В Законодательном Собрании Калужской области созданна рабочая группа по написанию закона о социальном Гранте в Калужской области. Работа этой группы буксует. Причины понятные. Но сегодня в Российской газете появилась статья, показывающая, что время таких законов пришло.
Вячеслав Горбатин.
Из 200 молодежных и детских организаций в Свердловской области реально действующих - не более 80. Фото: Татьяна Андреева
Законодательное собрание Свердловской области закончило сбор предложений для подготовки законопроекта, предполагающего бюджетную поддержку некоммерческих организаций и передачу им части властных полномочий. Ожидается, что к его рассмотрению депутаты приступят после летних каникул.
Напомним, Федеральный закон N 40, касающийся поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), был принят 5 апреля 2010 года. Он наделил регионы и муниципалитеты полномочиями по поддержке таких структур. Формы ее могут быть разными:
субсидирование, предоставление налоговых льгот, грантов губернатора и гарантий субъекта РФ, передача на исполнение госзаказов, льготная аренда казенного имущества, информационно-консультационные услуги, помощь в переподготовке и повышении квалификации персонала.
Чтобы этот механизм заработал, регионам необходимо принять собственные законы о поддержке НКО. Для удобства Совет Федерации предложил рамочную модель нормативного акта. Ею уже воспользовался ряд субъектов РФ, в том числе в Уральском федеральном округе - ХМАО-Югра.
В Свердловской области до сих пор не определились, что можно считать социально ориентированной некоммерческой организацией и на каком основании ей следует выделять бюджетные средства. Действующий региональный закон N 116 ориентирован только на один вид НКО - общественные объединения.
Вместе с тем нельзя сказать, что НКО Среднего Урала совсем не получают помощи от государства. Каждый год отраслевые министерства выделяют им субсидии - каждое по своему направлению. Обязательное условие - наличие подразделений в муниципалитетах и социальная ориентированность. По данным областного минфина, в 2010 году субсидии были выделены 14 организациям, общая сумма превысила 16,8 миллиона рублей. В 2011 году объемы поддержки увеличены в три раза - до 56,16 миллиона. Большая часть (41 миллион) уже распределена. Расходные полномочия местных бюджетов на поддержку НКО оценены в 27,8 миллиона рублей.
Традиционно получателями средств являются организации ветеранов, инвалидов, пострадавших от радиации, бывших узников концлагерей, гетто, жертв политических репрессий. В 2011-м к ним добавились структуры, занимающиеся поддержкой женщин и детей, в том числе устройством сирот в семьи. При этом ряд НКО финансовой поддержки государства практически лишен, например, ассоциации садоводов или общественные объединения родителей.
Как пояснили корреспонденту "РГ" в администрации Екатеринбурга, министерство экономики Свердловской области должно было разработать критерии отбора социально ориентированных НКО еще в январе текущего года, но до сих этого не сделало. Муниципалитеты вынуждены самостоятельно принимать подобные документы. Многие малые города с такой задачей уже справились, но им проще - в глубинке общественных организаций мало, в Екатеринбурге же их около двух тысяч. Профинансировать все не в состоянии даже бюджет города-миллионника. Размеры субсидии в столице Урала колеблются от 20 до 200 тысяч рублей. Кстати, те, кто пользуется региональной финансовой поддержкой, претендовать на муниципальные гранты уже не могут.
Власти не уверены в необходимости резкого увеличения объема своих обязательств в некоммерческом секторе, поскольку не могут оценить эффективность использования этих средств. При их распределении, как правило, ориентируются на "территориальную справедливость".
- Выделяют деньги формально, не по значимости организации, численному составу или объему практической помощи ее членам. Например, в Лесном исключили наше отделение из числа социально значимых. Сегодня в свердловском отделении Всероссийского общества инвалидов более 42 тысяч человек в 44 муниципальных образованиях. В каких единицах можно измерить влияние нашей организации? Это практически невозможно, но кто скажет, что мы не социально ориентированная НКО? - удивляется Леонид Софьин, председатель СОО ВОИ.
По признанию Елены Зверевой, председателя Свердловской областной организации Российского союза молодежи, пионером по выдаче субсидий НКО является региональное министерство социальной защиты. А вот министерство физкультуры, спорта и молодежной политики уже полгода не может согласовать документы с региональным минэкономики. Снять проблемы межведомственного взаимодействия могла бы областная целевая программа, включающая в себя и муниципальные проекты на условиях софинансирования, но пока ее нет.
По словам Наталии Изгагиной, консультанта управления по взаимодействию с общественными организациями департамента внутренней политики губернатора Свердловской области, большинство НКО в регионе существуют "от гранта до гранта". К примеру, телефонный опрос показал, что из 200 молодежных и детских организаций действующих - не более 80. На 90 процентов это правопреемники пионерии и комсомола, а также объединения по интересам без образования юрлица (филателисты и прочие). Есть еще "парадная обложка" - молодежный парламент Свердловской области и молодежная общественная палата Екатеринбурга, но коллеги относятся к их деятельности скептически.
- 28 хороших ребят с амбициями просиживают в приемных, играют в футбол, ходят по детдомам. Ни один проект за два года так и не реализован, а если и реализован, то про это мы не знаем, - говорит Елена Зверева.
Вместе с тем уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова признает, что профессиональный уровень большинства общественных организаций за последние годы вырос.
- Был период, когда я не решалась показывать их работу властям и бизнесу, это воспринималось как потеря времени. Сейчас общественные организации могут говорить на равных и быть более требовательными, - отмечает она.
И все же нужды большинства НКО чиновникам и предпринимателям неведомы, поскольку в регионе нет единого центра, который отвечал бы за эффективность их взаимодействия. Такая структура вполне могла бы взять на себя актуализацию реестра НКО, разработку критериев классификации, сбор статистики. Консультационный совет по НКО, который когда-то существовал в управлении Федеральной регистрационной службы и позволял решать многие вопросы в рабочем режиме, прекратил свое существование при передаче реестра НКО в Минюст. Идея создания в муниципалитетах постоянно действующих коммуникационных площадок власть-бизнес-НКО так ни во что и не вылилась. И виновата в этом не только бюрократия.
По мнению Ольги Франц, старшего научного сотрудника Института экономики УрО РАН, если предприниматели ради прибыли готовы объединяться и в такой форме контактировать с чиновниками, то общественные организации слишком разные. Они порой друг с другом не могут договориться и сформулировать общие цели и задачи. В итоге борются за жизнь поодиночке. Как правило, успешны те, кто имеет информационную сеть, соглашения о взаимодействии с органами власти, с ассоциированными или корпоративными потребителями своих услуг.
Пора перестать считать общественные организации нахлебниками, уверены эксперты. В рамках государственно- частного партнерства они вполне могут брать на аутсорсинг отдельные административные функции, выполнять социальный заказ в образовательной, научной, культурной сферах, правда, для этого нужно предусмотреть для НКО особые условия участия в конкурсах, подобно тем, что существуют для малого бизнеса.
Бум на общественные организации Россия пережила в 90-х. Сегодня желающих работать в них практически нет, считает Михаил Оштрах, заместитель председателя исполкома Форума некоммерческих организаций Екатеринбурга. Основная причина - крайняя заорганизованность процедур, связанных с созданием и деятельностью НКО. Поскольку такие организации имеют статус юрлиц, к ним предъявляют не менее жесткие требования, чем к коммерческим структурам.
- Мы обременены постоянными проверками минюста. Не провели вовремя собрание - предупреждение. Адрес, руководитель сменился - в течение трех дней предоставь нотариально заверенные документы, иначе штраф 15 тысяч рублей. За несданную в налоговую отчетность, даже нулевую, могут исключить из ЕГРЮЛ. А ведь для большинства из нас работа в НКО - это общественная нагрузка. Нужен кардинальный пересмотр Гражданского кодекса: юрлица целесообразно разделить на коммерческие и некоммерческие, в свою очередь, НКО - на имеющие обособленное имущество и налогооблагаемую базу и не имеющие, последних можно избавить от отчетов в ИФНС. Я также не понимаю, зачем нужны отчеты в минюст о получении зарубежных грантов, если эти средства фигурируют в ежегодных отчетах в налоговую. Хотим пресечь финансирование экстремистских организаций? Так они деньги не на банковский счет получают, а для многих нормальных НКО усложнение процедуры стало поводом для отказа от помощи иностранных компаний или фондов, - говорит эксперт.
Кроме того, Михаил Оштрах предлагает закрепить в законодательстве правила игры спонсор-НКО, как это сделано за рубежом. Если в Налоговый кодекс включить положение, что при безвозмездной передаче средств общественной организации компания (или физическое лицо) на эту же сумму уменьшает свою налогооблагаемую базу, то меценатов явно прибавится, и государство сможет отчасти переложить бремя содержания НКО на бизнес.
- Идея неплохая, только нужно тщательно продумать механизм, чтобы НКО не становились конторами по перекачиванию средств недобросовестных компаний. И чтобы у бизнеса была полная информация об их расходах, результатах работы. Многие бизнесмены сегодня предпочитают регистрировать собственные благотворительные фонды именно потому, что непонятно, куда - на какой конкретно проект - идут средства из общего котла, - прокомментировали в пресс-службе одного из металлургических холдингов Среднего Урала.
Прямая речь
Владимир Власов, министр социальной защиты населения Свердловской области:
- НКО сами дают нам понять, где нужна поддержка, где есть социальные проблемы, заявляя те или иные проекты на субсидирование. Например, добровольческое движение "Дорогами добра" разработало проект "Школа приемных родителей" в помощь органам опеки. Совместно с Всероссийским обществом слепых и еще рядом госструктур министерство соцзащиты организовало работу единого социального телефона. В call-центре работают люди с ослабленным зрением, они дают консультации о мерах соцподдержки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий