Страницы

11 апр. 2011 г.

Влиятельная лесть

Мой друг из города Перми прислал свою статью. Она дискуссионная. Написана в демократическом регионе и поэтому интересна, так как там разрешается высказывать мнение.Прошу ознакомиться.

Вячеслав Горбатин.

Лесть, помимо прочего, – это такой допотопный, но до сих пор вполне эффективный способ влияния простолюдинов на «людей власти». Восхваляя власть, простолюдин обменивает восхваление на властные услуги. По сути лесть – это один из социальных институтов, обеспечивающих влияние «низов» на «верхи». Институт «социальной лести» повсюду в мире обеспечивается пышными титулами властителей, ритуалами подданнического поведения, процедурами приёмов и аудиенций, правилами написания прошений и т.п. В Новейшее время массовая организованная «социальная лесть» стала называться «культом личности» и гарантировала простолюдинам безопасность, а иногда и благосостояние. «Человек власти» живёт с постоянным ощущением «недогосподства». Над ним всегда висит угроза потерять власть, быть недооценённым в своей властности «сверху», «сбоку» или «снизу». Поэтому «человек власти» нуждается в постоянном подтверждении своего статуса. Для этого он ежедневно должен демонстрировать окружающим свою способность доминировать, во всех её проявлениях. Простолюдин пользуется этим и «включает лесть» - помогает «человеку власти» демонстрировать свою властность. Лесть – это демонстративное символическое подтверждение властности, поэтому «человек власти» готов за неё платить. К тому же, лесть - самый дешёвый и необременительный для обеих сторон способ «подтверждения властности». Правда, поэтому же - он и самый ненадёжный для «человека власти», но простолюдину-то какое дело. С точки зрения низового влияния на власть, одной из форм «социальной лести», как ни странно, является жалоба. Жалуясь высшей власти на низшую, жалобщик подтверждает «высшесть» высшей власти, поддерживает её статус, усиливает её. Каждая жалоба на «низшую власть» – новый кирпичик в фундамент «высшей власти». Жалобы, в известном смысле, делают власть властью. Поэтому «высшая власть» готова своей позитивной реакцией «платить» простолюдинам за жалобы на «низшую власть». Очень часто жалоба простолюдина неэффективна именно потому, что не содержит в себе лести. Некоторые российские жалобщики умудряются так жаловаться высшему начальству на низшее, что камня на камне не оставляют ни от того, ни от другого. Главный же посыл любой жалобы очень прост: «высшее начальство - единственный и неповторимый спаситель от произвола низшего, потому что высшее начальство по определению справедливее, умнее, компетентнее и, главное, сильнее любого низшего начальства». При этом важно, чтобы из жалобы было понятно, что низшее начальство стало плохим не по недосмотру высшего, не потому что высшее плохо управляет низшим (не дай бог), а как бы само по себе, по личному произволу. Тень от плохого поступка низшего начальства не должна ложиться на высшее. Если всё это выдержано в жалобе и жалоба дойдёт до получателя, то позитивная реакция очень вероятна. Хочешь унизить власть – перестань ей жаловаться, перестань у неё просить – «если мне не жалуются, если не просят моей помощи, значит, не верят в мою властную силу». Власть, которой не жалуются – не считают властью. И наоборот: если вы не считаете себя властью, но вам начинают жаловаться, значит, вы становитесь властью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий