13 окт. 2011 г.

Владимир Рыжков: что делать гражданам 4 декабря

Миллионы российских граждан вновь оказались перед исключительно трудным выбором - что делать с выборами в Думу 4 декабря?

Особенно - что делать лично каждому в день голосования?

Опросы общественного мнения показывают высокий и растущий уровень
протестных настроений, снижение рейтинга правящего тандема и партии «Единая Россия».
На этом фоне оказалось, что многим просто не за кого голосовать - ведь сторонники Партии Народной Свободы (Парнас), «Другой России» и других незарегистрированных партий, гонимых властьюж общественных движений лишены возможности поддержать программы и кандидатов своих партий и движений в силу того, что те не допущены до выборов.

Российские власти год за годом вообще не регистрируют новые оппозиционные партии. Более того - по принятому несколько лет назад закону о политических партиях не смогла зарегистрироваться пока вообще ни одна новая партия!

Выскажу свое личное мнение на этот счет (поддержанное, впрочем, недавним съездом Парнаса).

Замечу по ходу, что меня крайне огорчает та острота полемики в рядах оппозиции и экспертов, которая обнаружилась в ходе дискуссии.
Дело дошло до личных выпадов и оскорблений. Меня искренне удивляет такая нетерпимость в рамках обычной общественной полемики. Убежден - такая озлобленность и ожесточенность недопустимы, если мы хотим создать успешную страну.

Мы обсуждаем вопрос политический, а не персональный. Лично я глубоко уважаю и даже люблю многих из тех, кто защищает иную, чем у меня, точку зрения. Уверен - все они честные люди и искренне хотят добра своему народу и стране. Необходимо спорить по-существу, в рамках уважительной и цивилизованной дискуссии. Ведь, в конце концов, сама жизнь
рассудит - кто был прав.

Итак, в чем согласны абсолютно все оппоненты действующей власти?
В двух главных пунктах.

Во-первых, что нельзя голосовать за «Единую Россию» (объединяющий лозунг: «ни одного голоса партии воров и жуликов!»).
Ведь именно Путин и «ЕР» несут основную ответственность за попрание Конституции, деградацию экономики и социальной сферы, десятикратный рост коррупции, развал инфраструктуры
, за катастрофы, терроризм, узурпацию и монополизацию власти.

Во-вторых, в том, что правящий режим готовит массовые фальсификации и злоупотребления на выборах, что требует общих усилий по их пресечению, разоблачению, минимизации условий для их осуществления.
Реальный рейтинг «ЕР» на сегодня колеблется от 30 до 40%, а неофициальный «план», спущенный в регионы Кремлем, по слухам - не менее 60%. Стало быть, уже сегодня идет активная подготовка к осуществлению самой масштабной фальсификации итогов голосования за всю постсоветскую историю. Долг общества - дать этому решительный отпор.

Двух этих пунктов вполне достаточно, чтобы организовать широкое взаимодействие различных политических сил (как «системных», так и «несистемных», т. е. не допущенных к участию в выборах).
Прежде всего - в обучении и направлении своих сторонников и активистов на избирательные участки и в комиссии в качестве
наблюдателей, с тем, чтобы фиксировать фальсификации - по всей стране.

Однако есть и серьезное различие в позициях по самому голосованию 4 декабря.
Как лучше нанести удар по монополии Путина и ЕР, как изменить ситуацию в стране к лучшему? Здесь тоже имеются два основных варианта.

Первый - проголосовать за любую другую партию, кроме «партии воров и жуликов».

Второй - выразить протест против фальшивых «выборов» в одной из возможных форм. Вокруг этих двух вариантов и ломаются копья.

Основные аргументы сторонников первого варианта таковы.
Приход на выборы и голосование за любую другую партию, кроме ЕР, снизит возможности фальсификаций, т. к. повышение явки уменьшает возможности властей вбрасывать бюллетени за не явившихся избирателей. Снижение процента ЕР и числа их мандатов в Думе ниже конституционного большинства (меньше 300) изменит баланс политических сил, откроет дорогу к политическим изменениям, демократизации страны.

Также это, возможно, даст шанс увеличить число партий в Думе (например, повысит шансы «Справедливой России», «Яблока», «Правого дела») - что также приведет к росту политического плюрализма в Думе. Рост явки в больших городах дополнительно плодотворно повлияет на расклад политических сил.

И, главное - голосование за любые другие партии может сломать монополию одной партии - «Единой России».

Сразу скажу - все эти аргументы я считаю серьезными, достойными самого внимательного обсуждения.
Особенно аргумент о том, что повышение явки ограничит масштаб «вбросов» за ЕР. Однако есть одно, но решающее возражение, которое ставит под серьезное сомнение всю конструкцию предлагаемого многими «голосования за альтернативы». Для того чтобы пойти и проголосовать за любую другую партию, кроме ЕР, надо быть уверенными, что она действительно является политической альтернативой Путину и ЕР. И что увеличение представительства других партий в Думе на самом деле сломает политическую монополию.

Но вот такой уверенности как раз и нет!

Разве ЛДПР Жириновского не поддерживала всегда по принципиальным вопросам власть, кто бы ни стоял во главе государства?
Разве она не стоит еще на более авторитарной позиции, чем ЕР? А раз так, то голоса ЛДПР в будущей Думе можно смело присоединять к голосам «партии воров и жуликов».

Разве КПРФ не примыкала всегда, в конечном счете, к позиции властей, получив те или иные незначительные уступки (вспомним, например, признание коммунистами итогов президентских выборов 1996 года)?

Можно ли быть уверенными в оппозиционной твердости «эсеров», которые много лет «боролись с ЕР», но поддерживали при этом ее лидера Путина, как и большинство его антидемократических законодательных инициатив?

В большинстве региональных и местных парламентов фракции ЛДПР, «СР» и даже коммунистов лояльны губернаторам-единороссам.
Ничего пока не поменялось и в тех городах, где «системная оппозиция» победила единороссов на местных выборах. Во многих случаях кандидаты от этих партий после победы перебежали в ряды ЕР (как мэр Иркутска, например). Нужны серьезные дополнительные аргументы за то, что подобное не произойдет и после голосования 4 декабря. Говорят - все они изменят свое поведение, если их будет больше. Но это - лишь гипотеза, в которую можно верить или не верить. А вот их лояльность власти на протяжении многих лет, их пассивность в Думе и регионах - к сожалению, факт.

И главное - политическая монополия может существовать не только как монополия одной партии (в данном случае «ЕР»).
Монопольную систему могут образовывать и коалиции отобранных самой властью, «системных партий», лояльных в целом правящей группе. В экономике такой вид монополии называют картелями.

Лично я исхожу из того, что во главе России стоит политический режим, уничтоживший предписанные Конституцией свободную политическую конкуренцию, свободное политическое участие и свободу слова.
Этот режим умело и цинично имитирует многопартийность (создав фактически «семипартийный картель») и выборы, на самом деле не допуская даже мысли о демонополизации власти, разделе ее с другими политическими силами, включая им самим же отобранные «системные партии», о политической самостоятельности парламента. Нынешняя семипартийная система России схожа, по сути, с пятипартийной системой ГДР, в которой служил Путин, и где тоже была своя правящая партия - монополист (СЕПГ).

Истинная роль «системных партий» в такой системе - имитировать демократию и выборы, обеспечивая режиму легитимность и признание на Западе.
Они могут сохранять регистрацию, заседать в парламенте и участвовать в выборах ровно до того момента, пока лояльны высшей бюрократии и не бросают вызов ее монополии на власть. До тех пор, пока они часть монопольного сговора и часть системы. В противном случае они будут уничтожены, лишены государственной регистрации и права участия в выборах (судьбы Рогозина и Прохорова - тому яркий пример).

Если все это так, то голосование за любую из легальных партий не ослабит, а укрепит авторитарный режим, имитирующий демократию.
Повышение явки на выборы и голосование за «системные партии» лишь повысит легитимность режима, сохранив при этом монополию правящей группы на власть.

Борьба против монополии обернется в этом случае борьбой за укрепление монополии, станет лучшей услугой со стороны недовольной части общества правящему режиму.
Голосование за любого, кроме главного, участника картеля не ослабляет монополии картеля - оно ничего не меняет, более того - даже укрепляет картель!

Итоговое число лояльных власти голосов в Думе в этом случае не поменяется - изменится лишь рецептура «думского пирога» (не 315+57+40+38, как сейчас, а, например, 270+80+50+50, но в сумме - те же 450 верных режиму депутатов, как и та же возможность ЕР принимать законы без участия других фракций).
Тем более, что Кремль фактически диктует партиям, кто может, а кто не может быть в партийных списках (свежий пример - случай с изгнанным Кремлем с поста лидера партии «Правое дело» Михаилом Прохоровым).

Голосование за ложную «альтернативу» превратится, в этом случае, в голосование за сам режим.
Для меня, для Партии народной свободы, и для очень многих участие в подобной легитимизации режима коррумпированной диктатуры, да еще на следующие 5 лет (!), морально и политически неприемлемо.

Итак, голосовать за иные партии можно, лишь будучи уверенными в том, что они на самом деле являются политической альтернативой.
Сторонники этой позиции должны постараться доказать это. Пока что они ограничиваются аргументом «нам так кажется» - но этого явно недостаточно. Я уже не говорю о том, как сложно убедить демократического избирателя голосовать за самые «проходные» (что важно для стратегии «голосования за альтернативы» и снижения результата
ЕР) партии КПРФ (с их апологией Сталина) и ЛДПР (с возрожденной националистической риторикой). Опасность же голосования за «партии риска» в том, что их не прохождение в Думу передаст голоса их избирателей, в первую очередь, все той же ЕР.

Для меня и для очень многих выборы, на которые нет свободного доступа гражданам и политическим силам, в условиях, когда в СМИ свирепствует цензура, когда власти диктуют свою волю всем зарегистрированным политическим партиям, выборами не являются в принципе.
Такие «выборы» - всего лишь масштабная операция по сохранению власти в руках тех, кто ее узурпировал.
Я не могу признать, и не признаю такие «выборы» легитимными.

Для тех, кто думает так же, остается второй вариант - протест.
Например, бойкот «выборов» - вообще не ходить на свой участок, или же пойти - но только наблюдателем от одной из партий (об этом можно договориться - в контроле заинтересованы все). Минус бойкота в том, что просто отказ от участия действительно облегчает властям вброс бюллетеней за не явившихся.

Можно прийти и унести бюллетень с собой.
Сложность в том, что таких избирателей может хватать полиция - таких случаев было немало. Многие ли захотят портить себе таким образом выходной? Можно еще пойти и выписаться из числа избирателей. Вопрос - многие ли преодолеют лень или найдут время, чтобы добраться до соответствующей комиссии и проделать всю эту бюрократическую процедуру (которую, к тому же, пытается запретит г-н Чуров)? Такие варианты сложно сделать массовой протестной кампанией.

Самое простое и эффективное - прийти, получить бюллетень и сделать его недействительным (поставив «крест на воровской вертикали» и галочки напротив всех партий - чтобы испортить бюллетень наверняка).
Лучше прийти вечером (за полчаса до закрытия участков) - чтобы убедиться, что за вас уже не расписались и не вбросили бюллетень. Кампанию «Поставь крест на воровской вертикали!» легче сделать массовой в силу простоты исполнения и ясности самого лозунга. Такая кампания снизит возможности фальсификаций. Даст возможность гражданам выразить протест активно, а не пассивно. Такое голосование - фактически возвратит в бюллетени графу «против всех», дав возможность проголосовать не только против ЕР, но и против партий - сателлитов. Снизит общий процент ЕР от принявших участие в голосовании (но не повлияет на распределение мандатов). И главное - не только не укрепит легитимность власти узурпаторов, но напротив, покажет всю несостоятельность выстроенной ими системы монополии и манипуляций.

Фактически, в голосовании, тем самым, примет участие восьмая политическая партия - партия «против всех», партия противников «вортикали власти» и имитационной демократии - с ее «потешной многопартийностью».

Испорченные бюллетени не учитываются при распределении мандатов, но в системе «семипартийного картеля» и безвластного парламента их распределение не имеет реального значения.
Ну получат прочие «системные» партии меньший процент голосов (как и ЕР) - какая с того печаль, если они потому и системные, что являются частью системы? Зато такие бюллетени учитываются в итоговых протоколах. Значительное число испорченных бюллетеней станет показателем протеста, накопившегося в обществе против коррупционной вертикали. Большой массив данных о фальсификациях вместе с итогами протестного голосования позволит всем оппозиционным силам поставить вопрос о нелегитимности избранной Думы, и о досрочных выборах - с участием всех, в условиях свободы слова и реального общественного контроля над выборами.

Именно по линии ответа на главный вопрос - являются ли «системные партии» самостоятельными субъектами политики или всего лишь частью потемкинской «суверенной демократии», кто является монополистом - только «ЕР» или же вся управляемый Кремлем многопартийный картель - проходит размежевание сторонников «голосования за альтернативы» (то есть тех, кто считает, что в декабре в России пройдут, при всех оговорках, парламентские выборы), и тех, кто выступает за активное протестное голосование «против всех» (и которые пишут слово «выборы» в кавычках, не считая эту операцию, с недопуском оппозиции, с цензурой в СМИ, с массовыми фальсификациями, с картельным сговором «системных партий», выборами).

Каждый гражданин и каждый избиратель должны дать на это свой ответ.
А будущее покажет, что именно окажется утопией - активный протест против авторитаризма или упования на «системную» альтернативу.

Владимир Рыжков

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...