Абзац 1 подпункта «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению
граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества
жилищно-коммунальных услуг» (далее - Указ).
В соответствии с пунктом 2 статьи
28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный
кодекс) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц
осуществляется за плату.
Предоставление
земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может
осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом,
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В настоящее
время Земельным кодексом
бесплатное предоставление земельных участков предусмотрено только гражданам,
имеющим трех и более детей.
Учитывая
изложенное, после принятия на федеральном
уровне изменений о возможности бесплатного предоставления земельных
участков под строительство жилья экономического класса с ограничением продажной
цены на такое жилье, соответствующий порядок будет принят и на областном
уровне.
Следует отметить, что на
территории области уже осуществляются меры государственной поддержки
ряда проектов жилой застройки, направленные на обеспечение жильем
экономического класса отдельных категорий граждан. За
счет бюджетных средств застраиваемые земельные участки обеспечиваются объектами
коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, а инвестор-застройщик в
свою очередь часть построенных жилых помещений, отвечающих критериям жилья
экономического класса, продает отдельным категориям граждан по цене не выше
средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого
помещения, определенной для Калужской области Министерством регионального
развития Российской Федерации.
На указанных условиях было
осуществлено строительство поселка
«Молодежный» в районе дер. Лихун Октябрьского округа г. Калуги, коттеджного
поселка «Швейцарская деревня» в микрорайоне «Северный» г. Калуги, жилого
микрорайона «Олимпийская деревня» в дер. Кабицыно Боровского района и в
настоящее время реализуется региональный инвестиционный проект «Массовая
малоэтажная застройка в с. Воскресенское Ферзиковского района Калужской
области».
Абзац 2 подпункта «а» пункта 2 Указа.
В целях улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей,
на территории области действует следующий комплекс мер.
Законом Калужской области от 05.05.2000 № 8-ОЗ «О статусе многодетной
семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки» предусмотрено
улучшение жилищных условий многодетных семей, состоящих на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, путем предоставления социальной выплаты на
приобретение или строительство жилого помещения по месту жительства.
Закон Калужской области от 26.04.2012 №
275-ОЗ «О случаях и порядке бесплатного предоставления в Калужской области
земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей» предусматривает однократное
бесплатное получение многодетной семьей земельного участка для жилищного
строительства размером от 14 до 15 соток.
Кроме того, в рамках масштабных проектов
комплексной застройки осуществляются мероприятия по обеспечению необходимой инфраструктурой
земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более
детей. В настоящее время в дер. Яглово г. Калуги Фонд поддержки строительства доступного жилья в Калужской области
осуществляет строительство инженерных коммуникаций и предоставление гражданам
земельных участков.
Данный земельный участок обеспечивается
необходимой инфраструктурой в рамках подпрограммы «Комплексное освоение и
развитие территорий в целях жилищного строительства и развития индивидуального
жилищного строительства» долгосрочной целевой программы «Стимулирование
развития жилищного строительства на территории Калужской области» на
2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Калужской
области от 22.04.2011 № 226 (далее – Программа).
Абзац 1 подпункта «б» пункта 2 Указа.
В настоящее время в соответствии с
подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Программы социальные выплаты
предоставляются молодым семьям - участникам подпрограммы, в том числе для
уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита в
размере не менее 30 % расчетной (средней) стоимости жилья для молодой семьи, не
имеющей детей, в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья для молодых
семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей,
состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.
Кроме того, за счет областного бюджета осуществляется предоставление молодым семьям дополнительных социальных
выплат для возмещения части процентной ставки по кредитам или займам на
приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе
по ипотечным кредитам, и при рождении
(усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита или займа,
предоставленного на приобретение или строительство жилья, в том числе
ипотечного жилищного кредита, либо компенсации затраченных молодой семьей
собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального
жилья.
Кроме того, в рамках Программы
предоставляются социальные выплаты сотрудникам организаций, непосредственно
осуществляющим деятельность на территориях индустриальных парков и технопарков,
для возмещения части первоначального взноса по кредитам и займам на покупаемое
или создаваемое (строящееся) жилье, в том числе по ипотечным жилищным кредитам.
Размер социальной выплаты рассчитывается как стоимость 2,5 квадратного метра
общей площади жилого помещения на каждого члена семьи сотрудника технопарка.
В настоящее время в целях
обеспечения реализации Указа на территории области вносятся изменения в
Программу, предусматривающие оказание мер государственной поддержки работникам
здравоохранения, а также молодым учителям в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий на
условиях ипотечного кредитования с привлечением дополнительных средств
федерального бюджета в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1177 «О порядке
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с
предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита».
Абзац 2 подпункта «б» пункта 2 Указа.
В целях разработки комплексных мер,
направленных на переход к установлению социальной нормы потребления
коммунальных ресурсов с учетом компенсационных мер для одиноких пенсионеров,
проживающих в квартире не мене 10 лет, министерством конкурентной политики и
тарифов Калужской области подготовлены и направлены в адрес Министерства
регионального развития Российской Федерации предложения по разработке методики
расчета социальной нормы потребления коммунальных ресурсов и проработки
возможности финансирования вышеназванной компенсационной меры за счет средств
федерального бюджета.
Абзац 2 подпункта «в» пункта 2 Указа.
Для улучшения качества предоставления
жилищно-коммунальных услуг, в том числе для развития конкуренции на рынке этих
услуг на региональном и местном уровнях Калужская область стала одной из
участниц «пилотного» проекта, курируемого партией «Единая Россия», по созданию
саморегулируемых организаций (далее – СРО) в сфере управления жилищным фондом.
СРО Калужской области «Домоуправ» создана в
декабре 2009 года. В настоящее время ее членами являются более 30 управляющих
организаций области.
Основными целями организации являются:
- развитие и поддержка
участников жилищных отношений (собственников помещений в многоквартирных домах,
управляющих организаций и обслуживающих организаций) в области управления
жилищным фондом, правовая (юридическая) поддержка (не за деньги) участников
жилищных отношений;
- содействие в осуществлении участниками
жилищных отношений своих функций по управлению жилищным фондом, координация их
действий в целях эффективного использования финансовых ресурсов для реализации
поставленных перед ними задач;
- участие в
формировании инфраструктуры рынка, путем объединения добросовестных управляющих
организаций, деятельность которых регламентируется внутренними стандартами и
правилами СРО;
- формирование и организация партнерского
сотрудничества между участниками жилищных отношений, органами государственной
власти и местного самоуправления.
Однако отсутствие в жилищном законодательстве
требования об обязательном членстве в СРО не создает стимула у всех управляющих
организаций области к вступлению в данное объединение и выполнению всех
установленных для членов СРО требований и стандартов.
Также в целях усиления конкуренции в сфере
управления домами за счет увеличения доли домов, управляемых жителями
самостоятельно путем объединения в ТСЖ, для создания благоприятных условий
деятельности на территории Калужской области принят Закон Калужской области «О
стимулировании прогрессивных форм
управления жилищным фондом в Калужской области».
В соответствии с нормами данного закона ТСЖ
может претендовать на:
- получение субсидий областного бюджета на
погашение затрат по оформлению земельных
участков под многоквартирными домами в общедолевую собственность;
- получение субсидий областного бюджета на
погашение затрат по государственной
регистрации ТСЖ;
- премирование ТСЖ по условиям конкурсов,
проводимых министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской
области;
- финансирование обучения и повышения
квалификации специалистов ТСЖ.
Кроме того, законом предусмотрена ежемесячная
выплата председателям ТСЖ в размере 2 тыс. руб. за счет средств областного
бюджета.
Абзац 1 подпункта «г» пункта 2 Указа.
В
целях обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Калужской области на
территории Калужской области действует долгосрочная целевая программа
«Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской
области» на 2011-2015 годы, предусматривающая в том числе строительство жилья
экономического класса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический
оборот земельных участках.
В целях реализации указанных мероприятий на территории
Калужской области с 2006 года осуществляет деятельность Фонд поддержки
строительства доступного жилья в Калужской области (далее – Фонд), основной
задачей которого является девелоперская деятельность по обеспечению необходимой
инженерно-технической инфраструктурой предназначенных для жилищного
строительства земельных участков. За указанный период Фондом приобретено право
аренды на семь земельных участков, общей площадью 187,1 га в Сухиничском,
Юхновском, Мещовском, Кировском, Ферзиковском, Малоярославецком районах, городе
Калуга для дальнейшего их комплексного освоения с целью развития малоэтажного
строительства общим планируемым вводом жилья – 64,7 тыс. кв. метров. В Сухиничском, Юхновском, Мещовском, Кировском районах
запланированные мероприятия Фондом уже реализованы.
Для обеспечения населения Калужской области
питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности,
развития коммунальных централизованных систем хозяйственно-питьевого
водоснабжения, ликвидации дефицита питьевого водоснабжения в ряде населенных
пунктов Калужской области, а также развития государственно-частного партнерства
в секторе водоснабжения коммунального хозяйства на основе привлечения
долгосрочных частных инвестиций принята долгосрочная целевая программа «Чистая
вода в Калужской области» на 2011-2017 годы».
Реализация указанной программы позволит
обеспечить улучшение водоснабжения и водоотведения для населения до
существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости
используемой воды, сокращение потерь воды и поддержание оптимальных условий
водопользования.
Абзацы 2, 4, 5 подпункта «г» пункта 2 Указа.
Также
программой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на реализацию
административных процедур в сфере жилищного строительства, и в целях
реализации вышеуказанных мероприятий действует межведомственная рабочая группа,
утвержденная приказом министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Калужской области от 11.07.2011 № 168.
На заседаниях
рабочей группы рассматриваются следующие вопросы:
- разработка административных
регламентов
исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в
соответствии с утвержденными регламентами;
- осуществление
контроля за предоставлением государственных и муниципальных услуг в
соответствии с утвержденными регламентами;
- предоставление в электронном
виде услуг по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию,
капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод
объектов в эксплуатацию;
- внедрение
упрощенного порядка подготовки и согласования документов территориального
планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке
территории в соответствии с требованиями федерального законодательства;
- оптимизация
процедуры формирования и предоставления земельных участков для строительства и
получения разрешения на строительство в соответствии с требованиями
федерального законодательства;
- развитие системы
негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных
изысканий, создание механизмов обеспечения ответственности и аккредитации
организаций, осуществляющих такую экспертизу;
- снятие избыточных административных барьеров
при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального
строительства к системам инженерно-технического обеспечения и снижение
стоимости подключения.
Абзацы 3 подпункта «г» пункта 2 Указа.
В целях решения проблемы повышения
эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры, ее модернизации
и обновления, при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для
потребителей, создания условий для эффективного инвестирования в коммунальную
инфраструктуру, снижения издержек и повышения надежности при обеспечении
доступности коммунальных услуг для потребителей и минимально необходимой
нагрузки на бюджетную систему в муниципальных образованиях области приняты
программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры.
Указанные программы приняты:
- из 24 муниципальных районов – в 24;
- из 2 городских округов – в 2;
- из 28 городских поселений – в 27.
Не принята программа в городском поселении
«Поселок Куровской» в связи с его планируемым присоединением к городскому
округу «Город Калуга».
Вопросы установления долгосрочных (не менее
чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определения величины
тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов в
настоящее время прорабатываются министерством конкурентной политики и тарифов Калужской
области.
Подпункт «д» пункта 2 Указа.
Калужская
область является пилотным регионом, в котором активно осуществляются мероприятия по формированию арендного фонда жилья и
увеличению объемов предложений на рынке арендного жилья.
Создание условий для развития
рынка арендного жилья и отработка кредитно-финансовых механизмов поддержки
проектов строительства арендного жилья путем формирования эффективной модели
государственно-частного партнерства реализуются в рамках подпрограммы «Развитие арендного
жилищного фонда в Калужской области – жилье для профессионалов» Программы.
Особо следует отметить сотрудничество Правительства Калужской области и
ОАО «АИЖК» по реализации на территории области нового финансового
инструмента ипотечного кредитования юридических лиц для строительства арендного
жилья.
В настоящее
время ОАО «АИЖК» рассматривается возможность реализации данного финансового
инструмента в двух пилотных проектах по рефинансированию строительства
арендного жилья: в микрорайоне «Олимпийская деревня» дер. Кабицыно Боровского
района (заканчиваются
строительно-монтажные работы по возведению 11 жилых домов общей площадью
34 тыс. кв. метров) и жилом комплексе «Старгород» в деловом центре г. Калуги для
временного проживания специалистов – (420 номеров общей площадью 14 тыс. кв.
метров). Проекты реализуются ООО Корпорация «Русская недвижимость».
В сентябре текущего года планируется
проведение семинара – совещания по строительству арендного жилья в
Калужской области с участием исполнительного директора по жилищному
финансированию ОАО «АИЖК» А.Н. Шелкового и представителей строительных
организаций, осуществляющих реализацию проектов строительства арендного жилья в
области.
Кроме того, Фондом поддержки строительства
доступного жилья в Калужской области привлечены инвесторы для строительства
арендного жилищного фонда на двух земельных участках: при индустриальном
парке «Росва» (основным резидентом стал альянс Peugeot Citroеn Automobiles Rus
и Mitsubishi Motors Corporation) жилой
микрорайон «Воротынская роща» пос. Воротынск Бабынинского района и для
обеспечения работников технопарка «Грабцево» (якорный инвестор - компания
«Volkswagen Group Rus») малоэтажный жилой микрорайон
«Швейцарская деревня» в черте г. Калуги. Данные проекты также планируется
реализовывать в привлечением кредитных ресурсов и механизмов ОАО «АИЖК».
Также в текущем году в Боровском районе строительная
компания «Энком» приступила к строительству I очереди жилого комплекса «Изумрудная роща»
для работников предприятий технопарков «Ворсино» и «Обнинск», нуждающихся в
предоставлении арендного жилья.
Рассматривается возможность использования
земельных участков в районе дер. Лихуны, дер. Марьино г. Калуги
в целях жилищного строительства, в том числе арендного жилья.
В последующие годы реализацию проектов
строительства арендного жилья планируется осуществлять на территории
Людиновского, Малоярославецкого, Дзержинского районов и города Обнинска.
В проекте
областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
планируется предусмотреть финансирование данных мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие арендного
жилищного фонда в Калужской области – жилье для профессионалов» Программы в 2013 году – 161 171,0 тыс. рублей, 2014 году –
167 171,0 тыс. рублей и 2015 году – 171 171,0 тыс. рублей.
Подпункт «е» пункта 2 Указа.
С целью
ликвидации аварийного жилищного фонда области были проведены мероприятия по
заключению Соглашений с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства для финансовой поддержки Калужской области, которым выделен лимит
финансирования Калужской области на 2008-2012 годы в объеме 1 199,0 млн.
рублей.
За период 2008-2009
годов в области освоено средств в объеме 902,1
млн. рублей, в том числе средств Фонда – 464,4 млн. рублей. Построено и
приобретено 26,5 тыс. кв. метров жилья, что позволило переселить 1 275
человек из аварийного жилищного фонда площадью 20,6 тыс. кв. метров. Построено
39 жилых домов и завершено строительство 8 многоквартирных жилых домов
общей площадью 35 230,7 кв. метров.
За 2010 год в
области освоено средств в объеме 238,8 млн. рублей, в том числе средств Фонда – 177,7
млн. рублей. Построено 14 жилых домов на 163 квартиры общей площадью 7 508,58
кв. метров, 395 граждан переселены из 39 аварийных домов общей площадью
6440,8 кв. метров.
За 2011 год в
области освоено средств в объеме 357,3 млн. рублей, в том числе средств Фонда –
239,9 млн. рублей.
За указанный
период приобретено 276 жилых
помещений площадью 12,1 тыс. кв. метров в 19 многоквартирных жилых домах, что
позволило переселить 624 человека из аварийного жилищного фонда площадью 9,5
тыс. кв. метров.
Продолжается
реализация мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда в 8
муниципальных образованиях, срок реализации которых в соответствии с
постановлением Правительства Калужской области продлен до декабря 2012 года и в
результате будет переселено 795 человек из 65 аварийных домов (13,1 тыс.
кв. м.) в 384 новые квартиры площадью 16,4 тыс. кв. метра.
В 2012 году
приняты две областные программы по переселению из аварийного жилищного фонда по
шести муниципальным образованиям: будет расселено 369 человек из 22 аварийных
домов площадью 5,6 тыс. кв. метров во вновь построенные 166 квартир. На
реализацию программ выделено 224,8 млн. рублей из консолидированного бюджета.
Таким образом, в
результате проводимых мероприятий по переселению граждан из аварийного
жилищного фонда за период 2008–2012 годы в Калужской области будет реализовано
средств в объеме – 2 151,8, млн. рублей, в том числе средств Фонда – 1 199,1 млн.
рублей, средств областного бюджета – 922,5 млн. рублей, средств муниципального
бюджета - 30,2 млн. рублей. Построено 95 многоквартирных домов и приобретено
67,2 тыс. кв. метров жилья, в которое будет
переселено 3 470 человек в 1499 вновь построенные квартиры из 207 аварийных домов
общей площадью 53,0 тыс. кв. метров.
На стадии
согласования с министерствами Калужской области находятся изменения в постановление
Правительства Калужской области от 22.04.2011 № 226 «Об утверждении
долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства
на территории Калужской области» на 2011-2015 годы», которые предусматривают
реализацию новых подпрограмм
«Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Калужской
области» и «Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий на
территории Калужской области», финансирование которых планируется за счет
средств областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников.
Для
полной ликвидации аварийного жилищного фонда Калужской области с учетом вновь
признанных аварийными и подлежащими сносу домами (около 200,0 тыс. кв. метров)
необходимы финансовые средства в объеме 6 440,0 млн. рублей.
Подпункт «ж» пункта 2 Указа.
В целях развития общественного контроля за
выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств в
Калужской области сформирован актив межрегиональной общественной организации
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «ВСЕ ДОМА».
В рамках профильной смены «Моя территория»
регионального молодежного образовательного форума «Высокие берега»,
состоявшегося в Калужской области в период с 03.08.2012 по 10.08.2012,
проведено дальнейшее обучение данной категории молодежи.
В настоящее время рассматривается возможность
заключения трехстороннего соглашения между Федеральным агентством по делам
молодежи, Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и
Калужской областью о взаимодействии в целях содействия развитию сферы
жилищно-коммунального хозяйства силами молодежи в рамках реализации
соответствующей региональной программы.
Исполняющий обязанности министра строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Калужской области
|
А.Н. Скуборев
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий