Страницы

19 мар. 2011 г.

ЗАРПЛАТЫ ЧИНОВНИКОВ

ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИВЯЗАНЫ К СРЕДНЕМУ УРОВНЮ ЗАРПЛАТ В СТРАНЕ

Недавно Росстат опубликовал данные о среднем уровне зарплат чиновников федеральных министерств и ведомств за 2010 год. Он составил 60,7 тыс. рублей. По сравнению с позапрошлым годом увеличение составило 4,3%. Сам по себе рост, вроде бы, небольшой, но приведенная статистика вызвала весьма бурные обсуждения в СМИ и в Интернете. И это понятно.

Ведь люди невольно проецируют чиновничьи зарплаты на среднюю зарплату по стране, которая составляет около 21 тыс. рублей. То есть речь в данном случае идет о почти троекратном разрыве.
Если же посмотреть динамику за последние годы, мы убедимся, что этот разрыв растет и растет. Причем, я повторюсь: это мы берем, так сказать, «среднюю температуру по больнице».

А если рассматривать зарплаты руководителей министерств и ведомств, других высокопоставленных чиновников, то тут уже речь идет о 14-15-кратных разрывах и более. Ни в одной развитой стране мира ничего подобного нет. Похоже, мы породили еще одну, крайне болезненную для общества зону социального расслоения, которая чревата отчуждением власти от народа, превращением чиновничества в привилегированную касту, безнадежно оторванную от забот и нужд простых россиян.

Оговорюсь: я отнюдь не ратую за то, чтобы зарплаты федеральных и региональных госслужащих были низкими.
Нет, если мы хотим, чтобы в госаппарате работали настоящие профессионалы, конечно, их надо соответствующим образом стимулировать.
В то же время нельзя впадать в ту крайность, когда теряется всякая связь между оценкой работы госаппарата и реальными процессами в экономике, социальным самочувствием населения.


Смысл работы федеральных чиновников в конечном счете заключается в том, чтобы росло благосостояние всей страны. Поэтому было бы логично привязать их зарплату с определенным коэффициентом к средней зарплате по России. Аналогичный подход вполне резонно осуществить и в отношении госслужащих регионального уровня, привязываясь к среднему уровню зарплат в том или ином субъекте Федерации. Уверен: это было бы и справедливо, и полезно с точки зрения повышения эффективности работы госаппарата, нацеленности его на конечные результаты.

Нельзя не сказать и о еще одном важном аспекте данной проблемы.
Совершенно ненормально, что у нас образовались две разительно отличающиеся категории лиц, получающих зарплаты из государственной казны. Первая - это чиновники. А вторая - учителя, врачи, воспитатели детсадов, библиотекари, музейные работники и т.д.
Среднестатистический российский бюджетник выглядит просто изгоем по сравнению со среднестатистическим чиновником, уступая в оплате труда в 4-5 раз. А ведь еще надо разобраться, чей труд более важен и ценен для государства. Чем, собственно, смогут помочь стране даже самые высокооплачиваемые чиновники, если деградирует система образования, здравоохранения, сфера культуры и т.д.?

Полагаю, что настала пора серьезно задуматься над тем, что дальнейшее нарастание разрывов в оплате труда госслужащих и всех остальных бюджетников вредоносно и опасно. Такого рода дисбалансы чрезвычайно ослабляют нашу государственную машину.
Пора разворачивать тенденцию.

Нужно наоборот вести дело к сближению размеров зарплат. В перспективе же за учителями, врачами, работающими в системе государственной медицины, сотрудниками государственных учреждений культуры должен быть законодательно закреплен статус госслужащих с соответствующим уровнем оплаты труда и социальными гарантиями
А Вы как думаете?
Вячеслав Горбатин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий