Я хотел назвать статью «Почему люди не ходят в Церковь?», но пришел к выводу, что это одно и то же. Я согласен с великим учителем Церкви, святым Киприаном, епископом Карфагенским (III век), который сказал: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец!».
Хотя (большинство людей разделяет эти понятия, говорят обычно: «Не пойду в церковь, к попам, у меня, вон, Бог в душе!». Спрашивается: каким образом эти люди заставили Всемогущего и Независимого ни от кого и ни от чего снизойти к ним в душу? Ведь эта душа о Боге вспоминает, наверняка, когда только гром гремит, если верить пословице. А Евангелие, в котором о Боге сказано все, что необходимо людям, душа эта и в руки не брала. А то бы знала, что именно Бог сказал: «Я создал Церковь Мою и врата ада не одолеют ее!». И Он же опять сказал: ««Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь!». А избранный сосуд Божий апостол Павел говорит: «Христос — глава Церкви, Которая есть Тело Его; ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос».
Да и вообще, должны существовать доказательства пребывания Самого Творца в такой душе. Если уж порок, грех оставляют следы в человеке, что мы можем только посмотреть на лицо его и сказать, что этот человек или алкоголик, или блудник, или жадный до денег. То посещение Бога в душе — это великое событие, праздник, ,и следы-, по-другому, плоды Его пребывания в душе .для духовного человека еще более явственны. Церковь знает, какие это плоды. Истинный Боговидец, апостол Павел, имевший эти дары Божий, пишет; «Господь есть Дух; плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». И он же сказал: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». Теперь пусть испытывают себя люди, говорящие про Бога и веру у себя в душе, без Церкви, есть ли все это у них. Церковь имеет такие доказательства, так как у всех святых Православной Церкви такие плоды были и есть. И любой человек все это может получить в таинствах Церкви, если будет вести регулярную духовную жизнь.
Если внимательно посмотреть на современные отношения Церкви и людей, то получается парадокс. Давно уже нет оголтелой атеистической пропаганды, за веру в Бога не преследуют, а люди, в большинстве своем, по-прежнему обходятся без Бога и Его Церкви.
Причины этому разные. И наследие атеистического воспитания, и кого-то отвратило от храма поведение священника. Главное же, думается, это нравственная лень, нравственное одичание. Что касается плохого священника, то на это отвечает св. Иоанн Златоуст (V век): «Что тебе до того, что священник скверный и злой? Но если и добрый, и благочестивый за тебя Бога молит, что пользы, если ты сам злой? Также тебе не вредит и скверный: если ты сам верен Богу и угоден Ему, ибо вся благодать от Бога; священник только уста отверзает, говорит же Бог. И если бы благодать всегда искала достойных, то не было бы ни Крещения, ни совершения Тела Христова». Если человек влечется к Богу искренне, то .плохой священник ему не помеха.
Атеизм же приучал людей к мысли о том, что в Церковь ходят люди темные, необразованные и больные на голову. Мол, эти люди чужды света знаний, просвещения, последних достижений прогресса и культуры. Но такое мнение никак не совпадает с -исторической реальностью. Великие ученые Паскаль и Ньютон, труды которых изучаются в школах и вузах, верили в Бога и наряду с научными писали и богословские трактаты. Наш Ломоносов был истинно верующим человеком, и оставил не только научные изыскания, но и мысли о Боге и вере. Великий хирург Пирогов оставил после себя книгу, посвященную его собственным мыслям о Православной вере, в которой прожил всю жизнь. Мендель, основатель современной генетики, был монахом. Менделеев основал химическую таблицу элементов и ходил в храм. Сам Дарвин верил в Бога, для него авторитетом была Библия. К своей теории эволюции он относился несерьезно, и впоследствии от нее отказался. Эту теорию раздули те, кому она была выгодна.
Академик Павлов всю свою жизнь соразмерял с верой в Бога и послушанием Церкви. Это тот самый Павлов, изучавший действие рефлексов на собаках, известен анекдотический случай, произошедший с ним. На дворе стоял 1918 год. Революция победила и начала свою борьбу против Бога и Церкви. Из храма по окончании службы на улицу, крестясь и кланяясь, выходил академик Павлов. Стоявший рядом красноармеец, смотря на него, высказал: «Вот темнота-то!».
А что скажут про Суворова, который ни одного сражения не начинал, не отслужив обедни или молебна. Он же говорил солдатам: «Чудо-богатыри! Бог — наш генерал, от него победа».
Скажут, что время было такое. Но это несерьезно, так как все, что мы имеем сейчас хорошего и выдающегося, мы получили как раз в наследство от своих предков. А они были не глупее нас, а в нравственном отношении еще и выше. Вот и получается, что всё" дело в нас. Мы невнимательны к себе и к окружающему нас миру, природе. К этому невниманию, неумению думать, анализировать мы привыкаем с детства. Человек только родился, а за него уже все решили. И с детства ему объясняют: «Можешь себя не затруднять размышлениями, все уже известно. Мы произошли от обезьяны, Бога нет, мир произошел сам по себе». Но в том-то и здравый смысл, которому учит Церковь, что каждый человек еще в молодых летах должен осознать свое место в мире, свое происхождение. Все признают, что человек совершенен (кроме своих личных нравственных недостатков), в природе все полезно и совершенно, а Творца этого признать не хотят, ослепляя самих себя.
А если бы человек перестал суетиться, сел бы и подумал, посмотрел внутрь своей души, то нашел бы много вопросов, на которые ответ может дать только Церковь. Ведь человек создан так, что все в нем говорит о Боге. Все силы нашей души созданы для общения с вечным Богом, а мы их тратим на сиюминутные страсти, унижая образ Божий, каковым является человек. И за это унижение каждый человек даст ответ в последний день истории человечества, на Страшном Суде. Но пока мы еще находимся в телах своих, есть еще возможность прозреть. Для этого всего лишь надо убрать суету из' своей жизни, признать себя созданным для вечности.
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы пос. Бётлица, иерей Олег БУЛЫЧЕВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий