3 июн. 2013 г.

Об исполнении Указа от 07.05.2012 № 599

В целях регулирования отношений в сфере образования в настоящее время  разработан проект закона Калужской области «Об образовании в Калужской области» (далее – Закон). Проект закона размещен на официальном сайте министерства образования и науки Калужской области (далее – министерство) для общественного обсуждения.

В Калужской области обеспечена доступность дошкольного образования для детей в возрасте 3-7 лет. Разработана и утверждена приказом министерства
от 10.07.2012 № 1210 Поэтапная программа («дорожная карта») ликвидации очередности для детей от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения Калужской области (далее – Поэтапная программа).

По направлениям Поэтапной программы в Калужской области запланирована система мероприятий на период до 2015 года, выполнение которых позволит создать  дополнительные места для детей 3-7 лет. При этом учитываются возможности как муниципальных учреждений, так и негосударственного сегмента дошкольного образования.

В 2012 году состоялось открытие 130 новых дошкольных групп на 2 642 места на базе муниципальных школ и детских садов.

По состоянию на 01.01.2013 очереди в детские сады Калужской области среди детей 3-7 лет нет.

Выявление и поддержка талантливых детей и молодежи – это одно из приоритетных направлений в работе министерства.

В Калужской области разработаны долгосрочные и ведомственные целевые программы, отдельные мероприятия которых направлены на реализацию Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (далее – Комплекс мер).

В программах предусмотрены финансовые средства на следующие мероприятия:

- организация работы подразделения интеллектуальной и творческой направленности для одаренных детей;

- внедрение системы премий и грантов, направленных на поддержку молодых дарований;

- поощрение победителей и призеров всероссийских предметных олимпиад, научно-практических конференций и иных интеллектуально-творческих и спортивных состязаний;

- разработка программ педагогического и психологического сопровождения одаренных детей;

- разработка, апробация и внедрение эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми;

- оказание содействия образовательным учреждениям, наиболее успешно работающим с одаренными детьми –

и другие мероприятия, направленные на реализацию Комплекса мер.

Осуществляется организация и проведение конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья) регионального и муниципального уровней для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности. Проводится региональный этап всероссийской олимпиады школьников по 21 общеобразовательному предмету, региональная олимпиада по школьному краеведению, ежегодная (23-я)                           научно-практическая конференция «Молодость – науке» памяти А.Л. Чижевского. Организуется участие обучающихся Калужской области в межрегиональных и всероссийских олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях. Ежегодно министерством проводятся мероприятия в соответствии с Календарем областных массовых мероприятий для детей и молодежи.

По итогам областных конкурсных мероприятий в 2012 году 1257 школьников области, 312 команд и детских творческих коллективов стали их победителями и призерами, 303 победителя и призера областных конкурсных мероприятий приняли участие во всероссийских мероприятиях, из них 46,5 % (141 человек) стали победителями и призерами этих мероприятий.

В структуре государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Калужской области                       «Калужский государственный институт модернизации образования» (далее – КГИМО) создана Психологическая служба здоровья (далее – Служба), одним из направлений которой является психолого-педагогическая поддержка одаренных детей. В основе ее деятельности лежит содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Специалистами Службы разработаны программы повышения квалификации социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей детских домов, интернатных учреждений, педагогов общеобразовательных учреждений. Разработаны и включены в программы повышения квалификации всех категорий педагогических работников программные модули по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей.

Программы педагогического и психологического сопровождения одаренных детей разработаны в 11 муниципальных районах и городских округах Калужской области.

В 2012/13 учебном году муниципальными общеобразовательными учреждениями Калужской области были заключены договоры о сотрудничестве и совместной деятельности со следующими учреждениями высшего профессионального образования, расположенными как на территории Калужской области, так и в других регионах:

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского;

Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана;

Обнинский институт атомной энергетики – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»;

Калужский филиал Российского аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева;

Первый Московский государственный медицинский университет имени                 И.М. Сеченова;

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов;

Брянский государственный технический университет;

Гуманитарный институт  им. Е.Р.Дашковой и др.

Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями, в которых преподавание предметов на старшей ступени общего образования ведется на профильном уровне, осуществляется в следующем формате: уроки в дистанционной форме, углубленное изучение предметов, проведение факультативов, элективных и спецкурсов, семинаров-практикумов за счет часов учебного плана, проведение занятий за счет часов дополнительного образования.

Преподаватели учреждений высшего профессионального образования  осуществляют руководство исследовательской и проектной деятельностью школьников при подготовке к научно-практическим конференциям.

В 2012/13 учебном году федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (далее – университет) продолжена работа по проекту «Университетские классы». 

Данный проект направлен на создание среды с новым общественным отношением к знанию и образованию, стимулирующей развитие одарённой личности.

Университетом реализуется проект по организации и проведению летней школы для одаренных детей – обучающихся общеобразовательных учреждений Калужской области по направлениям «физика», «информатика», «математика», «биология», «экология».

С целью популяризации научных знаний и профессиональной ориентации молодежи министерство осуществляет проект «Публичные лекции для старшеклассников». В проекте принимают участие известные ученые, преподаватели калужских вузов, представители научного сообщества.

 С 2011 года в Калужской области функционирует многоструктурное инновационное образовательное учреждение государственная казенная общеобразовательная школа-интернат Калужской области «Лицей-интернат        «Областной центр образования» (далее – Центр образования). Основным направлением деятельности данного учреждения является работа с обучающимися различной предметной направленности мышления, с индивидуальными психофизиологическими особенностями,  а также с одаренными детьми.

С целью использования дистанционных технологий при реализации основных и дополнительных образовательных программ  во все муниципальные районы и городские округа Калужской области поставлено оборудование для создания центров дистанционного обучения на базе общеобразовательных учреждений.

Для организации дистанционного обучения детей-инвалидов на базе Центра образования создан «Центр дистанционного образования». Подготовлена                материально-техническая и учебно-методическая база для дистанционного обучения детей-инвалидов. В настоящее время дистанционной формой обучения охвачено 98 % детей-инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний.

На территории Калужской области функционируют 142 муниципальных и государственных образовательных учреждения дополнительного образования детей следующих видов:

- 20 центров (центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, детский оздоровительно-образовательный, детский (подростковый) центры, центр внешкольной работы, эколого-биологический центр, центр туризма, краеведения и экскурсий, культурно-спортивный центр);

- 16 домов  (детского, художественного творчества);

- 54 спортивных школы (детско-юношеская спортивная,  олимпийского резерва);

- 52 детских школы искусств (художественные, музыкальные).

В  учреждениях дополнительного образования детей заняты более 89000 детей и подростков, что составляет 98 % от общего числа детей школьного возраста, проживающих в Калужской области. 

Еще 22664 ребенка занимаются в кружках и секциях, действующих в общеобразовательных учреждениях, что составляет 27 % от общего числа детей школьного возраста.

В 2282 творческих объединениях многопрофильных учреждений дополнительного образования детей реализуется около 1020 дополнительных образовательных программ по 10 общепринятым направленностям дополнительного образования.

В системе дополнительного образования действуют школы словесности и журналистики, 68 детских пресс-центров, 19 телевидеостудий, способствующих успеху  в жизненном самоопределении обучающихся.

В образовательных учреждениях Калужской области действуют 163 экологических отряда и дружины, создан 21 экологический музей, 13 экологических театров и агитбригад, 190 кружков экологической направленности. В 50 образовательных учреждениях Калужской области существуют неформальные молодежные и детские экологические объединения.

В 24 муниципальных районах Калужской области работают 270 трудовых объединений школьников, 132 производственные бригады, 22 школьные пчелопасеки, 66 трудовых отрядов, 17 школьных лесничеств.

 В 37 военно-патриотических клубах подростки готовятся к службе в армии, офицерской службе, и 80 % из них связывают свою судьбу с этим направлением.

Дети отдаленных районов имеют возможность получения дополнительного образования в очно-заочной форме. На базе государственных учреждений  дополнительного образования детей Калужской области работают 8 областных                 очно-заочных школ.

Активно развивается сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями Калужской области, свыше 85 % общеобразовательных школ сотрудничают с учреждениями дополнительного образования детей по самым различным направлениям деятельности.

Принята и утверждена приказом министерства от 12.10.2012 № 2003 Концепция модернизации дополнительного образования на период до 2016 года, разработан  комплекс мер по её реализации (приказ министерства от  17.12.2012 № 2405), ведется разработка подпрограммы региональной программы «Развитие системы образования Калужской области на период до 2020 года» по направлению «Дополнительное образование детей».

В  соответствии с постановлением Губернатора Калужской области  от 26.11.2012 № 572 2013 год объявлен Годом дополнительного образования детей.

Основными мероприятиями Года дополнительного образования детей являются учреждение премий Правительства Калужской области и министерства образования и науки Калужской области лучшим учреждениям, активно внедряющим инновационные программы и проекты, и лучшим специалистам, имеющим  высокий профессиональный рейтинг, широкомасштабное конкурсное движение, юбилейные торжества, посвященные 95-летию государственной системы дополнительного образования детей.

В Калужской области ведется активная работа по поддержке педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

Ежемесячно 5058 педагогов, выполняющих роль классного руководителя, получают надбавку за классное руководство, средний размер которой в I квартале               2013 г. составил 1464 рубля.

