Круглого стола на тему:
«Права и интересы семьи в актуальных законодательных инициативах»
(Обнинск, Калужская область, 5 июня 2012 года)
«Права и интересы семьи в актуальных законодательных инициативах»
(Обнинск, Калужская область, 5 июня 2012 года)
Круглый стол «Права и
интересы семьи в актуальных законодательных инициативах» был проведен 5.06.2012 в г. Обнинске по
инициативе общественной организации «Обнинский городской родительский комитет» и
общественного объединения "Обнинские мамочки и папочки" с целью
рассмотреть актуальные федеральные законодательные инициативы в фамилистической
перспективе, с точки зрения потребностей семьи как института. Участие в круглом
столе приняли эксперты и представители общественных объединений.
Участники круглого
стола подтверждают истину, отраженную в международных правовых актах, согласно
которой семья является естественной и основной ячейкой общества, и естественной
средой для роста и благополучия всех ее членов, и со стороны государства и
общества ей должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь[1]. Участники
разделяют также убеждения, нашедшие отражение в Дохинской декларации
ООН, согласно которым «укрепление семьи представляет собой уникальную
возможность комплексного решения проблем, с которыми сталкивается общество», и
при этом «семья … имеет право на максимально широкую защиту и помощь со стороны
общества и государства».
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации (ст. 38) семья, материнство и детство в
России находятся под защитой государства. Как указывает Конституционный Суд РФ,
«семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков
понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную
смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального
народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите».
Научные данные неопровержимо
свидетельствуют о том, что именно родная семья является наиболее безопасной
средой для развития ребенка, в наибольшей мере обеспечивает его защиту от
опасностей и насилия. Опыт поколений и отечественные правовые традиции
подтверждают, что родители – основные и наилучшие защитники подлинных интересов
ребенка. Поэтому защита семьи, защита и надежное законодательное обеспечение
прав родителей отвечают наилучшим интересам ребенка. Уважение к семье и статусу
родителей является одной из базовых национальных духовно-нравственных и
правовых ценностей.
В силу всего сказанного
настоятельно необходимо, чтобы федеральное законодательство раскрывало и
полностью учитывало такие основополагающие принципы российского права, как
принцип автономии семьи[2],
конституционный принцип презумпции добросовестности поведения родителей[3] и
принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи[4].
Участники круглого
стола выражают серьезную обеспокоенность тем, что в российское законодательство
сегодня нередко внедряются нормы, не отвечающие этим принципам, содержащие
элементы т.н. «ювенальных технологий». Часто это делается под международным
влиянием, за которым стоят радикальные социальные идеи, неблагоприятные для
семьи и общества и не отвечающие интересам народов Российской Федерации. В
результате создается правовая ситуация, при которой права и интересы ребенка
необоснованно противопоставляются правам и интересам семьи и родителей, в
обществе и среди специалистов-практиков формируется и поддерживается атмосфера
подозрительности и неуважения по отношению к семье и родителям. Серьезный ущерб
семье наносят все нормы, позволяющие на широких и произвольно толкуемых
основаниях осуществлять вмешательство в жизнь семьи и детско-родительские
отношения.
Участники круглого
стола выражают убеждение, что не должны допускаться принудительные или
фактически принудительные профилактические вмешательства в жизнь семьи под
предлогом обеспечения интересов ребенка. Такие вмешательства умаляют роль
родителей, разрушают естественные структуры семьи, подрывают институт семьи и,
в конечном итоге, ведут к росту, а не снижению уровня семейного неблагополучия.
Профилактика семейного неблагополучия должна вестись без принудительных
вмешательств в жизнь конкретных семей, путем создания в социуме общих
благоприятных нравственных, социально-экономических и правовых условий для
благополучия и успешного функционирования каждой семьи (первичная
профилактика).
Не должны допускаться
действия, законодательные, административные и политические решения, снижающие
авторитет семьи в обществе, а также внедряющие в жизнь социума категории,
которые могут разрушать семейные ценности и традиции, снижать уважение к семье
и статусу родителей, подрывать институт семьи. Не отвечает интересам семьи и
общества ситуация, когда из-за публичного акцента на семейном благополучии,
семейном насилии и иных проблемах, являющихся исключениями из общей нормы
семейной жизни, формируется отношение к семье и родителям как к потенциальному
источнику угрозы для детей. Реальные права и подлинные интересы ребенка не
должны противопоставляться правам и интересам семьи и родителей. Любые действия
представителей государства, служб и специалистов, взаимодействующих семьей,
должны быть проникнуты уважением к семье и к авторитету и статусу родителей,
бережно относиться к детско-родительским отношениям, их глубоко личному и
интимному характеру.
В жизнь социума не
должны, в том числе путем нововведений правового порядка, включаться принципы и
категории, которые могут использоваться для разрушения семьи и семейных
ценностей, подрыва уважения к статусу и правам родителей. Участники круглого
стола убеждены, что правовые нормы и действия, наносящие ущерб правам семьи и
родителей разрушают институт семьи и ткань общества и, таким образом, являются
угрозой для общественной и национальной безопасности нашей страны.
Участники круглого
стола убеждены, что любые правовые акты, затрагивающие интересы семьи, должны
приниматься только после тщательного анализа следствий их применения для
положения и защищенности семьи (фамилистическая экспертиза), осуществляемого с
привлечением широкой общественности, экспертов и организаций, действующих в
сфере защиты семьи. Национальные и международные правовые акты, нормативные
документы и иные официальные документы, не отвечающие интересам семьи и
указанным выше принципам, не должны приниматься и одобряться.
Участники круглого
стола проанализировали ряд актуальных федеральных законодательных инициатив с
учетом интересов семьи, защиты института семьи в обществе, подлинных интересов
детей, и выражают серьезную тревогу в связи с тем, что многие их положения не
отвечают изложенным выше принципам, неминуемо повлекут нарушения основных
принципов российского и международного права, направленных на защиту семьи и
прав граждан.
Особую тревогу
участников вызвал законопроект № 42197-6
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и
попечительства». Этот законопроект не учитывает уже существующих эксцессов
правоприменения и несовершенства законодательства, содержит явные
коррупциогенные факторы и создает условия для осуществления произвольного
вмешательства на неопределенных основаниях в жизнь практически любой российской
семьи. Его нормы не отвечают базовым принципам семейной политики, выработанным
представителями фамилистического подхода в социологии семьи.
Участники круглого
стола выражают свою приверженность принципам, отраженным в «Санкт-Петербургской
резолюции об антисемейных тенденциях в ООН»[5],
принятой 126 российскими и украинскими общественными объединениями по итогам
слушаний в ноябре 2012 г .
в Санкт-Петербурге, и призывают представителей государственной власти России
следовать им в принятии решений международного уровня и в применении
международных норма на национальном уровне.
Обращаясь к руководству страны, депутатам
Государственной Думы РФ, членам Совета Федерации, другим представителям
государственной власти, участники круглого стола настоятельно рекомендуют:
-
Обеспечить отклонение законопроекта № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального
патроната и деятельности органов опеки и попечительства», поддерживающего
вмешательство в семейную жизнь на неопределенных и коррупциогенных основаниях;
-
В случае невозможности такого решения
обеспечить существенную доработку
законопроекта, а именно:
o исключить возможность установления социального
патроната органами опеки и попечительства при выявлении «обстоятельств,
препятствующих нормальному воспитанию и развитию» ребенка, поскольку указанная
формулировка является существенным коррупциогенным фактором;
o предусмотреть установление социального патроната
исключительно судом и только в случаях, когда судом уже установлены достаточные
основания для лишения или ограничения родительских права, однако имеется
надежда на сохранение семьи, а оставление ребенка с родителями под контролем органа
опеки и попечительства не повлечет явной и непосредственной угрозы его жизни
или здоровью;
o включить в понятие социального патроната оказание
целевой материальной помощи семьям;
o исключить п. 1 статьи 3 законопроекта с целью
сохранить возможность административного контроля за решениями органов местного
самоуправления по немедленному отобранию детей у родителей со тороны органов
исполнительной власти субъектов РФ;
o исключить возможность для введения дополнительных
оснований установления социального патроната законодательством субъектов
Российской Федерации.
Губернатору и Законодательному
собранию Калужской области:
-
Формируя отзывы на проекты федеральных
законов, поступившие из Государственной Думы РФ и затрагивающие интересы семьи,
учитывать мнение общественных организаций, действующих в сфере защиты семьи и
прав родителей, а также родительских объединений.
-
В Совете Федерации Федерального Собрания
РФ максимально учитывать интересы семьи, прислушиваться к мнению экспертов и
общественных объединений, действующих в сфере защиты семьи, отстаивать
приоритет семьи, прав родителей и традиционных семейных ценностей.
[1]
Ст. 16.3 Всеобщей декларации прав человека, ст. 23.1 Международного пакта о
гражданских и политических правах, ст. 10.1 Международного пакта об
экономических, социальных и культурных правах, Преамбула к Конвенции ООН о правах
ребенка.
[2]
П. 9 Основных направлений государственной семейной политики, утв. Указом
Президента РФ от 14.05.1996 N 71
[3]
Абзац 2 п. 3.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от
08.06.2010 N 13-П
[4]
Ст. 1 п. 1 Семейного Кодекса, см. также: ст. 16.1 Конвенции о правах ребенка,
ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и т.п.
[5] Санкт-Петербургская резолюция об
антисемейных тенденциях в Организации Объединенных Наций, о неприемлемых
действиях Комитетов, наблюдающих за выполнением международных договоров ООН в
области прав человека, и о Факультативном Протоколе к Конвенции о правах
ребенка, касающемся процедуры сообщений:
Комментариев нет:
Отправить комментарий