Страницы

10 июн. 2012 г.

Круглый стол.


«Права и интересы семьи в актуальных законодательных инициативах" состоялся 5 июня в здании обнинской городской библиотеки, пр. Ленина, 84 .

   Круглый стол был организован по инициативе общественной организации «Обнинский городской родительский комитет» и общественного объединения «Обнинские мамочки и папочки» с целью рассмотреть актуальные федеральные законодательные инициативы в фамилистической перспективе, с точки зрения потребностей семьи как института. Во встрече приняли участие депутат Законодательного Собрания Калужской области, священники Калужской епархии, руководитель Центра социальной помощи семье и детям «Милосердие» г. Обнинска, представители общественных объединений Обнинска, Калуги и Москвы и представители СМИ. На встрече также  присутствовала Т.В. Анохина, советник главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного развития.

Основным предметом обсуждения стал законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» (законопроект о социальном патронате), который вызвал оживленную дискуссию. Законопроект регулирует вопросы введения в России института так называемого «социального патроната», направленного на сопровождение семей.  В статье 2 законопроекта предлагается расширить перечень оснований, необходимых для присвоения семье статуса семьи, находящейся в социально-опасном положении. На сегодняшний день, согласно действующему законодательству, семьей в социально-опасном положении является семья, где «родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними». Этот, и без того широкий и неопределенный перечень оснований признания семьи «социально опасной» предлагается дополнить еще одним признаком: если родители «создают своими действиями (бездействиями) условия, препятствующие их (детей) нормальному воспитанию и развитию».  В законопроекте не определено, что следует считать «нормальным воспитанием и развитием» или же «отрицательным влиянием на поведение детей». Эти понятия являются оценочными категориями, на что и обратили основное внимание участники круглого стола.

Участники круглого стола были ознакомлены с материалами, подготовленными Аналитическим центром «Семейная политика.РФ», в частности, с докладом центра, посвященным фамилистическо-правовому анализу законопроекта. В докладе подробно раскрывались негативные следствия принятия законопроекта в предложенной редакции для института семьи в целом и для конкретных российских семей.

   По мнению Н.Г. Рожковой, руководителя Центра «Милосердие», закон о социальном патронате поможет более эффективно оказывать помощь нуждающимся в ней семьям и обеспечивать зарплату социальным работникам, ведущим семью под социальным патронатом. Действительно, согласно этому законопроекту, затраты на осуществление социального патроната в отношении одной семьи составят около 250 тыс. рублей в год. Однако законопроект не обеспечивает материальной помощи самой семье, находящейся под патронатом,  хотя, как отметил Р.А. Ткаченко (Московский Городской Родительский Комитет): «В значительном числе случаев проблемы семьи не связаны с негативным поведением родителей, их несостоятельностью в качестве родителей, какими-либо асоциальными действиями, а связаны с тяжелым материальным положением семьи, образовавшимся вследствие объективных внешних обстоятельств. Очевидно, что в такой ситуации семья нуждается, прежде всего, в эффективной адресной помощи, позволяющей ей поднять уровень своих доходов. При этом вмешательство в семейную жизнь граждан не требуется и является неоправданным». Один из священнослужителей отметил: «Данный законопроект не направлен на решение конкретных социальных проблем». В. Горбатин, депутат Законодательного собрания Калужской области, озвучил интересную тенденцию: «Чем больше будет финансирование, тем больше будет создаваться центров и тем больше проблемных семей придется «выявлять».

      Дискуссию вызвал  пункт законопроекта о механизмах установления социального патроната и возможности превентивного обследования семей с целью выявления необходимости социального патроната. Было высказано мнение, что данный пункт нарушает такие основополагающие принципы российского права, как конституционный принцип презумпции добросовестности поведения родителей[1] и принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи[2].

   Вызвал обсуждение принципиальный вопрос, заданный о. Алексеем, священником храма свв. Бориса и Глеба с. Белкино: «Дает ли закон возможность изымать детей без суда?» Анализ законопроекта, приведенный А. Митрофановым (Калужский Родительский Комитет "За права семьи и детства"), доказывает такую возможность: «В действующей редакции ст. 77 п. 1 Семейного кодекса РФ установлено (выделение наше): «Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации».  Однако, ст. 3 п. 1 обсуждаемого законопроекта предлагает изменить данный текст, изложив его в следующей редакции (выделение наше): «Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании изданного им акта». Действующая норма создает ситуацию дополнительного административного контроля за обоснованностью действий органа опеки и попечительства при столь радикальном вмешательстве в семейную жизнь граждан, как немедленное отобрание ребенка у родителей, уменьшает вероятность произвольного и незаконного отобрания ребенка». Положительную норму действующего законодательства отметил и П.Л. Соломаха (общественное объединение «Обнинские мамочки и папочки»): «Действующая редакция закона не предусматривает возможности отобрания ребенка без решения суда.» Таким образом, новый закон, в отличие от действующего, предоставляет органам опеки и попечительства право отбирать детей у родителей без решения суда.

   Т.В. Анохина (советник главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного развития) обратилась к участникам круглого стола с вопросом: «Для кого создаются законы?». Она отметила важность диалога между родителями и представителями государственных структур для тестирования нововводимых законов с целью разумного влияния на законотворчество как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Т.В.Анохина отметила важность формирования в обществе уважения к семье и статусу родителей, что является одной из базовых национальных духовно-нравственных и правовых ценностей.

    Все участники круглого стола единодушно отметили высокий уровень работы органов опеки в Калужской области и в г. Обнинске. В нашей области не было отмечено ни одного случая неправомочных действий сотрудников.

Было принято решение о создании рабочей группы с целью дальнейшей координации усилий общественности по защите и укреплению института семьи, повышения общественного престижа семьи и статуса родителей, обеспечению приоритета семейных и духовно-нравственных ценностей в обществе, продолжению плодотворного диалога общества и власти в интересах семьи.

       Обращаясь к руководству страны, депутатам Государственной Думы РФ, членам Совета Федерации, другим представителям государственной власти, участники круглого стола рекомендуют:

-        Обеспечить отклонение законопроекта № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», поддерживающего вмешательство в семейную жизнь на неопределенных и коррупциогенных основаниях;

-        В случае невозможности такого решения обеспечить существенную доработку законопроекта, а именно:

-        исключить возможность установления социального патроната органами опеки и попечительства при выявлении «обстоятельств, препятствующих нормальному воспитанию и развитию» ребенка, поскольку указанная формулировка является существенным коррупциогенным фактором;

-        предусмотреть установление социального патроната исключительно судом и только в случаях, когда судом уже установлены достаточные основания для лишения или ограничения родительских права, однако имеется надежда на сохранение семьи, а оставление ребенка с родителями под контролем органа опеки и попечительства не повлечет явной и непосредственной угрозы его жизни или здоровью;

-        включить в понятие социального патроната оказание целевой материальной помощи семьям;

-        исключить п. 1 статьи 3 законопроекта с целью сохранить возможность административного контроля за решениями органов местного самоуправления по немедленному отобранию детей у родителей со тороны органов исполнительной власти субъектов РФ;

-        исключить возможность для введения дополнительных оснований установления социального патроната законодательством субъектов Российской Федерации.



Губернатору и Законодательному собранию Калужской области:

-        Формируя отзывы на проекты федеральных законов, поступившие из Государственной Думы РФ и затрагивающие интересы семьи, учитывать мнение общественных организаций, действующих в сфере защиты семьи и прав родителей, а также родительских объединений.

-        В Совете Федерации Федерального Собрания РФ максимально учитывать интересы семьи, прислушиваться к мнению экспертов и общественных объединений, действующих в сфере защиты семьи, отстаивать приоритет семьи, прав родителей и традиционных семейных ценностей.







[1] Абзац 2 п. 3.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П
[2] Ст. 1 п. 1 Семейного Кодекса, см. также: ст. 16.1 Конвенции о правах ребенка, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и т.п.

Комментариев нет:

Отправить комментарий