Во всех муниципальных образованиях Калужской области классные руководители, работающие с несовершеннолетними «группы риска», получают доплаты за внеаудиторную занятость, осуществляются стимулирующие выплаты и премирование на основании результатов работы с детьми, состоящими на различных видов учетах (внутришкольном, в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, в отделах полиции).

На территории Кировского, Малоярославецкого, Жиздринского, Козельского, Мещовского, Людиновского районов, г. Калуги организована работа 7 учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, где оказывается помощь педагогам, работающим с детьми из социально неблагополучных семей, детям и их родителям.

Во всех муниципальных районах и городских округах Калужской области организована работа районных методических объединений классных руководителей, педагогов-психологов и социальных педагогов.

В программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, директоров общеобразовательных учреждений, уполномоченных по правам участников образовательного процесса включены темы, разделы, посвященные работе с детьми «группы риска».

КГИМО разрабатываются методические материалы, брошюры, памятки для педагогов, родителей и обучающихся, посвященные вышеуказанным проблемам.

Поддержка классных руководителей, педагогов-психологов,                                учителей-предметников осуществляется и через организацию конкурсов профессионального мастерства на муниципальном и региональном уровнях.

Передовой опыт работы педагогов Калужской области с «трудными» детьми обобщается и распространяется как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Регулярное освещение деятельности в средствах массовой информации, на сайте министерства является средством морального стимулирования и поддержки педагогических работников, в том числе и работающих с детьми из неблагополучных семей.

В рамках развития математического образования в Калужской области проводится работа по совершенствованию программ курсов повышения квалификации учителей математики в части методических подходов к рассмотрению тем, касающихся вопросов изучения теории вероятностей и математической статистики и решения задач повышенной трудности, а также по входной и итоговой диагностике уровня подготовленности слушателей курсов по уровню математической грамотности, экспертной оценке уровня подготовленности учителя по предмету.

            В работе курсов принимают участие ведущие математики региона, в том числе преподаватели Калужского филиала Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и Калужского государственного университета                     им. К.Э. Циолковского.

С целью развития профессиональных компетенций и выявления высокопрофессиональных педагогов в 2013 году организована и проведена региональная олимпиада учителей математики, в которой приняли участие 37 человек из 18 муниципальных образований Калужской области.

Регулярно организуются встречи с авторами учебно-методических комплектов по математике и методистами издательств «Просвещение», «Мнемозина», «Баласс», «Дрофа».

С 2012 года региональная ассоциация учителей математики, насчитывающая 150 человек, оказывает информационную, консультативную и организационную помощь в преподавании математики, ведет научно-методическую работу.

По вопросу формирования многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры, в Калужской области проводится следующая работа.

В настоящее время на базе государственного автономного образовательного учреждения специального профессионального образования «Калужский колледж информационных технологий и управления» путем реорганизации учреждений начального и среднего профессионального образования создан Учебный центр подготовки и переподготовки кадров для автомобильной промышленности                (далее – Центр).

Лаборатории Центра оснащены современным унифицированным и многофункциональным оборудованием по гидропневмоавтоматике, промышленной энергетике, мехатронике, диагностике контактной и полуавтоматической сварки,                  IT-технологиям и др.

Центр проводит переподготовку, повышение квалификации и дает дополнительное образование по 30 направлениям подготовки. В настоящее время введен в эксплуатацию новый учебный корпус площадью 3500 м2, в котором расположены мастерские логистики, покраски, контроля качества автомобилей и элементов кузова, робототехники, герметичности, шлифовки, клейки.

В соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Калужской области», утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 30.04.2013 № 235, к 2014 году должен быть создан 1 многофункциональный центр прикладных квалификаций, который в настоящее время уже функционирует.

В ближайшее время планируется развивать опыт по созданию аналогичных многофункциональных центров прикладных квалификаций и в других областях экономики региона.

В связи с тем, что методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации не имеют юридической силы, на федеральном уровне нормативно-правовая база, регулирующая деятельность многофункциональных центров, не разработана, в настоящее время присвоение статуса многофункционального центра уже имеющимся ресурсным центрам, а также принятие региональных нормативных правовых актов по данному вопросу не представляется возможным.

 

Предложения в проект решения координационного совещания:

Министерству образования и науки Калужской области: 

1. Усилить работу по привлечению средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию зданий дошкольных образовательных учреждений  Калужской области.

2. Продолжить развитие системы адресной поддержки образовательных организаций и специалистов, наиболее успешно работающих по выявлению одаренных детей. 

3. Разработать подпрограмму региональной программы «Развитие системы образования Калужской области на период до 2020 года» по направлению «Дополнительное образование детей».

4.  Разработать комплекс мер по популяризации  математического образования.

5. Продолжить создание на территории Калужской области многофункциональных центров прикладных квалификаций.

 И.о. министра образования

и науки Калужской области            Н.В. Алексанова

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...