Страницы

26 мая 2011 г.

Что должны профсоюзы


В последние годы мы стали свидетелями проникновения в Россию международных корпораций – Форд, Хёндэ, Дженерал Моторз, Фольксваген и др. Гиганты промышленности создают в России инфраструктуру, привлекают рабочую силу. В общем, активно инвестируют в производство. Казалось бы, для упадочного российского общества, прошедшего через разрушение индустрии в 90-е - это большой шаг вперед. Тем более что иностранные фирмы «козыряют» своей социальной ответственностью и хорошими условиями труда. Но так ли это на самом деле? Не пользуются ли промышленная аристократия бедственным положением российских трудящихся, для того, чтобы сэкономить на заработной плате и социальных гарантиях? Давайте разберемся.
Яркий образец поведения корпораций в российских условиях – шинный завод Нокиан в городе Всеволожске. Производство принадлежит финскому концерну Нокиан Тайерс, который занимает лидирующие позиции на мировом рынке в течение уже 70-ти лет. И хотя российский завод существует с 2005 года, он уже успел опередить производственные мощности материнской фабрики в Финляндии - там производство составляет 6 млн. шин в год, а в России - более 10-ти миллионов. 50% продукции выбрасывается на отечественный рынок, а остальные 50% уходят на экспорт, который приходится на долю 30-ти стран мира. Дела у Нокиан Тайерс в России идут настолько хорошо, что в 2012 концерн планирует построить в Ленобласти еще один завод рядом с уже существующим. Объем инвестиций составит несколько сот миллионов евро.

Как же живут рабочие российского Нокиан Тайерс? Можно предположить, что с такими ресурсами, зарплата работников Нокиан - немногим отличается от европейских стандартов, а условия труда блещут комфортом. Но в действительности дело обстоит прямо противоположным образом. Техника безопасности - понятие для менеджеров Нокиан весьма относительное, а сложившаяся система переработок заставляет людей "вкалывать на износ". Эта система такова, что если работник просто выполняет план, то получает один оклад — 22-23 тыс. По меркам Питера и Ленобласти небольшие деньги. Премиальная же часть зависит от вала, т. е. общего количества выпущенной продукции. Понятно, что в таких условиях рабочий стремится часто ходить на овертаймы (переработки), производить операции как можно быстрее, игнорируя требования технологической карты и т. д.. Лишь бы выработка была побольше.

Но промышленное оборудование - это не игрушки, и пренебрегая техническими нормами работник рискует здоровьем. Типичный пример - случай Любови Сорокиной, которая была закройщиком в цеху компонентов. Девушка работала с машиной, которая называется мини-сплиттер - это устройство, которое разрезает цельный кусок резины на заданное количество частей. Увидев, что из катушек торчит ленточка бракованной резины, Любовь бросилась останавливать машину - чтобы не пропустить брак дальше по линии. В самый непростой момент руку девушки затянул механизм. В итоге два перелома - костей запястья и лучевой кости. Из денег на лечение работодатель не компенсировал ни копейки. Более того, администрация нашла благовидную причину, чтобы избавиться от "лишней" работницы - у нее заканчивался срочный трудовой договор.

Операции, рентген, хирургические пластины и т. д. - все это требует денег в нашей стране, где "бесплатная медицина" давно уже по факту ликвидирована. Люба уже потратила на лечение две своих месячных зарплаты и неизвестно, насколько придется раскошелиться в дальнейшем - впереди еще несколько непростых операций.

Но Нокиан Тайерс - далеко не единственное предприятие, которое принуждает рабочих жертвовать своим здоровьем. Еще один яркий пример того, как работодатель в буквальном смысле выжимает из людей соки - одно из крупных полиграфических производств в Ленобласти, принадлежащее международному холдингу. Компания специализируется на выпуске пищевых упаковок, складных коробок и тары - эта продукция находит широкий сбыт в активно развивающейся сфере услуг. За несколько лет объемы производства увеличились в разы, но менеджеры даже не задумывались о том, чтобы облегчить труд работников или хотя бы привести трудовые операции в соответствие с европейским нормативом (на предприятии установлено импортное оборудование). Работники вынуждены вручную перетаскивать огромные грузы, для перемещения которых в странах Запада предусмотрены лебедки и специальная техника. Своими руками рабочие извлекают из машин стальные плиты с латунными опциями, вес которых достигает 200 кг.! Но и этого мало: как и на шинном заводе, руководство полиграфистов требует постоянного увеличения вала, используя для этого пресловутую систему премирования. Ходишь на переработки, стараешься работать быстрее? Получай "с барского плеча" 35 тысяч (приемлемая заработная плата для рабочего в Петербурге). Не желаешь "убиваться"? Получай голый оклад.

Александр проработал в полиграфическом комплексе оператором горячего тиснения девять лет. Ему было 35, когда он пришел работать на производство, и он не знал проблем со здоровьем. Через девять лет его "скосило" - подняв очередную металлическую плиту, он почувствовал резкую боль в спине. Когда Александр отдышался, менеджер сказал ему: "Ну что, живой? Вперед, за работу". Но рабочий настоял на том, чтобы ему была оказана медицинская помощь. Вызвали скорую помощь, отвезли в больницу. А в больнице озвучили невеселый диагноз: защемление спинного нерва и межпозвонковая грыжа 6,5 мм - а это одно из самых тяжелых расстройств позвоночника.

Так же как и Любовь на Нокиан, Александра уволили, не выплатив ему ни рубля на лечение. До этого ему приписали мифический долг на 135 тысяч - якобы за брак и порчу аппаратуры, а потом объявили о том, что "прощают" ему этот "долг". На амбулаторную терапию Александр потратил три месяца и большую часть своих денежных запасов. Теперь он инвалид - помимо грыжи у него обнаружили артрит локтевого сустава - медики говорят, что эта болезнь тоже связана с перемещением грузов. "Толкнуть дверь - больно, положить руки на стол - больно", - говорит Александр. Ему нельзя поднимать больше трех килограмм: принести домой из магазина 5-литровую бутылку воды — для него непосильная задача. У Александра - двое дочерей, жена и полуторагодовалая внучка, а перспектива его трудоустройства близка к нулю.

Удешевление процесса производства за счет рабочих - вот что объединяет все эти случаи. Официально заявляя о том, что работникам гарантирован постоянный оклад, корпорации делают так, чтобы сотрудники перерабатывали - не взирая на положения техники безопасности и состояние своего здоровья. Более того, администрация предприятий уверяет, что систематические переработки являются "благом" для работников - что компания предоставляет людям возможность "подзаработать". Схема проста: не увеличивая оклад, постоянно вовлекать рабочих в овертаймы. Собственник получает сверхприбыли, а рабочий - инвалидность.

Активисты первички Межрегионального Профсоюза Работников Автопрома (МПРА), существующей на Нокиан, утверждают, что производственный травматизм является распространенным явлением на заводе, и что он напрямую связан с практикой переработок. "Переутомленный человек рано или поздно сунет руку не туда, куда положено. Рабочий должен находиться в нормальном физическом состоянии, чтобы не получать травм", - отмечает член профсоюзного комитета.

Что же делать наемным работникам - отказываться от овертаймов и сидеть на окладе? Или ходить на переработки, получая свои 50-70 тыс., получать травмы и всю оставшуюся жизнь лечиться? Ответ МПРА: трудящиеся должны иметь достойный оклад. Тогда рабочим не нужно будет пропадать на "оверах" - каждый будет уверен в том, его труд будет оплачен в соответствии с его потребностями. А для того чтобы стимулировать работников, необходимо ввести систему разрядов - как на автозаводе Форд во Всеволожске, где действует сильный профсоюз. Рабочий будет получать зарплату в соответствии с уровнем своей квалификации, знаний, навыков, ответственности.

Рабочим России необходимо сильное профсоюзное движение. Единственный аргумент, который понимает руководство компаний - это сила профсоюза, то есть его численность и активность. Администрация ведет переговоры с трудовым коллективом только в том случае, если к борьбе готова масса работников, а не только горстка храбрецов. Социальные блага, которыми пользуются рабочие Запада, и которым так часто завидуют россияне, не были спущены сверху. В упорной борьбе их добыли сами трудящиеся.
Автор: Плотников Владимир

Комментариев нет:

Отправить комментарий