Доклад:
«Защита прав объединений собственников жилья в условиях перехода к
саморегулированию при усилении государственного контроля и надзора»
Тезисы: За
последнее время значительно усложнились условия создания и деятельности ТСЖ ЖСК
- некоммерческих организаций, объединяющих собственников жилья с целью
совместно содержания своих многоквартирных домов, своей частной собственности.
Казалось бы, чиновникам следует оказывать всемерную поддержку жилищным
объединениям, освободивши государство от заботы о содержании значительной части
жилищного фонда. Тем более, что именно такая политика неоднократно
провозглашалась в выступлениях лидеров государства.
Однако законодательные и нормативные акты, принятые за
последние полтора года, свидетельствуют об обратном. Установлен директивный
порядок как внешней деятельности ТСЖ и ЖСК, так и взаимоотношений внутри этих
организаций, вопреки праву их учредителей собственников жилья самостоятельно
принимать решения в отношении содержания своих доме К числу наиболее одиозных
можно отнести: попытки лишить председателей правлений трудов] прав, обязыванию
их раскрывать перед всеми лицами, не имеющими отношения к данному дръ конфиденциальную
информацию о своей деятельности, передавать властям списки и телефоны своих
членов, троекратно собирать подписи каждого, кто голосовал за создание
товарищества, прочее - ничего подобного не установлено для жителей других
домов.
Несмотря на невысокую долю самоуправляемых
многоквартирных домов, половина функций государственных жилищных инспекций
направлена на ТСЖ - исправлять уставы вслед за меняющимися законами, проверять
протоколы общих собраний, получать письменные объяснения с их участников с
целью добиваться ликвидации товариществ. Непродуманная норма по кворуму общих
собраний (сравните с допустимой явкой на выборы государственных лиц) может быть
использована для получения частными компаниями выгодных жилых домов.
Система,
навязываемая чиновниками в последний период, ущемляет права и интересы
собственников жилья, объединившихся в ТСЖ и ЖСК для того, чтобы самим
распоряжаться вопросами содержания своей недвижимости. Волюнтаристская норма,
обязывающая их отказаться от публичных договоров с поставщиками ресурсов,
возложив эту обязанность на НКО как на посредника, противоречит закону о защите
прав потребителей и несправедлива.
Переход к саморегулированию деятельности по управлению
многоквартирными домами продолжает вызывать споры в отношении обязательности
распространения его на организации, занимающиеся предпринимательской
деятельностью в этой сфере. Однако недавно возникла и настойчиво продавливается
через законодательные органы неприемлемая, противоречащая законодательству (№
315-ФЗ) установка, включить в СРО товарищества и кооперативы, то есть
некоммерческие организации, которые саморегулируются изнутри своими уставами,
то есть фактически уже являются саморегулируемыми организациями. Включение их в
СРО незаконн< так как ограничит права общих собраний членов - учредителей
НКО самостоятельно решать вопросы управления своей собственностью.
Ещё более
несуразно выглядит обязанность ТСЖ и ЖСК вносить взносы в компенсационный фонд
для использования его по решению других членов СРО для возмещени ущерба от
некачественных услуг, оказанных потребителями других домов, управляемых
коммерческими управляющими организациями. Устав обязывает товарищества и
кооперативы создавать собственный компенсационный фонд для использования по
решению своих членов, ь только на нужды своей недвижимости, а не чужой.
Таким
образом, правовой экспертизой установлена несостоятельность принятых начина?
мая 2011 года законодательных и нормативных актов в отношении прав
некоммерческих жилищных объединений. Необходимо повсеместно добиваться
признания их недействительные и отмены, без чего невозможно дальнейшее развитие
самоуправления в жилищной сфере.
Доклад
: «Социальные аспекты политики реформирования жилищно-коммунальной сферы»
Тезисы: Массовые
обращения по вопросам ЖКХ свидетельствуют о том, что население отождествляет
проводимые реформы в основном с увеличением платежей за счет нерегулируемого
роста цен и тарифов. Это указывает на то, что, вопреки указаниям Президента РФ,
реформаторы не уделяют должного внимания работе с жителями, обсуждению с ними и
разъяснению им содержания готовящихся к принятию
нормативных
актов и осуществляемых в отрасли мероприятий.
Текущий
момент, особенно в части многочисленных, необоснованных ни экономической, ни
социальной, целесообразностью, законодательных инициатив, характеризуется
усилением протестных настроений из-з"а концентрации непопулярных мер,
реализация которых уже началась или будет введена в ближайшее время. Начисление
платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды привело к росту оплаты за те
же ресурсы в Санкт-Петербурге в ряде случаев на 50-150 процентов.
При этом во втором
полугодии дважды поднимались цены и тарифы по другим затратам, что в итоге
привело к тому, что практически у всех жителей увеличение платы за ЖКУ по
сравнению с прошлым годом значительно превысило границу в 25 процентов, то есть
все получили право на отсрочку платежей за счет кредита. Такую ситуацию в
масштабах многомиллионного города нельзя признать нормальной.
Анализ
показал, что Комитет по тарифам недостаточно глубоко просчитал последствия
перехода населения субъекта федерации на порядок оплаты, установленный
Правилами предоставления коммунальных услуг (постановление № 354). Утверждены
нормативы потребления воды на общедомовые нужды в размере 0,19-0,26 на площадь
помещений общего имущества, в то время как в других городах они составляют
0,02-0,04, то есть в 7-10 раз меньше. Не учтено, что старый жилищный фонд
бывшей столицы Российского государства имеет площади лестниц и других общих помещений
многократно превышающие аналогичные площади в крупнопанельных домах, достигая
50 процентов и выше по отношению к общей полезной площади дома. Такая
особенность структуры застройки города даёт основания решить вопрос об
ограничении размера площади помещений общего имущества, принимаемог для расчета
расхода ресурсов на общедомовые нужды, например, в пределах 15 процентов по
отношению к общей полезной площади жилых и нежилых помещений многоквартирного доме
Только при
таком условии введение дополнительной платы за расход коммунальных ресурсов на
общедомовые нужды может быть представлен как относительно реальный и после
вразумительных пояснений полученных цифр населению может войти в практику
начислений Не менее сложно будет доказать жителям, что расход ресурсов при
водоотведении может превышать зафиксированное приборами учета поступление
холодной и горячей воды в квартиры.
Перед
реформаторами в ближайшее время встанет ещё более сложная задача убедить
население в необходимости регулярных (и немалых - до 12 рублей с квадратного
метра) взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов. Важно, чтобы
принимаемый закон был максимально понятен жителям и не допускал сомнений в том,
что новые взносы останутс на счете данного дома, а расходование их будет под ко1яролем
собственников.
Практика последних месяцев требует коренной
перестройки отношения власти к проблемам жителей многоквартирных домов,
выдвижения социальных аспектов проводимых реформ в число первостепенных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий