«Права и интересы семьи в актуальных законодательных инициативах"
состоялся 5 июня в здании обнинской городской библиотеки, пр. Ленина, 84 .
Круглый стол был организован по инициативе общественной
организации «Обнинский городской родительский комитет» и общественного
объединения «Обнинские мамочки и папочки» с целью рассмотреть актуальные
федеральные законодательные инициативы в фамилистической перспективе, с точки
зрения потребностей семьи как института. Во встрече приняли участие депутат Законодательного
Собрания Калужской области, священники Калужской епархии, руководитель Центра
социальной помощи семье и детям «Милосердие» г. Обнинска, представители
общественных объединений Обнинска, Калуги и Москвы и представители СМИ. На
встрече также присутствовала Т.В.
Анохина, советник главы администрации Боровского района по вопросам
духовно-нравственного развития.
Основным
предметом обсуждения стал законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления
социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства»
(законопроект о социальном патронате), который вызвал оживленную дискуссию. Законопроект
регулирует вопросы введения в России института так называемого «социального
патроната», направленного на сопровождение семей. В статье 2 законопроекта
предлагается расширить перечень оснований, необходимых для присвоения семье
статуса семьи, находящейся в социально-опасном положении. На сегодняшний день,
согласно действующему законодательству, семьей в социально-опасном положении
является семья, где «родители или иные законные представители
несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и
(или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко
обращаются с ними». Этот, и без того широкий и неопределенный перечень
оснований признания семьи «социально опасной» предлагается дополнить еще одним
признаком: если родители «создают своими действиями (бездействиями) условия,
препятствующие их (детей) нормальному воспитанию и развитию». В законопроекте
не определено, что следует считать «нормальным воспитанием и развитием» или же
«отрицательным влиянием на поведение детей». Эти понятия являются оценочными
категориями, на что и обратили основное внимание участники круглого стола.
Участники
круглого стола были ознакомлены с материалами, подготовленными Аналитическим
центром «Семейная политика.РФ», в частности, с докладом центра, посвященным
фамилистическо-правовому анализу законопроекта. В докладе подробно раскрывались
негативные следствия принятия законопроекта в предложенной редакции для
института семьи в целом и для конкретных российских семей.
По мнению Н.Г. Рожковой, руководителя Центра
«Милосердие», закон о социальном патронате поможет более эффективно оказывать
помощь нуждающимся в ней семьям и обеспечивать зарплату социальным работникам,
ведущим семью под социальным патронатом. Действительно, согласно этому
законопроекту, затраты на
осуществление социального патроната в отношении одной семьи составят около 250 тыс. рублей в год. Однако
законопроект не обеспечивает материальной помощи самой семье, находящейся под
патронатом, хотя, как отметил Р.А.
Ткаченко (Московский Городской Родительский Комитет): «В значительном числе случаев проблемы
семьи не связаны с негативным поведением родителей, их несостоятельностью в
качестве родителей, какими-либо асоциальными действиями, а связаны с тяжелым
материальным положением семьи, образовавшимся вследствие объективных внешних
обстоятельств. Очевидно, что в такой ситуации семья нуждается, прежде всего, в
эффективной адресной помощи, позволяющей ей поднять уровень своих доходов. При
этом вмешательство в семейную жизнь граждан не требуется и является
неоправданным».
Один из священнослужителей отметил: «Данный законопроект не направлен на
решение конкретных социальных проблем». В. Горбатин, депутат Законодательного
собрания Калужской области, озвучил интересную тенденцию: «Чем больше будет
финансирование, тем больше будет создаваться центров и тем больше проблемных семей
придется «выявлять».
Дискуссию вызвал пункт законопроекта о механизмах установления социального
патроната и возможности превентивного обследования семей с целью выявления
необходимости социального патроната. Было высказано мнение, что данный пункт
нарушает такие основополагающие принципы российского права, как конституционный
принцип презумпции добросовестности поведения родителей[1] и
принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи[2].
Вызвал обсуждение принципиальный вопрос,
заданный о. Алексеем, священником храма свв. Бориса и Глеба с. Белкино: «Дает
ли закон возможность изымать детей без суда?» Анализ законопроекта, приведенный
А. Митрофановым (Калужский Родительский Комитет "За права семьи и
детства"), доказывает такую возможность: «В действующей редакции ст. 77 п. 1 Семейного кодекса РФ
установлено (выделение наше): «Немедленное отобрание ребенка производится
органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации». Однако, ст. 3 п. 1 обсуждаемого законопроекта
предлагает изменить данный текст, изложив его в следующей редакции (выделение наше):
«Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на
основании изданного им акта». Действующая норма создает ситуацию
дополнительного административного контроля за обоснованностью действий органа
опеки и попечительства при столь радикальном вмешательстве в семейную жизнь
граждан, как немедленное отобрание ребенка у родителей, уменьшает вероятность
произвольного и незаконного отобрания ребенка». Положительную норму
действующего законодательства отметил и П.Л. Соломаха (общественное
объединение «Обнинские мамочки и папочки»): «Действующая редакция закона не предусматривает возможности отобрания
ребенка без решения суда.» Таким образом, новый закон, в
отличие от действующего, предоставляет органам опеки и попечительства право отбирать
детей у родителей без решения суда.
Т.В. Анохина (советник
главы администрации Боровского района по вопросам духовно-нравственного
развития) обратилась к участникам круглого стола с вопросом: «Для кого
создаются законы?». Она отметила важность диалога между родителями и представителями
государственных структур для тестирования нововводимых законов с целью разумного
влияния на законотворчество как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.
Т.В.Анохина отметила важность формирования в обществе уважения к семье и
статусу родителей, что является одной из базовых национальных
духовно-нравственных и правовых ценностей.
Все участники круглого стола единодушно
отметили высокий уровень работы органов опеки в Калужской области и в г. Обнинске.
В нашей области не было отмечено ни одного случая неправомочных действий
сотрудников.
Было
принято решение о создании рабочей группы с целью дальнейшей координации усилий
общественности по защите и укреплению института семьи, повышения общественного
престижа семьи и статуса родителей, обеспечению приоритета семейных и
духовно-нравственных ценностей в обществе, продолжению плодотворного диалога
общества и власти в интересах семьи.
Обращаясь к руководству страны,
депутатам Государственной Думы РФ, членам Совета Федерации, другим
представителям государственной власти, участники круглого стола рекомендуют:
-
Обеспечить
отклонение законопроекта № 42197-6 «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и
попечительства», поддерживающего вмешательство в семейную жизнь на
неопределенных и коррупциогенных основаниях;
-
В
случае невозможности такого решения обеспечить существенную доработку законопроекта, а именно:
-
исключить возможность установления социального
патроната органами опеки и попечительства при выявлении «обстоятельств,
препятствующих нормальному воспитанию и развитию» ребенка, поскольку указанная формулировка является
существенным коррупциогенным фактором;
-
предусмотреть установление социального патроната
исключительно судом и только в случаях, когда судом уже установлены достаточные
основания для лишения или ограничения родительских права, однако имеется
надежда на сохранение семьи, а оставление ребенка с родителями под контролем органа
опеки и попечительства не повлечет явной и непосредственной угрозы его жизни
или здоровью;
-
включить в понятие социального патроната оказание
целевой материальной помощи семьям;
-
исключить п. 1 статьи 3 законопроекта с целью
сохранить возможность административного контроля за решениями органов местного
самоуправления по немедленному отобранию детей у родителей со тороны органов
исполнительной власти субъектов РФ;
-
исключить возможность для введения дополнительных
оснований установления социального патроната законодательством субъектов
Российской Федерации.
Губернатору и Законодательному собранию Калужской
области:
-
Формируя
отзывы на проекты федеральных законов, поступившие из Государственной Думы РФ и
затрагивающие интересы семьи, учитывать мнение общественных организаций,
действующих в сфере защиты семьи и прав родителей, а также родительских
объединений.
-
В
Совете Федерации Федерального Собрания РФ максимально учитывать интересы семьи,
прислушиваться к мнению экспертов и общественных объединений, действующих в
сфере защиты семьи, отстаивать приоритет семьи, прав родителей и традиционных
семейных ценностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий