19 апреля на заседании Правительства Калужской области будет рассматриваться вопрос обеспечения жильем. Состовной её частью является ПОДПРОГРАММА
«Обеспечение жильем молодых семей»
долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области»
на 2011-2015 годы
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики Калужской области.
В настоящее время остро стоит проблема низкой доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для молодых семей. Неудовлетворительные жилищные условия оказывают отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы в возрасте до 35 лет. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
Молодые семьи, как правило, не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, так как в большинстве случаев не располагают накоплениями и имеют меньший доход по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье полностью за счет собственных средств.
Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования.
Вместе с тем данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная поддержка в решении жилищной проблемы, в том числе дающая возможность воспользоваться средствами ипотечного жилищного кредита или займа, будет являться для них стимулом дальнейшего профессионального роста, позволит сформировать экономически активный слой населения и создаст условия для улучшения демографической ситуации в регионе.
При реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Доступное жилье в Калужской области» на 2006-2010 годы (далее – подпрограмма на 2006-2010 годы) зафиксирован ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать участниками подпрограммы на 2006-2010 годы. На 1 января 2010 года участвовать в подпрограмме на 2006-2010 годы изъявили желание более 1 600 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В течение 2006-2009 годов в рамках подпрограммы на 2006-2010 годы улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании государственной поддержки более 400 молодых семей Калужской области.
За счет бюджетных средств, выделенных в 2010 году, более 100 молодых семей будут обеспечены жильем.
За период 2006-2010 гг. возросло число муниципальных образований Калужской области, на территории которых реализуются мероприятия подпрограммы на 2006-2010 гг. В 2006 году таких муниципальных образований было 3, к 2010 году в подпрограмме на 2006-2010 годы принимают участие 27 муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений Калужской области.
Для обеспечения функционирования системы оказания государственной поддержки молодым семьям при улучшении жилищных условий требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области и организаций, заинтересованных в решении жилищных вопросов своих молодых специалистов, а также кредитных организаций, связанных с процессом строительства и приобретения жилья, что в конечном итоге обусловливает необходимость применения программных методов.
Подпрограмма учитывает требования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, (далее – Федеральная подпрограмма) в целях консолидации усилий властей федерального и регионального уровней в достижении целей подпрограммы.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на 2011-2015 годы (далее – подпрограмма) направлена на повышение платежеспособного спроса населения Калужской области на жилье, а также на развитие механизмов ипотечного жилищного кредитования.
Основной целью подпрограммы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для достижения основной цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:
1. Предоставление молодым семьям в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, социальных выплат, в том числе дополнительных социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
2. Создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
- добровольность участия в подпрограмме молодых семей;
- наличие у молодой семьи средств, позволяющих быть участниками подпрограммы;
- эффективное и целевое использование бюджетных средств;
- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение за счет бюджетных средств социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы только один раз.
Важнейшим целевым показателем подпрограммы является количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при содействии за счет бюджетных средств - КМС:
Наименование показателя Прогноз
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Всего
КМС 250 248 247 350 350 1 445
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма будет реализовываться в 2011-2015 годах, одноэтапно. В этот период будут продолжены мероприятия по оказанию государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы.
4. Система основных мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы предусматривают развитие системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
Система мероприятий подпрограммы (приложение № 5 к Программе) включает мероприятия по следующим направлениям:
1. Нормативное правовое обеспечение реализации подпрограммы включает разработку нормативных правовых документов, связанных с реализацией мероприятий подпрограммы.
2. Финансовое обеспечение реализации подпрограммы включает разработку финансовых и экономических механизмов межбюджетных отношений в рамках оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовку необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проекта областного бюджета на соответствующий год и на плановый период, а также уточнение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы.
3. Организационные мероприятия подпрограммы:
3.1. Отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых молодым семьям в качестве социальных выплат.
3.2. Сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы; формирование и утверждение министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области сводного списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по Калужской области.
Порядок формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка устанавливается министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, местом постоянного жительства которой является Калужская область, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления по месту постоянного жительства в соответствии с федеральной подпрограммой;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Полномочия по определению Порядка и условий признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты, предоставляемой в рамках подпрограммы, устанавливаются органами государственной власти Калужской области в соответствии с законом Калужской области.
3.3. Отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме и распределение в установленном порядке субсидий между муниципальными образованиями по методике, установленной министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.
Порядок отбора муниципальных образований Калужской области для участия в подпрограмме устанавливается Правительством Калужской области.
3.4. Участие в конкурсных отборах субъектов Российской Федерации в рамках - реализации федеральной подпрограммы.
3.5. В соответствии с настоящей подпрограммой предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат:
3.5.1. а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
3.5.2. Дополнительных социальных выплат за счет средств областного бюджета:
– при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита или займа, предоставленного на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечного жилищного кредита, либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Порядок и условия предоставления молодым семьям дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита или займа, предоставленного на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечного жилищного кредита, либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья определяются Правительством Калужской области;
– для возмещения части процентной ставки по кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе по ипотечным жилищным кредитам.
Порядок и условия предоставления молодым семьям дополнительных социальных выплат для возмещения части процентной ставки по кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе по ипотечным жилищным кредитам, определяются Правительством Калужской области.
3.6. Отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг молодым семьям – участникам подпрограммы по приобретению жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья в соответствии с критериями отбора, требований к ним и правилами оказания ими услуг, установленными на федеральном уровне (при необходимости).
3.7. Осуществление контроля за реализацией подпрограммы на региональном уровне в пределах полномочий, проведение мониторинга реализации подпрограммы на региональном уровне заказчиком Программы, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов о реализации подпрограммы.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объемы финансирования подпрограммы в разрезе мероприятий в 2011-2015 годах отражены в приложении № 5 к Программе.
Объемы финансирования подпрограммы на 2011-2015 годы:
(в действующих ценах каждого года)
Источник финансирования Объемы финансирования (тыс. руб.)
2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год Всего
Федеральный бюджет2 22 000,00 21 000,00 20 000,00 27 000,00 27 000,00 117 000,00
Областной бюджет3 171 500,0 171 500,00 171 500,00 231 500,00 231 500,00 977 500,00
Местные бюджеты4 в рамках текущего финансирования
Внебюджетные средства5 243 000,00 241 500,00 240 000,00 340 500,00 340 500,00 1 405 500,00
Итого 436 500,00 434 000,00 431 500,00 599 000,00 599 000,00 2 500 000,00
_______________________________
2- Для исполнения подпрограммы будут привлекаться средства федеральной подпрограммы, объемы средств федерального бюджета ежегодно уточняются по результатам конкурсных отборов субъектов Российской Федерации.
3 Объемы финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняются законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
4 Объемы финансирования подпрограммы за счет средств местных бюджетов ежегодно уточняются в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах на очередной финансовый год.
5 К внебюджетным источникам, привлекаемым для реализации мероприятий подпрограммы, относятся:
– средства банков и других организаций, предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
– средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
Анализ рисков, причин их возникновения и механизмы их минимизации при реализации программы приведены в пункте 5 «Ресурсное обеспечение Программы».
6. Механизм реализации подпрограммы
Организацию реализации мероприятий подпрограммы осуществляет заказчик Программы. Единый механизм реализации Программы указан в разделе 6 «Механизм реализации Программы» Программы.
7. Организация управления подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Управление подпрограммой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечивается заказчиком Программы. В разделе 7 «Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения» Программы указана единая для всей Программы система организации управления и контроля за ходом выполнения Программы и её подпрограмм.
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется по важнейшему целевому показателю подпрограммы – количеству молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при содействии за счет бюджетных средств.
8. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы и использования бюджетных средств будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
адресного предоставления бюджетных средств;
использования молодыми семьями собственных и привлечения кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит в 2011-2015 годах обеспечить жильем 1 445 молодых семей, нуждающихся в решении жилищной проблемы, в том числе в 2011 году – 250 молодых семей, в 2012 году – 248 молодых семей, в 2013 году – 247 молодых семей и по 350 молодых семей в каждом последующем году, а также позволит обеспечить:
увеличение платежеспособного спроса на жилье молодых семей;
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих кредиты или займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные жилищные кредиты, а также собственных средств граждан;
развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
формирование активной жизненной позиции молодежи;
укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий