Итак, то, о чем так долго говорили поклонники Виктора Пелевина, свершилось: фильм «Generation П» вышел в прокат! Обычно после просмотра кинематографической версии известной книги разворачивается бурная дискуссия, где одним из первых вопросов в ней ставится, как правило, следующий: «Насколько точно режиссер отразил дух экранизируемого произведения?»
Надо отдать должное авторам фильма, они не обманули ожиданий тех, кто с упоением зачитывался Пелевиным в конце 90-х годов. Так что не только Владимир Бортко умеет сегодня снимать по мотивам произведений русской литературы!
В фильме весьма скрупулезно выдержаны сюжетные линии книги. И актеры по-настоящему талантливы: Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров, Леонид Парфёнов, Александр Гордон, Андрей Васильев, Владимир Меньшов, Михаил Ефремов, Владимир Епифанцев, Рената Литвинова, Олег Тактаров, Роман Трахтенберг. Поэтому герои романа оказались легко узнаваемы на экране.
Бюджет фильма составил $7 млн. Съемки шли около пяти лет. Впрочем, это не так важно. Поговорим о другом. Речь сегодня не только о фильме, но и о том, а сколько собственно литературы в литературных произведениях Пелевина?
Поскольку слишком часто обозначенного автора называют «модным» и «культовым», то невольно напрашивается мысль «а не больше ли в деятельности Пелевина пиара, чем литературного творчества»? Пелевин – один из самых «раскрученных» авторов современной России. Распиаренный товар, как известно, раскупается охотнее.
Промоушн фильма, как и следовало ожидать, был организован безупречно. Не удивительно. Выход любого из пелевенских бестселлеров предваряется информационной накачкой целевой аудитории, иногда доводящей до истерии особо экзальтированных почитателей.
Промоакции начинаются с распространения слухов. Мастер, мол, готовит новый сенсационный роман. Это будет покруче «Фауста» Гете! А слышали, Кремль пытается не допустить выхода романа. Пелевин там тако-о-о-ое написал!
Тут вдруг в интернете появляются куски текста из новой книги. Видимо, какой-то особо ловкий хакер выкрал. Выдержки из будущего романа объявляются гениальными. Соответственно, гениальным объявляется и сам роман целиком.
Теперь осталось только дождаться выхода книги. О, как же мучительно ждать!
Наконец, вот он!!! Вожделенный томик куплен. Хвала небу!
Период «ломки» закончился и какое-то время «пелевинозависимый» может прожить, наслаждаясь погружением в сладкие грезы отдельной реальности, творимой его кумиром.
Давайте теперь посмотрим, кому интересен фильм. Полагаю, что узкой группе граждан, страшно далеких от народа. 14 апреля на премьере фильма, которую посетил автор данной заметки, в зале находилось ровно 30 человек. Причем, пятеро из них покинули зал, не досидев до середины фильма. Судя по репликам, основной зрительский контингент составляли люди с высшем образованием и не самого низкого достатка. Все-таки для понимания пелевинских откровений 10 классов недостаточно.
Если спросить у зрителей после просмотра о чем же, собственно, этот фильм, то, боюсь, сходу человек не найдет что сказать. Лучше начинать с вопроса: «А что вам запомнилось?» Авторы, безусловно, постарались оставить у зрителей глубокие впечатления.
«Презервативы «Дюрекс». Самое лучшее – на х…!» Эта - одна из первых реплик главного героя – видимо должна была заинтриговать зал и настроить его, так сказать, на нужную волну. Следующей рэперной точкой фильма стала фраза, произнесенная персонажем Александра Гордона: «Творцы нам тут на х… не нужны. Криэйтором, Вован, криэйтором!». Тут живо вспомнилась сцена из авторской передачи Гордона на Первом канале, когда он укоризненно порицал «Comedy club» за то, что в своих скетчах они могут употребить слово «жопа». Третья рэперная точка также связана с фаллической темой. Это когда герои рассуждают о псе богине Иштар, упоминая его пятую ногу, которая «растет у него вместо х…».
Не думаю, что для того, чтобы отбить 7 миллионов «зеленых», нужно обязательно ругаться с экрана матом. Скорее всего, авторы фильма пытались быть ближе к оригиналу. А вот здесь Пелевин не одинок в своем стремлении высвободить табуированную лексику. Многие литераторы сегодня делают это специально. Глядишь, пролистает человек книгу, прежде чем купить ее, зацепит его глаз слово «х…», вот он и раскошелится.
Увы, сегодня русская словесность блуждает в лабиринтах рынка, опускаясь в самые темные его подвалы. Вниз ведь падать легче, чем подниматься наверх. Но, как нам кажется, русский писатель все-таки должен любить родной язык больше, чем деньги.
Впрочем, каждая эпоха рождает своих героев. Виктор Пелевин действительно выражает мироощущение определенной группы, живущей в определенную эпоху. Этой группе нужны были внешние атрибуты успеха. «Понтов не жалеть, наличку придержать!» - вот их лозунг. Собственно, герои «Generation П» так себя и ведут.
Почитатели Пелевина не требуют от него изящных оборотов и филигранно простроенной сюжетной канвы. Главное, чтобы было круто и прикольно. Многие книги, поэтому, написаны весьма эклектично. С логикой у Пелевина, вообще, особые отношения. Иногда непонятно, зачем появляется тот или иной второстепенный герой, или почему вдруг сюжет прерывается длинным и заумным экскурсом в метафизические дебри. Чтобы количество страниц увеличить?
Нужно отдать должное авторам фильма, им удалось преодолеть издержки пелевинского письма. Фильм «сбит» весьма добротно.
Так почему же после просмотра «Generation П» остается ощущение досадной пустоты, отнюдь не напоминающее катарсис? А потому что в фильме нет романтики, нет любви. Ну, кроме, может быть, страсти главного героя к мухоморам. Понты есть, а любви нет.
Как сказал бы по данному поводу Михал Михалыч Жванецкий, «может что-то в консерватории подправить?»
И что у нас в консерватории? Проект «Пелевин» есть проект маркетинговый. Литературным назвать его трудно.
Сколько еще этот проект продлится? Пока «пипл хавает», его будут кормить генно-модифицированной продукцией фабрики «Пелевин и Ко».
Каких-либо претензий к самому писателю предъявлять не надо. Как каждый народ достоин своего правительства, так и каждое поколение достойно своего писателя. Поколение «Пи» достойно Пелевина.
Сергей Греч
Фото:
1. Рекламный плакат к фильму.
2. Стикер в метро с рекламой нового романа Пелевина.
3. Пара кадров из фильма. (сцена с поеданием мухоморов? Гордон с фразой про криейторов?)
Надо отдать должное авторам фильма, они не обманули ожиданий тех, кто с упоением зачитывался Пелевиным в конце 90-х годов. Так что не только Владимир Бортко умеет сегодня снимать по мотивам произведений русской литературы!
В фильме весьма скрупулезно выдержаны сюжетные линии книги. И актеры по-настоящему талантливы: Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров, Леонид Парфёнов, Александр Гордон, Андрей Васильев, Владимир Меньшов, Михаил Ефремов, Владимир Епифанцев, Рената Литвинова, Олег Тактаров, Роман Трахтенберг. Поэтому герои романа оказались легко узнаваемы на экране.
Бюджет фильма составил $7 млн. Съемки шли около пяти лет. Впрочем, это не так важно. Поговорим о другом. Речь сегодня не только о фильме, но и о том, а сколько собственно литературы в литературных произведениях Пелевина?
Поскольку слишком часто обозначенного автора называют «модным» и «культовым», то невольно напрашивается мысль «а не больше ли в деятельности Пелевина пиара, чем литературного творчества»? Пелевин – один из самых «раскрученных» авторов современной России. Распиаренный товар, как известно, раскупается охотнее.
Промоушн фильма, как и следовало ожидать, был организован безупречно. Не удивительно. Выход любого из пелевенских бестселлеров предваряется информационной накачкой целевой аудитории, иногда доводящей до истерии особо экзальтированных почитателей.
Промоакции начинаются с распространения слухов. Мастер, мол, готовит новый сенсационный роман. Это будет покруче «Фауста» Гете! А слышали, Кремль пытается не допустить выхода романа. Пелевин там тако-о-о-ое написал!
Тут вдруг в интернете появляются куски текста из новой книги. Видимо, какой-то особо ловкий хакер выкрал. Выдержки из будущего романа объявляются гениальными. Соответственно, гениальным объявляется и сам роман целиком.
Теперь осталось только дождаться выхода книги. О, как же мучительно ждать!
Наконец, вот он!!! Вожделенный томик куплен. Хвала небу!
Период «ломки» закончился и какое-то время «пелевинозависимый» может прожить, наслаждаясь погружением в сладкие грезы отдельной реальности, творимой его кумиром.
Давайте теперь посмотрим, кому интересен фильм. Полагаю, что узкой группе граждан, страшно далеких от народа. 14 апреля на премьере фильма, которую посетил автор данной заметки, в зале находилось ровно 30 человек. Причем, пятеро из них покинули зал, не досидев до середины фильма. Судя по репликам, основной зрительский контингент составляли люди с высшем образованием и не самого низкого достатка. Все-таки для понимания пелевинских откровений 10 классов недостаточно.
Если спросить у зрителей после просмотра о чем же, собственно, этот фильм, то, боюсь, сходу человек не найдет что сказать. Лучше начинать с вопроса: «А что вам запомнилось?» Авторы, безусловно, постарались оставить у зрителей глубокие впечатления.
«Презервативы «Дюрекс». Самое лучшее – на х…!» Эта - одна из первых реплик главного героя – видимо должна была заинтриговать зал и настроить его, так сказать, на нужную волну. Следующей рэперной точкой фильма стала фраза, произнесенная персонажем Александра Гордона: «Творцы нам тут на х… не нужны. Криэйтором, Вован, криэйтором!». Тут живо вспомнилась сцена из авторской передачи Гордона на Первом канале, когда он укоризненно порицал «Comedy club» за то, что в своих скетчах они могут употребить слово «жопа». Третья рэперная точка также связана с фаллической темой. Это когда герои рассуждают о псе богине Иштар, упоминая его пятую ногу, которая «растет у него вместо х…».
Не думаю, что для того, чтобы отбить 7 миллионов «зеленых», нужно обязательно ругаться с экрана матом. Скорее всего, авторы фильма пытались быть ближе к оригиналу. А вот здесь Пелевин не одинок в своем стремлении высвободить табуированную лексику. Многие литераторы сегодня делают это специально. Глядишь, пролистает человек книгу, прежде чем купить ее, зацепит его глаз слово «х…», вот он и раскошелится.
Увы, сегодня русская словесность блуждает в лабиринтах рынка, опускаясь в самые темные его подвалы. Вниз ведь падать легче, чем подниматься наверх. Но, как нам кажется, русский писатель все-таки должен любить родной язык больше, чем деньги.
Впрочем, каждая эпоха рождает своих героев. Виктор Пелевин действительно выражает мироощущение определенной группы, живущей в определенную эпоху. Этой группе нужны были внешние атрибуты успеха. «Понтов не жалеть, наличку придержать!» - вот их лозунг. Собственно, герои «Generation П» так себя и ведут.
Почитатели Пелевина не требуют от него изящных оборотов и филигранно простроенной сюжетной канвы. Главное, чтобы было круто и прикольно. Многие книги, поэтому, написаны весьма эклектично. С логикой у Пелевина, вообще, особые отношения. Иногда непонятно, зачем появляется тот или иной второстепенный герой, или почему вдруг сюжет прерывается длинным и заумным экскурсом в метафизические дебри. Чтобы количество страниц увеличить?
Нужно отдать должное авторам фильма, им удалось преодолеть издержки пелевинского письма. Фильм «сбит» весьма добротно.
Так почему же после просмотра «Generation П» остается ощущение досадной пустоты, отнюдь не напоминающее катарсис? А потому что в фильме нет романтики, нет любви. Ну, кроме, может быть, страсти главного героя к мухоморам. Понты есть, а любви нет.
Как сказал бы по данному поводу Михал Михалыч Жванецкий, «может что-то в консерватории подправить?»
И что у нас в консерватории? Проект «Пелевин» есть проект маркетинговый. Литературным назвать его трудно.
Сколько еще этот проект продлится? Пока «пипл хавает», его будут кормить генно-модифицированной продукцией фабрики «Пелевин и Ко».
Каких-либо претензий к самому писателю предъявлять не надо. Как каждый народ достоин своего правительства, так и каждое поколение достойно своего писателя. Поколение «Пи» достойно Пелевина.
Сергей Греч
Фото:
1. Рекламный плакат к фильму.
2. Стикер в метро с рекламой нового романа Пелевина.
3. Пара кадров из фильма. (сцена с поеданием мухоморов? Гордон с фразой про криейторов?)
Комментариев нет:
Отправить комментарий