Информация «О результатах работы по реализации механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Калужской области и органов местного самоуправления Калужской области»
Проведение антикоррупционной экспертизы - новая функция органов прокуратуры, назначение которой состоит в выявлении и устранении правовых предпосылок коррупции (коррупциогенных факторов), что по своей сути отождествляется с устранением дефектов правовой нормы или заложенной в ней правовой формулы.
Стремясь придать новый импульс работе, Президентом Российской Федерации 13 апреля 2010 года был подписан Указ № 460, которым утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции на 2010-2011 гг., а Национальный план противодействия коррупции изложен в новой редакции.
В качестве одного из направлений реализации Национальной стратегии предполагается развитие института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности.
Вопрос проверки нормативных правовых актов – большой, объемный и требует колоссальных усилий со стороны органов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы.
Органами прокуратуры Калужской области (далее – прокуратуры области) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов используется в качестве эффективного механизма профилактики коррупционных проявлений.
Для успешной работы на данном направлении предприняты значительные меры, позволяющие использовать максимум возможностей для всестороннего анализа принимаемых в регионе правовых актов, принимаются дополнительные меры, позволяющие качественно улучшить состояние законности в указанной сфере.
Принят ряд нормативных актов, включая закон Калужской области, а также правовые акты, устанавливающие механизм проведения антикоррупционной экспертизы, созданы и функционируют как на местах, так и на областном уровне соответствующие подразделения, непосредственно осуществляющие проверку принимаемых нормативных правовых актов на коррупциогенность.
По инициативе Совета по противодействию коррупции при Губернаторе Калужской области прокуратура области регулярно принимает участие в проведении учебно-методических семинаров, проводятся встречи с участниками Некоммерческой организации «Совета (ассоциации) муниципальных образований Калужской области» за «круглым столом», где обсуждаются проблемные вопросы, сообщается о вновь принятых федеральных нормативных правовых актах, внесенных изменениях в уже существующие в области противодействия коррупции, на которые следует обращать внимание в первую очередь.
Следует отметить, что на уровне области принимаемые нормативные правовые акты подвергаются так называемому «очищению» от коррупционных норм, по меньшей мере, с четырех сторон: со стороны разработчика, правового управления Администрации Губернатора области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области, а также прокуратуры области.
Именно такой комплексный подход позволяет «минимизировать» коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах областного уровня.
Вместе с тем, проверкой органов местного самоуправления Калужской области установлены ряд нарушений, касающиеся непроведения ведомственной антикоррупционной экспертизы муниципальными образованиями принимаемых нормативных правовых актов. Такие факты выявлены в Барятинском, Жуковском, Козельском, Сухиничском, Тарусском, Ферзиковском районах и г. Кирове. По выявленным нарушениям прокурорами внесены представления, нарушения устранены.
Прокурором Малоярославецкого района внесено представление в Сельскую Думу сельского поселения «Поселок Юбилейный» в связи с отсутствием нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов. Представление находится на рассмотрении.
Принимаемые меры позволяют качественно повысить уровень принимаемых нормативных актов.
В 2010 году органами прокуратуры в органах государственной власти Калужской области и органах местного самоуправления Калужской области выявлено более 380 нормативных правовых актов (и их проектов), содержащих свыше 480 коррупциогенных факторов. В целях их исключения органами прокуратуры области внесено более 400 актов прокурорского реагирования.
За 9 месяцев 2011 года уже выявлено около 300 нормативных правовых актов (и их проектов), содержащих 383 коррупциогенных фактора. Для приведения нормативных правовых актов в соответствие с требованиями законодательства органами прокуратуры области внесено свыше 290 актов реагирования.
Все же значительное число коррупциогенных факторов продолжает выявляться в нормативных правовых актах муниципальных органов.
Такое положение на уровне муниципалитетов обусловлено, прежде всего, низким уровнем квалификации разработчиков, нерегулярным изучением вновь принятого законодательства. Зачастую органами местного самоуправления, главами муниципалитетов занимается пассивная позиция в сфере повышения качества нормотворчества, недооценивается значимость принимаемых ими нормативных правовых актов и последствия их применения.
Органами прокуратуры области систематически анализируется состояние законности в указанной сфере, выявляются проблемы и пробелы действующего законодательства. Результаты обобщений с целью выработки мер устранения нарушений и факторов, способствующих проявлениям коррупции, обсуждаются на заседаниях коллегий прокуратуры области, сформулированные предложения направляются для принятия мер в уполномоченные органы.
Прокурорами также выявляются коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах при проведении целевых проверок в различных сферах законодательства, которые могут повлечь возникновение коррупционных рисков в практике правоприменения.
Так, с учетом актуальности и значимости недопущения фактов незаконного отчуждения имущества, неукоснительного соблюдения конкурсных процедур в сфере использования имущества прокуратурой области проведены масштабные проверки соблюдения законодательства в указанной сфере. На предмет законности проанализированы нормативные акты всех муниципальных образований, регламентирующие указанные вопросы.
В анализируемом периоде прокурорами выявлено 24 нарушения бюджетного законодательства (АППГ - 31), 18 нарушений при использовании государственной и муниципальной собственности (АППГ - 18), 63 нарушения в сфере землепользования (АППГ - 47), 48 нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе (АППГ - 47), 55 нарушений требований законодательства о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (АППГ - 27), 34 нарушения в сфере налогового законодательства (АППГ - 16). Нормативные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы, по результатам рассмотрения обращений организаций, средств массовой информации, в анализируемом периоде не выявлялись.
Органами прокуратуры области продолжают выявляться нормы, содержащие коррупциогенные факторы, в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы прохождения государственной гражданской службы.
После вмешательства прокуратуры области отменен приказ министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области № 21-ор «О порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечне сведений, содержащихся в уведомлениях, организации проверки этих сведений и порядке регистрации уведомлений». В нарушение ч. 5 ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции», п.п. 1.1, 1.3 постановления Губернатора Калужской области № 328 от 21.10.2009 «О реализации в органах исполнительной власти Калужской области норм законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции» в приказе отсутствовали конкретные сроки уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах склонения гражданского служащего к коррупционным правонарушениям, не закреплены нормы об ответственности должностных лиц, осуществляющих регистрацию соответствующих сообщений, порядок передачи заключения, принятого комиссией, уведомления и материалов к нему представителю нанимателя (работодателя) для принятия им решения по существу. Указанные нормы содержали коррупциогенные факторы, заключающиеся в широте дискреционных полномочий и неполноте административных процедур.
Проведенная органами прокуратуры области работа по исключению коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах (их проектах), регулирующих вопросы использования имущества, земель, бюджетных и налоговых правоотношений позволила предотвратить возникновение коррупционных рисков при их правоприменении.
Прокурором Спас-Деменского района 18.07.2011 опротестованы решения 12 сельских поселений, которыми утверждены Правила землепользования и застройки.
Отдельные положения Правил приняты с превышением предоставленных полномочий, поскольку необоснованно распространялись на неопределенные земельные участки и иные объекты недвижимости, а не на земельные участки и объекты недвижимости, расположенные в пределах территории сельского поселения. Другими нормами Правил не был урегулирован судебный порядок обжалования принятого органами местного самоуправления решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства, содержался расширенный перечень документов, предоставляемых юридическими лицами при решении вопроса об аренде земельного участка, включающий «иные документы», включено требование о необходимости предоставления паспорта благоустройства участка или проекта благоустройства при оформлении договора аренды для размещения временных строений для торговли и бытового обслуживания, что создавало дополнительные административные барьеры при осуществлении хозяйственной деятельности субъектами предпринимательства. Помимо прочего, устанавливалось требование согласования проектной документации с «иными заинтересованными организациями».
Протесты прокурора рассмотрены, удовлетворены. Нормативные правовые акты приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.
В сфере нормотворчества органов местного самоуправления имеет место принятие нормативных правовых актов за пределами компетенции.
Так, в области регулирования использования водных объектов прокурором Тарусского района опротестовано постановление администрации муниципального района «Тарусский район», которым утверждены Правила пользования водными объектами плавания на маломерных судах в Тарусском районе. Указанный правовой акт принят администрацией с превышением полномочий, поскольку в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, принятие подобных правил отнесено к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации. Протест прокурора рассмотрен и удовлетворен, нормативный правовой акт отменен.
Прокурором Думиничского района опротестован ряд решений сельских дум сельских поселений, которыми утверждались муниципальные целевые программы противодействия коррупции, профилактики терроризма и экстремизма на территории сельских поселений. Указанные программы приняты с превышением предоставленных полномочий. После вмешательства прокуратуры района незаконные правовые акты отменены.
Аналогичные нарушения выявлены прокурором Боровского района.
Наряду с достигнутыми на сегодняшний день результатами проведенное прокуратурой области обобщение показало, что антикоррупционная деятельность органов местного самоуправления все же не в полной мере соответствует складывающейся ситуации. Деятельность органов местного самоуправления в сфере проведения антикоррупционной экспертизы по исключению из нормативных правовых актов положений, создающих предпосылки для коррупции требует дальнейшего совершенствования; все органы местного самоуправления, как субъекты противодействия коррупции, должны безотлагательно принять меры по повышению правового уровня подготовки правовых актов.
Отдельно следует остановиться на вопросах взаимодействия между органами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы, в частности, на взаимодействии с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области. В октябре 2008 года между прокуратурой области и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области заключено соглашение о взаимодействии в сфере противодействия коррупции в регионе, в том числе по проведению юридической экспертизы законов и иных нормативных правовых актов государственных и муниципальных органов власти области.
Во исполнение указанного соглашения из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области в прокуратуру области в 2010 году поступило 18 заключений по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы на нормативные акты исполнительных органов власти области, содержащие коррупциогенные факторы.
Органами исполнительной власти области с учетом поступивших заключений своевременно внесены изменения (дополнения) в нормативные правовые акты, в связи с чем акты прокурорского реагирования не применялись.
В 2011 году из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области заключения по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы не поступали.
Вместе с тем, в сфере реализации функции по проведению органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы имеются и определенные трудности, связанные с несовершенством федерального законодательства. Так, в целях реализации полномочий прокурора, предусмотренных ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, касающиеся предоставления прокурору полномочий по обращению в судебные органы с исками об исключении из нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты) органов власти норм, содержащих коррупциогенные факторы.
Кроме того, определенную сложность представляет собой отсутствие законодательно определенного на федеральном уровне понятия нормативного правового акта. Часто в прокурорской практике возникают вопросы об относимости того или иного акта к нормативному, либо ненормативному. Это отражается на всестороннем охвате требующих изучения нормативных правовых актов.
Несмотря на имеющиеся трудности, работа в сфере антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов будет продолжена органами прокуратуры.
Предложения в проект решения координационного совещания руководителей органов государственной власти Калужской области и территориальных федеральных органов государственной власти Калужской области:
Всем членам координационного совещания:
1. Сосредоточить усилия на анализе нормативных правовых актов, с учетом практики правоприменения, с целью своевременного выявления и исключения положений, содержащих коррупциогенные факторы, создающих предпосылки для проявлений коррупции;
2. Систематически анализировать состояние законности в указанной сфере, выявлять проблемы и пробелы действующего законодательства. Результаты обобщений с целью выработки мер устранения нарушений и факторов, способствующих проявлениям коррупции, обсуждать на совместных мероприятиях уполномоченных органов;
3. Рекомендовать органам местного самоуправления безотлагательно принять меры по повышению правового уровня подготовки правовых актов.
Заместитель прокурора области
старший советник юстиции В.В. Носов
Проведение антикоррупционной экспертизы - новая функция органов прокуратуры, назначение которой состоит в выявлении и устранении правовых предпосылок коррупции (коррупциогенных факторов), что по своей сути отождествляется с устранением дефектов правовой нормы или заложенной в ней правовой формулы.
Стремясь придать новый импульс работе, Президентом Российской Федерации 13 апреля 2010 года был подписан Указ № 460, которым утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции на 2010-2011 гг., а Национальный план противодействия коррупции изложен в новой редакции.
В качестве одного из направлений реализации Национальной стратегии предполагается развитие института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности.
Вопрос проверки нормативных правовых актов – большой, объемный и требует колоссальных усилий со стороны органов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы.
Органами прокуратуры Калужской области (далее – прокуратуры области) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов используется в качестве эффективного механизма профилактики коррупционных проявлений.
Для успешной работы на данном направлении предприняты значительные меры, позволяющие использовать максимум возможностей для всестороннего анализа принимаемых в регионе правовых актов, принимаются дополнительные меры, позволяющие качественно улучшить состояние законности в указанной сфере.
Принят ряд нормативных актов, включая закон Калужской области, а также правовые акты, устанавливающие механизм проведения антикоррупционной экспертизы, созданы и функционируют как на местах, так и на областном уровне соответствующие подразделения, непосредственно осуществляющие проверку принимаемых нормативных правовых актов на коррупциогенность.
По инициативе Совета по противодействию коррупции при Губернаторе Калужской области прокуратура области регулярно принимает участие в проведении учебно-методических семинаров, проводятся встречи с участниками Некоммерческой организации «Совета (ассоциации) муниципальных образований Калужской области» за «круглым столом», где обсуждаются проблемные вопросы, сообщается о вновь принятых федеральных нормативных правовых актах, внесенных изменениях в уже существующие в области противодействия коррупции, на которые следует обращать внимание в первую очередь.
Следует отметить, что на уровне области принимаемые нормативные правовые акты подвергаются так называемому «очищению» от коррупционных норм, по меньшей мере, с четырех сторон: со стороны разработчика, правового управления Администрации Губернатора области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области, а также прокуратуры области.
Именно такой комплексный подход позволяет «минимизировать» коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах областного уровня.
Вместе с тем, проверкой органов местного самоуправления Калужской области установлены ряд нарушений, касающиеся непроведения ведомственной антикоррупционной экспертизы муниципальными образованиями принимаемых нормативных правовых актов. Такие факты выявлены в Барятинском, Жуковском, Козельском, Сухиничском, Тарусском, Ферзиковском районах и г. Кирове. По выявленным нарушениям прокурорами внесены представления, нарушения устранены.
Прокурором Малоярославецкого района внесено представление в Сельскую Думу сельского поселения «Поселок Юбилейный» в связи с отсутствием нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов. Представление находится на рассмотрении.
Принимаемые меры позволяют качественно повысить уровень принимаемых нормативных актов.
В 2010 году органами прокуратуры в органах государственной власти Калужской области и органах местного самоуправления Калужской области выявлено более 380 нормативных правовых актов (и их проектов), содержащих свыше 480 коррупциогенных факторов. В целях их исключения органами прокуратуры области внесено более 400 актов прокурорского реагирования.
За 9 месяцев 2011 года уже выявлено около 300 нормативных правовых актов (и их проектов), содержащих 383 коррупциогенных фактора. Для приведения нормативных правовых актов в соответствие с требованиями законодательства органами прокуратуры области внесено свыше 290 актов реагирования.
Все же значительное число коррупциогенных факторов продолжает выявляться в нормативных правовых актах муниципальных органов.
Такое положение на уровне муниципалитетов обусловлено, прежде всего, низким уровнем квалификации разработчиков, нерегулярным изучением вновь принятого законодательства. Зачастую органами местного самоуправления, главами муниципалитетов занимается пассивная позиция в сфере повышения качества нормотворчества, недооценивается значимость принимаемых ими нормативных правовых актов и последствия их применения.
Органами прокуратуры области систематически анализируется состояние законности в указанной сфере, выявляются проблемы и пробелы действующего законодательства. Результаты обобщений с целью выработки мер устранения нарушений и факторов, способствующих проявлениям коррупции, обсуждаются на заседаниях коллегий прокуратуры области, сформулированные предложения направляются для принятия мер в уполномоченные органы.
Прокурорами также выявляются коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах при проведении целевых проверок в различных сферах законодательства, которые могут повлечь возникновение коррупционных рисков в практике правоприменения.
Так, с учетом актуальности и значимости недопущения фактов незаконного отчуждения имущества, неукоснительного соблюдения конкурсных процедур в сфере использования имущества прокуратурой области проведены масштабные проверки соблюдения законодательства в указанной сфере. На предмет законности проанализированы нормативные акты всех муниципальных образований, регламентирующие указанные вопросы.
В анализируемом периоде прокурорами выявлено 24 нарушения бюджетного законодательства (АППГ - 31), 18 нарушений при использовании государственной и муниципальной собственности (АППГ - 18), 63 нарушения в сфере землепользования (АППГ - 47), 48 нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе (АППГ - 47), 55 нарушений требований законодательства о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (АППГ - 27), 34 нарушения в сфере налогового законодательства (АППГ - 16). Нормативные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы, по результатам рассмотрения обращений организаций, средств массовой информации, в анализируемом периоде не выявлялись.
Органами прокуратуры области продолжают выявляться нормы, содержащие коррупциогенные факторы, в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы прохождения государственной гражданской службы.
После вмешательства прокуратуры области отменен приказ министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области № 21-ор «О порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечне сведений, содержащихся в уведомлениях, организации проверки этих сведений и порядке регистрации уведомлений». В нарушение ч. 5 ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции», п.п. 1.1, 1.3 постановления Губернатора Калужской области № 328 от 21.10.2009 «О реализации в органах исполнительной власти Калужской области норм законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции» в приказе отсутствовали конкретные сроки уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах склонения гражданского служащего к коррупционным правонарушениям, не закреплены нормы об ответственности должностных лиц, осуществляющих регистрацию соответствующих сообщений, порядок передачи заключения, принятого комиссией, уведомления и материалов к нему представителю нанимателя (работодателя) для принятия им решения по существу. Указанные нормы содержали коррупциогенные факторы, заключающиеся в широте дискреционных полномочий и неполноте административных процедур.
Проведенная органами прокуратуры области работа по исключению коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах (их проектах), регулирующих вопросы использования имущества, земель, бюджетных и налоговых правоотношений позволила предотвратить возникновение коррупционных рисков при их правоприменении.
Прокурором Спас-Деменского района 18.07.2011 опротестованы решения 12 сельских поселений, которыми утверждены Правила землепользования и застройки.
Отдельные положения Правил приняты с превышением предоставленных полномочий, поскольку необоснованно распространялись на неопределенные земельные участки и иные объекты недвижимости, а не на земельные участки и объекты недвижимости, расположенные в пределах территории сельского поселения. Другими нормами Правил не был урегулирован судебный порядок обжалования принятого органами местного самоуправления решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства, содержался расширенный перечень документов, предоставляемых юридическими лицами при решении вопроса об аренде земельного участка, включающий «иные документы», включено требование о необходимости предоставления паспорта благоустройства участка или проекта благоустройства при оформлении договора аренды для размещения временных строений для торговли и бытового обслуживания, что создавало дополнительные административные барьеры при осуществлении хозяйственной деятельности субъектами предпринимательства. Помимо прочего, устанавливалось требование согласования проектной документации с «иными заинтересованными организациями».
Протесты прокурора рассмотрены, удовлетворены. Нормативные правовые акты приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.
В сфере нормотворчества органов местного самоуправления имеет место принятие нормативных правовых актов за пределами компетенции.
Так, в области регулирования использования водных объектов прокурором Тарусского района опротестовано постановление администрации муниципального района «Тарусский район», которым утверждены Правила пользования водными объектами плавания на маломерных судах в Тарусском районе. Указанный правовой акт принят администрацией с превышением полномочий, поскольку в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, принятие подобных правил отнесено к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации. Протест прокурора рассмотрен и удовлетворен, нормативный правовой акт отменен.
Прокурором Думиничского района опротестован ряд решений сельских дум сельских поселений, которыми утверждались муниципальные целевые программы противодействия коррупции, профилактики терроризма и экстремизма на территории сельских поселений. Указанные программы приняты с превышением предоставленных полномочий. После вмешательства прокуратуры района незаконные правовые акты отменены.
Аналогичные нарушения выявлены прокурором Боровского района.
Наряду с достигнутыми на сегодняшний день результатами проведенное прокуратурой области обобщение показало, что антикоррупционная деятельность органов местного самоуправления все же не в полной мере соответствует складывающейся ситуации. Деятельность органов местного самоуправления в сфере проведения антикоррупционной экспертизы по исключению из нормативных правовых актов положений, создающих предпосылки для коррупции требует дальнейшего совершенствования; все органы местного самоуправления, как субъекты противодействия коррупции, должны безотлагательно принять меры по повышению правового уровня подготовки правовых актов.
Отдельно следует остановиться на вопросах взаимодействия между органами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы, в частности, на взаимодействии с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области. В октябре 2008 года между прокуратурой области и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области заключено соглашение о взаимодействии в сфере противодействия коррупции в регионе, в том числе по проведению юридической экспертизы законов и иных нормативных правовых актов государственных и муниципальных органов власти области.
Во исполнение указанного соглашения из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области в прокуратуру области в 2010 году поступило 18 заключений по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы на нормативные акты исполнительных органов власти области, содержащие коррупциогенные факторы.
Органами исполнительной власти области с учетом поступивших заключений своевременно внесены изменения (дополнения) в нормативные правовые акты, в связи с чем акты прокурорского реагирования не применялись.
В 2011 году из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области заключения по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы не поступали.
Вместе с тем, в сфере реализации функции по проведению органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы имеются и определенные трудности, связанные с несовершенством федерального законодательства. Так, в целях реализации полномочий прокурора, предусмотренных ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, касающиеся предоставления прокурору полномочий по обращению в судебные органы с исками об исключении из нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты) органов власти норм, содержащих коррупциогенные факторы.
Кроме того, определенную сложность представляет собой отсутствие законодательно определенного на федеральном уровне понятия нормативного правового акта. Часто в прокурорской практике возникают вопросы об относимости того или иного акта к нормативному, либо ненормативному. Это отражается на всестороннем охвате требующих изучения нормативных правовых актов.
Несмотря на имеющиеся трудности, работа в сфере антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов будет продолжена органами прокуратуры.
Предложения в проект решения координационного совещания руководителей органов государственной власти Калужской области и территориальных федеральных органов государственной власти Калужской области:
Всем членам координационного совещания:
1. Сосредоточить усилия на анализе нормативных правовых актов, с учетом практики правоприменения, с целью своевременного выявления и исключения положений, содержащих коррупциогенные факторы, создающих предпосылки для проявлений коррупции;
2. Систематически анализировать состояние законности в указанной сфере, выявлять проблемы и пробелы действующего законодательства. Результаты обобщений с целью выработки мер устранения нарушений и факторов, способствующих проявлениям коррупции, обсуждать на совместных мероприятиях уполномоченных органов;
3. Рекомендовать органам местного самоуправления безотлагательно принять меры по повышению правового уровня подготовки правовых актов.
Заместитель прокурора области
старший советник юстиции В.В. Носов
Комментариев нет:
Отправить комментарий