Страницы

30 мая 2011 г.

Круглый стол - цивилизованный способ обмена мнениями

Виктория Смирнова провела Круглый стол и делится опытом.
На сегодняшний день проблема здоровья молодежи налицо, поэтому пропаганда здорового образа жизни просто необходима. Одним из методов рекомендуется проведение круглых столов по данной проблематике. Такая форма проведения мероприятия - один из самых продуктивных и распространённых методов.
Круглый стол - цивилизованный способ обмена мнениями.
Впервые понятие «круглого стола» было употреблено в 1150г. в истории о короле Артуре, который ввёл особую форму рассадки гостей на мероприятиях для того, чтобы гости пиршеств не спорили с друг другом о лучшем месте и могли чувствовать себя равноправными, хотя сам король не садился за Круглый Стол. Со временем истории о короле Артуре стали распространятся в различных литературах разных народов и Круглый Стол стал полноправным атрибутом, сопровождавших эти истории.
Гораздо позже выражение «круглый стол» стало привычным в словаре политиков и бизнесменов.
Сегодня под «круглым столом» подразумевают некое собрание для обсуждения самых разных вопросов.

Данный вид обсуждения характеризуется своим демократичным вариантом рассадки участников круглого стола. Чаще всего организация круглых столов осуществляется с целью вынесения общих соглашений и решений по целому ряду вопросов.
Так же в ходе данного мероприятия собеседники могут высказать свои идеи и мнения относительно данной проблематики, обобщить идеи и тезисы. Круглые столы рассчитаны на небольшое количество человек, которые собираются с целью обсудить заранее поставленный вопрос или проблему, коллегиально разработать план действий. В основном данное мероприятие не превышает одного рабочего дня.
Существует несколько обязательных характеристик, которыми круглый стол отличается от других конференций. Проведение круглого стола призвано лишь обобщить идеи и мнения, касающиеся обсуждаемой про¬блемы. Суть же круглого стола заключается в том, что все участники равноправны в принятии решений.
Однако, эти условия вовсе не мешают круглому столу принимать разнообразные формы. Часто круглый стол сопровождают презентации, иллюстрирующие обсуждаемый вопрос. Распространены круглые столы, совмещенные с пресс конференцией.
Зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль. А в качестве итогов круглого стола выступают некие соглашения. А для «согласия в рядах», важна соответствующая обстановка.
Ну а если говорить о круглых столах, как методах пропаганды здорового образа жизни, то нужно прежде сего начать с разговора о здоровье.
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в любом образовательном учреждении является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека.
Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, мы встали на путь поиска средств для сохранения здоровья детей, и повышения уровня их культуры здоровья.
Здоровьесберегающая деятельность позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность человека осуществлять здоровый стиль поведения.
Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе и семье.
Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.
Одним из действенных методов одновременной работы с детьми и с родителями по вопросу пропаганды здорового образа жизни является круглый стол. Именно он дает возможность не только получить информацию, но и обменяться мнениями, проаргументировать свои догадки или знания, а также практикам поделиться опытом.
Методика круглого стола может быть различной, а вот организация круглого стола состоит из нескольких этапов:
• выбора места проведения круглого стола
• подбор ведущего
• подготовка ведущего и определение ключевых тем и направлений
• организация тех. части (аренда прожектора и экрана, установка звукового оборудования, коммутации)
• организация кофе-брейк
• проведение круглого стола
• подведение итогов
Но перед всеми этими пунктами, напомню вам, что нужно:
- выбрать и проработать одну из подтем, так как в целом это тема довольно обширная продумать вопросы и план,
- какие вопросы за какими будут рассматриваться,
- кто будет освещать вначале саму проблему, поставленную темой
- заранее знать кто из приглашенных ( а приглашенными должны быть компетентные в выбранной теме люди и люди, занимающиеся данной темой) о чем будет говорить, чтобы выстроить очередность выступлений
- заранее подготовить резолюцию и разослать ее всем участникам круглого стола, чтобы в завершении ее принять и подписать необходимые соглашения, если такие имеются.
Каждый из этапов организации круглых столов (в списке приведена общая схема, от случая к случаю план корректируется), требует тщательной подготовки. Ради справедливости следует отметить, что форма самого стола не обязательно должна быть круглой.
При каких условиях встреча за “Круглым столом” может быть удачной?
1. Ведущий “Круглого стола” и приглашенные специалисты должны быть хорошо слышны большинству участников, т.е. работать с хороших антенн и на хорошей аппаратуре.
2. Местоположение ведущего должно позволять ему принимать большинство участников без ретрансляции (условие - высоко расположенная антенна).
3. Перед началом заседания ведущий должен выяснить, какие из наиболее удаленных корреспондентов участвуют в заседании, с тем, чтобы предоставлять им слово в первую очередь, иначе вызовы близких не позволят им пробиться.
4. При открытии “Круглого стола” ведущий должен напомнить порядок его проведения, а именно:
- во всех случаях приоритет в работе “на передачу” имеет ведущий,
- любой корреспондент, желающий задать вопрос, а также отвечающий на вопрос, должны получить разрешение ведущего,
- запрет на самовольные комментарии и ведение взаимных разговоров в канале между корреспондентами ( в исключительных случаях допускается отзывать нужного участника, указав канал). Таким образом, “Круглый стол” проводится при единоличном управлении ведущего.
5. Наилучшим вариантом является “Круглый стол” с заранее объявленной темой, на который приглашены несколько подготовленных специалистов по данному вопросу. Слушатели и участники в этом случае также имеют возможность заранее подготовить свои вопросы и выступления.
6. В начале заседания ведущий предоставляет слово одному или нескольким специалистам по теме, для изложения основных сведений по обсуждаемому предмету. Выступления не должны занимать более 15-20 минут суммарно, и обязательно должны периодически прерываться для того, чтобы удостовериться, что аудитория их принимает. (Были случаи, когда увлеченный оратор делал свой 20-минутный доклад на фоне мощной помехи и не подозревал о том, что его никто не слышит).
7. Затем нужно дать участникам возможность задать вопросы докладчикам. Как обеспечить при этом порядок, избежать общего гвалта? Наиболее эффективным оказался следующий метод: ведущий просит желающих задать свои вопросы назвать только свои позывные и записывает 5 позывных. Затем он предоставляет записавшимся возможность по очереди задать свои вопросы, повторяет вопрос, чтобы его услышали все, и предоставляет слово для ответа одному из докладчиков, не забывая спросить, нет ли у остальных докладчиков желания сделать добавления. Если не все корреспонденты хорошо слышат ответы специалистов, ведущий кратко повторяет их. Бывают вопросы, на которые у докладчиков нет ответа. В этом случае ведущий должен задать вопрос всем слушателям: кто может ответить на этот вопрос? После того, как все из первых пяти записавшихся задали свои вопросы, записываются следующие пять позывных, и т.д.
8. Когда все вопросы исчерпаны, ведущий предлагает записаться желающим выступить по обсуждаемому вопросу, и, записав их позывные, предоставляет поочередно им слово, предупредив их о принятом регламенте (обычно не более 3-5 минут).
9. При плохой слышимости некоторых участников ведущий просит кого-нибудь ретранслировать вопрос или реплику.
10. Обычно часть вопросов бывает не по теме “Круглого стола”, но задающие их все равно должны получить ответ и на них. Ответы на такие вопросы целесообразно отнести на время после окончания “Круглого стола”, попросив задержаться в канале нужных специалистов.
11. Целесообразно каждый месяц одно из заседаний посвятить ответам на вопросы по всем ранее обсуждавшимся темам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий