Признавая
необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция
Российской Федерации предполагает создание всем своим гражданам, а также
иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории
России, условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных
функций, связанных, в частности, с материнством и детством. Исполняя взятую на
себя конституционную обязанность, государство гарантирует предоставление
государственных пособий семьям с детьми.
Федеральным
законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) предусмотрена
единая система государственных пособий, предоставляемых гражданам в связи с
рождением и воспитанием детей.
В соответствии с
Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) Фондом
за счет средств обязательного социального страхования и межбюджетных
трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в установленном порядке в
бюджет Фонда, осуществляется финансирование следующих видов государственных
пособий гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком (далее – пособия по
материнству и детству). Порядок назначения и выплаты пособий по материнству и
детству в 2013 году представлен в приложении.
В соответствии с действующим законодательством за счет
средств Фонда осуществляется финансирование расходов на выплату пособий по
материнству и детству застрахованных (работающих) граждан, за счет средств федерального
бюджета указанные пособия выплачиваются неработающим гражданам.
Расходы бюджета государственного
учреждения – Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской
Федерации (далее – региональное отделение) на выплату пособий по материнству и
детству в 2012 году составили 1418,7 млн. рублей, удельный вес в структуре всех
расходов бюджета регионального отделения – 44 %.
Пособие по
беременности и родам
Расходы регионального отделения на выплату пособий по
беременности и родам в 2012 году составили 458,5 млн. рублей. По сравнению с
2006 годом (с момента начала реализации национального приоритетного проекта
«Здоровье») увеличение составило 348,2 млн. рублей. Рост расходов по данному
виду пособий обусловлен:
- изменением
законодательства в части права выбора в 2011-2012 годах застрахованными
гражданами наиболее выгодных условий назначения и исчисления пособий по
материнству, что привело к увеличению среднего размера пособия в 2,3 раза;
- увеличением
количества получателей на 1354 женщины.
С 2011 года введены новые правила исчисления пособий
по обязательному социальному страхованию. При этом на переходный период в
течение 2011-2012 годов получатели страхового обеспечения в связи с
материнством имели право выбора применения порядка исчисления пособий.
В связи с этим в переходный период
участились случаи злоупотребления правом недобросовестными страхователями
(форма собственности – частная, дата регистрации – 2010 год и позже, не ведущие
деятельность), выражающиеся в создании искусственной ситуации по приему на
работу будущих получателей страхового обеспечения, в преднамеренном завышении либо
легализации их заработка непосредственно перед наступлением отпуска по
беременности и родам.
По результатам проведенных
региональным отделением контрольных мероприятий за указанный период у 42
страхователей были выявлены признаки получения пособия по беременности и родам
в необоснованно высоком размере на общую сумму 3,6 млн. рублей.
Следует отметить, что указанные
схемы в регионе применяются единичными страхователями, а не в системно
организованных масштабах. Отдельные попытки поставить их применение «на поток»
были пресечены региональным отделением в результате своевременно проведенных
контрольных мероприятий.
Единовременное
пособие при рождении ребенка
Расходы регионального отделения на выплату
единовременного пособия при рождении ребенка работающим и неработающим
гражданам в 2012 году составили 115,1 млн. рублей. По сравнению с 2006 годом, расходы
увеличились на 54,8 млн. рублей, в том числе за счет роста размера пособия на
42,7 млн. рублей и за счет увеличения на 1563 количества получателей - на 12,1
млн. рублей.
Размер пособия, в соответствии с Федеральным законом №
81-ФЗ, ежегодно индексируется на индекс роста потребительских цен и в 2013 году
составляет 13087,61 рублей.
С 2010 года выплата пособия неработающим гражданам
производится за счет средств федерального бюджета территориальными органами
социальной защиты населения.
Ежемесячное пособие
по уходу за ребенком
Федеральным законом от 05.12.2006 № 207-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной
поддержки граждан, имеющих детей» (далее
– Федеральный закон № 207-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон № 81-ФЗ.
В соответствии с данным законом с 1 января 2007 года значительные
изменения произошли в части назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком (далее
– пособие по уходу за ребенком). Кардинальное нововведение заключалось в том, что
пособие стало назначаться и выплачиваться не только работающим (застрахованным
гражданам), но и лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (неработающим
женщинам). Обязанность выплачивать денежные средства этой категории получателей
возложена на органы социальной защиты населения по месту жительства.
Финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляют исполнительные
органы Фонда.
С 1 января 2007 года изменились принципы выплаты пособия. До 2007 года использовался
распределительный принцип – пособие имело фиксированную величину, не зависело
ни от заработка, ни от числа детей, за которыми осуществлялся уход. С начала 2007
года пособие выплачивается на каждого родившегося младенца. В основу расчета
пособий для работающих женщин заложен страховой принцип – размер пособия
зависит от заработка и выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка;
установлены минимальные и максимальные размеры пособий, которые изменяются в
зависимости от уровня инфляции, заложенного в федеральном бюджете.
Для тех, кто не подлежит обязательному социальному страхованию, размер
пособия установлен в абсолютных размерах и также подлежит индексации.
Гражданам,
проживающим в зоне Чернобыльской атомной электростанции (далее – проживающие в
зоне ЧАЭС), размер пособия увеличился в два раза, а его выплаты продлились до
трех лет.
Таким образом, благодаря принятым в Федеральном законе № 207-ФЗ нормам,
величина размера пособия за указанный период возросла более, чем в 9 раз.
По отчету за
2012 год, фактические расходы на выплату указанного пособия за счет всех
источников финансирования составили 842,8 млн. рублей, в том числе лицам,
подвергшимся радиационному воздействию, – 73,9 млн. рублей. Количество
получателей пособия составило – 21316 (в том числе проживающие в зоне ЧАЭС – 2168).
По состоянию
на 01.01.2013 расходы на выплату пособий застрахованным гражданам за счет
средств Фонда составили 578,8 млн. рублей (в том числе проживающим в зоне ЧАЭС
– 43,9 млн. рублей), что выше уровня 2006 года в одиннадцать раз. Количество
получателей пособия – 13227, (в том
числе, проживающие в зоне ЧАЭС – 1161). Оплачено 47941 пособие по уходу за
первым ребенком и 45020 пособий – за вторым и последующими детьми (в том числе,
проживающим в зоне ЧАЭС – 3779 и 4636
соответственно). Усредненная сумма ежемесячного пособия составила – 5753,9
рублей (в 2006 году – 646,2 рублей).
В целях обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных
пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, ежегодно
региональным отделением с министерством по делам семьи, демографической и
социальной политике Калужской области (далее – Министерство) заключается
договор. Министерство, в свою
очередь, заключает соглашения с отделами социальной защиты районов области,
городов Калуги и Обнинска по осуществлению выплат по месту проживания граждан
(выплаты осуществляют 27 отделов социальной защиты населения).
За счет
средств федерального бюджета органами социальной защиты населения Калужской
области в 2012 году выплачено 70284 пособия неработающим гражданам на сумму 234,0
млн. рублей (99,9 % годовых бюджетных ассигнований). Количество получателей
пособий – 8089. Оплачено 33680 пособий по уходу за первым ребенком и 36604
пособия – за вторым и последующими детьми.
Вопросы
правильности назначения и своевременности выплат пособия находятся под
постоянным контролем Фонда.
За период 2007-2012 годов специалистами
регионального отделения было проведено 247 выездных проверок, из них 22
проверки Министерства и 225 органов
социальной защиты населения (27 учреждений). В
результате проверок была составлена 71 справка «О проведенной проверке» о
нарушениях законодательных актов, на общую сумму 492,4 тыс. рублей, которые в
полном объеме восстановлены в бюджет Фонда. В основном, нарушения связаны с
предоставлением получателями пособий в органы социальной защиты населения
недостоверных сведений: несвоевременное сообщение о трудоустройстве, сокрытие
фактов лишения родительских прав.
В настоящее время Министерством труда и социальной
защиты Российской Федерации внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской
Федерации проект федерального закона, направленный на совершенствование порядка
финансового обеспечения расходов на выплату государственных пособий лицам, не
подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным. Законопроектом
предполагается внести изменения в Федеральный закон № 81-ФЗ, согласно которым с
2014 года бюджетные ассигнования федерального бюджета на выплату
государственных пособий будут направляться в виде субвенций напрямую в бюджеты
субъектов Российской Федерации через Министерство труда и социальной защиты
Российской Федерации, с передачей соответствующих полномочий Российской Федерации
органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что позволит
привести порядок финансирования указанных выплат в соответствие с Бюджетным
кодексом Российской Федерации и, учитывая, что данные выплаты носят не страховой
характер, освободить Фонд от несвойственных ему функций.
В целях формирования федерального бюджета на 2014-2016
годы региональное отделение направило в адрес Министерства информацию, необходимую
для определения объема бюджетных ассигнований для выплаты отдельных видов пособий
лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. Вопрос передачи
соответствующих полномочий Фонда на уровень субъекта был рассмотрен 18 апреля
2013 года на организованном Министерством «круглом столе» на тему «О реализации
законодательства в части назначения и выплаты государственных пособий
гражданам, имеющим детей».
Предоставление
государственных услуг региональным отделением
Переход Фонда и его территориальных органов на
предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в
электронном виде, а также переход к осуществлению межведомственного и
межуровневого взаимодействия для предоставления государственных услуг, является
одним из ключевых направлений деятельности Фонда, призванным обеспечить
качество предоставления таких услуг, в том числе, сокращение сроков их
оказания, упрощение процедуры предоставления услуг, уменьшение финансовых
издержек граждан и юридических лиц, повышение комфорта при получении услуг,
снижение коррупционных рисков.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №
210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
(далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) Фондом разработаны административные
регламенты по оказанию 20 государственных услуг (функций), в том числе на 2
государственные услуги, предусмотренные Федеральным законом № 81-ФЗ:
- «назначение и выплата пособия по беременности и родам
в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения
застрахованного лица за пособием либо в случае невозможности его выплаты
страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в
кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со
счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации»;
- «назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу
за ребенком, в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения
застрахованного лица за пособием либо в случае невозможности его выплаты
страхователем, в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в
кредитной организации и применением
очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским
кодексом Российской Федерации».
Данные государственные услуги оказываются Фондом в
порядке, определенном Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством» (далее
– Федеральный закон № 255-ФЗ).
В целях организации работы регионального отделения по
предоставлению государственных услуг в соответствии с требованиями Федерального
закона №
210-ФЗ приказом регионального отделения от 17.10.2011 № 775 «Об организации
работы по предоставлению государственных услуг посредством межведомственного
взаимодействия без участия заявителя» был утвержден план мероприятий по
организации работы по предоставлению государственных услуг региональным
отделением и регламент работы регионального отделения по предоставлению
государственных услуг посредством системы межведомственного электронного
взаимодействия (далее – СМЭВ) без участия заявителя.
Во исполнение плана мероприятий:
- вопросы,
связанные с реализацией Федерального закона № 210-ФЗ, были рассмотрены на
проводимых для работников регионального отделения постоянно действующих
семинарах. Дополнительно проведено обучение работников регионального отделения,
принимающих участие в процессе предоставления государственных услуг и являющихся
операторами СМЭВ;
- информация
о порядке предоставления государственных услуг, предусматривающих
межведомственное взаимодействие в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ,
размещена на официальном сайте регионального отделения в сети Интернет (http://www.fss40.ru);
- информация
о предоставляемых государственных услугах размещена на информационных стендах,
расположенных в местах предоставления региональным отделением государственных
услуг;
- совместно
с региональным отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее –
региональное отделение ПФР), предоставляющим услуги посредством СМЭВ без
участия заявителя, на случай временного выхода из строя (остановки) основного
канала получения информации организовано бесперебойное функционирование
резервного канала, в том числе, в части, не связанной с использованием
телекоммуникационного взаимодействия;
- обеспечена
бесперебойная работа телефона «Горячей линии»;
- материалы
регионального отделения по вопросам, связанным с реализацией Федерального
закона № 210-ФЗ, размещены в средствах массовой информации Калужской области.
В соответствии с Федеральным законом № 255-ФЗ
ответственность за назначение и выплату пособий за счет средств Фонда
гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством, возложена на работодателя.
В период с 1 января 2010 года по настоящее время свои
обязательства по выплате пособий по материнству не выполнили 148 работодателей
(ОАО «Калужский мясокомбинат», ЗАО «СХП КРОК» (Износковский район); ОАО
«Кристалл» и др.). В целях своевременного обеспечения граждан пособиями по
материнству в законодательство были внесены изменения в соответствии с которыми
с 1 января 2010 года в случаях прекращения деятельности страхователем или
отсутствием у работодателя возможности выплаты пособий в связи с
недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и
применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной
Гражданским Кодексом Российской Федерации, выплата пособий по материнству
производится региональным отделением, минуя работодателя, путем перечисления на
лицевой счет застрахованных граждан.
За оказанием государственных услуг в региональное
отделение обратилось 342 женщины, в том числе за пособием по беременности и
родам – 51, по уходу за ребенком – 291. Общая сумма пособий, перечисленных
региональным отделением на лицевые счета застрахованных граждан, составила
10864,0 тыс. рублей.
В соответствии с законодательством с 1 октября 2011
года Фондом и региональным отделением ПФР было организовано межведомственное
электронное взаимодействие и сведения, необходимые для оказания государственных
услуг Фондом, в полной мере предоставляются ПФР через СМЭВ без участия
заявителя.
Фондом c 1 июля 2012
года было организовано межведомственное электронное взаимодействие с органами
социальной защиты населения по предоставлению государственных (муниципальных)
услуг: «назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка»; «назначение
и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком». Информация о возможности использования
электронных сервисов была доведена региональным отделением до министерства
развития информационного общества и инноваций Калужской области.
В мае 2013 года электронные сервисы Фонда стали
доступны органам исполнительной власти и органам местного самоуправления
Калужской области, проведено их успешное тестирование. Однако, несмотря на
доступность сервисов в электронном виде, до настоящего времени в региональное
отделение продолжают поступать запросы от органов социальной защиты населения
по резервной схеме на бумажных носителях, что свидетельствует о низком уровне
использования СМЭВ при получении сведений. Кроме того, в региональное отделение
поступают заявления от граждан (с 1 июля 2012 года по настоящее время поступило
более 700 обращений) о предоставлении сведений, которые должны запрашиваться в
Фонде органами социальной защиты населения посредством СМЭВ.
С момента вступления в
силу Федерального закона № 210-ФЗ жалоб, касающихся нарушения порядка
предоставления государственных услуг, в том числе, в электронном виде
посредством официального сайта регионального отделения в сети «Интернет», а
также федеральной государственной информационной системы «Единый портал
государственных и муниципальных услуг (функций)» на решения и действия
(бездействия) регионального отделения и его должностных лиц, от граждан не
поступало.
Комментариев нет:
Отправить комментарий