Информация
по вопросу «О результатах работы по реализации механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Калужской области и органов местного самоуправления Калужской области»
Формирование современной правовой системы Российской Федерации связано с интенсивным развитием законодательства, ростом количества федеральных и региональных нормативных правовых актов. В свою очередь, увеличение массива действующих нормативных документов сопровождается проявлением различных юридических дефектов: противоречий, повторений, пробелов. Данные обстоятельства ослабляют целостность и эффективность правового регулирования, а также способствуют созданию условий для проявления коррупции.
В борьбе с коррупцией заметное место занимает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Ее значение связано с возможностями выявления коррупциогенных факторов в нормативных документах, формированием позитивных требований к разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих их необходимое качество.
Этот механизм получил правовую основу и реализуется на международном, федеральном и региональном уровнях. Основополагающими актами являются Федеральные законы «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон об антикоррупционной экспертизе).
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области (далее - Управление), являясь территориальным органом юстиции, осуществляет антикоррупционную экспертизу в соответствии с Законом об антикоррупционной экспертизе, в порядке и согласно методике, которые определены Правительством Российской Федерации. Таким образом, Управление проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Калужской области при мониторинге их применения; антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.
Управлением в сфере противодействия коррупции в первоочередном порядке осуществлена ревизия действующего законодательства Калужской области на предмет его коррупциогенности. Указанная работа проводилась в нескольких направлениях и состояла из выявления и преодоления коллизий и явных противоречий, еще сохранившихся в региональном законодательстве по отношению к федеральному, а также сокращения многочисленных бланкетно-отсылочных норм права и, наконец, непосредственно проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Калужской области, поступающих в Управление для включения в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ходе проведения правовой экспертизы нормативные правовые акты Калужской области анализируются на предмет наличия в них положений, способствующих проявлению коррупции.
Всего Управлением с октября 2008 г. проверено на коррупциогенность порядка 1500 нормативных правовых актов Калужской области. В 2008 году проведена антикоррупционная экспертиза 91 нормативного правового акта Калужской области, в которых коррупиогенные факторы не выявлены. В 2009 году при проведении юридической экспертизы в 1 нормативном правовом акте выявлены нормы, противоречащие федеральному законодательству и содержащие коррупционные риски в органе исполнительной власти Калужской области (широта дискреционных полномочий, отсутствие административных процедур).
Кроме того, выявлен нормативный правовой акт, положения которого не содержат коррупциогенных факторов, но практика его применения может обнаружить коррупциогенный фактор системного характера – нормативную коллизию. Данный нормативный правовой акт был принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, но с вступлением в силу одной из глав Налогового кодекса Российской Федерации подлежал признанию утратившим силу. Однако, продолжая действовать, он мог на практике применения привести к коллизии, создающей для органа государственной власти возможность произвольного выбора нормы, подлежащей применению в конкретном случае.
В 2010 году Управлением выявлено 19 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. Типичным среди выявляемых коррупциогенных факторов является юридико-лингвистическая неопределенность, выявленная в 11 нормативных актах.
В ходе осуществляемой работы Управлением выявлены и иные коррупциогенные факторы, включающие в себя отсутствие нормы, устанавливающей возможность и порядок обжалования решений (коррупционный фактор, связанный с наличием правовых пробелов), принятие нормативного правого акта сверх компетенции, отсутствие административных процедур.
В 2011 году особое внимание уделялось проектам нормативных правовых актов, участию в рабочих группах по разработке проектов, поскольку на данной стадии законотворческого процесса выявить и устранить положения, содержащие коррупциогенные факторы, значительно проще.
Проведены заседания Координационного Совета при Управлении, посвященные проблемам, с которыми сталкиваются органы государственной власти, в том числе Управление, органы прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы.
В результате проделанной работы в текущем году в нормативных правовых актах Калужской области, поступивших для включения в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, коррупциогенных факторов не выявлено.
Из-за оценочного характера коррупциогенных факторов Управление и органы государственной власти Калужской области, принимающие нормативные акты, не всегда могут прийти к единому мнению относительно отнесения правовых норм к коррупциогенным. В связи с этим возникают спорные с точки зрения права моменты, однако в ходе проведения встреч с представителями органов, разработавших нормативный акт, и путем проведения совместных рабочих заседаний такие противоречия удается преодолеть. На сегодняшний день коррупциогенные факторы устранены в 18 нормативных правовых актах Калужской области.
Необходимо отметить, что для эффективного взаимодействия территориальных органов Минюста России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу выявления и устранения норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в региональных нормативных правовых актах нужна ясность в вопросе о том, какая норма акта является «коррупциогенным фактором». То есть, кроме нормативного юридического измерения (Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96) необходима единая позиция федеральных и региональных органов государственной власти в вопросе дальнейшего применения данной нормы и тех условий и последствий, которые она создаст, безусловно учитывая потребности общества и необходимость достаточного регулирования политических, экономических, социальных и иных правовых отношений, исходя из потребностей субъекта Российской Федерации.
Несколько слов хотелось бы уделить вопросу проведения Управлением антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении в них изменений при их государственной регистрации.
С августа 2009 г. Управлением проведена антикоррупционная экспертиза 384 уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении в них изменений (далее - муниципальные правовые акты).
Поскольку Управлением ведется активная работа на стадии разработки решения о внесении изменений в устав муниципального образования, то большинство коррупциогенных факторов, содержащихся в предложенных проектах, устраняются до принятия в окончательном виде.
С целью устранения в уставах муниципальных образований положений, содержащих коррупциогенные факторы, Управлением проводится анализ действующих уставов муниципальных образований с последующим направлением в органы местного самоуправления информационных писем с предложениями об устранении выявленных коррупциогенных факторов.
Так как проблема обеспечения юридическими службами в муниципальных образованиях остается достаточно актуальной, Управление в рамках полномочий, наряду с информированием, осуществляет разработку проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований с целью устранения противоречий действующему законодательству и исключения положений, содержащих коррупциогенные факторы.
Таким образом, в 2011 году было направлено 183 информационных письма и разработано 59 проектов муниципальных правовых актов. В рамках взаимодействия и оперативного обмена информацией разработанные Управлением документы направляются посредством электронной почты.
В целом, проанализировав работу в рассматриваемом направлении, можно сделать вывод о снижении наличия коррупционных рисков, организации систематического взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления и, как следствие, повышение качества подготавливаемых нормативных правовых актов.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
1. Принять информацию к сведению.
2. Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области продолжить работу по вопросу приведения уставов муниципальных образований в соответствие с законодательством в сфере противодействия коррупции.
Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Калужской области А.М. Руднев
по вопросу «О результатах работы по реализации механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Калужской области и органов местного самоуправления Калужской области»
Формирование современной правовой системы Российской Федерации связано с интенсивным развитием законодательства, ростом количества федеральных и региональных нормативных правовых актов. В свою очередь, увеличение массива действующих нормативных документов сопровождается проявлением различных юридических дефектов: противоречий, повторений, пробелов. Данные обстоятельства ослабляют целостность и эффективность правового регулирования, а также способствуют созданию условий для проявления коррупции.
В борьбе с коррупцией заметное место занимает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Ее значение связано с возможностями выявления коррупциогенных факторов в нормативных документах, формированием позитивных требований к разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих их необходимое качество.
Этот механизм получил правовую основу и реализуется на международном, федеральном и региональном уровнях. Основополагающими актами являются Федеральные законы «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон об антикоррупционной экспертизе).
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области (далее - Управление), являясь территориальным органом юстиции, осуществляет антикоррупционную экспертизу в соответствии с Законом об антикоррупционной экспертизе, в порядке и согласно методике, которые определены Правительством Российской Федерации. Таким образом, Управление проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Калужской области при мониторинге их применения; антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.
Управлением в сфере противодействия коррупции в первоочередном порядке осуществлена ревизия действующего законодательства Калужской области на предмет его коррупциогенности. Указанная работа проводилась в нескольких направлениях и состояла из выявления и преодоления коллизий и явных противоречий, еще сохранившихся в региональном законодательстве по отношению к федеральному, а также сокращения многочисленных бланкетно-отсылочных норм права и, наконец, непосредственно проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Калужской области, поступающих в Управление для включения в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ходе проведения правовой экспертизы нормативные правовые акты Калужской области анализируются на предмет наличия в них положений, способствующих проявлению коррупции.
Всего Управлением с октября 2008 г. проверено на коррупциогенность порядка 1500 нормативных правовых актов Калужской области. В 2008 году проведена антикоррупционная экспертиза 91 нормативного правового акта Калужской области, в которых коррупиогенные факторы не выявлены. В 2009 году при проведении юридической экспертизы в 1 нормативном правовом акте выявлены нормы, противоречащие федеральному законодательству и содержащие коррупционные риски в органе исполнительной власти Калужской области (широта дискреционных полномочий, отсутствие административных процедур).
Кроме того, выявлен нормативный правовой акт, положения которого не содержат коррупциогенных факторов, но практика его применения может обнаружить коррупциогенный фактор системного характера – нормативную коллизию. Данный нормативный правовой акт был принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, но с вступлением в силу одной из глав Налогового кодекса Российской Федерации подлежал признанию утратившим силу. Однако, продолжая действовать, он мог на практике применения привести к коллизии, создающей для органа государственной власти возможность произвольного выбора нормы, подлежащей применению в конкретном случае.
В 2010 году Управлением выявлено 19 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. Типичным среди выявляемых коррупциогенных факторов является юридико-лингвистическая неопределенность, выявленная в 11 нормативных актах.
В ходе осуществляемой работы Управлением выявлены и иные коррупциогенные факторы, включающие в себя отсутствие нормы, устанавливающей возможность и порядок обжалования решений (коррупционный фактор, связанный с наличием правовых пробелов), принятие нормативного правого акта сверх компетенции, отсутствие административных процедур.
В 2011 году особое внимание уделялось проектам нормативных правовых актов, участию в рабочих группах по разработке проектов, поскольку на данной стадии законотворческого процесса выявить и устранить положения, содержащие коррупциогенные факторы, значительно проще.
Проведены заседания Координационного Совета при Управлении, посвященные проблемам, с которыми сталкиваются органы государственной власти, в том числе Управление, органы прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы.
В результате проделанной работы в текущем году в нормативных правовых актах Калужской области, поступивших для включения в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, коррупциогенных факторов не выявлено.
Из-за оценочного характера коррупциогенных факторов Управление и органы государственной власти Калужской области, принимающие нормативные акты, не всегда могут прийти к единому мнению относительно отнесения правовых норм к коррупциогенным. В связи с этим возникают спорные с точки зрения права моменты, однако в ходе проведения встреч с представителями органов, разработавших нормативный акт, и путем проведения совместных рабочих заседаний такие противоречия удается преодолеть. На сегодняшний день коррупциогенные факторы устранены в 18 нормативных правовых актах Калужской области.
Необходимо отметить, что для эффективного взаимодействия территориальных органов Минюста России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу выявления и устранения норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в региональных нормативных правовых актах нужна ясность в вопросе о том, какая норма акта является «коррупциогенным фактором». То есть, кроме нормативного юридического измерения (Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96) необходима единая позиция федеральных и региональных органов государственной власти в вопросе дальнейшего применения данной нормы и тех условий и последствий, которые она создаст, безусловно учитывая потребности общества и необходимость достаточного регулирования политических, экономических, социальных и иных правовых отношений, исходя из потребностей субъекта Российской Федерации.
Несколько слов хотелось бы уделить вопросу проведения Управлением антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении в них изменений при их государственной регистрации.
С августа 2009 г. Управлением проведена антикоррупционная экспертиза 384 уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении в них изменений (далее - муниципальные правовые акты).
Поскольку Управлением ведется активная работа на стадии разработки решения о внесении изменений в устав муниципального образования, то большинство коррупциогенных факторов, содержащихся в предложенных проектах, устраняются до принятия в окончательном виде.
С целью устранения в уставах муниципальных образований положений, содержащих коррупциогенные факторы, Управлением проводится анализ действующих уставов муниципальных образований с последующим направлением в органы местного самоуправления информационных писем с предложениями об устранении выявленных коррупциогенных факторов.
Так как проблема обеспечения юридическими службами в муниципальных образованиях остается достаточно актуальной, Управление в рамках полномочий, наряду с информированием, осуществляет разработку проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований с целью устранения противоречий действующему законодательству и исключения положений, содержащих коррупциогенные факторы.
Таким образом, в 2011 году было направлено 183 информационных письма и разработано 59 проектов муниципальных правовых актов. В рамках взаимодействия и оперативного обмена информацией разработанные Управлением документы направляются посредством электронной почты.
В целом, проанализировав работу в рассматриваемом направлении, можно сделать вывод о снижении наличия коррупционных рисков, организации систематического взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления и, как следствие, повышение качества подготавливаемых нормативных правовых актов.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
1. Принять информацию к сведению.
2. Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области продолжить работу по вопросу приведения уставов муниципальных образований в соответствие с законодательством в сфере противодействия коррупции.
Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Калужской области А.М. Руднев
Комментариев нет:
Отправить комментарий