Уважаемый Николай Иванович!
Предлагаю Вам рассмотреть основные тенденции развития
законодательства в сфере защиты прав детей и родителей, вопросы укрепления
института семьи, детей и молодежи. Я выражаю обеспокоенность рядом проектов
федеральных законов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе,
которые могут привести к негативным социально - политическим последствиям,
разрушению института семьи, размыванию традиционных для России семейных
ценностей, углублению демографического кризиса.
1.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального
патроната и деятельности органов опеки и попечительства» (законопроект о
социальном патронате). Законопроект разработан Министерством образования и
науки РФ и внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Законопроект
регулирует вопросы введения в России института «социального патроната».
Законопроект направлен на работу с семьями в социально опасном положении. На сегодняшний день согласно действующему
законодательству семьей в социально опасном положении является семья, где «родители
или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих
обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно
влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними». Этот, и без того
широкий и неопределенный перечень оснований признания семьи «социально опасной»
предлагается дополнить еще одним признаком: если родители «создают своими
действиями (бездействиями) условия, препятствующие их (детей) нормальному
воспитанию и развитию». В
законопроекте не определено, что следует считать «нормальным воспитанием и
развитием» или же «отрицательным влиянием на поведение детей». Эти понятия
являются оценочными категориями. Вопрос о том, кого из родителей следует
считать нормально воспитывающими своих детей, а кого - нет, полностью отнесен
на усмотрение чиновников. Проект закона позволяет установить государственный
контроль практически над любой семьей: проводить обследования жизни семьи и
мероприятия, «направленные на обеспечение надлежащих условий жизни, воспитания
и развития несовершеннолетнего в семье». При этом право определять, каким
должны быть условия жизни, воспитания и развития ребенка в семье, предоставляется
не родителям, а чиновникам. На них же возлагается обязанность «в случае
возникновения достаточных оснований» во время или после осуществления
социального патроната предъявить иск в суд к родителям о лишении или об
ограничении родительских прав.
Несмотря
на то, что социальный патронат устанавливается добровольно, при отказе
родителей соц. патронат может быть назначен судом в принудительном порядке.
Законопроектом предусматривается создание закрытой системы в органах власти,
которая будет вправе помещать детей при живых родителях в приюты для детей –
сирот по собственному усмотрению, без решения суда. В законопроекте
предусмотрена возможность отобрания ребенка из семьи без решения суда на срок выполнения
условий патроната, то есть до двух лет, без лишения родителей родительских
прав, по своим внутренним актам. Проект закона не предусматривает никакой
материальной помощи семьям, находящимся под патронатом. Вся помощь относится к
предложению социально-педагогических и медико-психологических методик. При этом
никто из разработчиков плана социального патроната не отвечает за его
результат.
Также проектом закона предусматривается на
стадии инициативы, разработки плана социального патроната, мониторинга и оценки
степени его выполнения допускаются «иные организации, в том числе для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Какие организации не
конкретизируется. Видимо подразумеваются общественные организации, функции
которых описаны в проекте закона «Об общественном контроле за обеспечением прав
детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
2. Проект
федерального закона «Об общественном
контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
должен быть направлен на защиту прав детей-сирот, находящихся в специальных
учреждениях. Но его формулировки позволяют
трактовать его таким образом, что на самом деле законопроект затрагивает
вопросы защиты прав всех без исключения детей, в том числе проживающих в
семьях.
Специально создаваемые
общественные комиссии, создаваемые из узкого круга общественных организаций и
имеющих широкие полномочия, займутся выявлением нарушений, сбором и
рассмотрением жалоб детей и иных лиц на ущемление детских прав, установленных в
Конвенции ООН о правах ребенка. Причем законопроект устанавливает ювенальный
принцип приоритетности прав детей над правами других лиц и допускает прямое
вторжение иностранных организаций в жизнь российских семей. Общественный статус
указанных Комиссий делает их безнаказанными со стороны закона, а родителей –
еще более уязвимыми перед лицом ювенальных органов.
Вячеслав Горбатин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий