Информация
«О поступлении налогов и сборов в консолидированный
бюджет Калужской области за I полугодие 2011 года»
За I полугодие 2011 года в консолидированный бюджет Калужской области мобилизовано 12741 млн. рублей администрируемых налоговыми органами доходов, что на 998 млн. рублей больше по сравнению с I полугодием 2010 года. Темп роста 108,5 %.
В областной бюджет поступило 8430 млн. рублей. Темп роста 104,5 %.
Объем поступлений в бюджеты муниципальных образований Калужской области обеспечен в сумме 4311 млн. рублей – рост на 632 млн. рублей. Темп роста 117,2 %.
Для того чтобы оценить, насколько полно реализован налоговый потенциал области в I полугодии, Управлением Федеральной налоговой службы по Калужской области (далее – Управление) использован «коэффициент собираемости налогов», применяемый Федеральной налоговой службой. Это процентное отношение фактического поступления налогов к сумме начислений.
Средний уровень собираемости основных налоговых доходов в бюджет области за I полугодие 2011 года составил 98,6 %, что на 1,5 процентных пункта больше сложившегося за I полугодие 2010 года (97,1 %).
Доходы консолидированного бюджета области на 93 % сформированы за счет налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, акцизов и имущественных налогов.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) для нашей области является бюджетообразующим. По итогам I полугодия его доля увеличилась и составила 41,1 % (за I полугодие 2010 года - 39,4 %). Поступления - 5,2 млрд. рублей. Темп роста 113,2 %.
Высокие темпы роста обеспечили - ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга», ЗАО «Вольво Восток», ООО «ПСМА РУС», филиал Сбербанка России, ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш», ФГУП «Государственный научный центр Российской Федерации – Физико-энергетический институт им. А.И.Лейпунского». Прирост поступлений от указанных организаций составил более 100 млн. рублей.
Увеличение размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды стало для недобросовестных налогоплательщиков мотивом выплаты нелегальной заработной платы. В целях противодействия этому налоговыми органами сформированы списки работодателей, выплачивающих зарплату менее среднеотраслевого уровня. В списке 776 работодателей. Из них на комиссии по легализации налоговой базы заслушано более 300. В результате повысили заработную плату до среднеотраслевого уровня по видам экономической деятельности 40 %. Дополнительно поступило в бюджет в 2010 году более 13 млн. рублей. За I полугодие 2011 год - 9,8 млн. рублей.
Кроме того, в организациях велика доля работников, которые работают без заключения трудового договора, что заведомо выводит доходы данной категории из-под налогообложения. Особенно это распространено среди индивидуальных предпринимателей, которые нанимают физических лиц без трудового договора.
По данным статистики численность экономически активного населения Калужской области за 2010 год 553,6 тыс. человек, из них занято в экономике 517,5 тыс. человек. Численность незанятого населения – 36,1 тыс. человек, и только 5,4 тыс. человек зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных. Это всего 15 %. Более 70 % безработных в возрасте от 20 до 49 лет.
В результате по оценкам Управления консолидированный бюджет области недополучает около 500 млн. рублей.
В этой связи Управление активизировало работу комиссии по легализации налоговой базы. В комиссии работают представители министерства финансов Калужской области, государственного учреждения – Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Отделения пенсионного фонда Российской федерации по Калужской области, Государственной инспекции труда в Калужской области, министерства труда, занятости и кадровой политики Калужской области, Управления Министерства внутренних дел по Калужской области. Предметом рассмотрения на комиссии являются вопросы легализации доходов, минимизации налогов, задолженность. Пристальное внимание уделяется схемам ухода от налогообложения.
Налога на прибыль организаций поступило 2685 млн. рублей, или 87,6 % к соответствующему периоду 2010 года. Его удельный вес в доходах консолидированного бюджета области составил 21,1 % (I полугодие 2010 года – 26,1 %).
Причина снижения поступлений в том, что ООО «Фольксваген Груп Рус» и ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга» в налоговых декларациях за 2010 год и I квартал 2011 года по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, применили пониженную налоговую ставку для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области. Это привело к уменьшению начисленных сумм и образованию переплаты. По данным организациям по сравнению с аналогичным периодом прошлого года платежи уменьшились на 1088,2 млн. рублей.
В то же время обеспечен значительный рост поступлений налога по таким налогоплательщикам, как филиал ЗАО «Л’Ореаль», филиал ОАО «Вымпел-коммуникации», ОАО «НПП Калужский приборостроительный завод «Тайфун», филиал Сбербанка России, филиал ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», ФГУП «Государственный научный центр Российской Федерации – Физико-энергетический институт им. А.И.Лейпунского».
Акцизов поступило 1941 млн. рублей, или 115,6 % к I полугодию 2010 года.
Акцизов на пиво поступило 1678,1 млн. рублей или 115,6 % к соответствующему периоду 2010 года. Их удельный вес в поступлении всех акцизов - 86,4 %. От основного плательщика акцизов на пиво ООО «САБМиллер Рус» платежи составили 1675,9 млн. рублей с темпом роста 115,6 %.
Поступления имущественных налогов сохраняют положительную динамику. Их доля в бюджете растет и составила по итогам I полугодия 2011 года 15,6 процентов. В абсолютном выражении это почти 2 млрд. рублей.
Основные составляющие имущественных налогов - это налог на имущество организаций 52 %, земельный налог 26,9 %, транспортный налог 2,5 %. Не более 1 % составляет налог на имущество физических лиц.
Но потенциал роста поступлений по имущественным налогам есть.
Во-первых, это не учтенные для целей налогообложения объекты.
Сегодня учтено для целей налогообложения порядка 372 тыс. земельных участков, около 435 тыс. объектов капитального строительства (зданий, строений, помещений), более 337 тыс. транспортных средств.
При этом следует отметить, что информационные ресурсы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области содержат записи более чем о 560 тыс. земельных участков. Таким образом, число земельных участков, не подпадающих под налогообложение, составляет около 188 тысяч единиц.
Размеры потерь в результате низкого качества информационного обмена значительны – это десятки миллионов рублей ежегодно.
Для уточнения отклонений Управление тесно сотрудничает с администрациями муниципальных районов. Главам администраций муниципаьных районов переданы списки земельных участков, выпадающих из-под налогообложения вследствие отсутствия необходимых реквизитов. Таких, как адрес нахождения собственности, адрес места регистрации правообладателя, фамилия, имя, отчество правообладателя, паспортные данные. В результате взаимодействия идет уточнение информации, представлено более 30 тыс. уточняющих сведений, дополнительно начислено почти 1,3 млн. рублей.
Создана межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители всех регистрирующих органов. Основные задачи рабочей группы – это повышение межведомственного обмена, исключение ошибок при начислении имущественных налогов, подворовые обходы для вовлечения в налогооблагаемый оборот новых объектов учета.
С этой целью проводятся рабочие поездки в районы области. В ходе поездок выявлены объекты, чьи владельцы уклоняются от постановки на учет. С ними ведется индивидуальная работа по регистрации объектов недвижимости. По данным органов статистики на территории Калужской области расположено не менее 442,7 тыс. объектов капитального строительства, для целей налогообложения учтено 435 тыс., тем самым 7,7 тыс. объектов не облагается налогом.
Особое внимание Управление уделяет вопросу налогообложения земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома. Почти 1430 земельных участков, под многоквартирными жилыми домами поставлены на кадастровый учет. Кадастровая стоимость таких участков составила более 30 млрд. рублей.
Экспертная оценка выпадающих доходов составляет почти 45 млн. рублей. Налоговые органы не могут исчислить земельный налог, так как отсутствуют собственники земельного участка и их доли в праве общей собственности. Для решения этой проблемы проведено рабочее совещание с участием представителей министерства финансов Калужской области, управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги, регистрирующих органов. Министерство финансов Калужской области стало координатором по этому вопросу.
По итогам совещания Управлением были подготовлены и направлены в министерство финансов Калужской области предложения по порядку организации работ по определению доли в праве общей долевой собственности на земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами.
В связи с начислениями за 2010 год транспортного налога и земельного налога физическим лицам прирост задолженности этой категории плательщиков составил, соответственно 76 и 41 млн. рублей или на 47 % и 65 %. (При этом, начисления за 2010 год выросли по транспортному налогу на 124 млн. рублей или на 41 %, по земельному налогу - на 142 млн. рублей или на 166 %).
За второй квартал т.г. уже обеспечено поступление транспортного налога в размере 50 млн. рублей. По сроку начисления 1 апреля 2011 года прирост задолженности по транспортному налогу с физических лиц составлял 126 млн. рублей или 83 % к началу года (снижение прироста на 36 процентных пункта).
Управление поставило налоговым инспекциям задачу – по всем должникам направить мировым судьям заявления на выдачу судебных приказов о взыскании до 1 сентября 2011 года.
Налоговые органы исчисляют налоги физическим лицам по данным, которые поступают из других внешних источников. Не всегда полученные данные являются полными и достоверными.
Эти обстоятельства затрудняют работу по принудительному взысканию задолженности.
За многие годы накопилась задолженность физических лиц, которую на сегодняшний день уже невозможно взыскать. Ее размер по состоянию на 01.07.2011 составляет 246 млн. рублей (меры не дали результата, умершие физические лица, истекли сроки для взыскания). Это одна треть от всей задолженности по местным и региональным налогам.
В этой связи Управление и налоговые инспекции области обратились, соответственно, в министерство финансов Калужской области и в муниципальные образования Калужской области с просьбой выйти с законодательной инициативой о принятии закона субъекта и нормативных правовых актов муниципальных образований о дополнительных основаниях признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
Целью принятия указанного законопроекта является урегулирование задолженности, невозможной для взыскания, что позволит более эффективно работать с должниками, задолженность которых возможно взыскивать в принудительном порядке в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Резервом повышения налогового потенциала области является эффективность контрольной работы налоговых органов.
В результате проведения налоговых проверок в I полугодии 2011 года дополнительно начислено в бюджет области 455,9 млн. рублей.
Из них по оперативным данным по решениям, вступившим в законную силу, поступило 108,1 млн. рублей с ростом 1,6 раза к соответствующему периоду прошлого года.
Несмотря на рост доначислений по проверкам, процент охвата организаций выездными налоговыми проверками остается низким – 0,6 процентов.
Управлением поставлена задача перед налоговыми инспекциями – обеспечить охват проверками на уровне среднероссийского показателя (1,5 процента).
Руководитель Управления Федеральной
налоговой службы по Калужской области С.Д.Зайцев
Комментариев нет:
Отправить комментарий