Страницы

10 июн. 2012 г.

РЕЗОЛЮЦИЯ.


Круглого стола на тему:
«Права и интересы семьи в актуальных законодательных инициативах»
(Обнинск, Калужская область, 5 июня 2012 года)

Круглый стол «Права и интересы семьи в актуальных законодательных инициативах» был проведен 5.06.2012 в г. Обнинске по инициативе общественной организации «Обнинский городской родительский комитет» и общественного объединения "Обнинские мамочки и папочки" с целью рассмотреть актуальные федеральные законодательные инициативы в фамилистической перспективе, с точки зрения потребностей семьи как института. Участие в круглом столе приняли эксперты и представители общественных объединений.

Участники круглого стола подтверждают истину, отраженную в международных правовых актах, согласно которой семья является естественной и основной ячейкой общества, и естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, и со стороны государства и общества ей должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь[1].  Участники  разделяют также убеждения, нашедшие отражение в Дохинской декларации ООН, согласно которым «укрепление семьи представляет собой уникальную возможность комплексного решения проблем, с которыми сталкивается общество», и при этом «семья … имеет право на максимально широкую защиту и помощь со стороны общества и государства».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 38) семья, материнство и детство в России находятся под защитой государства. Как указывает Конституционный Суд РФ, «семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите».

Научные данные неопровержимо свидетельствуют о том, что именно родная семья является наиболее безопасной средой для развития ребенка, в наибольшей мере обеспечивает его защиту от опасностей и насилия. Опыт поколений и отечественные правовые традиции подтверждают, что родители – основные и наилучшие защитники подлинных интересов ребенка. Поэтому защита семьи, защита и надежное законодательное обеспечение прав родителей отвечают наилучшим интересам ребенка. Уважение к семье и статусу родителей является одной из базовых национальных духовно-нравственных и правовых ценностей.

В силу всего сказанного настоятельно необходимо, чтобы федеральное законодательство раскрывало и полностью учитывало такие основополагающие принципы российского права, как принцип автономии семьи[2], конституционный принцип презумпции добросовестности поведения родителей[3] и принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи[4].

Участники круглого стола выражают серьезную обеспокоенность тем, что в российское законодательство сегодня нередко внедряются нормы, не отвечающие этим принципам, содержащие элементы т.н. «ювенальных технологий». Часто это делается под международным влиянием, за которым стоят радикальные социальные идеи, неблагоприятные для семьи и общества и не отвечающие интересам народов Российской Федерации. В результате создается правовая ситуация, при которой права и интересы ребенка необоснованно противопоставляются правам и интересам семьи и родителей, в обществе и среди специалистов-практиков формируется и поддерживается атмосфера подозрительности и неуважения по отношению к семье и родителям. Серьезный ущерб семье наносят все нормы, позволяющие на широких и произвольно толкуемых основаниях осуществлять вмешательство в жизнь семьи и детско-родительские отношения.

Участники круглого стола выражают убеждение, что не должны допускаться принудительные или фактически принудительные профилактические вмешательства в жизнь семьи под предлогом обеспечения интересов ребенка. Такие вмешательства умаляют роль родителей, разрушают естественные структуры семьи, подрывают институт семьи и, в конечном итоге, ведут к росту, а не снижению уровня семейного неблагополучия. Профилактика семейного неблагополучия должна вестись без принудительных вмешательств в жизнь конкретных семей, путем создания в социуме общих благоприятных нравственных, социально-экономических и правовых условий для благополучия и успешного функционирования каждой семьи (первичная профилактика).

Не должны допускаться действия, законодательные, административные и политические решения, снижающие авторитет семьи в обществе, а также внедряющие в жизнь социума категории, которые могут разрушать семейные ценности и традиции, снижать уважение к семье и статусу родителей, подрывать институт семьи. Не отвечает интересам семьи и общества ситуация, когда из-за публичного акцента на семейном благополучии, семейном насилии и иных проблемах, являющихся исключениями из общей нормы семейной жизни, формируется отношение к семье и родителям как к потенциальному источнику угрозы для детей. Реальные права и подлинные интересы ребенка не должны противопоставляться правам и интересам семьи и родителей. Любые действия представителей государства, служб и специалистов, взаимодействующих семьей, должны быть проникнуты уважением к семье и к авторитету и статусу родителей, бережно относиться к детско-родительским отношениям, их глубоко личному и интимному характеру.

В жизнь социума не должны, в том числе путем нововведений правового порядка, включаться принципы и категории, которые могут использоваться для разрушения семьи и семейных ценностей, подрыва уважения к статусу и правам родителей. Участники круглого стола убеждены, что правовые нормы и действия, наносящие ущерб правам семьи и родителей разрушают институт семьи и ткань общества и, таким образом, являются угрозой для общественной и национальной безопасности нашей страны.

Участники круглого стола убеждены, что любые правовые акты, затрагивающие интересы семьи, должны приниматься только после тщательного анализа следствий их применения для положения и защищенности семьи (фамилистическая экспертиза), осуществляемого с привлечением широкой общественности, экспертов и организаций, действующих в сфере защиты семьи. Национальные и международные правовые акты, нормативные документы и иные официальные документы, не отвечающие интересам семьи и указанным выше принципам, не должны приниматься и одобряться.

Участники круглого стола проанализировали ряд актуальных федеральных законодательных инициатив с учетом интересов семьи, защиты института семьи в обществе, подлинных интересов детей, и выражают серьезную тревогу в связи с тем, что многие их положения не отвечают изложенным выше принципам, неминуемо повлекут нарушения основных принципов российского и международного права, направленных на защиту семьи и прав граждан.

Особую тревогу участников вызвал законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства». Этот законопроект не учитывает уже существующих эксцессов правоприменения и несовершенства законодательства, содержит явные коррупциогенные факторы и создает условия для осуществления произвольного вмешательства на неопределенных основаниях в жизнь практически любой российской семьи. Его нормы не отвечают базовым принципам семейной политики, выработанным представителями фамилистического подхода в социологии семьи.





Участники круглого стола выражают свою приверженность принципам, отраженным в «Санкт-Петербургской резолюции об антисемейных тенденциях в ООН»[5], принятой 126 российскими и украинскими общественными объединениями по итогам слушаний в ноябре 2012 г. в Санкт-Петербурге, и призывают представителей государственной власти России следовать им в принятии решений международного уровня и в применении международных норма на национальном уровне.

Обращаясь к руководству страны, депутатам Государственной Думы РФ, членам Совета Федерации, другим представителям государственной власти, участники круглого стола настоятельно рекомендуют:

-         Обеспечить отклонение законопроекта № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», поддерживающего вмешательство в семейную жизнь на неопределенных и коррупциогенных основаниях;

-         В случае невозможности такого решения обеспечить существенную доработку законопроекта, а именно:

o    исключить возможность установления социального патроната органами опеки и попечительства при выявлении «обстоятельств, препятствующих нормальному воспитанию и развитию» ребенка, поскольку указанная формулировка является существенным коррупциогенным фактором;

o    предусмотреть установление социального патроната исключительно судом и только в случаях, когда судом уже установлены достаточные основания для лишения или ограничения родительских права, однако имеется надежда на сохранение семьи, а оставление ребенка с родителями под контролем органа опеки и попечительства не повлечет явной и непосредственной угрозы его жизни или здоровью;

o    включить в понятие социального патроната оказание целевой материальной помощи семьям;

o    исключить п. 1 статьи 3 законопроекта с целью сохранить возможность административного контроля за решениями органов местного самоуправления по немедленному отобранию детей у родителей со тороны органов исполнительной власти субъектов РФ;

o    исключить возможность для введения дополнительных оснований установления социального патроната законодательством субъектов Российской Федерации.



Губернатору и Законодательному собранию Калужской области:

-         Формируя отзывы на проекты федеральных законов, поступившие из Государственной Думы РФ и затрагивающие интересы семьи, учитывать мнение общественных организаций, действующих в сфере защиты семьи и прав родителей, а также родительских объединений.

-         В Совете Федерации Федерального Собрания РФ максимально учитывать интересы семьи, прислушиваться к мнению экспертов и общественных объединений, действующих в сфере защиты семьи, отстаивать приоритет семьи, прав родителей и традиционных семейных ценностей.









[1] Ст. 16.3 Всеобщей декларации прав человека, ст. 23.1 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10.1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Преамбула к Конвенции ООН о правах ребенка.
[2] П. 9 Основных направлений государственной семейной политики, утв. Указом Президента РФ от 14.05.1996 N 71
[3] Абзац 2 п. 3.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П
[4] Ст. 1 п. 1 Семейного Кодекса, см. также: ст. 16.1 Конвенции о правах ребенка, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и т.п.
[5] Санкт-Петербургская резолюция об антисемейных тенденциях в Организации Объединенных Наций, о неприемлемых действиях Комитетов, наблюдающих за выполнением международных договоров ООН в области прав человека, и о Факультативном Протоколе к Конвенции о правах ребенка, касающемся процедуры сообщений:

Комментариев нет:

Отправить комментарий