Страницы

7 июн. 2011 г.

Ситуация с экстремизмом в Калуге, глазами Министра образования

В современных условиях проблема совершенствования деятельности образовательных учреждений в области профилактики экстремизма, ксенофобии и национализма среди обучающихся становится все более актуальной.
Профилактика политического и религиозного экстремизма невозможна без повышения уровня правовой культуры населения, преодоления правового нигилизма, укрепления на этой основе законности и правопорядка, проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди детей и молодежи. Комплексные меры по реализации этих направлений в Калужской области содержат мероприятия областных целевых и долгосрочных программ:
долгосрочные целевые программы:
- «Комплексная программа профилактики правонарушений в Калужской области (2010-2012 годы)», утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 22.12.2009 № 530;
- «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 09.11.2009 № 460;
- «Патриотическое воспитание населения Калужской области и подготовка граждан к военной службе на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 13.10.2010 № 404;
- «Молодежь Калужской области (2010-2015 годы)», утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 29.09.2009 № 401;
а также областная целевая программа «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012 годы», принятая Законом Калужской области от 01.11.2008 № 473-ОЗ.
Во всех муниципальных районах и городских округах Калужской области представительными органами местного самоуправления утверждены различные районные целевые программы, в которых имеются соответствующие подразделы, направленные на профилактику экстремизма.
В городском округе «Город Калуга», например, профилактика экстремизма среди обучающихся и их родителей ранее осуществлялась в рамках реализации городской целевой программы «Воспитание юного калужанина на 2007-2009 годы». Мероприятия по профилактике правонарушений экстремистской и террористической направленности в молодежной среде содержатся также в городской целевой программе «Комплексная профилактика правонарушений на территории муниципального образования «Город Калуга» на 2009-2011 гг.».
На территории муниципальных районов «Жуковский район» и «Ульяновский район» представительными органами местного самоуправления утверждены районные целевые программы по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма.
В муниципальных районах «Мосальский район», «Жиздринский район», «Козельский район», «Думиничский район», «Сухиничский район» мероприятия по профилактике экстремизма содержатся в районных целевых программах «Молодежь». В других муниципальных районах Калужской области мероприятия по противодействию экстремизму в подростковой и молодежной среде реализуются в рамках муниципальных программ по профилактике правонарушений.
В действующих программах предусмотрены мероприятия по профилактике ксенофобии и экстремистских проявлений в подростковой и молодежной среде, такие как:
- тематические Единые дни правовых знаний для обучающихся (воспитанников) и родителей по теме «Об ответственности подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремисткой направленности»;
- профилактические рейды «Подросток – Неформал» (совместно с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних);
- круглые столы, семинары и конференции для специалистов системы образования;
- ежегодный областной фестиваль культур народов, проживающих на территории Калужской области, в котором участвуют представители всех муниципальных районов и городских округов Калужской области;
- Уроки права, которые проводятся в школах Калужской области в течение всего учебного года: «Я и закон», «Права учащихся», «Толерантность и права человека», «Соблюдение прав человека в конфликтных ситуациях», «Основы российского законодательства», «Что такое ООН», «Я – гражданин России», «Знакомство с государственным устройством Российской Федерации», «Формирование у подростков правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки», «Главный закон Российской Федерации – Конституция», «Конституционные права и обязанности каждого гражданина России» и т.п.;
- развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях области. По состоянию на май текущего года в школах Калужской области работают более 300 уполномоченных по правам участников образовательного процесса. Работа уполномоченных по правам участников образовательного процесса хорошо организована в школах города Калуги, Сухиничского, Боровского, Жиздринского, Кировского районов.
Ежегодно в образовательных учреждениях Калужской области проводятся мероприятия, посвященные Международному дню толерантности, конкурсы исследовательских работ учащихся образовательных учреждений Калужской области на тему «Права ребенка в новом веке» – все это также направлено на формирование толерантного сознания и профилактику экстремизма.
На базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Областной Дворец творчества юных им. Ю.А. Гагарина» для школьников Калужской области организована очно-заочная «Школа противодействия экстремизму» с участием правоохранительных органов. В рамках работы Школы противодействия экстремизму проводятся выездные семинары для учителей школ районов Калужской области. К участию в семинарах привлекаются преподаватели и студенты Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Калуге, руководители общественных организаций. Педагогами Школы противодействия экстремизму в 2010 году проведен Форум школьных «дней толерантности», победителями которого стали общеобразовательные учреждения Козельского и Дзержинского районов.
В мае текущего года в рамках работы школы противодействия экстремизму на базе загородного лагеря «Белка» прошла областная профильная смена «Форум школьной молодежи», посвященный проблеме формирования установок толерантного сознания. В профильной смене приняли участие 50 школьников, принимающих участие в работе органов ученического самоуправления, из трех районов Калужской области (Ферзиковского, Козельского, Боровского) и г. Калуги.
В рамках Форума были проведены различные мероприятия:
- тренинги и деловые игры, направленные на формирование установок толерантного сознания;
- съемка школьниками видеороликов социальной рекламы на тему толерантности;
- организационно-деятельностная игра «Вопросы толерантности»;
- вечер национальных культур.
В итоге профильной смены ее участники получили навыки ненасильственного общения, которые они смогут использовать при организации работы органов ученического самоуправления.
Формирование толерантного сознания молодежи и профилактика экстремизма невозможны без целенаправленной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Активно привлекаются к профилактической работе с подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении, созданные в общеобразовательных учреждениях Калужской области родительские патрули. Члены родительских патрулей совместно с работниками отделов внутренних дел, членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ведут работу по раннему выявлению неблагополучия детей, принимают участие в мероприятиях по профилактике алкоголизма, наркомании, проводят рейды в семьи социального риска, дежурят в общественных местах в вечернее время, организуют дежурства родителей при проведении классных и общешкольных мероприятий.
В настоящее время при общеобразовательных учреждениях Калужской области работают 350 родительских патрулей. В течение 2010 года родительскими патрулями, созданными при общеобразовательных учреждениях, проведено более 4000 рейдов с участием участковых инспекторов и инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних в места нахождения детей и молодежи в вечернее время, неблагополучные семьи, организованы дежурства на школьных вечерах и дискотеках, на дискотеках в районных и сельских Домах культуры.
За 4 месяца 2011 года родительскими патрулями было совершено около 600 рейдов.
Наиболее результативно организована работа родительских патрулей в Малоярославецком, Барятинском, Жиздринском, Хвастовичском, Кировском районах.
Например, родительские патрули Малоярославецкого района только в апреле т.г. по заявкам классных руководителей посетили 28 неблагополучных семей. Всего же родительские патрули школ района ежемесячно совершают порядка 90 рейдов (с участием представителей правоохранительных органов).
В целях формирования у детей и подростков гражданского самосознания и законопослушного поведения в общеобразовательных учреждениях Калужской области созданы 68 профильных классов юных инспекторов дорожного движения, 180 – юных друзей пожарных, 32 кадетских класса (в прошлом учебном году – 27). Обучающиеся в данных классах не только сами не совершают правонарушения, но и оказывают помощь педагогическим коллективам в профилактике различных видов асоциального поведения у других детей. Кадетские классы созданы в общеобразовательных учреждениях Людиновского, Сухиничского, Жиздринского, Дзержинского, Малоярославецкого, Ферзиковского, Козельского, Жуковского, Медынского, Бабынинского и Тарусского районов, а также в общеобразовательных учреждениях г. Калуги и г. Обнинска.
В 2011 году по поручению министерства образования и науки Калужской области в 8 муниципальных районах области и в городском округе «Город Калуга» было проведено социологическое исследование межнациональных и межконфессиональных отношений среди подростков и молодежи. Подобное исследование проводилось и в 2007, и 2010 годах.
Результаты социологического исследования были обсуждены 4 апреля т.г. на заседании Совета по профилактике экстремизма в образовательной среде, созданном при министерстве образования и науки Калужской области в 2010 году, и доведены до муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений области для организации дальнейшей работы.
Согласно результатам исследования 75 % молодых людей, участвовавших в анкетировании, считают себя патриотами России. Для большинства из них (более 60 %) это выражается в следующих ценностных позициях:
«Я горжусь историческим прошлым России. Я готов подчинить свои частные интересы интересам России»;
«Я горжусь культурой и традициями России»;
«Я готов защищать интересы своей Родины и своего народа»;
«Я живу в России и не собираюсь никуда уезжать».
Наибольший процент молодых людей, определяющих себя патриотами страны (85 %), отмечен в Ферзиковском районе, наименьший процент зафиксирован среди учащихся школ города Калуги – 59 %.
Результаты анкетирования показали, что более половины (52,9 %) молодых людей, участвовавших в исследовании, затрудняются в определении признаков экстремистских организаций, движений.
47,6 % опрошенных молодых людей считают организации и движения экстремистками, если они осуществляют насилие в отношении представителей других национальностей, религиозных групп; 34 % респондентов – «если они провозглашают превосходство своей национальности, религии». 29,3 % опрошенных в качестве экстремистских проявлений выделили осквернение памятников, храмов; 26,7 % – призывы к вооруженной борьбе с властью; 25,1 % – насильственное распространение своих идей.
На вопрос: «Знаете ли Вы о существовании на территории нашей области каких-либо экстремистки настроенных молодежных организаций, движений?» более 40 % респондентов отвечать отказались. 17,4 % опрошенных не знают о существовании таких организаций. 30,5 % ответили, что «кое-что слышали». 8,4 % молодых людей, обучающихся в образовательных учреждениях Боровского, Дзержинского, Износковского, Малоярославецкого, Ферзиковского районов, а также города Калуги, знают о существовании на территории нашей области экстремистки настроенных молодежных организаций, движений и довольно часто сталкиваются с их представителями; 2 % (6 человек) ответили, что являются участниками такой организации (всего в исследовании участвовало 398 человек).
Анализ результатов социологического исследования выявил ряд проблем в работе образовательных учреждений в направлении профилактики ксенофобии и экстремизма, решение которых связано с необходимостью переосмысления системы работы среди обучающихся и воспитанников в данной области.
Опрос показал, что нашим педагогам не хватает знаний в области конфликтологии, умений применять специальные техники по успешному разрешению конфликтных ситуаций. В решении этой задачи мы видим большой потенциал школьных психологических служб, центров психолого-медико-социального сопровождения, районных методических центров, образовательных учреждений, реализующих программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.
Путь к развитию толерантности у детей состоит в повышении их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию, снижении у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей и взрослых. Важно учить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека. Но прежде всего этому целенаправленно нужно учить учителей.
В текущем учебном году предусмотрено включить во все учебные программы курсов повышения квалификации для руководителей и педагогов образовательных учреждений обязательный модуль по вопросам поликультурного образования, воспитания гражданского самосознания, методики социокультурной адаптации детей из семей мигрантов.
Проблема ксенофобии в детско-подростковой среде является отражением общих проблем, существующих в обществе. Дети воспринимают отношения и установки взрослых, среди которых, как показывают социологические опросы, достаточно широко распространены негативные взгляды по отношению к мигрантам, людям других национальностей. В связи с этим вопросы ксенофобии, экстремизма, толерантности имеют общесоциальный характер. Одну из определяющих ролей в процессе формирования толерантных установок по отношению к «другим» играет семья.
В общеобразовательных учреждениях Калужской области работа с родителями строится по следующим основным направлениям:
- проведение заседаний общешкольных родительских комитетов по теме «Противодействие экстремизму»;
- проведение родительских собраний «Противодействие экстремизму и ответственность родителей за участие их детей в несанкционированных акциях», «Профилактика экстремизма среди молодежи» и другие.
По данной проблеме проводятся областные семинары с заместителями директоров школ по воспитательной работе.

Предложение в проект решения координационного совещания:
1. Министерству образования и науки Калужской области обеспечить включение в программы курсов повышения квалификации педагогических работников Калужской области модуля по вопросам поликультурного образования, воспитания гражданского самосознания, методики социокультурной адаптации детей из семей мигрантов, а также привлечение к проведению обучающих семинаров по данному направлению представителей правоохранительных органов Калужской области.


Министр образования и науки
Калужской области А.С. Аникеев

Комментариев нет:

Отправить комментарий