Страницы

6 янв. 2012 г.

Только ленивый не бросит камень

В последнее время со всех каналов телевидения, со страниц жур¬налов и газет льются гневные потоки претензий и обвинений в адрес управляющих многоквартирными домами организаций. Слыша постоянно один негатив, несведущий потребитель заведомо готов отвергать услуги любой организации, называемой "управляющая". При этом если это будет ТСЖ или ЖЭК, РЭУ, в приказном порядке изменившие организационно-правовую форму, став ООО, то без вся¬кого анализа потребители согласятся на их услуги (по привычке или по "навязанности" сверху). И уж о каком выборе, конкуренции, станов¬лении цивилизованного рынка услуг управления может идти речь?
Мне как руководителю Комиссии по ЖКХ Законодательного Собрания, хо¬телось бы посоветовать желающим "кинуть камень" в адрес управ¬ляющих организаций прежде всего определиться с понятийным аппаратом, как это делается в любом правильно составленном нор¬мативном правовом акте. Произнося слово, нужно быть уверенным, что данное слово в таком же значении понимается.
Функции управления многоквартирными домами согласно дей¬ствующему законодательству осуществляют ТСЖ, ЖК, специализиро¬ванные потребительские кооперативы и собственно управляющие организации. При этом необходимо помнить, что большинство из управляющих организаций - бывшие Мупы, которые продолжают безынициативно выполнять все по-старинке, не стремясь к конку¬ренции, плохо разбираясь в законодательстве, руководствуясь либо сложившейся в данной организации практикой, либо письмами от администраций. Как верно заметил Д.А. Медведев: "Вывеску поменяли, но стиль их работы остался зачастую тот же самый".
Анализ практики деятельности управляющих организаций по¬зволяет ответственно заявить, что только настоящие (не бывшие ЖЭКов, РЭУ, МУПы) коммерческие управляющие организации могут рассматриваться как объекты конкуренции, становления цивилизо¬ванного рынка, формирования предпринимательских сообществ, саморегулирования, гарантии качества предоставляемых услуг. Именно таких организаций крайне мало, и им практически невоз¬можно выиграть конкурсы на право заключения договоров управ¬ления многоквартирными домами. Несмотря на то что только эти управляющие организации и конкурентоспособны. Для того чтобы присутствовать на рынке жилищно-коммунальных услуг им, в отличие
от бывших ЖЭКов, которые при поддержке местных властей имеют постоянные объемы, необходимо принимать участие во всех тенде¬рах, где им создаются все необходимые условия для проигрыша. Настоящие управляющие организации чаще раздражают своим при¬сутствием на рынке, многим хочется чтобы все было по-прежнему: переименованные ЖЭКы, ЖКО, "свои"ТСЖ. А главное, чтобы сильно не напрягаться, как это делают настоящие коммерческие управляю¬щие организации, которые постоянно обучают свой штат, совершен¬ствуют методы работы, содержат армию юристов, изучают и приме¬няют весь спектр постоянно меняющегося законодательства.
Однако если коммерческая управляющая организация, даже уже известная и авторитетная, не состоит ни в каком из предпринима¬тельских сообществ, я бы на месте потребителя, помедлил бы с вы¬бором ее в качестве лица, которому я мог бы полностью доверить управление своей недвижимостью.
Все ресурсоснабжающие организации (как и другие организации, предоставляющие товары и услуги ЖКХ) объединены в предприни¬мательские сообщества, это помогает им защищать свои права, лоб¬бировать свои интересы, выступать перед потребителями не как фирма-однодневка с непредсказуемым будущим, а в качестве пред¬ставителя сектора жилищно-коммунального хозяйства, прилагающе¬го усилия к процветанию не только своего бизнеса (управления многоквартирными домами), но всего сектора в целом. Конечно, непросто разобраться, в какое именно сообщество нужно вступать и с кем объединяться. И самая большая трудность именно у управляю¬щих многоквартирными домами. Хотя именно данным организациям и требуется, как никому иному, свое представительство, своя трибу¬на, свой щит. Но на сегодняшний день большинство предпринима¬тельских сообществ, объединяющих управляющие многоквартирны¬ми домами организации, представляют собой либо "потемкинские деревни", либо "пирамиды", возведенные с целью подготовки к буду¬щему улову, который планируется как следствие обязательного са¬морегулирования. Хотя во всем мире появление саморегулируемых организаций свидетельствовало о наличии цивилизованного общества и цивилизованного рынка, в котором в результате конкуренции ес¬тественным путем зародились профессиональные (предприниматель¬ские) сообщества, имеющие свои правила и стандарты деятельности выше государственных. Эти организации не подменяют собой госу¬дарство: "кесарю - кесарево, а Богу - богово". Но, к великому сожа¬лению, у нас любая идея реализуется с "национальными особенно¬стями", в т. ч. и саморегулирование. А "национальные особенности" реализации любых идей в России определены еще в XIX в. великим классиком М. Салтыковым-Щедриным: "Чего-то хотелось: не то кон¬ституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать".


Комментариев нет:

Отправить комментарий