Главы
Минрегиона Игорь Слюняев и Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков
обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением дезавуировать
новые правила оплаты гражданами услуг ЖКХ, введенные правительством Владимира
Путина. Недовольство чиновников вызвали введение оплаты общедомовых
коммунальных нужд, обязанность граждан отчитываться о показаниях приборов учета
и система федеральных субсидий по федеральным льготникам. Эксперты полагают,
что откат к прежним правилам результатов не принесет.
Недовольство
чиновников вызвало постановление правительства N354 "О предоставлении
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений", подписанное
премьер-министром Владимиром Путиным 6 мая 2011 года, которое по замыслу
прежнего кабинета должно было сделать ЖКХ рентабельным. Частями документ начал
действовать с сентября 2012 года и окончательно вступит в силу в 2015 году.
Вчера на
совещании у Дмитрия Медведева глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей
Новиков утверждал, что собственно тарифное регулирование, которое находится под
федеральным контролем, в первом и втором полугодиях 2013 года на общем объеме
платежей граждан за ЖКХ скажется "незначительно". В свою очередь
глава Минрегиона Игорь Слюняев объявил о том, что в 2012 году новые правила
оплаты уже привели к 15-процентному росту общего платежа. Такой рост, по его
словам, зафиксирован в 14 регионах, в том числе в Московской области, Сибири и
Поволжье. Ответственность за рост стоимости услуг ЖКХ выше уровня инфляции
министр возложил на новые правила — в частности, на требование оплаты расходов
на общедомовые нужды: они "зачастую стали включаться одновременно в две
строки в платежке — за коммунальные услуги и за содержание и ремонт
общедомового имущества".
Две другие
претензии к правилам были сформулированы Сергеем Новиковым. Он предложил
отменить обязанность граждан уведомлять сбытовые организации с 23-го по 26-е
число каждого месяца о показаниях приборов учета "под угрозой выставления
повышенных счетов". Также господин Новиков потребовал пересмотреть правила
предоставления субсидий федеральным льготникам — сейчас они рассчитываются из
социальных норм жилья, а не его реальной площади.
По мнению
главы ФСТ, это "очень ограниченное число недочетов этого
постановления" — на самом деле их больше, и конечно, их надо в самое
кратчайшее время исправить. Игорь Слюняев предложил Дмитрию Медведеву отдать
поручение Минрегиону, Минэнерго и ФСТ вернуться к старым правилам оценки услуг
ЖКХ. Старая методика, по его мнению, "оправдывала свою эффективность, не
было недопонимания, не было избыточных начислений в работе предприятий
коммунального хозяйства". Другое предложение Игоря Слюняева звучало
гораздо более туманно: "Нам не хватает регулятивных функций".
Напомним,
что новые правила предоставления услуг ЖКХ утверждались весной 2011 года и
должны были ликвидировать пробелы госрегулирования отрасли, зафиксированные в
редакции, утвержденной постановлением N307 от 26 мая 2006 года. "Они
предполагали пересмотр нормативов потребления услуг ЖКХ, в которые уже было
"зашито" общедомовое потребление, и если этого пересмотра не было —
прямая задача прокуратуры выяснить, почему не выполняется действующее
законодательство",— говорит источник "Ъ" в Минрегионе. Первые
платежки по новым правилам граждане получили в ноябре 2012 года (по
фактическому потреблению услуг ЖКХ в октябре), и пока оценить их использование
у ведомства не было времени.
По оценке же
Сергея Сиваева из Института экономики города, откат к прежней редакции
"Правил..." пользы не принесет — проблема, которая вызывает протесты
плательщиков, существовала и в прошлой редакции и обусловлена идеологическим
подходом к отраслевому регулированию. "Коммунальные услуги — это то, что
потребляется жильцами, и дописывать к ним какие-то дополнительные услуги вне
квартиры неправильно, это провоцирует управляющие компании и ТСЖ никак не
бороться с утечками в общедомовых сетях, просто дописывая их в счет. Все, что
вне квартиры,— это сторона УК, и эти расходы должны включаться в стоимость
управления",— считает эксперт. В целом же господин Сиваев оценивает
введение новых правил ЖКХ как попытку "залатать дыры без оглядки на
системное воздействие с закономерным результатом".
Впрочем, в
Москве "общедомовые услуги все-таки были "зашиты" в затраты УК и
дотируются из бюджета, это огромные средства, и на эффективности УК это никак
не сказывается",— парирует собеседник "Ъ" в Минрегионе.
Ведомство предполагало, что на общедомовые нужды будет расписываться до 10-12%
всего потребления услуг ЖКХ, но в реальности эта доля достигает 30%.
Подходы же
правительства к субсидированию ЖКХ вызывают вопросы у всех опрошенных
"Ъ" экспертов. Так, по оценке Сергея Сиваева, потолок оплаты ЖКХ
населением всегда был в РФ "статистической величиной", которая
устанавливалась для нужд Минфина прогнозировать бюджетные субвенции. Введение
же предельных уровней роста тарифов ЖКХ в 2007 году для регулирования инфляции
усугубило ситуацию — из-за этого те регионы, которые успели повысить тарифы до
реальных показателей стоимости услуг, смогли тратиться на реальную модернизацию
"коммуналки", а отстающие "не могут выбраться из финансовой ямы
и ждут краха, не имея средств на обновление". По словам собеседника
"Ъ" в Минрегионе, для последних ситуацию катастрофически усугубляют
все виды неплатежей: глубина кассового разрыва у компаний в отрасли достигает
полугода, около 50% населения платит за услуги ЖКХ с отсрочкой в два-три
месяца.
Отметим, что
какое бы решение ни было в итоге принято (откат к старым правилам или
корректировка новых), оно, вероятнее всего, приведет к возникновению новых
"системных" проблем, о которых и предупреждал в своем выступлении
господин Новиков. Ситуация тем временем усугубляется недавними отставками в
подведомственном Минрегиону агентстве по строительству и ЖКХ, о которых
"Ъ" писал 24 и 26 декабря,— тогда, в частности, стало известно об
отставке автора обеих версий обсуждаемых правил, замглавы Госстроя Ирины
Булгаковой.
Источник
информации: Коммерсантъ.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий