Страницы

17 нояб. 2012 г.

Борьба за европейскую идентификацию России в ситуации Наполеоновских войн

По материалам круглого стола по ВОВ 1912 года
. Диалог «Россия и Европа» в эпоху наполеоновских войн приобрел но­вое содержание, став средством утверждения России в качестве полноправной участницы «европейского концерта». Признание России происходило в ситуа­ции нестабильности и военного конфликта. Со стороны России для достижения цели были использованы различные способы: а) борьба с Наполеоном в соста­ве коалиций европейских государств 1804-1807 гт; б) союз с Наполеоном -Тильзит, война против нашествия французской армии в Россию в 1812 г.; в) борьба с Наполеоном во главе европейских государств, «заграничный поход» русской армии; г) Венский конгресс европейских монархов; д) Священный Союз, «венская система» международных отношений.
25 июня 1807 г. вблизи пограничного города Тильзита встретились два мо­гущественных императора западной и восточной Европы: Наполеон и Алек­сандр I. Трудно было найти двух иных монархов, столь разительно отличавших­ся друг от друга и со столь противоположными интересами.
С одной стороны - Наполеон Бонапарт, из захудалых корсиканских дво­рян, совсем недавно генерал французской республики, получивший император­скую корону всего три года назад. Человек, который к 35-летпсму возрасту дос­тиг вершин власти и при этом всем в жизни был обязан исключительно самому себе. Он стал героем XIX в., воплотив в себе новый идеал судьбы, когда жиз­ненный успех достигается исключительно за счет усилий самого человека.
С другой стороны - Александр I, легитимный монарх, за плечами которого стояла двухсотлетняя династия Романовых. Иной политический опыт: интриги, раболепство и предательство, тень убитого заговорщиками отца, огромная им­перия, свалившаяся на руки почти вопреки желанию двадцатичетырехлетнего императора.

На опейской арене их интересы были диаметрально противоположны. Англия, враг номер один для французского императора, была основным торго­вым партнером России. И не было в Европе более преданного союзника Напо­леона, чем борющаяся за свою свободу Польша - европейские ворота России. Встрече императоров в Тильзите предшествовало военное столкновение, ус­пешное для Наполеона и катастрофическое для Александра I - Аустерлиц, Фридланд. Однако картина их встречи выглядит просто идиллически: одинна­дцать дней продолжались рауты, обеды, беседы, конные прогулки.
В начале XIX в. европейскую политику формировали три группы факто­ров: а) нестабильность, которая проявлялась по многим направлениям: полити­ческим, социальным, в межгосударственных отношениях. Будоражащим факто­ром была армия Наполеона, одерживающая победу за победой; б) французская революция начала побуждать к общественной активности новые социальные силы; в) европейское просвещение XVIII в. изменило и сам строй духовной жиз­ни наций. В европейской и русской духовной жизни стало заметным стремление найти идеальную рациональную модель, стремление решать сложные вопросы простыми рационалистическими способами, предпочтительно силой и ради­кально.
В целом, европейская реальность значительно изменилась после фран­цузской революции и с началом периода т.н. «наполеоновских войн». Главный стержень межгосударственных отношений эпохи «наполеоновских войн» выра­жался в формуле: борьба за европейское лидерство. Несомненным лидером уже являлась Франция. Но борьба не была окончена, и в нее предстояло всту­пить России.
Однако новую европейскую доктрину России следовало еще сформиро­вать.
Заключая договор, Наполеон и Александр I, думали, что обманули друг друга. Оба считали Тильзит успехом в своих планах. Это был действительно «договор одураченных». И судьба Тильзитского соглашения была предрешена с первого года. Никто не собирался его в действительности выполнять, особенно Россия:
- соглашение о дружественных отношениях России и Франции. Этому про­тиворечило поведение российских дипломатов. Посол России в Париже П.А. Толстой уже видел расхождение между уверениями в союзничестве и истинны- ми намерениями французского императора выбросить Россию из Европы. Дея­тельность русского посла была направлена на то, чтобы помешать этим наме­рениям Наполеона, угрожая ему возможностью союза России с Австрией;
-  соглашение о континентальной блокаде Сокращение российского экс­порта в Англию вызвало падение курса ассигнаций почти наполовину. С 1810 г. Россия практически перестала соблюдать условия континентальной блокады, торгуя с Англией под нейтральным флагом. Более того, настоящую ярость На­полеона вызвал принятый в 1810 г. таможенный тариф для «нейтральной тор­говли»;
-  соглашение о военном сотрудничестве. Судьба польских территорий в составе России по-прежнему вынуждала Александра время от времени изобра­жать военного союзника французского императора. И когда в 1809 г. Франции действительно потребовалось серьезное участие России в войне против Авст­рии, то на помощь французской армии было послано четыре корпуса. Но они так долго совершали по пути сложные маневры, что, когда Наполеон уже занял Вену, посланные русские корпуса еще не успели перейти границу России;
-  династический конфликт. Отношения царствующих династий занимали огромное место в дипломатии первой половины XIX в. Для новоиспеченного императора Франции династический вопрос и вовсе был на уровне настоящего комплекса неполноценности. Французский император посчитал брак с русской великой княжной наилучшим .обеспечением легитимности новой династии во Франции и гарантией соблюдения Тильзитских соглашений. Однако, не получив руки ни Екатерины Павловны, ни Анны Павловны, Наполеон подписал брачный контракт с эрцгерцогиней Марией-Луизой Австрийской.
Тильзитский договор саботировали обе стороны. Военное противоборство сторон к 1812 г. оказалось неизбежным. Цель же осталась прежней; продолже­ние союзнических отношений или отказ от Тильзитских соглашений.
Идет активное вызревание Отечественной войны 1812 г. Целью военного похода Наполеона стала Москва, а не Петербург, хотя столицей России являлся Петербург, расположенный к тому же на сто верст ближе к границе. Наполеон после завоевания Москвы предложил мир, требуя возвращения к Тильзитским соглашениям, а Александр не только отверг это предложение, но и вообще ни разу не ответил Наполеону.
Французская армия покинула территорию России, переправившись через р. Березину 16 ноября 1812 г., а официально война была объявлена законченной рескриптом Александра I и приказом Кутузова только в конце декабря 1812г.
Наполеон не ставил задачи уничтожения национальной независимости России. Он желал ограничить возможности России по вмешательству в дела цивилизованной Европы. Еще одна война, ещё один триумф.
Русская армия, освободив Россию, не задержалась на границе, а сразу начала войну против Наполеона в составе воссозданной антинаполеоновской коалиции.
Война носит более сложный характер, нежели война за национальную не­зависимость: она включает в себя общеевропейские задачи России и в целом выходит за рамки чисто национальной войны.
Идет формирование новых международных отношений. Создается «Вен­ская система», орудием которой стал созданный на Венском конгрессе Священ­ный союз монархов Европы Александр меняет акценты своей дипломатии Лейпциг стал последней битвой, в которой против Франции участвовали русские войска, В роковой для Наполеона битве при Ватерлоо в 1815 г. участвовали ар­мии шести европейских государств, но России среди них уже не было. С точки зрения России, Франция стала необходимым противовесом против амбиций прежних союзников. Теперь задачей стало не просто войти в Европу, но в ней остаться в качестве великой европейской державы. А эта задача не могла быть решена военным способом. Осенью 1814 г. первый в истории Европы междуна­родный Конгресс, затягивался на месяцы из-за нараставших противоречий ме­жду бывшими союзниками. Александр I упорно добивался создания благопри­ятных условий для европейской политики России, решения вопросов о Польше, о Пруссии. Его не остановил даже тайный сговор Англии, Австрии и Людовика XVIII против России и Пруссии.
Усилия Александра I увенчались успехом: а) добился закрепления за Рос­сией большей части Польши, обязавшись дать ей конституцию в обмен на без­условное уничтожение свободного герцогства Варшавского; б) заставил Европу смириться с присоединением к России Финляндии; в) частично поддержав тер­риториальные претензии Пруссии и Австрии, сумел поладить с союзниками; г) удалось свести к минимуму и европейское унижение Франции, добившись снижения контрибуций, рыцарского отношения к участникам войны на стороне противника. Он проявил себя умелым и неутомимым дипломатом. Но оставался коренной вопрос: как обеспечить механизм функционирования с таким трудом созданной новой «венской системы» государственных отношений в послевоен­ной Европе.
Важным и новым результатом европейской политики с чрезвычайно важ­ной и весомой ролью России стало установление так называемой «венской сис­темы», основанной на балансе сил и интересов европейских держав. Вкладом России явилось создание первой в европейской новой истории межгосударст­венной организации - Священного союза, основанного в сентябре 1815 г., на идее нравственных обязанностей монахов по отношению к своим подданным и друг к другу.
Священный союз - это была своего рода «русская идея» в европейском прочтении. Попытка перевести язык политики на язык евангельской морали. Однако при всей привлекательности нового механизма межгосударственных отношений он оказался нежизнеспособным в условиях нестабильной Европы. Александр I не ощутил, накануне каких глубоких цивилизационных подвижек стоит Европа, сколько войн и революций предстоит ей пережить уже в ближай­шие десятилетия.
Первые сигналы нежизнеспособности любимого детища Александра об­наружились почти сразу. Только три европейских государства не подписали Меморандум Священного Союза. Англия - и чего стоило тогда согласие дер­жав-победительниц? Ватикан - и во что превращалась идея надконфессионно-сти? Турция - и неизбежным становились национальные и пограничные кон­фликты на Балканах. А когда в силу внутренней нравственной трагедии Алек­сандр отошел от европейских дипломатических хитросплетений и делами Свя­щенного союза стал заправлять Меттерних, дальнейшая его судьба не заслу­жила одобрения ни современников, ни потомков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий