Страницы

20 апр. 2011 г.

Министерское обоснование роста тарифов в России


На мое письмо к Президенту РФ о повышении тарифов на коммунальные услуги с просьбой пояснить, как мне объяснять населению повышение на 15%. Получил ответ от Федераль ной службы по тарифам. Обоснование, вы его ниже можете прочитать, мягко говоря, пустяшнее. Для прояснения ситуации позвонил по телефону исполнителя. Думал, что то дополнительно узнать. Узнал только одно. Это решение правительства РФ а они только исполнители. Предлагаю обсудить обоснование. Если будут отклики, готов стучаться повторно.
Вячеслав Горбатин.




Уважаемый Вячеслав Александрович!
Федеральная служба по тарифам в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 года № П9-8655 рассмотрела Ваше обращение от 28 февраля 2011 года № 111 по вопросу роста цен (тарифов) на электрическую энергию и газ и в пределах своей компетенции сообщает.
Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, разработанным Минэкономразвития России и одобренным на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2010 года, определено, что прирост оптовых цен на газ за год в среднем по Российской Федерации составит 15 %, прирост цены на электрическую энергию - в среднем 13-15 %. Для населения прирост оптовых цен на природный газ в 2011 году по отношению к декабрю предыдущего года составит 15 % (с 1 января - на 5 %, с 1 апреля - на 9,5 %). Прирост тарифов на электрическую энергию для населения в 2011 году составит 10 %.
Опережающий рост цен на газ в настоящее время вызван необходимостью коррекции заниженного уровня цен на газ, сложившегося в начале 2000 годов.
С 1996 года по 1999 год в целях снижения инфляции, создания условий для роста экономики после экономического кризиса 1998 года уровень оптовых цен на газ вообще не менялся. В последующие периоды рост цен на газ не превышал значений индексов инфляции, рассчитываемых Минэкономразвития России. И только начиная с 2002 года реальный рост оптовых цен на газ с учетом инфляции составлял минимальную положительную величину. А в условиях естественного истощения действующих месторождений газа, мощности которых были введены в 70-80 годах, и стареющих основных фондов в добыче и трубопроводном транспорте, требуются значительные инвестиции, как для поддержания достигнутых объемов его добычи, так и для освоения новых месторождений и строительства трубопроводов. Поскольку новые месторождения будут развиваться преимущественно на территории полуострова Ямал в тяжелых климатических условиях и при полном отсутствии какой-либо инфраструктуры, себестоимость их разработки и эксплуатации будет в 3-4 раза выше действующего уровня.
С другой стороны, при существующем уровне цен природный газ фактически вытесняет уголь и, в первую очередь, мазут из топливного баланса, что имеет негативные последствия с точки зрения обеспечения энергетической безопасности страны и развития других топливных отраслей.
Сложившаяся ситуация препятствует использованию альтернативных источников топлива, в том числе разработке региональных месторождений топливных ресурсов (торфа и т.п.). Экспортные доходы, получаемые ОАО «Газпром» от поставок газа в страны Западной Европы и СНГ, вместо их направления на вышеперечисленные цели развития отрасли используются для субсидирования внутреннего рынка, что только усиливает проблему неэффективного использования природных ресурсов.
Таким образом, принимаемые Правительством Российской Федерации решения по росту оптовых цен на газ направлены на обеспечение повсеместного внедрения энергосберегающих технологий в сфере потребления газа и обеспечения сбалансированности спроса и предложения на газ на внутреннем рынке.
При этом необходимо отметить, что в соответствии со сложившейся в России практикой цены на газ для населения устанавливаются на льготном уровне, не покрывающем фактические затраты по добыче и транспорту газа и перекрестно субсидируются ценами для промышленных потребителей (оптовая цена для населения составляет около 76% от цены промышленности, тогда как в Европейских странах, учитывая объективные повышенные удельные расходы, связанные с распределением меньших объемов газа, розничные цены на газ для населения в 2-2,5 раза выше).
С 1 января 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-Ф3 «Об электроэнергетике» электрическая энергия в ценовых зонах оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - ОРЭМ) в полном объеме (за исключением объемов поставки населению и приравненных к нему категорий потребителей) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Цена поставки электрической энергии конечным потребителям формируется как сумма свободной (нерегулируемой) цены покупки с


ОРЭМ, и регулируемой части, состоящей из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и тарифов на услуги системного и коммерческого оператора на оптовом рынке.
Свободная (нерегулируемая) цена покупки с ОРЭМ формируется на основе спроса и прехтожения на оптовом рынке электрической энергии (мощности).
Оплата услуг операторов рынка устанавливается ФСТ России. По решениям на 2011 год сумма тарифов на оплату услуг операторов рынка составляет 2,874 руб. МВт.ч.. в том числе тариф на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в размере 2,178 руб./МВт.ч. (приказ ФСТ России от 7 декабря 2010 года Л° 396-э/1) и тариф на услуги коммерческого оператора ОАО «АТС» в размере - 0,696 руб./МВт.ч. (приказ ФСТ России от 16 ноября 2010 года № 305-э/1).
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии (мощности) и сбытовая надбавка гарантирующего поставщика определяются решениями региональных органов регулирования субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ггунктом 4 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года 35-ФЗ (с последующими изменениями) регулирование в отношении распределительных сетевых компаний, созданных в результате реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации, с 1 января 2011 года осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала (далее - метод RAB). Это должно обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг.
Однако переход к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода RAB повлек значительный рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Калужская сбытовая компания» в 2011 году увеличилась на 127,87%.
Таким образом, основной причиной роста цены электрической энергии в Калужской области в 2011 году стало увеличение цены приобретения электрической энергии гарантирующим поставщиком с оптового рынка, рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным сетям в связи с переходом к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода RAB.
В рамках реализации поставленной Правительством Российской Федерации задачи об обеспечении уровня роста цен на электроэнергию в 2011 году не выше 15 % Правительство Российской Федерации поручило Федеральной службе по тарифам и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов пересмотреть принятые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО «Федеральная сетевая компания Единой электрической системы», установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, а также осуществить корректировку факторов, влияющих на стоимость покупной энергии (мощности) с оптового рынка (цен продажи мощности генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, и составляющих цен на мощность АЭС и ГЭС, соответствующих размеру денежных средств, необходимых для обеспечения их безопасной эксплуатации и финансирования инвестиционных программ). Указанные решения будут приняты до 1 мая 2011 года.
Нелегальная служба по тарифам отмечает, что в настоящее время ос\тдествляется постепенный отказ от социальной поддержки населения методами директивного снижения цен для отдельных «групп потребителей», при котором пропадает смысл экономической деятельности, с переходом на использование системы адресного субсидирования граждан.
Порядок субсидирования установлен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (с изменениями на 24 декабря 2008 года).
Вопросы о цене бензина, продуктов питания, зарплатах бюджетников в соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332 (с изменениями на 24 марта 2011 года), к компетенции ФСТ России не относится.

1 комментарий: