Информация о совершенствовании системы дополнительного образования
в Калужской области
Учреждения дополнительного образования детей – один из типов образовательных учреждений, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве.
Основными из них являются:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей;
- адаптация их жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Характеризуя нынешнее состояние системы, особо следует отметить профориентационную направленность дополнительного образования детей, высокую воспитательную составляющую, значительные возможности для решения социально значимых проблем семьи и общества, таких как обеспечение занятости детей, социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений.
В системе образования функционирует 37 многопрофильных учреждений из них 34 муниципальных (дома и центры развития детского творчества), 3 – областных.
В настоящее время в 17 муниципальных районах Калужской области функционирует по 1 многопрофильному учреждению дополнительного образования, в 5 муниципальных районах (Боровский, Дзержинский, Козельский, Людиновский, Мещовский) – от 2 до 3, в г. Калуге – 6 учреждений, в Износковском, Спас-Деменском, Юхновском районах – ни одного.
Общее количество обучающихся 49154 человека, что составляет 60 % от всех школьников области. В 2507 творческих объединениях многопрофильных учреждений дополнительного образования детей реализуется около 1150 дополнительных образовательных программ по 10 общепринятым направленностям.
Предпочтения учащихся выглядят следующим образом:
- техническое и спортивно-техническое направление – 4445 обучающихся;
- эколого-биологическое направление – 2227 обучающихся;
- туристско-краеведческое направление – 2023 обучающихся;
- спортивное направление – 4273 обучающихся;
- художественное направление – 21799 обучающихся;
- культурологическое направление – 2553 обучающихся;
- другие (военно-патриотическое, учебно-исследовательское, социально-педагогическое) – 11207 обучающихся.
В системе дополнительного образования детей работают 1800 специалистов (педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы). Средняя заработная плата педагогических работников составляет от 5000 до 10000 рублей.
Большинство учреждений находятся на тарифной сетке оплаты труда (переведены на новую системы оплату труда областные учреждения, учреждения дополнительного образования Жуковского и Малоярославецкого районов, планируется перевод в г. Калуге).
Общий объем финансирования учреждений дополнительного образования составляет 243840 тыс. рублей консолидированного бюджета Калужской области. Региональный норматив финансирования многопрофильных учреждений на 1 обучающегося составил 3,4 тыс. рублей (по России – 10-15 тыс. рублей).
К основным достижениям системы дополнительного образования детей Калужской области можно отнести следующие позиции:
- стабильная положительная динамика охвата обучающихся в системе дополнительного образования детей и высокий процент занятости – 80 % от общего количества школьников (по России это показатель составляет 41 %), что доказывает востребованность данного типа образования;
- учреждения дополнительного образования детей в силу выполнения образовательных, социальных функций являются социально-культурными и организационно-методическими центрами на территориях муниципальных образований; ими ежегодно проводится свыше 700 социально ориентированных мероприятий, что является важным воспитательным ресурсом;
- дополнительное образование детей продолжает оставаться бесплатным для обучающихся, о чем свидетельствует тот факт, что доля обучающихся, пользующихся платными образовательными услугами, составляет 2 % в общем количестве детей, занятых в системе дополнительного образования детей;
- 48 % всех обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей посещают объединения, организованные непосредственно на базе общеобразовательных учреждений; за последние три года этот показатель значительно вырос;
- большинство учащихся, которые проходят воспитание и обучение в системе дополнительного образования детей, пополняют армию одаренных и талантливых ребят. Половина всех победителей, которые получают гранты в рамках национального проекта «Образование», прошли школу дополнительного образования.
Вместе с тем состояние системы дополнительного образования детей области характеризуют следующие проблемы:
- нацеленность на работу с благополучными детьми, социально активными, тогда как дети, требующие особой педагогической поддержки, остаются вне их внимания;
- низкая конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования с новыми привлекательными для молодежи возможностями организации досуга;
- слабая материально-техническая база учреждений дополнительного образования, что приводит к сокращению количества ресурсоемких образовательных программ военно-патриотической, технической, учебно-исследовательской, туристско-краеведческой направленности, которые представляют особый интерес для современных подростков и дают наибольший социально-профилактический эффект;
- материальные условия работы в системе дополнительного образования не позволяют в необходимой мере привлечь молодые кадры, способные заниматься с детьми наиболее популярными и востребованными среди них видами деятельности; наблюдается уход из учреждений высокопрофессиональных кадров, в основном, мужчин;
- неготовность учреждений системы дополнительного образования быть мобильными, быстро реагировать на изменяющиеся потребности занятости детей, диктуемые обществом, социально-экономическим укладом региона, самими детьми.
Региональный потенциал системы дополнительного образования в настоящее время используется не в полной мере, что связано с вышеперечисленными проблемами.
Системное развитие дополнительного образования детей как сферы, предоставляющей возможности выбора культурно-образовательных, развивающих программ, обеспечивающих полезную занятость и саморазвитие детей, возможно только на качественно новом уровне и не может быть не затратной.
Важнейшая задача, которую ставит пред нами модернизация образования, – формирование будущей профессиональной элиты, социально активной, творческой, воспитанной личности. А где, как не в учреждениях дополнительного образования, ребенок получает определенные практические навыки, имеет возможность проявить себя в той или иной области? Именно здесь многие подростки делают первый шаг к будущей профессии, здесь учатся находить ответы на вопросы, возникающие в различных жизненных ситуациях.
Достижение современного качества дополнительного образования детей в школах напрямую зависит от серьезной и многоплановой работы муниципальных и областных учреждений дополнительного образования детей как базовых и ресурсных центров по научно-методическому сопровождению новых направлений работы школьного дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования могут внести значительный вклад в решение задач модернизации системы образования и рассматриваются нами как неотъемлемая часть единой региональной системы образования и воспитания.
Для организации эффективной работы системы дополнительного образования необходимы современные организационные формы, целенаправленное ресурсное обеспечение, включающее все основные механизмы: нормативные документы, кадры, финансы, материальные ресурсы, четкое определение стратегии развития системы дополнительного образования и направлений педагогической работы исходя из интересов детей, семьи и общества.
Обозначенные проблемы могут быть решены только путем целенаправленной, скоординированной межведомственной работы по созданию в регионе единого пространства, в котором последовательно будут реализовываться задачи сохранения и модернизации системы дополнительного образования детей.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи.
Совершенствование ресурсного обеспечения системы дополнительного образования детей:
развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, научного, программно-методического, материально-технического характера:
создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений;
повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;
- использование наиболее эффективных путей расходования средств, выделяемых на развитие системы дополнительного образования детей;
- создание системы адресной поддержки этого вида образования.
Определение четких содержательных ориентиров развития системы дополнительного образования детей Калужской области:
- проектирование государственной сети учреждений дополнительного образования детей, адекватной запросам общества;
- усиление функции социальной поддержки детства в системе дополнительного образования детей,
- поддержка на конкурсной основе инновационных социально значимых образовательных проектов в системе дополнительного образования детей.
Управление устойчивым развитием системы дополнительного образования детей:
среди ведущих механизмов реализации данной задачи – программно-целевой подход в управлении, поддержка лидеров, активно участвующих в инновационной деятельности, разработка механизма общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития системы дополнительного образования детей, усиление общественно-государственного характера управления, активное привлечение ресурсов различных общественных организаций и бизнес-сообщества.
В целях достижения нового качества дополнительного образования детей как важного фактора развития человеческого потенциала региона министерство образования и науки области предлагает:
1. Разработать долгосрочную целевую программу «Модернизация системы дополнительного образования детей Калужской области».
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов Калужской области:
- ввести новую систему оплаты труда в учреждениях дополнительного образования детей;
- рассмотреть вопрос о повышении заработной платы работников системы дополнительного образования детей на 30 %.
Министр образования и науки
Калужской области А.С. Аникеев
в Калужской области
Учреждения дополнительного образования детей – один из типов образовательных учреждений, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве.
Основными из них являются:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей;
- адаптация их жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Характеризуя нынешнее состояние системы, особо следует отметить профориентационную направленность дополнительного образования детей, высокую воспитательную составляющую, значительные возможности для решения социально значимых проблем семьи и общества, таких как обеспечение занятости детей, социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений.
В системе образования функционирует 37 многопрофильных учреждений из них 34 муниципальных (дома и центры развития детского творчества), 3 – областных.
В настоящее время в 17 муниципальных районах Калужской области функционирует по 1 многопрофильному учреждению дополнительного образования, в 5 муниципальных районах (Боровский, Дзержинский, Козельский, Людиновский, Мещовский) – от 2 до 3, в г. Калуге – 6 учреждений, в Износковском, Спас-Деменском, Юхновском районах – ни одного.
Общее количество обучающихся 49154 человека, что составляет 60 % от всех школьников области. В 2507 творческих объединениях многопрофильных учреждений дополнительного образования детей реализуется около 1150 дополнительных образовательных программ по 10 общепринятым направленностям.
Предпочтения учащихся выглядят следующим образом:
- техническое и спортивно-техническое направление – 4445 обучающихся;
- эколого-биологическое направление – 2227 обучающихся;
- туристско-краеведческое направление – 2023 обучающихся;
- спортивное направление – 4273 обучающихся;
- художественное направление – 21799 обучающихся;
- культурологическое направление – 2553 обучающихся;
- другие (военно-патриотическое, учебно-исследовательское, социально-педагогическое) – 11207 обучающихся.
В системе дополнительного образования детей работают 1800 специалистов (педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы). Средняя заработная плата педагогических работников составляет от 5000 до 10000 рублей.
Большинство учреждений находятся на тарифной сетке оплаты труда (переведены на новую системы оплату труда областные учреждения, учреждения дополнительного образования Жуковского и Малоярославецкого районов, планируется перевод в г. Калуге).
Общий объем финансирования учреждений дополнительного образования составляет 243840 тыс. рублей консолидированного бюджета Калужской области. Региональный норматив финансирования многопрофильных учреждений на 1 обучающегося составил 3,4 тыс. рублей (по России – 10-15 тыс. рублей).
К основным достижениям системы дополнительного образования детей Калужской области можно отнести следующие позиции:
- стабильная положительная динамика охвата обучающихся в системе дополнительного образования детей и высокий процент занятости – 80 % от общего количества школьников (по России это показатель составляет 41 %), что доказывает востребованность данного типа образования;
- учреждения дополнительного образования детей в силу выполнения образовательных, социальных функций являются социально-культурными и организационно-методическими центрами на территориях муниципальных образований; ими ежегодно проводится свыше 700 социально ориентированных мероприятий, что является важным воспитательным ресурсом;
- дополнительное образование детей продолжает оставаться бесплатным для обучающихся, о чем свидетельствует тот факт, что доля обучающихся, пользующихся платными образовательными услугами, составляет 2 % в общем количестве детей, занятых в системе дополнительного образования детей;
- 48 % всех обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей посещают объединения, организованные непосредственно на базе общеобразовательных учреждений; за последние три года этот показатель значительно вырос;
- большинство учащихся, которые проходят воспитание и обучение в системе дополнительного образования детей, пополняют армию одаренных и талантливых ребят. Половина всех победителей, которые получают гранты в рамках национального проекта «Образование», прошли школу дополнительного образования.
Вместе с тем состояние системы дополнительного образования детей области характеризуют следующие проблемы:
- нацеленность на работу с благополучными детьми, социально активными, тогда как дети, требующие особой педагогической поддержки, остаются вне их внимания;
- низкая конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования с новыми привлекательными для молодежи возможностями организации досуга;
- слабая материально-техническая база учреждений дополнительного образования, что приводит к сокращению количества ресурсоемких образовательных программ военно-патриотической, технической, учебно-исследовательской, туристско-краеведческой направленности, которые представляют особый интерес для современных подростков и дают наибольший социально-профилактический эффект;
- материальные условия работы в системе дополнительного образования не позволяют в необходимой мере привлечь молодые кадры, способные заниматься с детьми наиболее популярными и востребованными среди них видами деятельности; наблюдается уход из учреждений высокопрофессиональных кадров, в основном, мужчин;
- неготовность учреждений системы дополнительного образования быть мобильными, быстро реагировать на изменяющиеся потребности занятости детей, диктуемые обществом, социально-экономическим укладом региона, самими детьми.
Региональный потенциал системы дополнительного образования в настоящее время используется не в полной мере, что связано с вышеперечисленными проблемами.
Системное развитие дополнительного образования детей как сферы, предоставляющей возможности выбора культурно-образовательных, развивающих программ, обеспечивающих полезную занятость и саморазвитие детей, возможно только на качественно новом уровне и не может быть не затратной.
Важнейшая задача, которую ставит пред нами модернизация образования, – формирование будущей профессиональной элиты, социально активной, творческой, воспитанной личности. А где, как не в учреждениях дополнительного образования, ребенок получает определенные практические навыки, имеет возможность проявить себя в той или иной области? Именно здесь многие подростки делают первый шаг к будущей профессии, здесь учатся находить ответы на вопросы, возникающие в различных жизненных ситуациях.
Достижение современного качества дополнительного образования детей в школах напрямую зависит от серьезной и многоплановой работы муниципальных и областных учреждений дополнительного образования детей как базовых и ресурсных центров по научно-методическому сопровождению новых направлений работы школьного дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования могут внести значительный вклад в решение задач модернизации системы образования и рассматриваются нами как неотъемлемая часть единой региональной системы образования и воспитания.
Для организации эффективной работы системы дополнительного образования необходимы современные организационные формы, целенаправленное ресурсное обеспечение, включающее все основные механизмы: нормативные документы, кадры, финансы, материальные ресурсы, четкое определение стратегии развития системы дополнительного образования и направлений педагогической работы исходя из интересов детей, семьи и общества.
Обозначенные проблемы могут быть решены только путем целенаправленной, скоординированной межведомственной работы по созданию в регионе единого пространства, в котором последовательно будут реализовываться задачи сохранения и модернизации системы дополнительного образования детей.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи.
Совершенствование ресурсного обеспечения системы дополнительного образования детей:
развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, научного, программно-методического, материально-технического характера:
создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений;
повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;
- использование наиболее эффективных путей расходования средств, выделяемых на развитие системы дополнительного образования детей;
- создание системы адресной поддержки этого вида образования.
Определение четких содержательных ориентиров развития системы дополнительного образования детей Калужской области:
- проектирование государственной сети учреждений дополнительного образования детей, адекватной запросам общества;
- усиление функции социальной поддержки детства в системе дополнительного образования детей,
- поддержка на конкурсной основе инновационных социально значимых образовательных проектов в системе дополнительного образования детей.
Управление устойчивым развитием системы дополнительного образования детей:
среди ведущих механизмов реализации данной задачи – программно-целевой подход в управлении, поддержка лидеров, активно участвующих в инновационной деятельности, разработка механизма общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития системы дополнительного образования детей, усиление общественно-государственного характера управления, активное привлечение ресурсов различных общественных организаций и бизнес-сообщества.
В целях достижения нового качества дополнительного образования детей как важного фактора развития человеческого потенциала региона министерство образования и науки области предлагает:
1. Разработать долгосрочную целевую программу «Модернизация системы дополнительного образования детей Калужской области».
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов Калужской области:
- ввести новую систему оплаты труда в учреждениях дополнительного образования детей;
- рассмотреть вопрос о повышении заработной платы работников системы дополнительного образования детей на 30 %.
Министр образования и науки
Калужской области А.С. Аникеев
Комментариев нет:
Отправить комментарий