Основу правового регулирования в области обеспечения дополнительных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей составляет Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Данный нормативный акт устанавливает общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее детей-сирот), в частности дополнительные гарантии права на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд; а также устанавливает право на обращение в суд, как самих детей-сирот, так и их законных представителей, органов опеки и попечительства, прокурора, для защиты и восстановления нарушенных прав детей. Дополнительные гарантии прав детей-сирот, не указанные в данном нормативном акте, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопрос обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по моему мнению, является первоочередным из всех вышеперечисленных дополнительных гарантий.
С 2009 года действует Закон Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» (далее Закон Калужской области 465-ОЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Калужской области 465-ОЗ денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, при прекращении попечительства, при рождении ребенка, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Данные денежные средства предоставляются получателям из областного бюджета однократно и используются для получения в собственность путем приобретения или строительства жилого помещения в пределах Калужской области.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, включаются в сводный список получателей денежных средств в соответствии с п. 2 Положения о порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, средств на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Калужской области от 24.12.2008 № 522 (далее Постановление Правительства Калужской области № 522). По данным Министерства по делам семьи демографической и социальной политике Калужской области, в сводном списке на 19.12.2011 состоят 697 человек.
В регионе принята и действует долгосрочная целевая программа Калужской области «Право ребенка на семью (2010-2014 годы)», утвержденная Постановлением Правительства Калужской области от 26.11.2009 № 482, согласно п. 3.7 которой предусмотрено финансирование на предоставление денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, на приобретение или строительство жилого помещения.
Наименование бюджета 2010 год 2011 год 2012 год
Бюджет областной 129,5 млн. руб. 114,5 млн. руб.
На исполнение судебных решений по предоставлению денежных средств детям-сиротам дополнительно
7,7 млн. руб. 114,5 млн. руб.
Бюджет федеральный 6,5 млн. руб. 65,1 млн. руб.
На эти средства в 2010 году было приобретено лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 147 жилых помещений. В 2011 году приобретено 190 жилых помещений.
В рамках информирования считаю необходимым пояснить объем и порядок предоставления вышеуказанных денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с Приложением к Закону Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ об определении размера средств, сумма на приобретение жилого помещения рассчитывается следующей формулой:
Рсп = С х П1.
где «Рсп» - размер средств, выделяемых для одного человека на приобретение жилого помещения;
«С» - средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам, городским округам Калужской области, устанавливаемая в порядке, определяемом Правительством Калужской области;
«П1» - площадь приобретаемого жилого помещения (33 кв.м).
Средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра площади жилого помещения с разбивкой по муниципальным образованиям ежеквартально устанавливается Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области. В соответствии с Приказом Министерства от 31.10.2011 № 289 «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам, городским округам Калужской области на IV квартал 2011» стоимость кв. метра на территории МО г. Калуга (аналогичная стоимость установлена и на территории Жуковского, Кировского, Малоярославецкого, Людиновского, Сухиничского, Тарусского районов и в МО г. Обнинск) составляет 32.450 тыс. руб.
Таким образом, можно прямо сейчас рассчитать сумму предоставляемых денежных средств: 32.450*33=1 070 850 руб.
Однако сумма 1 кв. метра, установленная Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области не соответствует фактической рыночной стоимости как вторичного жилья, так и первичного жилья, она занижена приблизительно в 1,5 раза. По данным аналитического отдела агентства «Мир квартир. Недвижимость» в 2009 года средняя цена кв. метра в Калуге составила 53 тыс. руб. В 2010 году цена предложения квадратного метра на вторичном рынке в нашем городе снизилась на 0,4 % и составила 52,8 тыс. руб. На 1 декабря 2011 года кв. метр стоит 55 тыс. руб. По данным Российской Гильдии Риелторов, Калужская область занимает пятое место по цене на 1 кв. метр жилья, после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Наш город имеет высокий уровень финансовых потоков, эффективные инвестиции и хорошие перспективы развития. Рынок недвижимости достаточно быстро развивается, и не случайно, что цены на объекты недвижимости в Калуге установились на очень высоком уровне.
Представив, что, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на данную денежную компенсацию мы начинаем поиск жилого помещения, в соответствии с озвученной суммой. Картина представляется следующая. Для примера данные некоторых риэлтерских компаний Калужской области.
Таким образом, далеко не всегда, на предоставляемую стоимость, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют возможность приобрести благоустроенное, комфортабельное жилье как на первичном рынке, так и на вторичном рынке.
Принимая во внимание вышесказанное, предлагаю, исходя из уже установленных в бюджете сумм, заложенных на реализацию Закона Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ и ДЦП «Право ребенка на семью в 2010-2014 годы)», заключать с застройщиками соглашения о постройке жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по фиксированной цене, установленной поквартальными приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области. Например определенный процент квартир во вновь строящемся доме будет продаваться фиксированным метражом по фиксированной цене, таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будут иметь возможность приобретать благоустроенные жилые помещения только на первичном рынке.
Положительной чертой областного законодательства является наличие в Законе Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ нормы, регламентирующей предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Такой же положительный опыт можно проследить и в региональном законодательстве ряда субъектов РФ, к примеру: Московской области, Орловской области, республики Северная Осетия-Алания, Приморского края.
В соответствии со ст. 4 Закона Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа предоставляется компенсация расходов на оплату закрепленных (сохраненных на праве собственности или на праве пользования) за ними жилых помещений и коммунальных услуг в размере 500 рублей ежемесячно за период их временного нахождения под надзором в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо проживания по месту жительства опекуна (попечителя), в приемной или патронатной семье. Указанная компенсация также предоставляется лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Действительно данная компенсация реально помогает погасить имеющуюся задолженность оплаты за жилые помещения и коммунальные услуги, однако большей проблемой является сохранность этих жилых помещений. Зачастую дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по выходу из детских домов и домов интернатов, не имеют возможности вернуться и проживать в закрепленных жилых помещениях, так как данные помещения требуют капитального ремонта и не пригодны для проживания.
Положительным фактом в данном направлении деятельности можно назвать разработку и принятие муниципальных программ по сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. По информации, предоставленной муниципальными образованиями, на сегодняшний день такие программы действуют в Боровском, Думиничском, Износковском, Кировском, Козельском, Куйбышевском, Малоярослевецком, Мещовском, Мосальском районах, в других районах области данные программы находятся в разработке. На мой взгляд, правильнее было бы воспользоваться опытом коллег из республики Коми и на законодательном уровне закрепить, к примеру, дополнительную гарантию в виде предоставления средств на однократный текущий или капитальный ремонт, ведь в среднем на ремонт жилого помещения, в котором не проживают более 5-7 лет, требуется от 50 до 150 тыс. рублей, в то время как сумма средств, необходимых для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение или строительство жилого помещения (после признания жилья непригодным для проживания и постановки на учет в сводный список), составляет в среднем, как мы уже увидели из приводимых ранее расчетов 1 070 850 руб.
По вопросу закрепленных жилых помещений хочу добавить следующее. Одним из приоритетных направлений надзора Генеральной Прокуратуры РФ является проверка личных имущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В практике всех регионов, в том числе и нашего, существует две отрицательные тенденции:
1) закрепления за детьми-сиротами жилых помещений, в которых зарегистрированы и проживают по 5-10 человек, хотя метраж данных жилых помещений далеко не соответствует норме;
2) закрепление жилых помещений за детьми-сиротами, собственниками которых являются бабушки/дедушки опекуны.
Сотрудники Генеральной Прокуратуры и представители аппарата Уполномоченного при Президенте РФ считают, что наличие в собственности бабушки жилого помещения, не является основанием для отказа в постановки на учет подопечного в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании вышеизложенного имеется необходимость разработать положение о порядке и условиях закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, так как подобных нормативных актов нет ни на федеральном уровне, ни региональных.
Подводя итог анализу исполнения норм Закона Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ, считаю необходимым внесение в него дополнений. На ряд недостатков регионального закона обратил внимание и П.А. Астахов, при посещении Калужской области в феврале 2011 года. Закон не конкретизирует основания предоставления данных социальных выплат (средств на приобретение жилого помещения и компенсацию), да и нормативные акты, принятые во исполнении данного закона, такие как Постановление Правительства Калужской области № 522, о котором говорилось ранее, и Приказ Министерства по делам семьи, молодежной и демографической политике Калужской области от 07.07.2009 № 380 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления компенсации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, расходов на оплату, закрепленных за ними жилых помещений и коммунальных услуг» также не конкретизируют и не разъясняют основания их предоставления.
В первую очередь поясню про компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Необходимо уточнить при каких условиях возникает право на получение компенсации на оплату коммунальных услуг, когда это право заканчивается, какой категории лиц данная компенсации полагается. Приведу пример - в мой адрес поступило обращение Марининой Натальи Георгиевны, проживающей по адресу: г. Калуга, ул. Ст. Разина, д. 89, кв. 108, являющейся опекуном Маринина Вадима 1994 г.р., в своем обращении она указала, что Вадим со своего учебного заведения принес памятку Министерства по делам семьи, в которой указано, что в соответствии с Законом Калужской области № 465-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие жилого помещения, имеют право на постановку на учет в качестве получателей денежных средств на приобретение или строительство жилого помещения, а если данная категория детей имеет закрепленное жилое помещение, то они вправе обратиться в отдел по опеке и попечительству соответствующего муниципального образования для получения компенсации. В настоящее время Маринин Вадим не состоит на учете как получатель денежных средств и не получает компенсацию на оплате коммунальных услуг. При обращении с данным вопросом в отдел по охране прав детей Управления образования г. Калуге Марининой Н.Г. не разъяснили порядок отказа в предоставлении данных гарантий и не сообщили норму права, на основании которой Вадим не имеет право ни на постановку на учет, ни на компенсацию.
Более детально следует разъяснить положения Закона об основании и порядке предоставлении денежных средств на покупку или строительство жилых помещения: - кто имеет право на постановку на учет, кто это право не имеет, с какого возраста начинается постановка на учет в сводный список.
Приведу еще один пример: при выездном приеме в г. Людиново, в мой адрес обратилась Чучелова Наталья Алексеевна, проживающая по адресу г. Людиново, ул. Кропоткина, д. 68, кв. 42, являющаяся опекуном Леоновой Ольги Павловны 1995 г.р. по вопросу постановки в сводный список получателей денежных средств на приобретение или строительство жилого помещения. В своем обращении Чучелова Н.А. указала, что в соответствии с постановлением администрации МР «г. Людиново и Людиновский район» от 02.11.2010 № 1546 Леонова Ольга не имеет закрепленного за ней жилого помещения. На учете, в качестве получателя денежных средств, Ольга не состоит до настоящего времени. Я обратилась с письменным обращением к администрации МР «г. Людиново и Людиновский район» 22.11.2011 для разъяснения обстоятельств дела, но до сегодняшнего момента ответ не получен.
Подводя итог всему выше сказанному можно отметить, что действующее законодательство, регулирующее вопросы предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, требует дополнительной проработки и совершенствования, и в связи с этим, предлагаю:
1) рассмотреть вопрос о заключении соглашений с застройщиками о постройке квартир во вновь строящемся доме по фиксированной цене и с фиксированным метражом для последующей продажи таковых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
2) разработать порядок взаимодействия органов опеки и попечительства и органов внутренних дел Калужской области по вопросу выявления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также по установлению места нахождения таких детей, самовольно покинувших специализированные образовательные учреждения, опекунские и приемные семьи;
3) рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ по вопросам:
3.2) предоставления средств на однократный текущий или капитальный ремонт, жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
3.3) конкретизацию оснований предоставления дополнительных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, изложенных в ст. 2,4 Закона;
3.4) рассмотреть возможность предоставления средств на однократный текущий или капитальный ремонт, жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
4) разработать положение о порядке и условиях закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В качестве послесловия хочется сказать, что мы сегодня собрались здесь для того, чтобы обсудить исполнение законодательства о дополнительных гарантиях детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей – как исполняется, какие положительные тенденции существуют, что необходимо исправить, что изменить, однако существуют случаи, когда про детей-сирот в нашей области просто забывают.
30 декабря к нам обратился молодой человек 19-ти лет. Его зовут Федоров Виталий Александрович 13.02.1992 г.р. До 17 лет он проживал в деревне Петрово д. 1, кв. 6 (Ленинский округ города Калуги) со своими родителями в квартире, предоставленной по социальному найму. В феврале 2009 года, Виталий находился на спортивных сборах в городе Людиново. В период его нахождения на сборах вся его семья (мать, отец, два брата и бабушка) попала в автомобильную аварию и погибла. По возвращению со сборов Виталий вернулся в свою квартиру, но там уже проживали другая семья. После этого Виталий позвонил своему тренеру с просьбой предоставить ему хоть временное жилье, тренер разрешил ему пожить в спортивном зале. Пока Виталий не закончил 9-ый, деньгами ему помогал дядя. После окончания школы Виталий так и продолжал проживать в спортзале до мая 2011 года, пока его не забрал к себе домой Линьков Дмитрий Борисович. С 01.09.2011 Виталий учится на первом курсе техникума вычислительных технологий и управления г. Калуги, а Дмитрий Борисович занимается восстановлением документов (свидетельства о смерти родственников). Данное дело находится у меня на особом контроле, и сотрудники моего аппарата приложат все усилия, чтобы восстановить права Виталия.
Уполномоченный по правам ребенка
в Калужской области О.А.Копышенкова
Вопрос обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по моему мнению, является первоочередным из всех вышеперечисленных дополнительных гарантий.
С 2009 года действует Закон Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» (далее Закон Калужской области 465-ОЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Калужской области 465-ОЗ денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, при прекращении попечительства, при рождении ребенка, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Данные денежные средства предоставляются получателям из областного бюджета однократно и используются для получения в собственность путем приобретения или строительства жилого помещения в пределах Калужской области.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, включаются в сводный список получателей денежных средств в соответствии с п. 2 Положения о порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, средств на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Калужской области от 24.12.2008 № 522 (далее Постановление Правительства Калужской области № 522). По данным Министерства по делам семьи демографической и социальной политике Калужской области, в сводном списке на 19.12.2011 состоят 697 человек.
В регионе принята и действует долгосрочная целевая программа Калужской области «Право ребенка на семью (2010-2014 годы)», утвержденная Постановлением Правительства Калужской области от 26.11.2009 № 482, согласно п. 3.7 которой предусмотрено финансирование на предоставление денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, на приобретение или строительство жилого помещения.
Наименование бюджета 2010 год 2011 год 2012 год
Бюджет областной 129,5 млн. руб. 114,5 млн. руб.
На исполнение судебных решений по предоставлению денежных средств детям-сиротам дополнительно
7,7 млн. руб. 114,5 млн. руб.
Бюджет федеральный 6,5 млн. руб. 65,1 млн. руб.
На эти средства в 2010 году было приобретено лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 147 жилых помещений. В 2011 году приобретено 190 жилых помещений.
В рамках информирования считаю необходимым пояснить объем и порядок предоставления вышеуказанных денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с Приложением к Закону Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ об определении размера средств, сумма на приобретение жилого помещения рассчитывается следующей формулой:
Рсп = С х П1.
где «Рсп» - размер средств, выделяемых для одного человека на приобретение жилого помещения;
«С» - средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам, городским округам Калужской области, устанавливаемая в порядке, определяемом Правительством Калужской области;
«П1» - площадь приобретаемого жилого помещения (33 кв.м).
Средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра площади жилого помещения с разбивкой по муниципальным образованиям ежеквартально устанавливается Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области. В соответствии с Приказом Министерства от 31.10.2011 № 289 «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам, городским округам Калужской области на IV квартал 2011» стоимость кв. метра на территории МО г. Калуга (аналогичная стоимость установлена и на территории Жуковского, Кировского, Малоярославецкого, Людиновского, Сухиничского, Тарусского районов и в МО г. Обнинск) составляет 32.450 тыс. руб.
Таким образом, можно прямо сейчас рассчитать сумму предоставляемых денежных средств: 32.450*33=1 070 850 руб.
Однако сумма 1 кв. метра, установленная Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области не соответствует фактической рыночной стоимости как вторичного жилья, так и первичного жилья, она занижена приблизительно в 1,5 раза. По данным аналитического отдела агентства «Мир квартир. Недвижимость» в 2009 года средняя цена кв. метра в Калуге составила 53 тыс. руб. В 2010 году цена предложения квадратного метра на вторичном рынке в нашем городе снизилась на 0,4 % и составила 52,8 тыс. руб. На 1 декабря 2011 года кв. метр стоит 55 тыс. руб. По данным Российской Гильдии Риелторов, Калужская область занимает пятое место по цене на 1 кв. метр жилья, после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Наш город имеет высокий уровень финансовых потоков, эффективные инвестиции и хорошие перспективы развития. Рынок недвижимости достаточно быстро развивается, и не случайно, что цены на объекты недвижимости в Калуге установились на очень высоком уровне.
Представив, что, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на данную денежную компенсацию мы начинаем поиск жилого помещения, в соответствии с озвученной суммой. Картина представляется следующая. Для примера данные некоторых риэлтерских компаний Калужской области.
Таким образом, далеко не всегда, на предоставляемую стоимость, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют возможность приобрести благоустроенное, комфортабельное жилье как на первичном рынке, так и на вторичном рынке.
Принимая во внимание вышесказанное, предлагаю, исходя из уже установленных в бюджете сумм, заложенных на реализацию Закона Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ и ДЦП «Право ребенка на семью в 2010-2014 годы)», заключать с застройщиками соглашения о постройке жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по фиксированной цене, установленной поквартальными приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области. Например определенный процент квартир во вновь строящемся доме будет продаваться фиксированным метражом по фиксированной цене, таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будут иметь возможность приобретать благоустроенные жилые помещения только на первичном рынке.
Положительной чертой областного законодательства является наличие в Законе Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ нормы, регламентирующей предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Такой же положительный опыт можно проследить и в региональном законодательстве ряда субъектов РФ, к примеру: Московской области, Орловской области, республики Северная Осетия-Алания, Приморского края.
В соответствии со ст. 4 Закона Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа предоставляется компенсация расходов на оплату закрепленных (сохраненных на праве собственности или на праве пользования) за ними жилых помещений и коммунальных услуг в размере 500 рублей ежемесячно за период их временного нахождения под надзором в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо проживания по месту жительства опекуна (попечителя), в приемной или патронатной семье. Указанная компенсация также предоставляется лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Действительно данная компенсация реально помогает погасить имеющуюся задолженность оплаты за жилые помещения и коммунальные услуги, однако большей проблемой является сохранность этих жилых помещений. Зачастую дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по выходу из детских домов и домов интернатов, не имеют возможности вернуться и проживать в закрепленных жилых помещениях, так как данные помещения требуют капитального ремонта и не пригодны для проживания.
Положительным фактом в данном направлении деятельности можно назвать разработку и принятие муниципальных программ по сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. По информации, предоставленной муниципальными образованиями, на сегодняшний день такие программы действуют в Боровском, Думиничском, Износковском, Кировском, Козельском, Куйбышевском, Малоярослевецком, Мещовском, Мосальском районах, в других районах области данные программы находятся в разработке. На мой взгляд, правильнее было бы воспользоваться опытом коллег из республики Коми и на законодательном уровне закрепить, к примеру, дополнительную гарантию в виде предоставления средств на однократный текущий или капитальный ремонт, ведь в среднем на ремонт жилого помещения, в котором не проживают более 5-7 лет, требуется от 50 до 150 тыс. рублей, в то время как сумма средств, необходимых для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение или строительство жилого помещения (после признания жилья непригодным для проживания и постановки на учет в сводный список), составляет в среднем, как мы уже увидели из приводимых ранее расчетов 1 070 850 руб.
По вопросу закрепленных жилых помещений хочу добавить следующее. Одним из приоритетных направлений надзора Генеральной Прокуратуры РФ является проверка личных имущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В практике всех регионов, в том числе и нашего, существует две отрицательные тенденции:
1) закрепления за детьми-сиротами жилых помещений, в которых зарегистрированы и проживают по 5-10 человек, хотя метраж данных жилых помещений далеко не соответствует норме;
2) закрепление жилых помещений за детьми-сиротами, собственниками которых являются бабушки/дедушки опекуны.
Сотрудники Генеральной Прокуратуры и представители аппарата Уполномоченного при Президенте РФ считают, что наличие в собственности бабушки жилого помещения, не является основанием для отказа в постановки на учет подопечного в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании вышеизложенного имеется необходимость разработать положение о порядке и условиях закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, так как подобных нормативных актов нет ни на федеральном уровне, ни региональных.
Подводя итог анализу исполнения норм Закона Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ, считаю необходимым внесение в него дополнений. На ряд недостатков регионального закона обратил внимание и П.А. Астахов, при посещении Калужской области в феврале 2011 года. Закон не конкретизирует основания предоставления данных социальных выплат (средств на приобретение жилого помещения и компенсацию), да и нормативные акты, принятые во исполнении данного закона, такие как Постановление Правительства Калужской области № 522, о котором говорилось ранее, и Приказ Министерства по делам семьи, молодежной и демографической политике Калужской области от 07.07.2009 № 380 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления компенсации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, расходов на оплату, закрепленных за ними жилых помещений и коммунальных услуг» также не конкретизируют и не разъясняют основания их предоставления.
В первую очередь поясню про компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Необходимо уточнить при каких условиях возникает право на получение компенсации на оплату коммунальных услуг, когда это право заканчивается, какой категории лиц данная компенсации полагается. Приведу пример - в мой адрес поступило обращение Марининой Натальи Георгиевны, проживающей по адресу: г. Калуга, ул. Ст. Разина, д. 89, кв. 108, являющейся опекуном Маринина Вадима 1994 г.р., в своем обращении она указала, что Вадим со своего учебного заведения принес памятку Министерства по делам семьи, в которой указано, что в соответствии с Законом Калужской области № 465-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие жилого помещения, имеют право на постановку на учет в качестве получателей денежных средств на приобретение или строительство жилого помещения, а если данная категория детей имеет закрепленное жилое помещение, то они вправе обратиться в отдел по опеке и попечительству соответствующего муниципального образования для получения компенсации. В настоящее время Маринин Вадим не состоит на учете как получатель денежных средств и не получает компенсацию на оплате коммунальных услуг. При обращении с данным вопросом в отдел по охране прав детей Управления образования г. Калуге Марининой Н.Г. не разъяснили порядок отказа в предоставлении данных гарантий и не сообщили норму права, на основании которой Вадим не имеет право ни на постановку на учет, ни на компенсацию.
Более детально следует разъяснить положения Закона об основании и порядке предоставлении денежных средств на покупку или строительство жилых помещения: - кто имеет право на постановку на учет, кто это право не имеет, с какого возраста начинается постановка на учет в сводный список.
Приведу еще один пример: при выездном приеме в г. Людиново, в мой адрес обратилась Чучелова Наталья Алексеевна, проживающая по адресу г. Людиново, ул. Кропоткина, д. 68, кв. 42, являющаяся опекуном Леоновой Ольги Павловны 1995 г.р. по вопросу постановки в сводный список получателей денежных средств на приобретение или строительство жилого помещения. В своем обращении Чучелова Н.А. указала, что в соответствии с постановлением администрации МР «г. Людиново и Людиновский район» от 02.11.2010 № 1546 Леонова Ольга не имеет закрепленного за ней жилого помещения. На учете, в качестве получателя денежных средств, Ольга не состоит до настоящего времени. Я обратилась с письменным обращением к администрации МР «г. Людиново и Людиновский район» 22.11.2011 для разъяснения обстоятельств дела, но до сегодняшнего момента ответ не получен.
Подводя итог всему выше сказанному можно отметить, что действующее законодательство, регулирующее вопросы предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, требует дополнительной проработки и совершенствования, и в связи с этим, предлагаю:
1) рассмотреть вопрос о заключении соглашений с застройщиками о постройке квартир во вновь строящемся доме по фиксированной цене и с фиксированным метражом для последующей продажи таковых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
2) разработать порядок взаимодействия органов опеки и попечительства и органов внутренних дел Калужской области по вопросу выявления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также по установлению места нахождения таких детей, самовольно покинувших специализированные образовательные учреждения, опекунские и приемные семьи;
3) рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ по вопросам:
3.2) предоставления средств на однократный текущий или капитальный ремонт, жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
3.3) конкретизацию оснований предоставления дополнительных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, изложенных в ст. 2,4 Закона;
3.4) рассмотреть возможность предоставления средств на однократный текущий или капитальный ремонт, жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
4) разработать положение о порядке и условиях закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В качестве послесловия хочется сказать, что мы сегодня собрались здесь для того, чтобы обсудить исполнение законодательства о дополнительных гарантиях детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей – как исполняется, какие положительные тенденции существуют, что необходимо исправить, что изменить, однако существуют случаи, когда про детей-сирот в нашей области просто забывают.
30 декабря к нам обратился молодой человек 19-ти лет. Его зовут Федоров Виталий Александрович 13.02.1992 г.р. До 17 лет он проживал в деревне Петрово д. 1, кв. 6 (Ленинский округ города Калуги) со своими родителями в квартире, предоставленной по социальному найму. В феврале 2009 года, Виталий находился на спортивных сборах в городе Людиново. В период его нахождения на сборах вся его семья (мать, отец, два брата и бабушка) попала в автомобильную аварию и погибла. По возвращению со сборов Виталий вернулся в свою квартиру, но там уже проживали другая семья. После этого Виталий позвонил своему тренеру с просьбой предоставить ему хоть временное жилье, тренер разрешил ему пожить в спортивном зале. Пока Виталий не закончил 9-ый, деньгами ему помогал дядя. После окончания школы Виталий так и продолжал проживать в спортзале до мая 2011 года, пока его не забрал к себе домой Линьков Дмитрий Борисович. С 01.09.2011 Виталий учится на первом курсе техникума вычислительных технологий и управления г. Калуги, а Дмитрий Борисович занимается восстановлением документов (свидетельства о смерти родственников). Данное дело находится у меня на особом контроле, и сотрудники моего аппарата приложат все усилия, чтобы восстановить права Виталия.
Уполномоченный по правам ребенка
в Калужской области О.А.Копышенкова
Комментариев нет:
Отправить комментарий