  Данные мероприятия позволили повысить среднюю заработную плату работников, в том числе за счет выплат стимулирующего характера (выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, премирование за качество и результативность) с применением показателей, характеризующих квалификацию работника, сложность выполняемой им работы, качество затрачиваемого труда. Эти выплаты предельными размерами не ограничены. В соответствие с новыми условиями оплаты труда оклады руководителей и их заместителей устанавливаются в соотношении к средней заработной плате основного персонала.

Среднее значение показателя расходы фонда оплаты труда в 2012 году на одно рабочее место обеспечивающего работника составило 237,7 тыс. руб. или 137,6 % к уровню 2011 года. Выше средне областного значения этот показатель сложился в государственных учреждениях здравоохранения и в учреждениях спортивной сферы –    256 тыс. руб.  

 

 

 


Государственные учреждения осуществляют свою деятельность за счет средств, полученных из различных источников финансирования. Например, финансирование учреждений здравоохранения производится из средств территориального Фонда обязательного медицинского страхования в рамках Программы оказания бесплатной медицинской помощи, доходов от оказания платных услуг, средств областного бюджета. Все большее значение для обеспечения финансовой устойчивости учреждений приобретают доходы от предпринимательской деятельности.

Совершенствование правового положения бюджетных учреждений Калужской области в рамках реализации положений Федерального Закона от 08.05.2010 №  83-ФЗ,  бюджетные и автономные учреждения области расширили свои права в части использования доходов, полученных учреждениями  от ведения предпринимательской деятельности.

В соответствии с Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к их основным видам деятельности, за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Цены (тарифы) на платные услуги, не подлежащие государственному регулированию, в число которых входят и платные медицинские услуги, формируются в порядке, предусмотренном Методическими рекомендациями по формированию стоимости услуг, оказываемых для населения на платной основе, которые утверждены приказом министерства здравоохранения Калужской области от 16.02.2009 № 86                                  (в ред. от 11.03.2009) «Об утверждении Положения о порядке расходования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и методических рекомендаций по формированию стоимости услуг, оказываемых для населения на платной основе».

Министерством здравоохранения Калужской области утвержден приказ                    от 28.03.2012 № 355 (в ред. приказа от 24 июля 2012 года № 780) «О стоимости услуг, оказываемых для населения на платной основе в государственных учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области». Данным приказом рекомендовано руководителям государственных учреждений здравоохранения определять стоимость услуг, оказываемых населению на платной основе в размере, не превышающем тарифы (стандарты) на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования, и устанавливает уровень рентабельности в размере, не превышающем 5 %.

Приказом Комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области утверждена Методика определения размера платы и предельных размеров платы за оказание необходимых и обязательных услуг, предоставляемых Комитетом ветеринарии при Правительстве Калужской области, и подведомственными государственными бюджетными учреждениями, участвующими в предоставлении государственных услуг». Методика  содержит  обоснование расчетно-нормативных затрат на оказание необходимых и обязательных услуг, пример расчета предельных размеров платы и периодичность пересмотра платы за оказание необходимых и обязательных услуг.

В целях установления единого механизма формирования цен на платные услуги приказом министерства спорта, туризма и молодежной политики Калужской области        от 16.04.2013 № 257 утвержден Порядок определения стоимости услуг (работ), предоставляемых на платной основе,  государственными учреждениями, в отношении которых министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области осуществляет функции и полномочия учредителя.

Приказом министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области от 29.12.2011 № 2571 утвержден Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении  министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, для граждан и юридических лиц.

Для государственного учреждения оказание платных услуг населению является хорошим способом увеличить фонд оплаты труда и укрепить свою материально-техническую базу.

Многие областные учреждения активно используют этот рычаг для укрепления своего материального и финансового положения.

Удельный вес средств, полученных от оказания платных услуг, в общем объеме расходов на содержание учреждений ветеринарии в 2012 году составил 41,2 %. Более 50 % в расходах на содержание учреждений составили средства, полученные от оказания платных услуг в государственных бюджетных учреждениях ветеринарии:

- «Боровская районная станция по борьбе с болезнями животных» – 75 %;

- «Калужская городская станция по борьбе с болезнями животных» – 66 %;

- «Жуковская районная станция по борьбе с болезнями животных» – 65 %.

Среди областных учреждений культуры  соотношение  объема средств, полученных от внебюджетной деятельности, к сумме расходов на содержание учреждения в 2012 году составило 15,5 % в том числе:

- в «Научно-производственном центре по сохранению и использованию объектов культурного наследия» – 65,8 %;

- в «Калужском ордена Трудового Красного Знамени областном драматическом театре» – 31 %;

- в «Калужском областном краеведческом музее» – 13,1 %;

- в «Калужском областном театре юного зрителя» – 30 %.

В учреждениях дополнительного образования детей 12,5 % составили доходы от внебюджетной деятельности к общей сумме расходов, направленных на содержание спортивных учреждений, в том числе:

- в «Обнинской детско-юношеской спортивной школе» – 18,5 %;

- в «Детско-юношеской спортивной школе «Анненки» – областной центр подготовки спортивных сборных команд» – 18,8 %.


 

Оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями в 2011-2012 годах осуществляется в соответствии государственными заданиями, утверждаемыми органами исполнительной власти Калужской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя ГАУ и ГБУ, а также главными распорядителями средств областного бюджета, в ведении которых находятся ГКУ Калужской области. Руководитель государственного учреждения несет ответственность за организацию выполнения государственного задания.

В 2011-2012 годах государственные задания сформировались в соответствии с Положением о порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Калужской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 21.03.2011 № 142.

Объем потребности в предоставлении государственных услуг  (выполнении работ) учитывается при формировании расходов областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, что обеспечивает ориентацию областного бюджета на удовлетворение реальных потребностей населения.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГАУ и ГБУ осуществлялся в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели путем предоставления субсидии. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания казенными учреждениями области осуществлялся в соответствии с показателями бюджетной сметы этих учреждений.

Размер субсидии рассчитывался на основании:

- норматива затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и количества потребителей государственных услуг в рамках государственного задания;

- норматива затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного имущества, закрепленного за государственными бюджетными и государственными автономными учреждениями области, а также уплату налога на имущество, в том числе земельные участки.

Объем бюджетных ассигнований, который был  направлен в 2012 году на финансовое обеспечение выполнения государственными учреждениями государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), составил – 6 787,2 млн. руб. или 141,4 % к уровню 2011 года. Расходы на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг составили – 6 225,4 млн. руб. (92 % от общей суммы расходов), на выполнение работ – 558,7 млн. руб., что составило 2 % от общей суммы расходов. Наибольший объем средств областного бюджета в 2012 году выделен государственным образовательным учреждениям – 1 887,3 млн. руб., что составило 30 % от годового объема бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг. Государственным учреждениям здравоохранения было выделено – 1 673,4 млн. руб. или  25 % от суммы расходов на оказание государственных услуг, учреждениям социальной направленности – 1 198,7 млн. рублей. Таким образом, по трем сферам деятельности объем бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг составил – 4 759,4 млн. руб. или 70 % от суммы расходов, направленных в 2012 году на выполнение  государственными учреждениями Калужской области государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Отраслевыми министерствами области ежегодно проводится мониторинг исполнения государственного задания  на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Калужской области, находящимися в их ведении.

 Одним из важнейших направлений оценки выполнения государственного задания является мониторинг соответствия показателей, характеризующих качество государственной услуги (работы), оказанной (выполненной) государственным учреждением, показателям государственного задания. 

Министерством здравоохранения Калужской области организовано ежегодное изучение мнения населения Калужской области об удовлетворенности качеством медицинской помощи, оказываемой  в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ). Силами специалистов ГБУЗ Калужской области «Калужский областной Центр медицинской профилактики» и специалистов (психологов) государственного автономного учреждения здравоохранения Калужской области «Калужский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями», при участии студентов Калужского базового медицинского колледжа проводится социологический опрос населения (порядка 1000 чел.). Используются анкеты, включающие в себя вопросы об удовлетворенности работой участковых врачей, врачей-специалистов, врачей стационаров, скорой медицинской помощи, а также в целом медицинским обслуживанием. Необходимо отметить, что изучение удовлетворенности населения области  качеством медицинской помощи осуществляется и страховыми медицинскими организациями.  Результаты их опросов рассматриваются как результаты опросов независимых организаций.

В стационарных отделениях ЛПУ внедрен лист учета оказанных медицинских услуг, который дает возможность каждому выписавшемуся пациенту высказать свое особое мнение  о качестве оказанной медицинской помощи.

В соответствие с постановлением Правительства Калужской области от 18.11.2009   № 470 с 1 февраля 2010 года работает многофункциональный круглосуточный телефон «горячая линия «Здравоохранение».

Одним из способов изучения удовлетворенности медицинскими услугами является рассмотрение и анализ жалоб и обращений граждан. В части обоснованных жалоб (обращений) по фактам выявленных нарушений в ЛПУ принимаются меры административного реагирования, проводятся общебольничные конференции,   организуется оказание медицинской помощи пациентам.

Министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области с целью повышения качества предоставления оздоровительных услуг, предоставляемых оздоровительными учреждениями области, проводится мониторинг удовлетворенности населения организацией отдыха и оздоровления. В 2012 году для улучшения условий проживания граждан и повышения качества предоставляемых услуг предусматривались финансовые средства на обновление, укрепление и модернизацию материально-технической базы государственных учреждений (проведение текущих и капитальных ремонтов, обеспечение учреждений необходимым технологическим оборудованием, мебелью, автотранспортными средствами).

Общая площадь недвижимости, находящаяся в оперативном управлении или безвозмездном пользовании

 


 

 

 

Одним из показателей эффективной работы государственных учреждений является  использование объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении или безвозмездном пользовании. Например, общая площадь объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении или безвозмездном пользовании учреждений здравоохранения области, в 2012 году составила 585 тыс. кв. м. Около 2 тыс. кв. м. не используется, и сдается в аренду. Доходы, полученные учреждениями здравоохранения в 2012 году от аренды, составили 7714,7 тыс. руб. Среди учреждений здравоохранения наибольшие площади в 2012 году сдавали в аренду:

- «Центральная районная больница Боровского района» – 254 кв. м. (общая площадь, находящаяся в оперативном управлении – 17439 кв. м.), получили годовой доход в сумме 385,6 тыс. руб.;

- «Калужская областная психиатрическая больница» – 614 кв. м. (общая площадь – 34544,1 кв. м.), годовой доход от сдачи площадей в аренду 525 тыс. руб.;

- «Областная туберкулезная больница» – 264,5 кв. м. (общая площадь – 23782 кв. м.), годовой доход от сдачи в аренду – 417,9 тыс. руб.

ГОУ в 2012 году сдавали в аренду около 28 тыс. кв. м. площади, что составило 6 % от общей площади, находящейся в оперативном управлении. Объем средств, полученных образовательными учреждениями от сдачи в аренду, составил 13,8 млн. руб. Среди образовательных учреждений наибольший объем средств от сдачи в аренду недвижимости получили:

- «Калужский технологический колледж» – 1,8 млн. руб., сдано 1113,6 кв. м (17 % от общей площади объектов недвижимости – 6440,7 кв. м.);

- «Профессиональный лицей № 19» г. Обнинск – 1,9 млн. руб. получено  от сдачи в аренду 444,6 кв. м. (общая площадь – 18549,9 кв. м.);

- «Обнинский колледж технологий и услуг» доходы от аренды составили                1,9 млн. руб., сдано в аренду 318,5 кв. м., общая площадь – 11223,8 кв. м.

 

Выводы и предложения 

 

Результаты мониторинга отдельных показателей деятельности государственных учреждений Калужской области за 2011-2012 годы позволяют сделать следующие выводы:

- в 2011-2012 годах органами исполнительной власти Калужской области проводилась работа по реорганизации и оптимизации государственных учреждений  в целях повышения качества  предоставления государственных услуг и снижения бюджетных издержек;

- ведомственная структура государственных учреждений отличается от отраслевой структуры. Министерства здравоохранения, сельского хозяйства и министерство культуры области  курируют работу непрофильных для данных министерств учреждений среднего профессионального образования;

- в 2012 году количество государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений сохранилось на уровне 2011 года. По прежнему, остается низкое количество  ГАУ – 29 ед., что составляет 9,5 % от общего числа государственных учреждений;

- штатная численность работников государственных учреждений Калужской области в 2012 году, как и в 2011 году, превысила среднесписочную численность в           1,5 раза, а по государственным учреждениям здравоохранения в 1,7 раза. Это позволяет персоналу учреждений работать более, чем на одну ставку;

- в 2012 году среднесписочная численность хозяйственного персонала составила    5,4 тыс. чел. или 18 % от общего числа работающих в государственных учреждениях. Удельный вес этой категории работников в общем количестве работающих сохранился на уровне 2011 года;

- внедрение новой системы оплаты труда в государственных учреждениях Калужской области позволяет эффективно использовать кадровые ресурсы и избежать субъективных оценок работы персонала. Введение отраслевой системы оплаты труда позволило установить четкие правила формирования фонда оплаты труда и систему выплат компенсационного и стимулирующего  характера;

- в структуре расходов бюджета на содержание государственных учреждений остается низкой доля средства, полученных учреждениями от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В 2012 году доля этих средств сохранилась на уровне 2011 года и составила около 9 %, что свидетельствует о низком уровне развития внебюджетной деятельности.

По результатам проведенного мониторинга министерство экономического развития области предлагает:

органам исполнительной власти Калужской области, осуществляющим функции и полномочия  учредителей государственных учреждений Калужской области:

- ежеквартально проводить мониторинг отдельных показателей деятельности подведомственных государственных учреждений;

- провести ревизию штатной численности подведомственных учреждений с целью выявлений учреждений, которые имеют численность работников от 5 до 10 чел., и рассмотреть возможность их реорганизации путем присоединения к однотипным учреждениям с передачей их функций;

- провести оптимизацию численности работников путем сокращения вакансий в штатных расписаниях государственных учреждений;

-  определить возможность передачи выполнения непрофильных для министерств функций по курированию деятельности  учреждений среднего профессионального образования в ведение министерства образования и науки области и определить возможность передачи министерству образования и науки Калужской области  ставок государственной гражданской службы для курирования означенных полномочий;

- рассмотреть возможность перевода бюджетных учреждений, имеющих значительные доходы от предпринимательской деятельности, в автономный тип учреждений, что позволит повысить их самостоятельность и сократить бюджетные расходы;

- оказывать содействие  подведомственным учреждениям в развитии внебюджетной деятельности с целью получения дополнительных доходов от оказания платных услуг;

- передать выполнение непрофильных для государственных учреждений работ, выполняемых хозяйственным персоналом, полностью или частично компаниям, специализирующимся на определенных видах деятельности;

- в целях снижения издержек расходов на содержание бюджетных учреждений считаем целесообразным провести анализ расходов на оплату коммунальных услуг и внедрение энергосберегающих технологий;

- предлагаем передать часть функций министерств области, связанных с  обработкой документов на оформление пособий, социальных выплат, материальной помощи, целевых направлений в высшие учебные заведения и других документов специализированному государственному учреждению. Это позволит разгрузить государственных служащих от технической работы, с целью их использования для выполнения основных задач и функций министерств.

Министр экономического развития
Калужской области                     В.И. Попов

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий