Страницы

20 янв. 2013 г.

Болунов Владимирову Недостоверность метода определения расхода ресурсов на общедомовые нужды

    С вводом в действие с 01.09.12г. Правил № 354 по расчету объема ресурсов на общедомовые нужды (ОДН) повсеместно обнаружилась ошибочность заложенной в них методики определения расхода коммунальных услуг на ОДН по показаниям общедомовых вводных счетчиков. Вероятно, эксперты указывали на это разработчикам Правил еще на стадии их обсуждения и согласования. Но экспертов не захотели слушать. Расплачиваться за это приходится собственникам помещений в МКД по всей России. Разработчики ответственности не понесли и не понесут.  В связи с массовыми возмущениями граждан непомерными платежами за ОДН необходимо вернуться к этой проблеме вновь.
    Недостоверность  определения расходов коммунальных услуг на ОДН, заложенная в Правила №354, содержит следующие составляющие:
- метрологическую,
- приборную,
- методическую.
   Метрологическая. Количество ресурса, подаваемого в МКД, измеряется общедомовым вводным счетчиком (ВОС), а затем индивидуальными приборами учета (ИПУ). Известно, что измерения производятся с абсолютной погрешностью, определяемой классом точности счетчика (относительной погрешность, приведенной к верхнему значению измеряемого им параметра). Погрешность измерения может иметь как положительное, так и отрицательное значение. При суммировании показаний ИПУ их положительные и отрицательные погрешности измерений складываются и суммарная погрешность при большом количестве ИПУ стремится к нулю. Другое дело погрешность ВОС. Она сохраняет свое значение и его абсолютную погрешность вынуждены оплачивать собственники. При этом надо учесть еще два момента: пределы измерения ВОС существенно больше, чем ИПУ, а значит и больше абсолютная погрешность; счетчик является интегрирующим прибором и вроде бы небольшая абсолютная погрешность счетчика выливается за месяц в существенные объемы и суммы. Как от тоненькой струйки  воды в кране за месяц набирается кубический метр.
   Еще большие абсолютные погрешности измерений возникают в системах циркуляции горячей воды и отопления, так как измеренные счетчиками объемы воды превосходят потребляемые в 10-20 раз. Соответственно растут  погрешности измерений и неоправданные расходы собственников. Могут возразить, что абсолютная погрешность может быть и отрицательной. Может. Но в Правила заложена такая методика подсчета, при которой абсолютная отрицательная погрешность ВОС не учитывается. Правила разработаны в пользу Исполнителя, а не потребителя услуг и достоверности измерений.  
   Приборная. По действующим нормативным документам (ГОСТы и СНиПы) пропускная способность ВОС должная выбираться исходя из реального расхода коммунальной услуги в доме.  Так в нашем 32-х квартирном доме холодной воды расходуется не более 6м3 в сутки. Счетчика с ДУ-20 вполне достаточно. Проектировщики и монтажники исходили из диаметра вводного трубопровода и установили счетчик с максимальным расходом 70м3 в час. Месячная абсолютная погрешность такого счетчика может достигать 1000 м3. Понятно о какой точности измерений месячного расхода воды может идти речь.
   Методическая. Объем коммунальной услуги на ОДН по водоотведению определяется как сумма услуг по холодной и горячей воде. Здесь возникает две ошибки.
1.       В большинстве МКД России нет технических возможностей по получению таких услуг, так как нет соответствующих кранов и сливных отверстий. Услуги можно получить только на бумаге, выпущенной Минрегионом (Правила №354).
2.       Там, где краны отбора холодной воды есть, основная масса ее тратится на полив зеленых насаждений и тротуаров, то есть в систему водоотведения не попадает.
   Вопросы эти в Правилах №354 не отражены.
   Автор  не имеет статистики по всему микрорайону, так как коммунальные предприятия отказываются  ее предоставлять. По квитанциям своим и своих знакомы могу сказать, что рассчитанный по Правилам №354 расход эл.энергии на ОДН превышает реальный в 2,5 -3 раза (расчеты и замеры), горячей воды в пересчете на квартирное потребление – в 2-5раз. Это при условии, что в нашем доме стоят новые квартирные эл.счетчики и 80% счетчиков воды. В Открытой студии 5 канала показывали сюжет, когда УО списала на коммунальную квартиру 1200м3 воды за месяц.  Какие погрешности по отоплению сказать не могу, так как нет объективных результатов измерений. Но расход Гкал. меньше, чем по нормативу даже в морозную зиму этого сезона. ИЗ опыта работы по профессии могу сказать, что у счетчиков после ввода их в эксплуатацию не редко появляется самоход. А по существующим правилам и судебной практике потребитель обязан оплатить исполнителю любую сумму, написанную в квитанции, а потом через суд добиваться справедливости. Что само по себе абсурдно.
   Кардинальным решением проблемы для измерения расходов на ОДН электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения являются:
1.Внесение в Правила №354 (как это сделано в Постановлении №590 от 11.12.12г. Губернатора Калужской области) положения, что плата за коммунальные услуги на ОДН не начисляется в МКД, в которых отсутствуют технические условия для их предоставления.
2. Отказ от использования ВОС и установка общедомовых системных счетчиков, которые будут измерять расходы коммунальных услуг только на ОДН с соответствующей расходу точностью. Внесение соответствующих изменений в Правила №354 или выпуск региональных постановлений, что более оперативно. Рекомендаций  департамента ЖКХ Минрегиона в частных письмах, как они прислали автору после 2-х летней переписки: «Считаете нужным - ставьте такие счетчики» недостаточно. Так как УО отказываются производить расчеты не по Правилам №307 или 354. Затраты на установку общедомовых системных счетчиков не велики, быстро окупятся за счет неправомерных плат за ОДН. Эти счетчики дадут ясную картину направления экономии ресурсов в доме.
3.Исключение из объемов водоотведения показания общедомовых системных счетчиков, вода которых не попадает в канализацию.
    Что касается централизованного отопления, то, если от него невозможно отказаться как самого затратного, необходимо минимизировать (оптимизировать) скорость (объем) прокачиваемого теплоносителя и установить соответствующие этому объему счетчики.
    Другое решение более сложное. В узлах учета тепла стоят два водомера. При расчетах используются показания только одного. Если производители счетчиков смогут их разбраковать на две группы с положительной и отрицательной абсолютной погрешностью, то установка двух таких счетчиков и усреднение их показаний позволило бы существенно увеличить достоверность измерений и расчетов оплаты.
   Оппоненты могут возразить, что существуют еще и технологические потери в доме.. Да такие потери существуют, но только для электроэнергии в кабелях от ввода в дом до квартирного счетчика. Эти потери зависят от сопротивления кабеля и потребляемого собственником помещения тока (мощности). Сопротивление кабеля может быть измерено в любое время. В том числе и на стадии проектирования и ввода дома в эксплуатацию. То есть величина известная. Потребленная собственником за месяц энергия тоже известна. Поэтому технологические потери эл.энергии легко определяются и персонализируются.
   Ответственность за технологические потери воды и теплоносителя должно нести предприятие, предоставляющее услуги по содержанию и ремонту инженерных систем дома в соответствии с заключенным с собственниками договором.
   Предложенные автором меры вызовут понятное бурное возражение со стороны Исполнителей коммунальных услуг и Департамента ЖКХ Минрегиона. Так как затрагивают экономические интересы одних и престижные других. Но зато они защищают интересы десятков миллионов потребителей коммунальных услуг. У автора отсутствуют в настоящее время возможность подтвердить свои предложения практическими результатами из-за сопротивления обслуживающего дом коммунального предприятия и пассивности органов местного самоуправления и региональных структур ЖКХ. Доказательством правоты автора является тот факт, что Исполнители коммунальных услуг не могли не видеть на протяжении более 20 лет, что объем оказываемых ими услуг в 2 раза больше оплачиваемого потребителями. Как в таком случае они не разорились за эти годы? Непомерно завышенными тарифами?
   Если органы местного самоуправления и региональные депутаты окажут необходимую помощь, то практические результаты будут получены и заинтересованные с ними будут ознакомлены.
  В.В.Болунов.
                                                                                                                                                             

                                                 

 

- 

Комментариев нет:

Отправить комментарий