Калужской области в 2011 году
В 2011 году перед министерством конкурентной политики и тарифов Калужской области (далее – министерство) стояли следующие основные задачи:
1) усовершенствование всех этапов обеспечения региональных государственных нужд;
2) автоматизация процесса размещения заказов;
3) интеграция региональной электронной торговой площадки с федеральными площадками и единым общероссийским сайтом по закупкам;
4) информационное обеспечение государственных и муниципальных заказчиков.
Федеральный закон № 94-ФЗ был абсолютно революционным для своего времени, сегодня общество и бизнес предъявляют требования совершенно другого уровня: это публичность и прозрачность всего цикла закупок от обоснования необходимости той или иной закупки до исполнения контракта.
Реформирование государственного заказа области началось с участия в пилотном проекте Минэкономразвития России по созданию Федеральной контрактной системы, которая предусматривает комплексное развитие всей сферы государственных закупок и переход на качественный уровень регулирования.
Это и создание эффективных инструментов мониторинга цен для государственного заказа, внедрение способов формирования начальной цены контракта, развитие информационной системы и электронных торгов, внедрение системы контроля и аудита результатов контрактов, новых профессиональных стандартов для закупщиков.
Выполнение государственных функций по размещению заказов должно основываться на развитии конкуренции, профессионализме заказчика, ответственности за результативность и эффективности расходования бюджетных средств. На этих принципах построена Концепция развития региональной контрактной системы госзакупок.
В отчетном году Калужская область, сохранив централизованную систему государственных и муниципальных заказов, осуществила переход по размещению заказа на Общероссийский официальный сайт и федеральную электронную площадку «Сбербанк-АСТ».
Понимая, что работа в новых условиях сопряжена с определенными трудностями, связанными с неотлаженностью работы федерального сайта, многочисленным проведением регламентных работ, техническими сбоями, постоянными изменениями, вносимыми в законодательство, одним из важнейших направлений деятельности министерства стало оказание правовой и методологической помощи заказчикам. Применялись различные формы обучения государственных и муниципальных заказчиков: непосредственное консультирование, как в устной форме, так и в письменной форме, работал телефон «горячей линии», проводились семинары-консультации, лекции, совещания, круглые столы. Благодаря слаженной работе уполномоченного органа, федерального казначейства и заказчиков переход на федеральный уровень был осуществлен безболезненно.
В помощь автономным учреждениям, которые до принятия Федерального закона № 223-ФЗ могли сами свободно выбирать правила закупок, были проведены консультации, семинары, обеспечен доступ к региональному сайту, разработаны регламент работы на площадке и типовое положение о закупках.
В целях совершенствования процесса размещения заказов приняты нормативные правовые акты и методические рекомендации, регулирующие деятельность заказчиков и иных лиц при осуществлении размещения заказов.
Утверждены типовые формы документации о торгах и заявки на размещение заказа. Разработаны типовые формы проектов контрактов в зависимости от предмета размещаемого заказа. Создана информационная база, которая может быть использована заказчиками при описании закупаемой ими продукции, формировании технического задания, установлении начальной (максимальной) цены контракта.
Калужская область - единственная в Российской Федерации - полностью централизовала размещение государственных и муниципальных заказов, включая закупки стоимостью до 100 тыс. рублей. Внедренная автоматизированная система малых закупок в целях повышения прозрачности в 2011 году была усовершенствована. С 2012 года малые закупки проходят в режиме on-line на региональной электронной площадке. Поступление коммерческих предложений можно наблюдать из гостевой зоны системы.
Если в 2010 году услугами АИС воспользовались 85 % заказчиков, то в 2011 году система используется всеми государственными заказчиками области.
Вдвое возросло, по сравнению с 2010 годом, количество зарегистрированных в АИС поставщиков (исполнителей, подрядчиков). К декабрю 2011 года их количество составило почти 8 тысяч.
Наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества размещаемых потребностей и числа заключенных договоров. За 2011 год через АИС государственными заказчиками заключено около 37 тысяч договоров по размещенным потребностям на общую сумму около 600 млн. рублей. Экономия бюджетных средств составила 280 миллионов рублей.
В 2011 году министерством проведено более 5000 процедур по размещению заказов путем проведения торгов и запроса котировок на общую сумму более 9,0 миллиардов рублей, что составляет около 50 % расходной части регионального бюджета.
По-прежнему приоритетным способом осуществления госзакупок являются торги, доля которых составляет 94 % от всего размещенного заказа. Это самые высокие показатели не только в Центральном федеральном округе, но и по всей Российской Федерации. Доля торгов в среднем по ЦФО составляет – 53 %, по России – 52 %.
Общая оптимизация бюджетных расходов составила более девятисот миллионов рублей, что в полтора раза превышает показатель 2010 года. Такие результаты стали возможны благодаря развитию отечественного рынка, производству отдельных видов продукции, повышению открытости торгов и, как результат, конкуренции среди поставщиков на отдельные заказы.
В размещении заказа приняло участие около 12000 участников: в среднем 2 участника на одну процедуру. В 2010 году при размещении заказов на региональной площадке на одну процедуру приходилось 2,5 участника. Снижение активности участников размещения заказа объясняется необходимостью адаптации к новым условиям размещения заказа, включая переход на федеральную торговую площадку и платностью участия в торгах. Стоимость комплекта поставщика в среднем составляет 3 тыс. рублей, плата с победителя торгов - 5 тыс. рублей.
Введенная законодательством с 1 января 2011 года новая более сложная и продолжительная форма проведения электронного аукциона, связанная с получением электронно-цифровой подписи, регистрацией на нескольких федеральных площадках, и отвлечением из оборота денежных средств в качестве обеспечения заявки, безусловно, повлияли на снижение количества участников размещения заказов, особенно из числа субъектов малого предпринимательства. Работа над этой проблемой идет, привлекаются местные поставщики к госзакупкам, проводятся среди них семинары, консультации.
Существует еще одна проблема - это отсутствие профессионализма при формировании сметы при проведении подрядных торгов. Сегодня сметы для заказчиков составляют потенциальные участники торгов, ориентируя их под свои возможности. Безопасность и качество объектов строительства определяется, прежде всего, нормами отраслевого градостроительного законодательства и осуществляемым строительным надзором, а не Федеральным законом № 94-ФЗ. Поэтому целесообразно создание в регионе группы в составе бюджетного (автономного или казенного) учреждения или органа исполнительной власти, осуществляющего деятельность в данной области, для оказания помощи заказчикам в составлении смет на строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы, а также строительного контроля за выполнением подрядных работ.
В настоящее время основной задачей министерства является встраивание региональной системы в систему федеральной контрактной системы.
Для модернизации и технологического обновления экономики региона совместно с министерством экономического развития Калужской области и министерством развития информационного общества и инноваций Калужской области планируется создать благоприятный режим для осуществления закупок сложной и инновационной продукции. Необходимо найти новые рыночные механизмы, позволяющие существенно влиять на рост производства инновационной продукции. Данный вопрос поднимался на заседании Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации и будет решаться в рамках взаимодействия с Ассоциацией инновационных регионов России.
Предстоит работа над созданием инструментов, препятствующих недобросовестной конкуренции на стадии размещения заказа. С 2012 года уже ужесточены требования к заказчикам и к формированию начальной (максимальной) цены контракта. Изучается работа всех федеральных электронных торговых площадок: по расширению их функциональных возможностей с целью внедрения механизмов, упрощающих работу заказчиков и участников размещения заказа, а также соответствия всем требованиям новых тенденций в законодательстве.
Будет продолжена работа по переподготовке и повышению квалификации кадров в области управления государственными контрактами. Необходимо повысить ответственность заказчиков за проведение качественной обоснованной закупки, вооружив их новыми современными инструментами.
Такая работа поможет повысить эффективность как самой системы закупок, так и бюджетных расходов.
Министр конкурентной
политики и тарифов
Калужской области Н.В. Владимиров
В 2011 году перед министерством конкурентной политики и тарифов Калужской области (далее – министерство) стояли следующие основные задачи:
1) усовершенствование всех этапов обеспечения региональных государственных нужд;
2) автоматизация процесса размещения заказов;
3) интеграция региональной электронной торговой площадки с федеральными площадками и единым общероссийским сайтом по закупкам;
4) информационное обеспечение государственных и муниципальных заказчиков.
Федеральный закон № 94-ФЗ был абсолютно революционным для своего времени, сегодня общество и бизнес предъявляют требования совершенно другого уровня: это публичность и прозрачность всего цикла закупок от обоснования необходимости той или иной закупки до исполнения контракта.
Реформирование государственного заказа области началось с участия в пилотном проекте Минэкономразвития России по созданию Федеральной контрактной системы, которая предусматривает комплексное развитие всей сферы государственных закупок и переход на качественный уровень регулирования.
Это и создание эффективных инструментов мониторинга цен для государственного заказа, внедрение способов формирования начальной цены контракта, развитие информационной системы и электронных торгов, внедрение системы контроля и аудита результатов контрактов, новых профессиональных стандартов для закупщиков.
Выполнение государственных функций по размещению заказов должно основываться на развитии конкуренции, профессионализме заказчика, ответственности за результативность и эффективности расходования бюджетных средств. На этих принципах построена Концепция развития региональной контрактной системы госзакупок.
В отчетном году Калужская область, сохранив централизованную систему государственных и муниципальных заказов, осуществила переход по размещению заказа на Общероссийский официальный сайт и федеральную электронную площадку «Сбербанк-АСТ».
Понимая, что работа в новых условиях сопряжена с определенными трудностями, связанными с неотлаженностью работы федерального сайта, многочисленным проведением регламентных работ, техническими сбоями, постоянными изменениями, вносимыми в законодательство, одним из важнейших направлений деятельности министерства стало оказание правовой и методологической помощи заказчикам. Применялись различные формы обучения государственных и муниципальных заказчиков: непосредственное консультирование, как в устной форме, так и в письменной форме, работал телефон «горячей линии», проводились семинары-консультации, лекции, совещания, круглые столы. Благодаря слаженной работе уполномоченного органа, федерального казначейства и заказчиков переход на федеральный уровень был осуществлен безболезненно.
В помощь автономным учреждениям, которые до принятия Федерального закона № 223-ФЗ могли сами свободно выбирать правила закупок, были проведены консультации, семинары, обеспечен доступ к региональному сайту, разработаны регламент работы на площадке и типовое положение о закупках.
В целях совершенствования процесса размещения заказов приняты нормативные правовые акты и методические рекомендации, регулирующие деятельность заказчиков и иных лиц при осуществлении размещения заказов.
Утверждены типовые формы документации о торгах и заявки на размещение заказа. Разработаны типовые формы проектов контрактов в зависимости от предмета размещаемого заказа. Создана информационная база, которая может быть использована заказчиками при описании закупаемой ими продукции, формировании технического задания, установлении начальной (максимальной) цены контракта.
Калужская область - единственная в Российской Федерации - полностью централизовала размещение государственных и муниципальных заказов, включая закупки стоимостью до 100 тыс. рублей. Внедренная автоматизированная система малых закупок в целях повышения прозрачности в 2011 году была усовершенствована. С 2012 года малые закупки проходят в режиме on-line на региональной электронной площадке. Поступление коммерческих предложений можно наблюдать из гостевой зоны системы.
Если в 2010 году услугами АИС воспользовались 85 % заказчиков, то в 2011 году система используется всеми государственными заказчиками области.
Вдвое возросло, по сравнению с 2010 годом, количество зарегистрированных в АИС поставщиков (исполнителей, подрядчиков). К декабрю 2011 года их количество составило почти 8 тысяч.
Наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества размещаемых потребностей и числа заключенных договоров. За 2011 год через АИС государственными заказчиками заключено около 37 тысяч договоров по размещенным потребностям на общую сумму около 600 млн. рублей. Экономия бюджетных средств составила 280 миллионов рублей.
В 2011 году министерством проведено более 5000 процедур по размещению заказов путем проведения торгов и запроса котировок на общую сумму более 9,0 миллиардов рублей, что составляет около 50 % расходной части регионального бюджета.
По-прежнему приоритетным способом осуществления госзакупок являются торги, доля которых составляет 94 % от всего размещенного заказа. Это самые высокие показатели не только в Центральном федеральном округе, но и по всей Российской Федерации. Доля торгов в среднем по ЦФО составляет – 53 %, по России – 52 %.
Общая оптимизация бюджетных расходов составила более девятисот миллионов рублей, что в полтора раза превышает показатель 2010 года. Такие результаты стали возможны благодаря развитию отечественного рынка, производству отдельных видов продукции, повышению открытости торгов и, как результат, конкуренции среди поставщиков на отдельные заказы.
В размещении заказа приняло участие около 12000 участников: в среднем 2 участника на одну процедуру. В 2010 году при размещении заказов на региональной площадке на одну процедуру приходилось 2,5 участника. Снижение активности участников размещения заказа объясняется необходимостью адаптации к новым условиям размещения заказа, включая переход на федеральную торговую площадку и платностью участия в торгах. Стоимость комплекта поставщика в среднем составляет 3 тыс. рублей, плата с победителя торгов - 5 тыс. рублей.
Введенная законодательством с 1 января 2011 года новая более сложная и продолжительная форма проведения электронного аукциона, связанная с получением электронно-цифровой подписи, регистрацией на нескольких федеральных площадках, и отвлечением из оборота денежных средств в качестве обеспечения заявки, безусловно, повлияли на снижение количества участников размещения заказов, особенно из числа субъектов малого предпринимательства. Работа над этой проблемой идет, привлекаются местные поставщики к госзакупкам, проводятся среди них семинары, консультации.
Существует еще одна проблема - это отсутствие профессионализма при формировании сметы при проведении подрядных торгов. Сегодня сметы для заказчиков составляют потенциальные участники торгов, ориентируя их под свои возможности. Безопасность и качество объектов строительства определяется, прежде всего, нормами отраслевого градостроительного законодательства и осуществляемым строительным надзором, а не Федеральным законом № 94-ФЗ. Поэтому целесообразно создание в регионе группы в составе бюджетного (автономного или казенного) учреждения или органа исполнительной власти, осуществляющего деятельность в данной области, для оказания помощи заказчикам в составлении смет на строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы, а также строительного контроля за выполнением подрядных работ.
В настоящее время основной задачей министерства является встраивание региональной системы в систему федеральной контрактной системы.
Для модернизации и технологического обновления экономики региона совместно с министерством экономического развития Калужской области и министерством развития информационного общества и инноваций Калужской области планируется создать благоприятный режим для осуществления закупок сложной и инновационной продукции. Необходимо найти новые рыночные механизмы, позволяющие существенно влиять на рост производства инновационной продукции. Данный вопрос поднимался на заседании Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации и будет решаться в рамках взаимодействия с Ассоциацией инновационных регионов России.
Предстоит работа над созданием инструментов, препятствующих недобросовестной конкуренции на стадии размещения заказа. С 2012 года уже ужесточены требования к заказчикам и к формированию начальной (максимальной) цены контракта. Изучается работа всех федеральных электронных торговых площадок: по расширению их функциональных возможностей с целью внедрения механизмов, упрощающих работу заказчиков и участников размещения заказа, а также соответствия всем требованиям новых тенденций в законодательстве.
Будет продолжена работа по переподготовке и повышению квалификации кадров в области управления государственными контрактами. Необходимо повысить ответственность заказчиков за проведение качественной обоснованной закупки, вооружив их новыми современными инструментами.
Такая работа поможет повысить эффективность как самой системы закупок, так и бюджетных расходов.
Министр конкурентной
политики и тарифов
Калужской области Н.В. Владимиров
Комментариев нет:
Отправить комментарий